12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Плеханова Екатерина Сергеевна389
Россия, Хакасия респ., Абакан

Тема: «Звук [З-Зь]. Буква З».

Цель: создание социальной ситуации для знакомства детей  со звуками [З] – [Зь] и буквой  З.

Задачи:

Уточнить и  закрепить правильное произношение звуков [З] – [Зь], давать их полную характеристику;

Совершенствовать умение детей правильно определять место звука в слове;

Совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слов;

Создать условия для побуждения детей к речевой активности;

Способствовать развитию навыков взаимодействия;

Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.

Оборудование: карточки с буквами и цифрами; мультимедийная презентация; мяч; карточки для составления схемы слова; конвертики с разрезными картинками, камушки трех цветов (кр, син, зел.)

Ход занятия

1. Организационный момент. 

Логопед: Ребята, послушайте: «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была или жил-был…» Знаете, я забыла, про кого присказка. Помогите, пожалуйста, мне вспомнить, вот у меня и подсказка есть. Посмотрите, здесь написано, про кого присказка. Но все буквы заблудились. Расставьте все цифры по порядку, и мы прочитаем, как зовут сказочного персонажа! (ЗОЛУШКА)

Правильно, теперь я вспомнила, про кого была моя присказка. «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была Золушка (1слайд грустная золушка). Загрустила Золушка, все уехали на бал в сказочный Замок, а Золушке задали много заданий. Очень хочется Золушке поехать на бал, поможем ей выполнить задания?». Царство загадочное, поэтому задания необычные!

2. Артикуляционная характеристика звука [З] – [Зь]

- Какой первый звук в слове Золушка? (2слайд золушка и звук з -зь в руках). Вы догадались, с каким звуком мы сегодня будем работать?

Губы в улыбке, зубы сомкнуты, спинка языка поднята, широкий кончик языка прижат внизу за зубами, воздушная струя долгая и холодная.

- Повторим «З» - громко, тихо.

- Дайте характеристику звука «З» - звук «З» согласный, звонкий, твердый.

- Дайте характеристику звука «Зь» - звук «З» согласный, звонкий, мягкий.

3. Произнесение звука [З] – [Зь] в слогах

Чтобы Золушке выйти из дома надо открыть дверь(3слайд закрытая дверь), с помощью волшебного заклинания.

Игра «Поймай звук» ( с мячом).

- Поймайте звуки «З», «А». Какой слог вернете? (ЗА). (аналогично – зо, зу, зы)

- Назовите, первый звук из слога «ЗУ»? («З), второй? («У») (аналогично ( за, зо, зы)

- Поймайте твердый слог, верните мне мягкий? (за – зя, зо – зё, зу – зю, зы – зи)

- А теперь поймайте и повторите волшебное заклинание:

за-зо-зу-зы

зо-зу-за-зы

зи-зё-зе-зя

зя-зы-зо-зё

- Молодцы! дверь открылась (4слайд дверь открывается).

Чтобы выполнить следующие задания, приглашаю вас сесть за стол.

4. Определение места звука [З] . Звуко-буквенный анализ

- Замок открылся, (5слайд забор )Золушка вышла из дома, но на ее пути ЗАБОР

- Где в слове забор находится звук З? (в начале)

- Чтобы калитка открылась, нужно составить схему слова ЗАБОР.

- Составьте, пожалуйста, схему слова забор.

- Какой первый звук? Каким цветом вы его обозначите? ( и т.д.)

- Сколько всего звуков в слове ЗАБОР?, сколько слогов, как узнали?

Логопед:

5. Пальчиковая и дыхательная гимнастика.

На двери висит замок.

Ни кто его открыть не мог?

Мы замочек покрутили,

Вверх подняли, опустили,

Мы в замочек свой подули

И замочек наш открылся.

- Забор мы преодолели. (6слайд поляна)Вышли на поляну(7слайд звери на поляне), а на поляне спрятались звери. Вспомните зверей, в названии которых, есть звук [З] – [Зь] (заяц, зебра, обезьяна)

Звери для Золушки и для каждого из вас приготовили задание. Посмотрите, для каждого конверт с заданием.

«Ой да тут испорченные фотографии, как мы сможем все исправить?» «Поможем?» (конвертики с зайцами для каждого с разрезной картинкой).

6. Физминутка. «Зайки»
        Сели зайки на пеньки, (приседание)
        Оттянули вниз носки, (опустили кисти рук)
        Спины чуть прогнули (выпрямили спину)
        И лопатки все сомкнули,
        Посмотрите на зайчат, (повороты головой в стороны)
        Как красиво все сидят.
        Руки в стороны подняли
        И наклоны делать стали. (наклоны в стороны).

7. «Четвертый лишний»

(8слайд паук с паутиной) Вот мы приближаемся к сказочному замку. А тут снова препятствие, паутинка но и с этим мы справимся. В паутине слова (коЗа, лошадь, Заяц, куЗнечик, коЗел, Зебра, обеЗьяна, собака).Молодцы справились с заданием.

8. Знакомство с буквой З.

Ой а что это ? бал (9слайд мыши и мешки горох и фасоль )

Мышки помогали Золушке перебирать горох от фасоли и не все убрали. Если выполним задание, то Золушка попадет на бал. Давайте попробуем выложить букву З из фасоли и гороха. На эту букву посмотри – Она совсем, как цифра три!.. (10слайд На слайде Буква З)

Повторение правила: Звуки мы поизносим и слышим, А буквы мы видим и пишем.

Посмотрите Золушкино старое платье уже превратилось в красивое бальное платье. (11сл) Как вы думаете, смогли мы помочь Золушке?



9. Рефлексия, оценочный этап.

Спасибо, дети вы очень порадовали своей работой, было очень приятно с вами работать. Чем же мы сегодня с вами занимались? Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику. С какой буквой мы сегодня познакомились?

У меня на столе лежат камушки, кому понравилось наше приключение возьмите красный камушек, кому было сложно синий, а кому скучно зеленый.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.