"Звук и буква К"
Тема: «Звук [К]. Буква К».
Цель: актуализация представлений о звуке [К]; знакомство с буквой «К».
Образовательные результаты:
· знают акустико-артикуляционную характеристику звука [К];
· выделяют звук [К] в ряду звуков, слогов, слов;
· определяют место звука [К] в слове (начало, середина, конец);
· знают зрительный образ буквы «К»;
· владеют звукобуквенным анализом закрытого и открытого слога и его чтением;
· подбирают слова к звуковым схемам;
· оперируют зрительной, слуховой, кинетической памятью, слуховым вниманием.
. развита мелкая моторика.
Задачи:
· уточнить акустико-артикуляционную характеристику звука [К];
· совершенствовать умение выделять звук [К] в ряду звуков, слогов, слов;
· учить определять место звука [К] в слове (начало, середина, конец);
· отрабатывать умение договаривать слог и синтезировать полученные слоги в слова;
· формировать представления о зрительном образе буквы «К»;
· закреплять звукобуквенный анализ закрытого и открытого слога и его чтение;
· формировать навык составление слов по заданной звуковой схеме;
· развивать зрительную, слуховую, кинетическую память, слуховое внимание.
. развитие мелкой моторики.
Оборудование: предметная картинка белки, грибов, веревочка, прищепки, зеркала, схема характеристики звука, картинка «кран капает»,предметные картинки в названии которых есть звук «К», игрушка бабочка, буква П, полоски бумаги, полоска -ряд букв, звуковая схема.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
-Доброе утро ребята, отгадайте мои загадки, тот кто отгадает, сядет:
*Часто умывается, а с водой не знается(Кот),
*Не огонь, а жжётся» (крапива),
*Сто одёжек, и все без застёжек» (капуста),
*Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, горы, лес и пляж.
Что же это? (Карандаш),
*Вверх — вниз,
Вверх — вниз.
Кататься хочешь —
На нас садись! (Качели)
*Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Ее непременно
С собою берешь.(Корзина)
*Стройные ножки,
Загнутые рожки,
Хвостик торчком,
Борода пучком!(Коза)
II. Основная часть.
-Молодцы ребята, давайте еще раз вспомним, какие были отгадки? а теперь скажите, какой звук во всех отгадках одинаковый? Правильно, звук «К».
Ребята, сегодня к нам в гости пришла белка. Скоро зима, и она просит вас о помощи. Нужно собрать для нее грибочки, чтобы зимой было что кушать. Нужно выполнить задания, за которые мы будем находить грибочек, и прицеплять его с помощью прищепки к ниточке.
Артикуляция звука «К»
- Ребята, возьмите зеркала и посмотрите на свои органы артикуляции, когда произносите звук [К].
Когда мы произносим звук [К] губы свободны, кончик языка внизу, горлышко «молчит».
Все вместе произнесем звук «К» красиво.
-Молодцы, вы добыли первый грибок. …прицепи его к ниточке.
Характеристика звука [П] по схеме.
-Ребята, теперь посмотрим на эту схему, давайте скажем, какой звук «К»?
Звук [К] —речевой, согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом, заднеязычный.
Игра «Кран капает»
Посмотрите на эту картинку (показ символа звука). Звук [К] похож на то, как капает кран. Покажите, как он капает? КККККККК.. кран капает тихо, а теперь громко.
А теперь кран решил спеть песенку, он поет кап-кап—кап, повторите как кранчик спел, кап—кап –кап, повторте.
-Молодцы! …вешай грибок.
Выделение звука [К] в ряду звуков, слогов, слов.
Игра «Поймай звук [К]»
- Я буду называть звуки, слоги, слова, когда вы услышите звук К –хлопните 1раз в ладоши!
К, м, п, к, г, а, к, х, ка, га, па, ку, ха, кот, рука, , мак, шум.
Молодцы, вы справились, держите грибок.
Определение места звука в слове.
Игра «Доскажи словечко»
-Ребята, сейчас я буду читать стихи и пропускать последнее слово, вы должны догадаться какое слово я пропустила.
Далеко от земли
Ушли в море… (корабли).
Сегодня Таня в первый раз
Идет с букетом в первый… (класс).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста).
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил,
Догадались? Это Гена,
Это Гена… (крокодил).
Куда ведет подземный ход?
Об этом знает только… (крот).
- Замечательно, держите грибок.
Игра «четвертый лишний»
-Сейчас будет работа в группах, я раздам конверт, в котором картинки, вы работаете в двоем, решите, какая из картинок лишняя и объяснить почему почему?
* корова, кошка, крыса, мак
* капуста, ежевика, комар, каша
* мак, лак, носок, коза
* корова, коза, капуста, лук
-Молодцы ребята, вы справились, … вешай грибок белочке.
Физминутка. Зрительная гимнастика.
- Ребята к нам прилетела божья коровка, давайте проследим глазами за ней.
Зрительный образ буквы «П».
- Ребята, скажите, а чем отличаются звуки и буквы?
- А кто знает, какой буквой обозначается звук [К]?
Звук мы говорим и слышим,
Букву видим мы и пишем.
- На что похожа буква «К»? (птенец с открытым клювом)
- Из чего состоит буква «К», каждому из вас я раздала полоски бумаги, попробуйте из них составить звук «К».
-Давайте попробуем показать букву «К» своим телом.
-Теперь найдите среди ряд букв, букву «К», обведите ее.
-Вы справились с этими заданиями … держи грибок для белки.
Игра «Где буква»
-ребята посмотрите, к нам пришли сказочные персонажи, давайте назовем их. Посмотрите, они принесли с собой схему. Давайте подумаем, где стоит звук К, в начале, середине или конце и поставим туда фишку.
(волк, колобок, Незнайка, ежик)
-молодцы, вот грибок.
Звуковые схемы
-Ребята, сейчас будет сложное задание. Посмотрите на доску, это звуковая схема, выложите у себя такую же и придумайте слово, чтобы в нем была буква «К». Напечатайте это слово из кассы букв.
-Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, вы собрали последний грибок, вешайте его на ниточку. Белочка вас благодарит! И ждет вас в гости весной!!!
III. Заключительная часть.
-Ребята, с каким звуком вы сегодня познакомились?
-Ребята, какой звук «К»
-Какие задания вам сегодня понравились?
Вы получаете наклейки- медальки.