12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лаптева Мария Юрьевна1377
Воспитатель МКДОУ ,, Детский сад 2 ,, Солнышко''
Россия, Свердловская обл., Талица
​​​​​​​

t1678982409aa.png

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

ЖУРНАЛ НАСТАВНИКА

(4 СЕЗОН РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ НАСТАВНИЧЕСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СТАРТ В БУДУЩЕЕ»)














ЖУРНАЛ НАСТАВНИКА




Лаптева Мария Юрьевна

Воспитатель

МКДОУ «Детски йсад 2 «Солнышко»


Наставляемый: Кузеванова Виктория Ивановна

( студентка ДО, 3 курс)




t1678982409ab.jpg













Журнал наставника (выпуск 3) Модуль 3, сезон 4 / сост. И.Ю. Устьянцева, Г.Н. Кочнева, А.В.Якимова. Камышлов : ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021.




Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 264860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Маяковского, д.11.; тел. 8(34375) 2-08-03, е-mail izkpk@mail.ru, http:// kpk.uralschool.ru




Журнал наставника – это методическое пособие, которое включает рекомендации по реализации этапов деятельности наставника в процессе взаимодействия наставляемым на основе выявленных профессиональных дефицитов. Журнал заполняется наставником в электронном виде в течение учебного 2021-2022 года во взаимодействии с наставляемым и размещается в мае 2022 года в электронном виде в личный кабинет (ссылку вышлем). Номера страниц в содержании журнала могут корректироваться по ходу его заполнения, также можно выделять цветом, вставлять картинки, схемы и.т.п.. можно добавлять свои пп. в содержании, эпиграфы, цитаты (то есть можно проявлять творческий подход!). а также ссылки на документы.

*Собирайте фото свидетельства своих действий по передаче опыта, пишите новости и выкладывайте в закрытой группе ВК «Старт в будущее»

По содержательным вопросам заполнения дневника участникам 3 Модуля можно обращаться к Афонасьевой Елене Сергеевне (e.afonasieva@yandex.ru), по общим вопросам можно обращаться по телефону/вацап 89097044088 к Устьянцевой Ирине Юрьевне или по электронной почте kettyus@yandex.ru или ВК в ЛС.




©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА НАСТАВНИКА……………………..………………..6

ШАГ 1 «ЗНАКОМСТВО С НАСТАВЛЯЕМЫМ»……………………………….7

ШАГ 2 «ОРИЕНТАЦИЯ: ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ДЕФИЦИТОВ/ЗАТРУДНЕНИЙ У НАСТАВЛЯЕМОГО»……….……………..8

ШАГ 3 «ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАСТАВНИКА»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА (ПО ЭТАПАМ НАСТАВНИЧЕСТВА) …………………………………………………………….12

ШАГ 4 «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ»…15

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение


Проект «Старт в будущее» направлен на отработку механизмов реализации развивающей практики наставничества в Свердловской области через включение в реализацию регионального проекта «Старт в будущее».

Региональный проект по развитию наставничества в Свердловской области «Старт в будущее» является одним из подпроектов проекта «Диагностико-аналитический консалтинг и развивающие практики как условие непрерывного профессионального развития педагогов» (ГАОУ ДПО СО «ИРО» в рамках Федеральной инновационной площадки на период 2019-2023гг), а В 2020 году получил статус Региональной инновационной площадки «Проект по развитию наставничества в «Старт в будущее» как форма профессионально-личностного становления студентов педагогического колледжа и методической поддержки непрерывного профессионального развития педагогов образовательных организаций Свердловской области (2020-2023)

Определимся с основными понятиями Проекта - наставничество, наставник, наставляемый. Так, Г. Льюис под «наставничеством» предлагает понимать «систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому. Наставничество – комплекс мер, способствующих профессиональному становлению студентов (Е.В. Бевз).

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставляемый – молодой педагог/студент, выполняющий профессиональные функции / который готовится к выполнению профессиональных функций, под наблюдением наставника с регулярным получением конструктивной обратной связи.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Форма наставничества «студент – студент» предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

Портрет наставника-студента. Активный обучающийся старших курсов, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность).

Поэтому участие в проекте наставнику даст возможность поделиться секретами мастерства в освоении профессии, установить профессиональные связи, найти единомышленников, внести вклад в развитие в наставничества, что позволит переосмыслить направления и технологии профессиональной деятельности, поставить новые цели.


Успехов в наставничестве!

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА НАСТАВНИКА

(t1678982409ac.jpg «О СЕБЕ»)


ФИО: Лаптева Мария Юрьевна


Профессиональное образование: Высшее


Квалификационная категория: 1 кв. категория


Стаж работы: 17 лет


Педагогическое кредо/жизненное кредо: Каждый ребенок есть однажды случившееся чудо. (Э.Ильенков)


Что повлияло/кто повлиял на профессиональные взгляды, почему? (книги, люди…) Опыт коллег


Увлечения/хобби: чтение книг, путешествия


Главные проф.достижения: Почетная грамота Главы ТГО от 22.09.21 за многолетний добросовестный труд, большой вклад в систему дошкольного образования Талицкого городского округа. Диплом победителя всероссийского дистанционного конкурса на лучшую статью «Эффективные образовательные технологии в условиях внедрения ФГОС нового поколения»март 2021


Ведущие технологии обучения и воспитания: здоровьесберегающие технологии, игровые, технология портфолио, икт-технологии, исследовалельской деятельности.



Почему заинтересовало наставничество/предмет наставничества?

Наставничество – особая технология, которая дает не только возможность поделиться опытом с наставляемым, систематизировать свои зания, суметь их передать другому человеку, но это и возможность самому расти и развиваться. Перенять в общении с молодым поколением педагогов новые приемы, методы работы с детьми.


Главная задача педагога-наставника – это поделиться секретами профессионального мастерства, установить профессиональные связи, найти единомышленников.


1 ШАГ «ЗНАКОМСТВО С НАСТАВЛЯЕМЫМ»

(«О НАСТАВЛЯЕМОМ» )

(Цель: узнать, как можно больше о наставляемом, установить контакт)

t1678982409ad.jpg


ФИО: Кузеванова Виктория Ивановна,

студентка 3 курса

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

Место учебы: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Педагогическое кредо/жизненное кредо: «Каждый ребёнок талантлив по-своему»

Любимые учебные предметы/курсы (в обучении): Основы проектно-исследовательской деятельности, а также психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Увлечения / хобби: спорт, ногтевой сервис, путешествия

Ожидание от профессии: выбрав будущую профессию учителя, я полна энтузиазма, желания давать знания детям, делиться с ними жизненным опытом, видеть заинтересованность в детских глазах

Самые главные достижения в учебной/учебно-профессиональной деятельности: успешное прохождение практик в детском саду, проведение различных видов деятельности детей дошкольного возраста, режимных моментов, а также организация игровой деятельности детей.

Почему заинтересовало наставничество/участие в Проекте? Как молодому специалисту мне необходим опыт и рекомендации опытного воспитателя-наставника, для саморазвития и самореализации.







ШАГ 2 «ОРИЕНТАЦИЯ: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ/ЗАТРУДНЕНИЙ» (OBJECTIVE)

Перед дальнейшей работой заполните входную анкету наставника по ссылке: будет выслана позже https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfy1ozPXn-AEcDkba0T-wD7_QZKKeONjdrB6tChRh9UxMNPSw/viewform


Укажите предмет наставничества:

Технология детского экспериментирования как средство развития исследовательских умений дошкольников

- Сделайте вывод о ключевых дефицитах/затруднениях наставляемого в области выбранного предмета наставничества



Затруднения в предмете наставничества

В теории что не знает?





В умениях, действиях (практика)

Что пока не умеет?

Задавать наводящие вопросы, выводить детей на диалог



В отношении

Что не осознает?




ШАГ 3 «ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАСТАВНИКА»

Совместно с наставляемым спланируйте содержание, формы работы наставника с учетом этапов наставничества, определите сроки реализации и форму представления результатов/или заполняйте по мере выполнения работ проекта


Название этапа наставничества,

его цель

Содержание деятельности наставника, формы, методы работы наставника

Сроки

Результат этапа

(с позиции наставника и наставляемого) (научился, узнал, сделал, проф.навыки сформировал и др.)/Отметка о выполнении

Ссылка на свидетельства

Подготовительный этап

Беседа с наставляемым о выборе предмета наставничества

сентябрь

Выбор предмета наставничества определен

Регистрация на участие в Проекте

Оформление заявки наставника

03.10.2021

Заявка оформлена и отправлена

Просмотр Торжественного открытия 4 сезона Проекта

https://www.youtube.com/watch?v=_IXWaVM2BTk&t=12s


29.10.2021

Церемония открытия просмотрена онлайн

Знакомство

Формы работы: беседа, деловая игра, интервью и т.п.

Встреча с наставляемым, просмотр портфолио, рассказ о себе

03.12.2021

Встреча прошла конструктивно

Выявление и анализ дефицитов в реализации у наставляемого

Формы работы: анализ, оценка и др.




Планирование работы

Примерно продуман план совместной работы

декабрь


Реализация наставничества по этапам




«Я расскажу – ты послушай!» (TELL) Наставник рассказывает о предмете наставничества, предварительно разделив его на части. Большие задания рекомендуется разделять на несколько частей и проводить по каждой отдельные встречи. Дать задание наставляемому по изучению в теории по предмету наставничества.

+Изучить в теории

Проверка

Наставник задает вопросы наставляемому, чтобы понять, как он усвоил, проверяет материалы (доклад, подборка, реферат и т.д)


Наставник приготовил презентацию о предмете наставничества, которая была отрпавлена наставляемому. Наставляемый изучил материалы, на основе которых приготовил творческий отчёт о предмете наставничества.

Рекомендации по поиску необходимой информации в сети Интернет









февраль

Произошел обмен опытом, заметен интерес с обеих сторон в сотрудничестве по теме

«Я покажу – ты посмотри!»

(SHOW). Наставник показывает способы выполнения задания, добавляя комментарии по ходу выполнения. По окончании наставник спрашивает, все ли было понятно

Формы наставника: открытый показ, мастер-класс, видеозапись и др.

Форма работы наставляемого: анализ, рефлексия представленного опыта, банк материалов наставника



Показ открытого занятия

«Невидимка, которого нет»





февраль

Демонстрация

опыта реализации технологии наставляемому



«Сделаем вместе

(DO IT TOGETHER)

Выполнение действия вместе с наставником

Форма работы: совместная разработка, проведение интегративных зянятий, проф.пробы



Совместное проведение открытого занятия «Жизнь батарейки», участие наставляемого в занятии и в обсуждении занятия.







март

Отмечается хороший уровень профмастерства в работе с детьми у наставляемого

«Сделай самя подскажу(DO IT YOURSELF- I'LL GIVE YOU A HINT)

Самостоятельная разработка заданий, технолог.карт, метод материалов и др.,, проведение и т.п.(наставник может подсказывать)



Разработать сценарий мероприятия «Живая земля»






Начало апреля

Проверка сценария.

Консультация по предварительной работе к мероприятию.

«Сделай сам и расскажи, что сделал!»

Самостоятельное проведение/

Представление результатов


Самостоятельно разработать сценарий.

Предварительная работа с детьми.


Провести мероприятие. Наставляемый в роли ведущего мероприятия.






Конец

апреля

Наставляемый самостоятельно провел занятие; всё получилось!


Сделал сам-научи другого (DO IT YOURSELF- TALK TO ME)

Подготовка наставляемого к проведению мастер-класса на 5-7 минут или Представление результатов работы на онлайн-марафоне в мае


май


Представление опыта наставничества на разных уровнях

Формы: участие в НПК, конкурсах, выступление с докладом




Подведение итогов работы и оценка результатов

Формы: заполнение анкеты, отчетной документации, работа в личном кабинете


май



ШАГ 4 «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ»

- Сделайте вывод по итогам беседы с наставляемым, наблюдения, самооценки о ключевых приращениях у наставляемого в области реализации выбранной технологии



Ключевые приращения у наставляемого в области предмета наставничества

В проф.знаниях (теория) что узнал наставляемый?

Расширение знаний о предмете наставничества




В проф.умениях, действиях (практика), чем овладел?


Приобретение нового опыта в общении с детьми и коллегами


*Во взглядах, позиции, отношении

Искреннее желание работать с дошкольниками



- Сделайте вывод о собственных приращениях, как наставника


Профессиональные приращения наставника по итогам работы

В проф.знаниях (теория) что узнал?

Углубление знаний по теории вопроса




В проф.умениях, действиях (практика)?

Совершенствование форм и методов работы по теме наставничества



*Во взглядах, позиции, отношении

Искреннее желание делиться опытом с наставляемым



Укажите мероприятия, где Вы участвовали в течение года с наставником (конкурсы, НПК…)

Название, дата, место

Результат (сертификат, диплом и т.п.)

Открытый фестиваль «Я - наставник»

сертификат




Укажите, как ВЫ представляли результаты в новостях ВК в группе «Старт в будущее»?

Дата

Ссылка на новость

04.12.21

https://vk.com/wall-179710559_922

26.03.22

https://vk.com/wall-179710559_1069


Укажите что разработали/создали в течение года с наставником (сайт, сборник заданий…

Название разработки/составители

Ссылка на разработку

Конструкт совместной деятельности педагога с детьми старшей группы

в образовательной области «Познание»

Опытно-экспериментальная деятельность «Жизнь батарейки»

https://vk.com/doc474627707_629885197?hash=

9xloR2R2Snd2HlLUkV2e83SnidpMpDJm4W0gJj

TXRy8&dl=5JTfuMYT3tXscXvAEiyZNzVVRzLpa

BmYxzwVpOVDZWg

Конструкт по опытно-экспериментальной деятельности на тему:«Живая земля»

Старшая группа (5 – 6 лет)

https://vk.com/doc419864028_633495806?hash=

dzx6bZzMV0ajj8zqpIVECExCLSbIvzlQB41Swb4gqo

H&dl=D4dZNLeJS0yaVPwqdz5kN0fa3lp5RFvpuNYK0g6jnVH

ЗАПОЛНИТЕ ОНЛАЙН АНКЕТУ УЧАСТНИКА

(БУДЕТ ВЫСЛАНА ССЫЛКА В КОНТАКТЕ в мае 2022)


ПОБЛАГОДАРИТЕ НАСТАВЛЯЕМОГО!



ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДКЛЮЧИТЕСЬ К ГРУППЕ ВК

Старт в будущее в ноябре



БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ И ЖЕЛАЕМ ДАЛЬНЕЙШИХ УСПЕХОВ В ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИИ!


***

Приложение 1

Ссылки на информацию о проекте:

Ссылка на сайт проекта «Старт в будущее» https://eafonasieva.wixsite.com/mysite (*ввести в верхнюю поисковую строку)

Ссылка на сайт ГАПОУ СО "Камышловский педагогический колледж" НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ https://kpk.uralschool.ru/?section_id=130

Группа в контакте Старт в будущее https://vk.com/club179710559


Адрес оргкомитета проекта: medsob@mail.ru (для заявок и вопросов)





Приложение 2


На заметку наставнику!

НАСТАВНИЧЕСТВО


Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).

Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:

– во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;

– во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником;

– в-третьих, настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;

– в-четвертых, выполнение функций наставника может (и должно!) помочь в развитии педагогической карьеры учителя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе школы;

– в-пятых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций!


t1678982409ae.gif

Рисунок – 1 Этапы наставничества

Приложение 3


Методы работы наставника (для плана)


Инструктаж, объяснение,

развитие (направляющая роль наставника)

кластеры целей,

метод постановки развивающих задач,


постановка целей SMART

(само слово smart в переводе на русский, означает «умный», а результаты работы должны быть: конкретными (specific), измеримыми (measurable), достижимыми (attainable), значимыми (relevant),

соотносимыми с конкретным сроком (time-bounded).

обзоры педагогической литературы,

деловые игры,

дискуссии, беседы,

корзина идей,

участие в вебинарах,

метод тактического контроля,

метод неоконченного предложения,

метод дерева целей,

метод анализа образовательных ситуаций,

метод проблемных вопросов,

метод аргументации выбора,

педагогическое наблюдение,

анализ результатов,

обобщение независимых характеристик,

соревнование,

поощрение,

метод положительной оценки,

положительное подкрепление,

отрицательное подкрепление,

невербальные сигналы,

метод анализа причин и установления причинно-следственных связей, самодиагностика и взаимодиагностика,

метод создания ситуаций для анализа затруднений профессионального поведения др.

Технологии работы наставника:

Технология 5 шагов

Технология обратной связи высокого качества (ТВСК )

Приложение 4



ЖУРНАЛ

взаимопосещений педагогом-наставником занятий наставляемого

на 2021/2022 учебный год

ФИО наставника_____________________________________________ФИО наставляемого__________________________________________

Лист анализа проведенного занятия и диагностики преподавательской деятельности

Общие выводы по занятию

(*для наставника-сильные стороны и рекомендации наставляемому;

*для наставляемых-узнал, научился, приобрел опыт, саморекомендации)



Дата проведения взаимопосещения

Наименование дисциплины, вид/форма учебного занятия

Ф.И.О. педагога/

студента, проводившего занятие

Квалификационная категория

Ф.И.О. педагога-эксперта

Квалификационная категория





































































Приложение 5

Карта опыта наставника

по итогам участия в 4 сезоне Проекта «Старт в будущее»

(фиксируется в графической форме приобретенный опыт, дата – опыт)

*t1678982409af.gift1678982409ag.gif можно воспользоваться сервисом  Canva иди др.


Дата введения 29.10.2021

Страница 19

Страниц 19


Опубликовано


Комментарии (2)

Тарасова Ирина Викторовна, 19.07.23 в 17:03 2Ответить Пожаловаться
Вы - молодчина, Мария Юрьевна! Огромная работа проведена. Благодаря Вашему труду, нашего "полку прибыло"!
Лаптева Мария Юрьевна, 29.07.23 в 19:29 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Ирина Викторовна, вы правы. Моя девочка - практикантка этим летом уже вышла на работу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.