12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Моргунова Ирина Викторовна40
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №207»




 Звуковой лэпбук

«Болталочка»


t1636464470ab.gif



Методические рекомендации

к коррекционно-дидактическому пособию




Автор-составитель:

учитель-логопед

Моргунова И.В.







Новокузнецкий округ, 2020


t1636464470ac.gif


Аннотация

Звуковой Лэпбук «Болталочка» - это учебно-дидактическое пособие для закрепления правильного произношения звука [Л] у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Лэпбук содержит игры и упражнения для автоматизации звука [Л]. Материал можно использовать во время индивидуальной и подгрупповой работы.

Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге.

Целевая аудитория: дети 4-6 лет с нарушением речи.


Актуальность

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания. Поэтому, важной задачей дошкольного обучения является: создание условий, необходимых для большего использования игр в образовательном процессе.

Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей жизни.

Логопедическая коррекционная работа в детском саду направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой стороны речи.

Современные педагоги, в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, ищут новые подходы, идеи, способы и средства обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Одним из таких средств обучения дошкольников является ЛЭПБУК. Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной целью.


ЛЭПБУК - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование этого пособия, позволяет решать сразу несколько задач:

пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

повысить познавательную активность и работоспособность детей;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

увеличивать объем коррекционного воздействия.

Работа с лэпбуком также отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.



Методические рекомендации для педагогов

при работе со звуковым лэпбуком

«Болталочка»

Описание пособия.


В соответствии с ФГОС ДО выделяются несколько направлений развития и образования детей. Если обратится к адаптированной образовательной программе МБ ДОУ № 207, то при реализации образовательной области  «Речевое развитие» основной задачей является коррекция речевых нарушений воспитанников.

Для того чтобы решить эту задачу, и повысить интерес детей к логопедическим занятиям был разработан звуковой лэпбук «Болталочка», для закрепления правильного произношения звука [Л].

t1636464470ag.gif

t1636464470ah.jpg

t1636464470ai.jpg


Данное пособие предназначено для работы с детьми 4-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:

- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в процессе индивидуальной коррекционной ОД;

- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).

Цель: закреплять в игровой форме произношение звука [Л] изолированно, в слогах, словах, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.

Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук «Болталочка»:

- способствовать правильному произношению звука [Л] в речи;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа;

- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада

Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [Л], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, формирования лексико-грамматического строя речи.

Работа с лэпбуком также способствует развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Известно, что при тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации звука затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны.

Именно Лэпбук позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков, разнообразить приёмы работы, повысить работоспособность и долгое время удерживать внимание воспитанника.


Содержание

Пособие включает в себя задания, которые способствуют исправлению и закреплению произношения звука [Л] в речи.

1. Артикуляционная гимнастика в картинках.

Цель: - выработка полноценных движений и формирования артикуляционного уклада , необходимого для правильного произнесения звука [Л].

Упражнения: «Заборчик», «Месим тесто», «Блинчик» «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», « Пароход гудит», «Грибок» и другие. t1636464470am.gift1636464470an.gif

2. Игра «Болталочки»

Цель:-выработка изолированного произношения звука "Л". 

Ребёнку предлагается провести пальчиком по дорожке и длительно произносить звук "Л"t1636464470ao.gif 

t1636464470ap.png

3. Игры со слогами.

Цель: - закреплять произношение звука [Л] в слогах.

-«Помоги Лунтику пройти по дорожке»

-«Помоги самолётику пролететь между облаками»

-«Считай и называй». Назвать столько слогов ла (лы,ло,лу), сколько квадратов(кругов, овалов и др.) на картинке.

-«Слоговая ромашка»


t1636464470ar.gif

t1636464470aq.gif4. Игры со словами.

Цель: - закреплять произношение звука [Л] в словах.

Игра «Звуковые пазлы».

Цель: - закреплять произношение звука «л» в словах с прямым и обратным слогом ; - учить определять первый и последний звук в слове

Инструкция. Назови первое слово (со звёздочкой), выдели последний звук и подбери картинку, которая начинается на этот звук. И далее продолжи цепочку.


Игра «Определи место звука в слове».

Цель: - закреплять произношение звука [Л] в словах с прямым и обратным слогом ; -упражнять детей в позиции звука в слове (в начале, середине, конце).

Педагог предлагает воспитаннику маленькие картинки. Ребенок называет картинку, определять позицию звука [Л] в слове и располагает её около нужного дирижабля.


Игра «Ходилки».

Цель: -закреплять произношение звука [Л] в словах.


-помоги жабе Клаве дойти до домика;

-помоги Золушке дойти до замка;

-помоги Лунтику дойти до домика;

-помоги колобку убежать от лисы.


t1636464470au.gift1636464470av.gif




t1636464470aw.gift1636464470ax.gif


Игра «Зашумленные картинки»

Цель: -закреплять произношение звука [Л] в словах;- развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.

Инструкция: найди и назови картинки, которые спрятаны.


Игра «Домино».

Цель: -закреплять звук [Л] в словах; -упражнять в употреблении существительных мн. числа именительного падежа, согласовании числительных с существительными.


Игра «Один- много»

Дети называют изображения предметов на картинках в ед. числе (например, «яблоко и облако»), затем во мн. числе на картинках предыдущего игрока ( например, «платья и яблоки»).


Игра «Сколько всего?»

Выкладывая картинки, дети называют общее количество изображённых предметов - своих и предыдущего игрока( например: «два платья, шесть яблок и три облака») .


t1636464470az.jpg

5. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.

Цель: -закреплять произношение звука [Л] в словах, чистоговорках; развивать чувство ритма и рифмы, память.


t1636464470ba.gif

6. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Цель: -закреплять произношение звука [Л] в предложениях.

t1636464470bb.gif​​​​​​​

t1636464470bc.gif

7. Автоматизация звука [Л] в связной речи.

Цель: -закреплять произношение звука [Л] в связной речи.

Составление рассказов цепной организации.

t1636464470bd.gift1636464470be.gift1636464470bf.gif


Пересказывание или составление рассказа по серии картинок.

t1636464470bg.gif


8.Автоматизация звука [Л] в стихах.

Цель: -закреплять произношение звука [Л] в стихах.

t1636464470bh.gif

9 . Игра «Собери букву».

Цель: -закреплять произношение звуков "Л" И "ЛЬ" в словах;- закреплять зрительный образ буквы Л; учить дифференцировать понятия звук и буква; способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.

t1636464470bi.gift1636464470bj.gif


Заключение

Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука «Л» в речи.

Критерии оценки успешной автоматизации звука «Л»:

- самостоятельность повторения (с помощью взрослого, с небольшой помощью, без помощи взрослого);

- скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с запинками или без);

- чистота произнесения (во всех словах правильно произносится звук «Л»).

При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука «Л» в самостоятельной речи.

Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме. 

Работа с лэпбуком, внесёт много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:

1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.

2. Поможет успешнее пройти процесс автоматизации и введения звука в речь

3.Будет развивать творческое мышление детей, любознательность, находчивость, воображение, мелкую моторику, пространственную ориентировку, что тесно связано с развитием речи.

4.Поспособствует обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, формированию фразовой речи.




Используемая литература и ресурсы.

1.Баскакина И.В. Логопедический игры. Рабочая тетрадь для исправления звука С. М.: «Айрис – пресс», 2008.

2.Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников.- Москва «Астрель», 2001г.

3.Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.- М.: Издательство ГНОМ, 2012.

4.Османова Г.А., Позднякова Л.А. Учимся правильно произносить звуки Л и Ль/ Г.А., Османова, Л.А. Позднякова.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2017.

5.Сеть ресурсов интернет.


























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.