12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шапцева Людмила Михайловна1681
Окончила Волгу в 2004 году. Работаю в школе 15 лет.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Урок в 5 классе «Знакомство с историей»

Цель урока: 

создать условия для формирования представлений об исторической науке, о способах изучения прошлого человечества, о необходимости знания исторической карты. Продолжать развивать навыки работы с текстом, атласом, рабочей тетрадью, навыки самостоятельной работы. Развитие познавательного интереса к предмету. 

Задачи урока 
Образовательные задачи:
 

- заинтересовать учебным материалом;
- способствовать усвоению базовых исторических понятий – история, исторические источники, археология, историческая карта;  
Развивающие задачи: 
- способствовать формированию умений анализировать, обобщать, делать выводы; 
- развитие умения выделять главное при работе с текстом исторического источника;
Воспитательные задачи: 
- способствовать формированию коммуникативной культуры; 
- мотивировать к изучению истории (создание благоприятного психологического фона, обстановки заинтересованности). 

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся, и знакомство наше будет не только как учителя с учениками, но и как первая встреча учащихся с новым предметом. Мы затронем разные стороны и вопросы новой для вас науки, которые будем подробно рассматривать на последующих уроках.

Мотивация.

Учитель:

Предлагаю вам рассмотреть картину И.В. Сурикова. Что вам знакомо?

Ученики:

Высказывают мнения:

на картине просматривается Красная площадь в Москве, фигура Петра Великого, значит событие несовременное.

Учитель:

Какие вопросы можно задать, чтобы выяснить недостающую информацию?


 

Ученики:

- какое событие могло собрать так много людей на площади?

- почему сам царь рядом с народом?

- отчего женщины плачут, а взгляд царя заглядывает в самую душу?

Учитель:

По каким признакам мы можем определить, что событие происходит не в наши дни?

Ученики:

- одежда людей,

- транспорт (телега на площади), лошади,

- людей ведут на казнь

Учитель:

Как вы думаете, какую страну мы посетили благодаря данной картине?

Ученики:

Страна История

Учитель:

Какая наука изучает прошлое? Давайте определим тему урока.

Ученики:

ИСТОРИЯ, тема урока «Знакомство с историей».

Учитель:

Запишем в тетради определение:

История – (от греческого слова «исследование») - наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Что мы должны выяснить на уроке? Составим план работы на урок.

Ученики:

План:

1.Что изучает наука «История»?

2.Как историки узнают о жизни людей в прошлом?

Постановка проблемы.

Учитель:

Итак, тему мы выявили, план составили, впереди нас ждёт главный вопрос: зачем нужна история?

Ученики:

Примерные ответы:

история помогает восстановить и объяснить события прошлого, лучше понять настоящее, составить прогноз на будущее.

Учитель:

Многие известные люди задавались подобным вопросом.

Предлагаю их вашему вниманию: высказывания о науке истории.

Задание: определите, с каким вы согласны и поясните свой выбор.

- Каждый может творить историю, но лишь великие люди способны ее писать. (О. Уайльд);

- То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории. (О. Хаксли);

- История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. (В. Ключевский);

- Вся наша история — вымысел, с которым все согласны. (Вольтер);

- История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (М. Сааведра).

Ученики:

Рассуждают, делают вывод о необходимости изучения прошлого человечества, чтобы понять, почему события свершились так и не иначе.

Выбирают высказывания и рассуждают.

Актуализация знаний

Учитель:

Давайте поразмышляем, какими вопросами занимается наука «История»?

Ученики:

Варианты ответов (дети предлагают свои варианты):

виды транспорта,

изменения в одежде,

виды домов разных эпох и стран,

письменность,

гербы,

различные периоды,

и т.д.

Учитель:

В чём особенность работы историка?

Ученики:

Примерные ответы:

Историк изучает прошлое человечества, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями.

Учитель: А как же учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом?

Ученики: Рассуждают и отвечают на вопрос.

Учитель: Основной работой историка является сбор исторических фактов путем проведения исследовательских работ. Учёный работает с архивными и музейными материалами и документами. Он должен прочитать древний текст. установить автора, адресата, дату написания, вид документа, затем описать информацию источника и информацию об источнике и дать объяснение полученным данным. В этом ему помогают такие специальные дисциплины, как нумизматика, геральдика, сфрагистика (наука о печатях), палеография и т.д. Этим и другим вспомогательным историческим дисциплинам мы посвятим отдельный урок.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Открытие нового знания

Учитель: Главной опорой для историка является исторический источник. Запись в тетради:

Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе (дети записывают в тетрадь).

Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний учёный начинает описание исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Как вы думаете, какие бывают исторические источники?

Ученики: Существуют разные виды исторических источников: вещественные, письменные, устные.

Учитель: Например, в пещере, где обитали древние люди, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные бросают в животное копья. Какие выводы может сделать историк? 1)люди занимались охотой, 2)их интересовала крупная добыча, 3)животное они убивали вместе, значит, их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне, 4)люди умели делать примитивное оружие.

Может ли данный источник служить однозначным доказательством жизни людей в далёком прошлом?

Ученики: Нет, не может, поскольку нарисовать могли не реальные события, а свои фантазии. Поэтому только на изобразительных источниках основывать факты невозможно.

Учитель: Верно, историки ищут более основательные доказательства. Рассматривая тот же пример, историки начинают раскопки, и в той же пещере ищут вещественные доказательства. Например, если в пещере найдут копья, стрелы или останки крупного животного, то это будет серьёзным подтверждением исторической гипотезы, а также еще одним видом источника. 

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения (дети записывают в тетрадь).

Промежуточная рефлексия

Учитель: Таким образом, можно ли узнать правду о прошлом? Представьте себя историками, что вы бы хотели изучать и какие источники бы вам понадобились?

Ученики: Размышляют и отвечают на вопросы

Открытие нового знания

Учитель: Поработаем с вами как настоящие учёные-историки с различными видами источников.

Представьте, что вы отправляетесь в археологическую экспедицию, а какую именно выберите сами и, согласно инструкции, выполняйте задания, т.е. проводите раскопки.

Но сначала посмотрим видео о работе археологов: https://www.youtube.com/watch?v=MsN_tJUe9LU

Ученики: После просмотра видеофрагмента, учащиеся работают с текстом1 о работе археологов с пропущенными терминами. Их задача вставить нужные слова, которые приведены ниже. Выполняя задание, ребята знакомятся с новыми историческими терминами. Дополнительное домашнее задание: найти определения ко всем новым терминам и выписать в тетрадь. (Можно выполнить в форме кроссворда).

Далее учащиеся выбирают исторические памятники2, переходят по ссылке и описывают выбранный археологический объект по пунктам:

Название.

Местоположение.

Возраст.

Особенности.

Чем привлёк твоё внимание.


 

1.Аркаим (http://russights.ru/post_1325108503.html)

2.Мохенджо-Даро (http://miro101.ru/index.php/10-klass/23-indiya/91-kharappa-i-mokhendzho-daro)

3. Троя (http://history-uchebni.ucoz.ru/load/1-1-0- )

4.Великий Новгород (http://1150.novgorod.ru/read/history/arheolog_izuchenie)

5. Мачу-Пикчу (http://lifeglobe.net/entry/1007).

Учитель: Итак, о каком виде исторических источников мы говорили и какая наука ими занимается?

Ученики: Вещественные источники, наука «археология».

Учитель: Запишем новые термины:

Археология историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. 

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека.

Могут ли историки сделать прямой вывод по данным источникам о каком-либо событии?

Ученики: Учащиеся подходят к выводу:

Нет, не могут. Вещественные источники отличаются от письменных тем, что не содержат прямого рассказа об исторических событиях.

Учитель: Всё верно, а основанные на них исторические выводы являются результатом научной (исторической) реконструкцииэто восстановление внешнего вида объекта, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нём, с помощью современных методов исторической науки. 

А теперь ответим на вопросы к следующему тексту:

1.Что историки называют письменным источником?

2.Что такое «анналы» или «летописи», о чём они нам могут рассказать?

3.Зачем историкам палеография?

Ученики: Работа с текстом http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000196/st029.shtml.

1.Документы, анналы, исторические исследования, мемуары, прочие литературные произведения, государственные акты, законы и кодексы, указы и распоряжения, дипломатическая переписка, частная переписка, донесения, дарственные грамоты, духовные завещания, хозяйственные отчеты, инвентарные списки, списки людей (рабов, ремесленников, воинов), закладные и заемные письма, церковные и монастырские книги, мемориальные надписи, надгробные эпитафии, строительные надписи, хвалебные надписи и т. д. и т. п.

2. Анналы, или летописи,- это погодные записи событий, которые велись в средние века при дворах монархов, крупных владетельных феодалов и при монастырях. Традиция погодных записей возникла еще в античное время. В них вносили погодные записи о важнейших событиях: небесных явлениях (знамениях), особых празднествах, войнах, повышении цен на хлеб, стихийных бедствиях и пр. Особенно монументальны русские средневековые летописные своды.

3.Палеография занимается собственно прочтением письменных источников. Она изучает различные алфавиты, стили и манеры письма, датирует по формальным признакам (т. е. по материалу, начертанию букв, оформлению и пр.) письменные источники как оригинальные, так " особенно позднейшие списки и копии, устанавливает наличие позднейших поправок и добавлений и т. п. 

Учитель: Рассмотрим теперь работу историков с письменными историческими источниками. Какие вопросы ставят перед собой современные историки?

Ученики: Вопросы к источнику:

1.Когда исторический источник был написан?

2.Где он был создан?

3.Кем?

4.На каком ранее существовавшем материале основывался автор?

5.Какова была оригинальная форма источника?

6.Насколько источник заслуживает доверия?

Учитель: Перед вами исторический источник, документ. Согласно нашему алгоритму, составим его характеристику.

Ученики: Работают с текстом законов Хаммурапи: http://www.hrono.ru/dokum/_000dok/_1760hamurapi.php

результатом становится характеристика документа.

Учитель: Могут ли историки сделать прямой вывод по письменным источникам о каком-либо событии? В данном случае о самом правителе и его законах?

Ученики: Рассуждают, делают вывод о том, что на основании одного письменного источника историк не может делать заключение о достоверности информации, необходимо собрать комплекс источников по интересующему вопросу.

Учитель: А давайте подумаем, нужна ли историку карта?

Ученики: Конечно, историку необходимо ориентироваться не только во времени, но и в пространстве.


 

Учитель: Историческая карта - отображает какой-либо прошлый период (эпоху)  развития человеческого общества, исторические явления и события на данной территории.

Исторической карте будет также посвящён отдельный урок.

Ученики: Записывают определение в тетради.

Домашнее задание

Учитель: 1)Написать мини-сочинение по теме одного из высказываний по плану: 1)почему выбрали именно это высказывание, 2)согласен с автором или нет, 3)почему согласен или не согласен, указать причину и привести пример.

или

2)Сделать доклад о любом письменном источнике (тему согласовать с учителем)

или

3)Подготовить доклады или презентации о любых археологических раскопках.

Ученики: В помощь при подготовке домашнего задания по историческим источникам: http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/tikhomirov/?id=1073.

Материал для подготовки доклада о «Русской Правде» как исторического источника http://rushist.com/index.php/ilovajskij-1/1191-russkaya-pravda

Включение нового знания в систему знаний (повторение).

Учитель: В конце урока мы с вами поиграем:

что объединяет слова каждого ряда?

1) стены, ворота, башни;

2) археология, палеография, геральдика;

3) скульптура, старинный дом, собор;

4) кафтан, сарафан, душегрейка;

5) хитон, гиматий, туника;

6) кабинет, гардероб, комод;

7) полтина, копейка, полушка;

8) пергамент, папирус, береста;

9) пирамида, иероглиф, папирус;

10) археолог, реставратор, этнограф;

11)лук, стрелы, обломки сосудов;

12)летописи, анналы, кодексы.

Ученики: На основе имеющихся и полученных на уроке знаний учащиеся делают умозаключения от общего к частному: обобщают ряд понятий до объединяющего термина.

Рефлексия деятельности.

Учитель: Расскажите о своём впечатлении от знакомства с новым предметом.

А как вы теперь думаете, зачем нужна история? Хотели бы вы стать историком и почему?

Ученики: Рассуждают:

- я уже знал…..

- я узнал …..

- для меня было удивительно….

- я хотел бы узнать ещё о….
 

Приложение 1.

Археологические раскопки - это вскрытие пласта земли с целью произвести исследование памятников бывших мест поселений. К сожалению, данный процесс ведет к частичному разрушению 1……….. грунта.  Земельный покров со временем увеличивает массу, в результате чего происходит постепенное сокрытие 2……….. Основная цель, которую преследуют ученые, осуществляя археологические раскопки, - исследование 3…………. старины и восстановление его значения в 4…………... Для всестороннего изучения культурного слоя необходимо производить его полное вскрытие на всю глубину. Прежде всего, изучение исторического объекта начинается с таких неразрушающих методов, как 5………... 6……… - это недвижимые немые свидетели прошлых эпох. Они отражают деятельность человека, жившего в те времена, когда был сооружен тот или иной исторический объект. Ученые все памятники делят на группы в зависимости от того, для каких целей предназначалось сооружение.

Погребальные памятники включают в себя 7……….. Изучая их, ученым удается восстановить традиции народов, их верования. Надо сказать, что курганы, являющиеся местом захоронения людей - это наиболее распространенные археологические памятники на территории России.

Поселенческие памятники, такие как 8……… отражают повседневный быт человека и несут ценнейшие сведения об укладе жизни людей определенной эпохи

Культовые памятники дают представление о 9…….., совершаемых в храмах, святилищах и других почитаемых человеком местах. К этому виду памятников можно отнести 10…….., которые существуют во всех уголках планеты.

Памятники первобытного искусства представляют собой наскальные 11………... Эти виды археологических памятников встречаются на всех континентах планеты. Отличаются они лишь содержанием, способом выполнения.

Пещерные памятники представляют собой большую историческую ценность. Это связано с тем, что человек довольно продолжительное время использовал 12….. в качестве жилища или укрытия от опасностей. Затем в них стали проводиться культовые обряды. Памятники, найденные в пещерах, несут богатую информацию о жизни человека в глубоком прошлом. К особой группе памятников можно отнести случайные находки, затонувшие корабли, города, клады и другие объекты. По ним тоже можно восстановить историческое прошлое людей.

Адрес: http://fb.ru/article/146421/arheologicheskie-raskopki-mesta-provedeniya-gde-prohodyat-raskopki-v-rossii

Слова для вставки в текст: культурного слоя, артефактов, памятника, историческом процессе, фотографирование, обмер и описание, Археологические памятники, курганы, грунтовые могильники, некрополи, городища, стоянки, пещеры, производственные мастерские, шахты, дороги, системы водоснабжения, ритуалах, каменные изваяния, рисунки, графику, скульптуру, пещеры.

Приложение 2.

Аркаим - древний город


 

Аркаим обнаружила экспедиция во главе с челябинским археологом Геннадием Борисовичем Здановичем. Перед затоплением долины реки Большая Караганка вызвали археологов. Первые черепки нашли два девятиклассника. Когда вслед за ними пришли профессионалы, под ногами оказались остатки круглого города диаметром полторы сотни метров. Независимо от археологов почти идеальный круг, разбитый на узкие сектора, увидела на старом аэрофотоснимке 1956 года Ия Михайловна Батанина, геолог-поисковик. После чего стала работать вместе со Здановичем.

И до, и после открытия Аркаима в степях на юге Челябинской области находили круглые, овальные, прямоугольные города эпохи бронзы. Все они расположены на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга. Сегодня известно 22 таких города. А весь район — 400 километров с севера на юг и 200—300 км с запада на восток — историки бронзового века называют страной городов. Для того времени — XVIII—XVI вв. до н.э. — само понятие “город” весьма необычно. Если и были города, то в Египте, Междуречье, на Ближнем Востоке. Но на Южном Урале! Это грозило переворотом в истории.

Поселение, открытое на Южном Урале, соответствует по времени и значимости таким крупным центрам раннегородской цивилизации, как Дашлы в Северном Афганистане, Саппали в Южном Туркменистане, Троя VI на северо-западе Малой Азии. Городище Аркаим отражает процесс вовлечения Урало-Казахстанского региона в круг мировых культур с высокоразвитым металлургическим производством. Уникальная сохранность памятника и выдающаяся научная ценность ставят задачу его всестороннего и полного исследования.

Аркаим, современник египетского Среднего царства, крито-микенской культуры и Вавилона, отличается от этих древнейших очагов цивилизации тремя исключительными особенностями: здесь жили люди европейской расы, огнепоклонники, предшественники ариев. Прямо в жилых домах стояли печи для выплавления меди и бронзы, из которых делали оружие и хозяйственные инструменты; в захоронениях аркаимцев найдены скелеты лошадей и колеса от колесниц — значит, на Южном Урале, впервые, должно быть, на земле, была приручена лошадь и запряжена в боевую колесницу.

Стены города возвышались двумя кругами. Внутри этих кругов располагались дома в виде вытянутых секторов площадью 150—180 кв. м. Вдоль круглых стен проходили рвы. Внешний — оборонительный, а внутренний — для стока канализации. Задняя стена каждого дома была в то же время оборонительной. Их делали из дерева и забутовывали глиной. А с внешней стороны стены облицовывали высохшей глиной. Простейшая вроде бы технология, а прочность обеспечивала такую, что Аркаим мог бы и танкам успешно противостоять.

Мохенджо-Даро

Древнейшая индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тыс. до н. э. Наиболее значительные находки, относящиеся к этой культуре, были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро — древних городах, расположенных на территории нынешнего Пакистана. В 50-х гг. XIX в. английский генерал Каннингем, осматривая руины возле деревни Хараппа, обнаружил печать с неизвестными письменами. Однако планомерные раскопки начались здесь только в 20-е гг. XX в. Культура вновь открытой цивилизации была названа хараппской или культурой Мохенджо-Даро. Хараппские поселения располагались на огромной территории: на востоке она простиралась до Дели, на юге — до берегов Аравийского моря. Считается, что хараппская цивилизация существовала с середины III до половины II тыс. до н. э. О высоком уровне развития этой цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства. Язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы, хотя найдено уже достаточно большое количество печатей с надписями.
Города строились по четкому плану: улицы пересекались под прямым углом. Как правило, крупный город состоял из двух частей: «нижнего» города и «верхнего» города. «Верхний» город представлял собой крепость на холме, там жили представители городских властей и жрецы. Здесь же находились различные общественные сооружения: зернохранилища, купальни и т.п. Назначение знаменитых купален Мохенджо-Даро пока неизвестно — возможно, они служили бассейном для ритуальных омовений, а может быть, обеспечивали бытовой комфорт населения. Примечательно, что в «верхнем» городе не строили дворцов или храмов. В этом плане хараппская цивилизация существенно отличается от цивилизаций Древнего Египта и Передней Азии. В «нижнем» городе проживала основная часть населения. Дома возводились из обожженного кирпича и состояли из нескольких помещений. Состоятельные горожане жили в двух- и трехэтажных домах. Проложенные вдоль улиц сточные каналы представляли собой одну из самых древних систем городской канализации.
Изобразительное искусство известно по найденным археологами печатям-амулетам, а также статуэткам из меди, камня и обожженной глины. Так, в Мохенджо-Даро была обнаружена бронзовая статуэтка девушки-танцовщицы. Непринужденно подбоченясь правой рукой, она как будто выжидает момент, чтобы пуститься в пляс. Левой рукой, увешанной браслетами, девушка держит светильник — не исключено, что она собралась исполнить какой-нибудь ритуальный танец. Вероятно, именно в хараппском искусстве впервые возник мотив танца, столь популярный в индийской скульптуре. Одна из самых крупных скульптур, найденных в Мохенджо-Даро, представляет собой погрудное изображение бородатого мужчины с крупными, схематичными чертами лица. На этом лице доминируют длинные полузакрытые глаза, зрачки которых сведены к переносице, что, по всей видимости, должно означать самосозерцание. Мужчина одет в перекинутую через плечо мантию с орнаментом, его голову украшает лента с пряжкой на лбу. Считается, что этот бюст изображает жреца или божество.
Особую группу находок составляют печати. Они обнаружены почти во всех крупных городах долины Инда, сейчас их насчитывается около двух тысяч. Печать представляет собой квадратную, круглую или цилиндрическую пластину из меди, глины или слоновой кости с углубленным изображением. Такие печати дают рельефные оттиски. На обратной стороне печати имеется небольшой выступ с дырочкой для шнурка. Обычно на печати вырезалось изображение божества или священного животного, сопровождаемое надписью. Животное — бык, единорог, горный козел, слон, тигр, кобра, рыба, крокодил — могло символизировать то или иное божество, либо обозначать природную стихию или время года.
О религии древних хараппцев известно очень мало, нет точных данных и о причине заката Хараппской цивилизации.
Во II тыс. до н. э. в долинах Инда и Ганга начали расселяться индоевропейские племена ариев, которые вторглись в Индию с северо-запада — через проходы в горных цепях Гиндукуша и Сулеймановых гор. Сведения о культуре ариев дошли до нас благодаря ведам — священным текстам на санскрите, древнеиндийском языке. Бесценным источником сведений о религии и мифологии арийских племен стал главный священный текст — Ригведа (XI—X вв. до н. э.). Ригведа представляет собой собрание гимнов арийским богам, главными из которых были: Сурья — бог солнца, Индра — повелитель грозы и грома, Агни — бог огня, Сома — бог опьяняющего божественного напитка. Арии жили по большей части в деревнях, жилища строили из кирпича, глины, бамбука, камыша, дерева. На месте арийских поселений часто обнаруживают культовую утварь, которая использовалась в ведийских обрядах: ложки, горшки, черпаки для масла. Обряды, вероятно, совершались под открытым небом, жертвоприношения — на временных алтарях, каменных или деревянных.
X—IV вв. до н. э. (период от первых вед до династии индийских правителей Маурьев) не оставили памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывает эпос Древней Индии — «Махабхарата» и «Рамаяна», в котором упоминается немало древних династий и названий государств. Изобразительное искусство Индии веками черпало из «Махабхараты» и «Рамаяны» сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно-скульптурных ансамблях, настенных росписях и миниатюре.

Троя

Современная наука насчитывает XII культурных слоев Трои. Троя II Шлимана относится примерно к 2600 - 2300 гг. до н.э. Троя I - к 2900 - 2600 гг. - эпохе ранней бронзы. 

Последняя (самая поздняя) Троя прекратила свое существование, тихо угаснув в 500-х гг. н. э. Звалась она уже не Троей и не Новым Илионом, в котором приносил жертвы и устраивал игры перед походом на Дария Александр Македонский, а звалась она - Илиум, будучи уже чисто римским городом. А в начале римского века Гай Юлий Цезарь "отдал жителям земли, освободил их от государственных повинностей". К Илиуму и у римлян, и у греков отношение было трепетное... В древнегреческой поэме "Илиада" рассказывается о войне греков с городом-государством Троей. На протяжении столетий считалось что этот город вымышленный. Его пытались искать профессиональные археологи, но был найден он лишь в конце XIX века Генрихом Шлиманом. Шлиман был купцом, а археология была лишь его хобби. 

Может возникнуть резонный вопрос: а не трудно ли ему было путешествовать по странам и континентам - немцу, когда в мире столько языков и наречий?.. Нет, не трудно. Генрих Шлиман, к прочим своим талантам, оказался полиглотом. Любой язык он осваивал за шесть недель, пользуясь собственным, ни у кого не заимствованным методом. Так еще в Амстердаме он изучил русский (хотя разговаривать на нем ему было там абсолютно не с кем), а в 1866 г., твердо решив посвятить себя археологии (ему шел уже пятый десяток!), освоил древнегреческий, чтобы прочесть Гомера в подлиннике и твердо знать, где ему искать легендарную Трою. Кстати, целеустремленность Шлимана граничила с безумием: откопать Трою он поклялся еще в восьмилетнем возрасте, едва прочел немецкий перевод "Илиады". 

Так, с гомеровским текстом "Илиады" в руках, он и появился в 1868 г. на холме Гиссарлык. Все совпадало - местоположение, холодный и горячий источники... Правда, горячий уже "остыл", но легенды сохранили его "температуру". 

Тщательно взвесив все "за" и "против", ибо безумство и безрассудство в нем не уживались, Шлиман покинул Турцию и занялся размышлениями на страницах книги, то или не то место нашел он для будущих раскопок. Только поставив все точки над "i", в основном убеждая и убедив самого себя, Шлиман вернулся и заложил на том самом холме первый раскоп. Он же и стал победным! 

Богатая интуиция не подвела его. Сейчас многие ставят Шлиману в вину то, что Троя, которую он назвал Троей Гомера, таковой на самом деле не является. Но ведь до самого 1946 г. ученые путались с троянскими слоями, пока американец Бледжен не откопал так называемую Трою VII (всего ученые насчитывают по стратиграфии поселения двенадцать культурных слоев, самый нижний из которых относится к 2900 г. до н. э). Мог ли не ошибиться Шлиман за семь десятков лет до этого? А ведь логика в его суждении присутствовала: он нашел город с крепостной стеной, причем выгоревший от пожара, как и Гомеровская Троя!.. 

При раскопках Трои Шлиману опять повезло: он нашел более 8000 изделий из золота, электра, серебра, слоновой кости, драгоценных и полудрагоценных камней. Завершив раскопки в 1873 г., он уехал писать подробный отчет о проделанном, но в Трою возвратился еще раз в 1879 г., и снова копал. 

Кроме того, голландско-русскому купцу повезло и в Микенах, где он открыл богатые царские гробницы. Тиринф, дворец, где жили герои обожаемого им Гомера, тоже раскопал Шлиман. 

Археологическое изучение Великого Новгорода, берестяные грамоты

Средневековый Новгород находится под асфальтом и фундаментами домов современного города. Этому способствуют геологические и климатические условия Приильменской низменности, в которой расположен Великий Новгород. Высокий уровень грунтовых вод и глинистые почвы обеспечивают великолепную сохранность всех попадающих в почву материалов, в том числе органических – дерева, кожи, кости. В культурном слое Новгорода, достигающем в некоторых частях города 8-9 метровой толщины, сохранились целые кварталы X-XV вв. в виде остатков бревенчатой застройки и деревянных уличных настилов. Сотни тысяч предметов быта и хозяйственной деятельности средневековых горожан, выброшенные или потерянные ими, составляют главную ценность культурного слоя Новгорода, поскольку несут информацию об уровне жизни и культуры древних новгородцев.

Археологическое изучение Новгорода началось еще в конце XIX века стараниями местных краеведов – Н.Г. Богословского, В.С. Передольского и других. В 1910 г. раскопки на Рюриковом Городище и в Кремле проводил известный художник, писатель и философ Н.К. Рерих. Систематическое изучение новгородских древностей началось в 1932 году под руководством А.В.Арциховского. За 70 с лишним лет работы основанной им экспедиции Новгород приобрёл мировую известность как место крупнейших в Восточной Европе археологических раскопок.

Памятники археологии составляют наиболее обширную часть историко-культурного наследия Новгорода. Можно без преувеличения назвать город гигантским археологическим комплексом с тысячелетним периодом формирования. Великолепная сохранность новгородских древностей ставит их научное и культурное значение в один ряд с такими феноменами археологии, как античные Помпеи. Причем, Новгород имеет существенное преимущество, заключающееся в том, что погибшие под вулканическим пеплом Помпеи сохранили для ученых одномоментный хронологический срез, а новгородским археологам доступна для изучения вся последовательность жизни средневекового города с X по XVII вв.

Открытые в результате многолетних раскопок остатки древнего города на протяжении последних десятилетий находятся в центре внимания как российских, так и зарубежных исследователей средневековой истории и археологии. По их общему мнению, новгородские древности имеют эталонное значение для изучения культуры и быта всего североевропейского региона в очень широком хронологическом промежутке — от эпохи викингов до развитого средневековья.

Исключительно велико значение новгородских берестяных грамот, впервые давших историкам возможность в деталях познакомиться с повседневной жизнью средневековых горожан, их торгово-денежными, земельными и личными отношениями, языковыми особенностями новгородского диалекта древнерусского языка. В настоящее время обнаружено уже более 950 текстов на бересте, а с учётом грамот найденных в новгородских «пригородах» – Старой Руссе и Торжке – их количество составляет более 1000 экземпляров.

Археологическое богатство города органично сочетает в себе различные категории памятников. Помимо названных остатков средневековой деревянной застройки к ним относятся остатки мощных оборонительных систем – вал и ров Окольного города, два бастиона Малого земляного города и Кремль. В границах уцелевших фортификационных комплексов сохраняются руинированные остатки и более ранних, и просто несохранившихся сооружений XI — XVII вв.

Раскопки Новгорода, ведущиеся постоянно с 1932 года, уже принесли множество находок и открытий, существенно дополняющих и корректирующих факты российской истории. Но мы вправе ожидать от изучения Новгорода еще больших результатов, так как до настоящего времени исследовано не более 3% его исторической территории. По выражению академика РАН В.Л.Янина: «Новгород – это наш единственный шанс узнать подлинную историю России».

В настоящее время раскопки ведутся в одном из древнейших ядер города – Людине конце, к югу от Новгородского кремля. Здесь, на Троицком раскопе, на протяжении уже 30 лет исследуется целый квартал средневекового города, который был населён состоятельными людьми, видимо боярами. Некоторые из владельцев усадеб стали известны благодаря найденным здесь берестяным грамотам с именами адресатов и авторов этих писем. В частности, археологи изучили усадьбу новгородского художника Олисея Гречина (грека), жившего на рубеже XII-XIII вв. Среди найденных предметов – заготовки для иконок, минералы для приготовления красок, письма на бересте с заказами на изготовление икон. Работы ведутся и в других частях города, где археологи обязаны проводить раскопки перед строительством новых зданий.

С 2005 года начались подводно-археологические раскопки на р. Волхов, где специалисты изучают остатки деревянного Великого моста, а также планируют обследование и подъём древних судов. Руководство большинством научных исследований осуществляет Центр археологических исследований при Новгородском государственном музее-заповеднике. Научный состав экспедиции в основном состоит из сотрудников кафедры археологии Московского государственного университета и Института археологии Российской Академии наук. В работе Новгородской экспедиции постоянно принимают участие специалисты из Великобритании, Германии, Швеции и других европейских стран.

Исключительная ценность археологических памятников Великого Новгорода заставляет особенно внимательно относиться к проблемам сохранности культурного слоя. Именно поэтому Новгород стал первым городом в России, где уже в 1969 году решением городских властей культурный слой был взят под охрану. В 1992 году исторический центр Великого Новгорода был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мачу-Пикчу

До сих пор точно неизвестно, когда именно погибли последние жители этого затерянного города, зато мы почти точно знаем, что о существовании высоко в перуанских горах таинственного поселения никто даже не подозревал более трёх столетий! Название города Мачу-Пикчу дословно переводится как “старая гора”. Поселение расположилось на практически ровной площадке одной из многочисленных гор Перу, в окружении других, не менее красивых вершин.

Ни испанские конкистадоры, захватившие Перу в XVI столетии, ни те, кто пришёл сюда после них, ни сами инки, проживавшие в Мачу-Пикчу — не оставили каких-либо письменных свидетельств того, что город существует. Скорее всего, испанцы даже подумать не могли, что на одной из гор находится поселение инков. Заброшенный древний город был обнаружен лишь в начале XX столетия…

Среди археологов всего мира долго бродила легенда о таинственном городе инков в Перу, но американцу Хайрему Бингему мало было одной лишь легенды — он потратил на поиски Мачу-Пикчу несколько лет, пока 24 июля 1911 года ему наконец не повезло. Согласно легенде, поднявшись на одну из гор, Бингем с носильщиком-перуанцем наткнулись на две индейских семьи, охранявших "затерянный город". В одной из этих семей был маленький мальчик, который, получив в подарок от профессора монетку в один соль (эквивалент 30 центов), показал ему заросшую и почти неразличимую тропинку к скрытым за густой зеленью руинам древнего города на вершине горы. Таким образом, всего за треть доллара археолог узнал дорогу к мифической цитадели, пережившей расцвет и закат цивилизации инков!

Странно, что даже после открытия профессора, никто не посещал Мачу-Пикчу ещё более трёх десятилетий — до тех пор, пока работавшая неподалёку археологическая экспедиция не наткнулась на древнюю Дорогу Инков, ведущую через долину прямиком к городу

Мачу-Пикчу — не настоящее название инкского поселения. Такое имя городу было дано местными, настоящего же наименования мы скорее всего никогда уже не узнаем, как не узнаем и того, сколько инков проживало в этой крепости и зачем вообще им понадобилось строить город так далеко от центра их государства, да ещё и на вершине горы, на высоте 2057 метров…

Выводы о численности населения мы можем делать лишь опираясь на современные исследования руин Мачу-Пикчу, согласно которым город состоял примерно из двух сотен строений из хорошо обработанных и плотно подогнанных друг к другу каменных плит. По внутренней планировке и другим, более мелким деталям, археологи пришли к выводу, что большая часть этих сооружений выполняла роль складов, резиденций, храмов и др. По примерным прикидкам, в городе и вокруг него проживало более тысячи инков.

Инки поклонялись богу Солнца Инти и возделывали с/х культуры на специальных террасах. Дворцовые постройки легко отличить от обычных домов — их выдают идеально обработанные каменные плиты, из которых они сложены. Согласно крошечным объёмам информации, которые удалось найти на сегодняшний день о затерянном городе, в Мачу-Пикчу могли входить лишь избранные — высшая знать, жрецы и их свита, а также лучшие ремесленники, ведь не каждый сможет собрать хороший урожай на высоте более 2х километров. Кроме этих людей, сюда допускались мамакунас — избранные девственницы, посвятившие всю свою жизнь служению богу Инти. Земледельцы Мачу-Пикчу обрабатывали более пяти гектаров земель на специальных узких террасах, устроенных прямо на склонах гор, причём и террасы, и ведущие к ним каменные ступени были сделаны на века — они дожили до нас практически без изменений. Сам город делился на сектора: район храмов, жилой сектор, темницы и кладбище. Также сохранился до нашего времени и Храм Трёх Окон, ключевое здание во всех ритуалах инков. Солнечные лучи, падающие на площадь через окна храма символизируют троих основателей империи инков, вошедших в этот мир, согласно легенде, через эти самые окна.

Законы Хаммурапи

Черный столб из базальта с текстом "Законов" был найден в 1901--1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с "Законами" во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий "Законов", записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.

Для работы с "Законами" необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи -- так называемом Старовавилонском периоде (кон. XX -- нач. XVI вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское "царство Шумера и Аккада" обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне -- аккадской) династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770). Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792-1750) -- незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию -- объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем -- Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы "Шумера и Аккада", некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.

"Законы" были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.

Когда высокий Анум, царь ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку, первейшему сыну Эа, владычество над всеми людьми, возвеличили его среди игигов, Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля -- тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми и озарять страну, -- Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения.

Я -- Хаммурапи, пастырь, названный Эллилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура, связи небес и земли, заботливый попечитель Экура, могучий царь, восстановивший Эриду на своем месте, очистивший ритуалы Эабзу.

Сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука, своего владыки, который дни свои служил Эсагиле; семя царственности, которое создал Син, обогативший город Ур, смиренный богомолец, принесший изобилие в Экишнугаль.

Благоразумный царь, послушный Шамашу, могучий, укрепивший фундамент Сиппара, одевший зеленью часовню Айи, поднявший храм Эбарру, подобно небесному чертогу.

Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и ублаготворил плоть людей. Отныне:

(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело -- дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

(§ 4) Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна или серебра, то он должен нести наказание этого дела


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.