12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аксенова Елена Валентиновна466
1990 году окончила РГПИ, факультет естествознания. Люблю учить детей, открывать вместе с ними большие и маленькие тайны природы. В педагогической деятельности применяю различные технологии. Своим творчеством часто делюсь с коллегами. Руководитель ШМО
Россия, Ростовская обл., Октябрьский район, пос.Нижнедонской
4

Значение растений в природе и жизни человека



Аксёнова Елена Валентиновна учитель биологии, химии и ОБЖ высшей категории

Урок биологии в 5 классе

Учебник: Биология 5 класс, Н.И. Сонин

Тема: «Значение растений в природе и жизни человека»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цели: повторить отделы растений и уметь их сравнивать, формирование у учащихся понимания роли растений в природе и жизни человека; создание условий для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости растений, а также их роли в природе.

Метапредметные:

Познавательные: исследование: работа с гербариями, таблицами, изображениями растений, выдвижение предположений на какие группы делятся культурные растения; уметь выделять лишний объект и доказывать свой выбор; умение структурировать материал, работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую – заполнять таблицы;

Коммуникативные: умение работать в паре и группе, способность передавать содержание; умение перефразировать мысль;

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей

Предметные: умение объяснять роль растений в природе и жизни человека.

методы и формы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный; исследовательская деятельность.

Оборудование: гербарии, презентация, распечатанные фото дикорастущих и культурных растений (1 комплект на парту), индивидуальные листы опроса, таблицы для групповой работы (1 на 4 человека)

 

Ход урока

Организационный момент

(Приветствие, настрой на работу). (слайд 1)

У. Какой сегодня прекрасный морозный денёк! Ах! Так хочется немного лета! Хотите, мы сейчас ворвёмся в лето? Помните, как в сказке о 12 месяцах? Мы ведь тоже с вами чуть-чуть волшебники! У нас есть волшебная сила … СЛОВА!..

Закройте глаза… Вслушайтесь в эти прекрасные строки. (слайд 2)

Родная степь… Бескрайние просторы…

Кузнечики куют как ковали…

Да солнце по колено бродит в росах,

Да шепчутся о чём-то ковыли….

Какая картина появилась перед вашими глазами?

Какие растения вы наблюдаете в нашей родной степи? (ребята перечисляют)

Отгадайте: Одно посеял – целую горсть взял! Правильно – зерно! Сегодня дополнительные баллы я буду раздавать за правильные ответы в виде «зерен разума». У кого наберётся их больше 5, тот может себе добавить балл к оценке!

 

Проверка Д/з, восприятие и коррекция опорных знаний по теме «Покрытосеменные растения»

У. Вы сейчас называли в основном цветковые растения, которые мы изучали неделю назад.

Фронтальный опрос:

1. Как иначе называют отдел Цветковые растения? (Покрытосеменные)

2. Почему их так называют? (Семя покрыто плодом)

3. Каковы преимущества покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными?

4. Как в обыденной жизни м назовём яблоню, берёзу, сосну? (Дерево)

5. А как мы это определяем? По каким критериям? (Один главный одревесневелый ствол, высокие, крепкие…)

6. Шиповник, тёрен, смородина – это … (кустарник)

7. Как мы поймём, что перед нами кустарник? (много одинаковых стволиков, не выше 4 метров)

8. Что называют травами? (растения с неодревесневелым стеблем)

9. Приведите примеры.

10. Во сколько раз кустарник выше травы? А ниже дерева?

Итак, дерево, кустарник, трава – это всё … (жизненные формы растений).

Одуванчик золотой повзрослел и стал седой.

11. Каким образом распространяются семена цветковых растений? (ветер, животные, рассыпаются, разбрасываются)

Индивидуальный опрос:

Работаем с листами опроса Д/з №1-3 3 минуты.

(слайд 3, 4, 5) Поменяйтесь листами. При помощи образца на слайдах проверьте и поставьте +, где верно. Поставьте оценку своему соседу за письменное задание.

Энергизатор: «Деревья, травы, кустарники» (Встаньте в круг! При помощи пантомимы покажите дерево, кустарник, траву… У кого красивее?…) Молодцы!

Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

У. Ребята, а кто подготовил маленькое творческое задание- стихи и загадки о растениях? Рассказывайте! (Заранее проверьте, чтобы загадки ребята подобрали по всем отделам изученных растений!) Какое разнообразие растений! Мы завершили знакомство с главными отделами низших и высших растений. Что мы изучали? Их строение, места обитания. А сегодня заключительный урок по растениям. Как бы вы назвали наше занятие? Чем мы будем заниматься? Наши цели и задачи:

- повторить отделы растений,

- обобщить знания о значении растений в природе и жизни человека;

- ознакомиться с группами культурных растений.

Значит тема нашего урока: «Значение растений в природе и жизни человека»

(слайд 6) ( после обсуждения открываем цели по щелчку)

Актуализация знаний.

Учитель раздаёт задание для групп:

Рассмотрите рисунки задания № 1. Подпишите их, расставьте цифры в порядке появления данных растений на Земле. (1 мин)

Проверьте работу соседней команды по слайду (7) Какие имеются ошибки?

Введение новых знаний.

Роль растений в природе:

Растительный покров Земли образован дикорастущими растениями.

Они растут и размножаются без участия человека. (слайд 8)

(слайд 9) - Какой процесс изображен на картинке?(Фотосинтез)

- Какова его роль для жителей Земли? (Обогащение воздуха кислородом и поглощение углекислого газа, образуются и откладываются в растении органические вещества: углеводы)

Роль растений в жизни животных

(слайд 10, 11) вместе с ребятами делают вывод: только растения способны образовывать из веществ неживой природы (воды и углекислого газа) сложные питательные вещества, без которых не могут жить грибы, животные и человек. Эти вещества травоядные животные получают, питаясь растениями, а хищные – поедая травоядных животных. Многие животные используют растения в пищу. В стволах деревьев, зарослях кустарников и трав они строят себе жилища и прячутся от врагов.

Ребята, предлагаю вам опять поработать в группах. Используя эти иллюстрации (слайд 12), сделайте вывод о роли растений в жизни животных. Заполните схему № 2.

Роль растений для человека

Работа с учебником с 88-89. Каждой группе дается задание, в течение 1 минуты, найти в тексте информацию о конкретной группе растений. Выступают по 1 докладчику, комментируют слайды 14-18

Физ.мин-ка для глаз: «Леопольд на природе» (слайд 19)

Воспроизведение знаний и овладение способами деятельности.

(Слайд 20). А теперь посмотрим, что вы запомнили. У вас на столах находятся небольшие карточки с изображениями растений. Разделите их на две группы:

дикорастущие и культурные. (Работа в парах) Сверяем по образцу (Слайд 21).

Оперирование знаниями в новых ситуациях.

Для чего человек выращивает культурные растения?

Найдите в учебнике (стр. 89) схему с группами культурных растений.

Работа в парах:

Рассмотрите гербарии. Запишите названия растений в таблицу № 5 вашего личного Листа опроса. Какое из 4 растений лишнее? Почему? Докажите. (например, даются 3 пищевых растения, а одно дикое и т.д.)

Обобщение и систематизация знаний

Использование дикорастущих растений человеком

(Слайд 22).

1). Как используют люди дикорастущие растения? Какие подписи вы бы поставили под картинками? (Проверка после обсуждения в парах и озвучивания классу – по щелчку). Верно, это: лекарства, бумага, стройматериалы, топливо, корм скоту, пища человеку, натуральный каучук и резина из него. Это свежий, чистый воздух городов, это защита почвы от ветра, это защита от различных шумов.

2). Назовите группы растений, изображенных на слайде 23.

Итак, финальная блиц-работа в группах. Какая группа быстрее всех заполнит схему № 3 в командном листе?

Ответим на вопрос: «Так ли нужны растения людям, как животным?» (Безусловно, жизнь человека тоже зависит от растений)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок. Рефлексия.

Ребята, давайте сделаем общий вывод по сегодняшней теме.

Достигнуты ли поставленные цели? (Слайд 24). Оцените свою работу на уроке при помощи линейки достижений (если есть время, можно обсудить оценки свои и товарищей). Сдайте листы с работами и самооценкой.

Домашнее задание: слайд 25 §18,

1 уровень: Р.т. № 125-126

2 уровень (продуктивный): Р.т. № 129-130

3 уровень (творческий): подготовьте любое из сообщений «Как использует человек дикорастущие растения?»,

«Знакомьтесь – технические растения!»,

«Кормовые культуры», «Флористика»,

«Ландшафтный дизайн», «Зелёная аптека», «Мой огород»

Р.S. (слайд 26) Давайте подумаем над строками Самуила Яковлевича Маршака:

Человек, будь он даже гением,
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства!                

Спасибо за сотрудничество!

 

Использованные ресурсы:

Учебник Н.И. Сонина Биология 5 класс,

 цитата Самуила Яковлевича Маршака,

некоторые слайды Гринина С.Б. и Пыжук С.Б.

 

Дополнительные материалы:

Здесь будет файл: /data/edu/files/i1454703310.docx Лист индивидуального опроса

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454703362.docx Лист групповых заданий

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454703247.ppt (презентация к уроку Значение растений в природе и жизни человека

Здесь будет файл: /data/edu/files/y1454703413.docx (Раздаточный материал )

Опубликовано


Комментарии (2)

Марина Александровна Акопян, 06.02.16 в 14:56 0Ответить Пожаловаться
Хорошо написанный конспект. Соблюдаются этапы урока. Хорошее техническое оснащение урока.Интересное и полное содержание учебного материала, в соответствии с возрастными и псохологическими особенностями учащихся. Хороший урок. Спасибо.
Надежда Алексеевна Паршукова, 07.02.16 в 13:53 0Ответить Пожаловаться
Отличный урок! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.