12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Валерьевна28
Россия, Кемеровская обл., село Берёзово
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
3

Технологическая карта изучения темы «Звук и буква «Б». Слоги и слова с этой буквой в твердом и мягком варианте»

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Чтение и развитие речи (обучение грамоте)

Класс

1

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Звук и буква «Б». Слоги и слова с этой буквой в твердом и мягком варианте.

Цель урока

создание условий для овладения обучающимися знаниями о звуке и букве «Б», для умения составлять и читать слоги и слова с этой буквой в твердом и мягком варианте; для коррекции психических процессов (памяти, мышления, речи)

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

Основные термины, понятия

Звуки, буква, слог, слово, предложение, текст, хлебобулочные изделия

Планируемый результат

Предметные умения:

Выделять звук Б. Наблюдать над особенностями произнесения звука. Четко артикулировать звук, характеризовать звук по твердости-мягкости. Воспринимать на слух и составлять и читать слова с буквой б. Характеризовать звук, подбирать слова со звуком [Б]. Соотносить звук Б и букву, его обозначающую. Читать открытые прямые и обратные слоги. Выполнять сравнительный звуко-буквенный анализ слов. Составлять предложения из слов. Объяснять лексическое значение слов с помощью учителя. Отгадывать загадки.

Личностные:

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил.

Регулятивные:

Учиться определять цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному плану. Совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке. Высказывать свое предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от невероного .

Познавательные:

Отличать новое от уже известного. Сравнивать и группировать предметы.

Коммуникативные:

Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке .

 


 


 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина «Букварь»

Наглядно-иллюстративный материал:

Схемы этапов урока, схемы слогов, слов. Сказочные герои к сказке «Колобок». Кассы букв. Иллюстрации к букве Б. Смайлики.

Корзина с хлебобулочными изделиями.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Структура урока

Ход урока

Формируемые умения

1.Орг. момент


 


 


 


 

2. Актуализация опорных знаний

Формулирование проблемы, планирование

(фронтальная работа)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3. Открытие нового знания


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4. Физминутка


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5. Применение нового знания


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5. Рефлексия учебной деятельности

Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправляемся в путешествие по сказке, где главный герой – это… Вы сейчас сами отгадаете.

Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, скоро буду у вас.

-Кто это, ребята? А как называется сказка?

(На доске появляется иллюстрация колобка)

-Колобок нам поможет изучить новые звуки и букву. И, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним этапы урока при изучении новых звуков и буквы.

(На доске отображены этапы урока в виде паровозика с вагончиками)

- На первом этапе что мы с вами определяем. Правильно, мы определяем звуки.

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Чем они отличаются?

- Каким цветом обозначаем гласные звуки?

- Давайте споем уже изученные нами гласные звуки.

- А каким цветом обозначаем согласные? Почему два цвета у согласных звуков?

- Произнесем хором изученные согласные звуки.

- На втором этапе урока что мы с вами определяем?

- Правильно, буквы. Скажите, пожалуйста, а согласные звуки мягкие и твердые мы разными буквами обозначаем или одной и той же?

- Правильно, буква одна и та же. Но тогда как же мы узнаем, что звук нужно произнести мягко? Что его смягчает?

- Третий этап урока. Что мы складываем из звуков и букв?

-Правильно, слоги.

- На четвертом этапе что мы делаем? (из слогов складываем слова)

- Из скольки слогов может состоять слово?

- Пятый этап урока. Что мы составляем из слов?

- Правильно, из слов мы составляем предложения.

- А что составляют из предложений? (из предложений составляют текст)

- Скажите, а сказка является текстом?

- Пришло время отправиться в сказку.

(На доске появляются иллюстрации бабки и деда)

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь-то? Муки нет.

- Эх, старуха! По амбару помети, по сусечкам поскреби, вот и наберется.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

(Иллюстрации бабки и деда остаются перед этапами уроков - паровозика)

- Пока колобок остывает на окошке, мы с вами побеседуем.

- Скажите, пожалуйста, из чего бабушка испекла колобок?

- А какие изделия еще делают из муки? (булочки, батоны, баранки, бублики, блины)

- Про какое изделие из муки эта загадка?

Маленькое, сдобное колесо съедобное.

Я тебя одна не съем, разделю ребятам всем. (бублик)

- Какой звук слышим вначале всех этих слов?

- Как вы думаете, это согласный звук или гласный? Докажите.

- Твердый или мягкий?

- А в слове КОЛОБОК есть звук Б ?

- Где он спрятался? (он спрятался в середине слова)

- Молодцы! С первым этапом урока вы справились. С каким звуком вы познакомились?

- А теперь все дружно встанем. Я сейчас буду называть слова, а вы, если услышите в слове звук Б, будите приседать, если звука Б в слове нет, махать руками.

Отправляемся дальше путешествовать по сказке.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

(Иллюстрация колобка передается одному из детей. Ребенок дальше играет роль колобка. А иллюстрация зайца – другому ребенку. Он играет роль зайца)

Катится колобок по дороге, а навстречу ему ( кто?) … заяц:

- Колобок, колобок! Я тебя съем!

- Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

Я колобок, колобок! На окошке стужен,

По амбару метен, Я от дедушки ушел,

По сусечкам скребен, Я от бабушки ушел,

На сметане мешен, От тебя, зайца,

В печку сажен, Не хитро уйти.

И покатился колобок дальше – только его заяц и видел.

(Колобок и заяц перемещаются на следующий этап урока)

- Прикатился колобок на второй этап урока, на котором мы с чем должны познакомиться?

- Правильно. Мы должны познакомиться с буквой, которая обозначает звуки Б и Б .

(На доске появляется картинка с буквой Б)

- Вот печатная буква Б. Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.

- Каким цветом раскрашена буква? Почему?

- Кого мы видим на картинке? (белку)

- Какой звук слышим вначале слова? Он твердый или мягкий?

- Что в лапках у белки? (батон)

- Какой звук слышим вначале слова? Он твердый или мягкий?

- Что еще видим на картинке? (бусы)

- Какой звук слышим вначале слова? Он твердый или мягкий?

- Какой буквой обозначаются эти звуки? (согласной буквой Б)

- Найдите, пожалуйста, эту букву у нас в классе.

- А где живет буква Б? (Ученик показывает в настенной кассе букв и выкладывает на доске)

- Почему печатные буквы отличаются по написанию. (Одна заглавная, а другая маленькая)

-Для чего нужна заглавная буква?

- А теперь откроем кассы букв и пополним их новой буквой. Напечатайте сначала одну заглавную и две маленькие буквы Б, под буквами поставьте синие кружочки. Затем напечатайте еще одну заглавную и две маленьких и поставьте зеленые кружочки.

-Для чего мы это сделали?

-Продолжаем путешествие по сказке.

(Иллюстрация колобка передается одному из детей. Ребенок дальше играет роль колобка. А иллюстрация волка – другому ребенку. Он играет роль волка)

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему (кто, ребята?) серый волк:

- Колобок, колобок! Я тебя съем!

- Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою.

И колобок запел:

Я колобок, колобок! На окошке стужен,

По амбару метен, Я от дедушки ушел,

По сусечкам скребен, Я от бабушки ушел,

На сметане мешен, Я от зайца ушел,

В печку сажен От тебя, волка,

Не хитро уйти.

Покатился колобок дальше – только его волк и видел.

(Колобок и волк перемещаются на следующий этап урока)

- Прикатился колобок на третий этап урока. Что мы делаем на этом этапе?

-Правильно. Из букв мы складываем слоги. И сейчас мы будем складывать слоги используя изученные гласные буквы и согласную букву Б. Один будет работать у доски, а остальные в своих кассах. Итак, схема слога перед вами.

(На доске появляются схема слога)

-Какой звук первый? Второй? (Дети выкладывают слоги)

- Прочитаем хором какие слоги получились.

- А теперь составим слоги к следующим схемам. (На доске появляются схемы)

 


 

-Какой звук первый? Второй?

- Один работает у доски, а остальные в индивидуальных кассах.

-Прочитаем хором какие слоги получились.

- С какой согласной буквой вы складывали слоги?

-Продолжаем путешествие по сказке.

(Иллюстрация колобка передается одному из детей. Ребенок дальше играет роль колобка. А иллюстрация медведя – другому ребенку. Он играет роль медведя)

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему (кто?) медведь:

- Колобок, колобок! Я тебя съем!

- Не ешь меня, медведь: я тебе песенку спою.

И колобок запел:

Я колобок, колобок! Я от дедушки ушел,

По амбару метен, Я от бабушки ушел,

По сусечкам скребен, Я от зайца ушел,

На сметане мешен, Я от волка ушел,

В печку сажен От тебя, медведь,

На окошке стужен Не хитро уйти.

И покатился колобок – медведь только вслед ему посмотрел.

(Иллюстрация медведя остается на третьем этапе, а колобок перемещается на следующий)

И прикатился колобок на четвертый этап урока.

-Что мы делаем на этом этапе урока?

-Правильно. Мы из слогов складываем слова.

-Давайте вспомним, какие слова мы называли с вами на первом этапе урока, когда выделяли звук Б. Но вспомнить нужно только те слова, которые начинаются со звука Б и обозначают изделия из муки – хлебобулочные изделия (батон, булка, бублик, баранки, блины)

- Молодцы! А теперь давайте хором повторим, как называются все эти изделия из муки. (хлебобулочные изделия)

-У меня в корзине находятся различные хлебобулочные изделия. Вы будите выходить к доске, брать из корзины одно из хлебобулочных изделий и определять его название. Но это еще не все.

(На доске появляются схемы слов: батон, булка, бублик, баранки)


 


 


 


 


 


 

-Так же, ребята, вы должны определить к какой схеме относится данное слово и составить его. Тот, кто работает у доски, составляет на доске, а остальные в своих кассах.

-Итак, первое хлебобулочное изделие, достает из корзины Маша.

- Что это?

-Правильно. Это батон. Батон – это белый хлеб продолговатой формы.

-Разделим слово на слоги.

- Сколько слогов получилось?

-Какой первый слог? Второй?

-Найди схему и составь слово.

(Аналогичная работа проводится со всеми остальными словами)

Булка –хлебец из пшеничной муки.

Баранки – пшеничный хлебец из заварного теста в виде кольца.

Бублик – толстая баранка.

-Прочитаем хором, что у нас получилось.

-Скажите, пожалуйста, а можно ли колобок тоже отнести к хлебобулочным изделиям? Почему?

-Определим сколько слогов в слове колобок.

-Составьте схему к этому слову и по схеме составьте слово. (Один работает у доски, остальные в индивидуальных кассах букв)

-Молодцы, ребята. А теперь раскладывайте буквы по местам, убирайте кассы и мы с вами продолжим путешествие по сказке.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему лиса:

- Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.

А колобок поет:

Я колобок, колобок! Я от дедушки ушел,

По амбару метен, Я от бабушки ушел,

По сусечкам скребен, Я от зайца ушел,

На сметане мешен, Я от волка ушел,

В печку сажен От медведя ушел,

На окошке стужен От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

- Славная песенка! – сказала лиса. – Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:

Я колобок, колобок!..

А лиса его – гам! – и съела.

-Ребята, вам понравился конец сказки? Почему не понравился?

-А давайте изменим конец сказки и спасем колобка от лисы.

-Для этого мы должны выполнить следующий этап урока. Какой?

-Попробуем уговорить лису съесть вместо колобка какое-нибудь другое хлебобулочное изделие. А для этого нам что нужно составить?

- Правильно. Нам нужно составить предложения. Итак, я – лиса. Уговорите меня съесть что-нибудь другое. (Дети составляют предложения. Например: «Съешь, лиса, этот вкусный, румяный, сладкий бублик»)

- Хорошо, убедили. Не буду есть колобка. Выберу я, пожалуй, батон и булку, а остальное выброшу. Правильно, ребята, я сделаю?

-Почему вы так считаете?

-Хорошо, убедили. Бублики и баранки отдам вам и вы после урока попьете с ними чаю

-Вот и закончилась сказка. И наш урок тоже подошел к концу.

-Давайте вспомним, с какими новыми звуками и буквой мы сегодня с вами познакомились?

-Названия каких хлебобулочных изделий начинаются с этих звуков?

- На что похожа буква Б?

-Оцените свою работу на уроке и объясните свой выбор. (Дети показывают смайлики)


 

Предметные умения:

Отгадывать загадки.

Коммуникативные:

Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке .

Регулятивные:

Учиться определять цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному плану.

Познавательные:

Отличать новое от уже известного. Сравнивать и группировать предметы.

(Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей и упражнений в классификации.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении)


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Предметные умения:

Выделять звук Б. Наблюдать над особенностями произнесения звука. Четко артикулировать звук, характеризовать звук по твердости-мягкости. Характеризовать звук, подбирать слова со звуком [Б].

Личностные:

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

Регулятивные:

Учиться работать по предложенному плану.

Высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Отличать верно выполненное задание от невероного

Познавательные:

Отличать новое от уже известного. Сравнивать и группировать предметы.

Коммуникативные:

Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке .

(Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

Коррекция звуковой стороны речи.)


 

(Коррекция внимания)

Предметные умения:

Воспринимать на слух слова со звуком Б.


 


 

Предметные умения:

Соотносить звук Б и букву, его обозначающую. Читать открытые прямые и обратные слоги. Выполнять сравнительный звуко-буквенный анализ слов. Объяснять лексическое значение слов с помощью учителя.

Личностные:

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил.

Регулятивные:

Учиться определять цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному плану.

Познавательные:

Отличать новое от уже известного. Сравнивать и группировать предметы.

Коммуникативные:

Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке .

(Коррекция внимания, зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Коррекция звуковой стороны речи.

Коррекция зрительного восприятии на основе упражнений в узнавании и различении.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Предметные умения:

Составлять предложения из слов.

Личностные:

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил.

Регулятивные:

Совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке. Высказывать свое предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от невероного .

Познавательные:

Отличать новое от уже известного.

Коммуникативные:

Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке .

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.