12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пашкова Галина Васильевна634
Жизнерадостный, позитивный человек. Стараюсь идти "в ногу со временем" и самосовершенствоваться. Главными ценностями в жизни для меня являются: семья, друзья, понимание со стороны окружающих, ну и, конечно, любимый вид деятельности - моя работа.
Россия, Курская обл., Курчатов
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок обучения грамоте в 1 «а» классе.

Тема: Звук [ц] и буквы Цц.

Цель:

1) научить выделять звук [ц] в словах и правильно его произносить (кратко, как один звук, не разделяя на [т] и [с]); познакомить с буквой ц, научить читать с ней слоги, слова и предложения;

2) развивать умение давать характеристику звуку, производить звуковой анализ слов; учить плавному слоговому чтению с переходом к чтению целыми словами; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;

воспитывать умение работать в коллективе, в паре; доброжелательное отношение к обучению.

Оборудование:

1. рисунок курица с цыплятами, цыплёнок Цып;

2. таблица буквы ц (печатная, письменная);

3. звуковые схемы;

4. слоги-слияния;

индивидуальные карточки со словами и рисунками.

Ход урока:

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

ПОВТОРЕНИЕ.

Работа по «Буквограду».

Как называется город, в котором поселились все буквы?

На каких улицах они «живут»?

Назовите жителей улицы Гласных?

Что о них вы узнали?

Какие буквы поселились на улице Согласных?

Что мы узнали о сонорных согласных?

Назовите парные согласные. Что вы узнали о них?

Игра «Определим лишнее».

Назовите первую группу букв.

Какая здесь буква лишняя и почему?

Прочитайте слово, получившееся из «лишних» букв.

е и я ю у е

а м н д р й л

п т г с ф ш к

з в а б г й д

угадай

 

РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Выделение нового звука ц.

А угадать вам нужно мою загадку, о ком идёт речь в ней?

Цветёт у птичника цветок,

Цветок на паре тонких ног,

Цветок пушист и звонок…

- Цветок, ты кто?

- Цыплёнок!

Фонетическая зарядка.

Как хозяйка подзывает цыплят?

Скажите, какой новый звук вы услышали? (ц-ц-ц…)

Скажите его ещё раз и последите, как он произноситься?

Игра «Тим и Том».

Два ученика в роли Тима и Тома.

Дети читают или называют слова по рисунку и отдают Тиму или Тому. (дифференцированная работа)

(карточки со словами и рисунками разложены на столе )

цирк, цапля, цыган, циркуль, цифры, кольцо, крыльцо,церковь.

 

Ребята, а что вы заметили?

А почему так получилось, что Тиму не досталось ни одного слова?

Сделайте вывод, что же мы узнали о новом звуке?

Узелок на память: звук [ц] всегда говориться твёрдо, он не подчиняется команде «Читайся мягко».

Чтение сказки «Цыплёнок Цып».

Я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и запомните слова со звуком ц.

Чтение сказки.

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, вылупятся остальные цыплята.

Мама, ты неправильно си­дишь! Видишь — никто не вы­лупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

Ну, ты посиди, — говорит Цып, — а я пойду, прогуляюсь.

Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:

Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком

цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не бу­дут садиться.

Сказал и пошёл дальше. Смотрит — гусеница ползёт.

Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!

А как же надо? — удивилась гусеница.

Надо свернуться кольцом и катиться, так быст­рее будет!

Сказал и пошёл дальше. Смотрит — цапля лягу­шек ловит.

Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смот­ри, как надо!

И как прыгнет в болото.

Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо — цапля его вытащила.

Чтобы учить, — говорит цапля, — надо самому что-нибудь знать.

Понял, Цып?..

Какие слова вы запомнили?

Вам понравилась сказка?

Кто запомнил слова цапли?

Почему она так сказала?

Физминутка.

Знакомство с буквой ц.

Открывается доска.

Пока цыплёнок путешествовал, у мамы курицы уже вылупились цыплята.

Давайте составим схему слова курица.

Звуковой анализ слова.

К - [к] - согласный, глухой, твердый.

У - [у] - гласный, ударный.

Р - [р] - согласный, звонкий, мягкий.

И - [и] - гласный, безударный.

Ц - [ц] - согласный, глухой, твердый.

А - [а] - гласный, безударный.

____

.

______


 

 


 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Работа по азбуке.

откройте азбуку на странице 100, найдите рисунок и проверьте, так ли мы составили схему;

рассмотрите в верхнем правом уголке букву, которой обозначается звук ц; это буква цэ.

Что мы должны о ней запомнить и знать?

знакомство со стихотворением о букве ц;

(читает ученик, а затем хоровое плавное чтение и заучивание)

А почему рядом нарисован котик?

обводка букв и слов в учебнике;

Найдите ниже буквы ц, обведите их.

Прочитайте и обведите слова.

Что вы заметили?

Составить предложения со словами.

Запись схем.

(Слоги цы-ци читаются одинаково, со случаями написания и-ы мы познакомимся на уроках русского языка)

работа в парах (составить слоги с буквой ц и прочитать)

индивидуальная работа;

Вставить букву в словах;

Соедините слово и рисунок;

 

к

0

Л

ь

 

0

 


    В каком слове можно заменить первую букву и получить новое слово? (цапля - капля)

 

 

 

А

П

Л

я

   
 

Е

П

ь

 

 


 

 

в

Е

Т

О

К


 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Чтение слов по учебнику.

плавное чтение и деление на слоги (самостоятельная работа)

выделение ударных и безударных гласных

обработка чтения.

Работа с загадкой.

Чтение загадки учеником;

Отгадывание (составление слова-отгадки из букв)

Звуковой анализ слова

Работа с рассказом «Целый месяц».

Чтение рассказа;

Беседа по вопросам;

Что вы узнали о героине рассказа?

Что Асе сказал папа?

Ребята, а если бы вы встретили Асю, чтобы вы ей сказали?

(чтение рассказа).

ИТОГ УРОКА.

Ребята, у вас на столе лежит рисунок, я хочу увидеть какое у вас настроение.

Если вам интересно было на уроке, то дорисуйте ротик улыбка - J

Если вам безразлично, что происходило во время урока, то ротик - K

А если грустно, то грустный - L

Спасибо за урок.

 

САМОАНАЛИЗ:

Это первый урок знакомства с новой буквой, поэтому основная работа велась по выделению нового звука и слов с ними, его характеристики, умению его обозначить буквой, запомнить его написание и правильное чтение.

Старалась в ходе всего урока опираться на уже полученные ранее знания учащихся.

Планируя урок, выбирала интересный, познавательный и разнообразный по форме работы материал:

провела фонетическую зарядку;

активизировала работу разгадыванием загадок, чтением интересной сказки, использованием раздаточного и наглядного материала;

использовала разные формы работы: индивидуальную, работу в парах, самостоятельную и фронтальный опрос;

привлекала в уроке дополнительный материал.

Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.