12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Еременко Марина Григорьевна1508
Я, Еременко Марина Григорьевна работаю в МБОУ СОШ №1им.С.Соболя г.Ейска. Преподаю уроки физической культуры, ОБЖ, провожу внеурочную деятельность по ФГОС, являюсь руководителем спортивного школьного клуба"Экипаж", руководителем школьного и районного МО.
Россия, Краснодарский край, Ейск
Материал размещён в группе «Классные руководители»
1

«Быть порядочным – это значит...»

Дата проведения: 23.10.2015 г

Место проведения: МБОУ СОШ №1, каб.№8

Класс: 9 «А»

Классный руководитель: Еременко Марина Григорьевна

Цель:

формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность».

Задачи:

Образовательная:

уяснение сущности и содержания понятия «порядочный человек».

Развивающая:

развитие критического мышления в процессе соотнесения идеальных представлений школьников о порядочности с реальными поступками окружающих людей и событиями жизни, и выявление на этой базе противоречий и проблем.

Воспитательная:

создание условий для моделирования собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о порядочности.Порядочность к каждому в дом зашла,но не у каждого приют нашла.

Приветствие и позиционирование.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Друзья мои! Я очень рада войти в ваш класс.

И для меня уже награда внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

Обычно люди, только что, познакомившись, ищут общую тему для разговора.

Для того чтобы обозначить проблему, я предлагаю вам послушать притчу:

-Когда Спартака привели на рынок, чтобы продать, к нему подошёл

богатый рабовладелец и спросил его:

—Если я куплю тебя, дам тебе хороший кров и хорошую еду, ты будешь честным и порядочным, чтобы я не пожалел об этой покупке?

На это Спартак ответил, усмехнувшись:

—Я буду честным и порядочным, даже если ты меня не купишь.

Итак,

как вы думаете, какова тема нашего классного часа? О чём говорилось в притче?

Я предлагаю вам поговорить сегодня о порядочности. Вы не против?

Итак, тема нашего классного часа:

«Быть порядочным -это значит...».

Мы проведем её в режиме активной дискуссии. Нам всем интересно мнение

каждого, даже если он не разделяет позиции большинства.

-Давайте определим цели классного часа.

Что мы сегодня должны узнать?

Сегодня мы будем обсуждать несколько вопросов:

1.Что такое порядочность?

2.Кто такой порядочный человек?

3.Что значит «быть порядочным»?

-Определим значение слова «порядочность». Какие мысли, ассоциации

возникают у вас при слове «порядочность»? (Ответы учащихся)

-Вопрос о порядочности беспокоит не только вас. Это предмет споров,

которые велись в разные времена людьми разного возраста.Но прежде всего

нам нужно понять, что стоит за словом «порядочность», каково его

лексическое значение. Обратимся к словарю Ожегова.

-От существительного « порядочность» образовано прилагательное

«порядочный» Это слово имеет много значений.

~Понятие «порядочный человек» стало сегодня каким то непривычным, а

для некоторых банальным, вышедшим из моды. Мало кто сегодня уступит место в транспорте пожилому человеку, придет на помощь слабому, а тем более

пожертвует своими интересами ради кого то.

Мир жесток, все куда-то спешат, и некогда остановиться и подумать:

«Кто я? И зачем пришел в этот мир?»

- Однажды я стала свидетелем (а потом и участницей) необычного происшествия на улице. Пожилой человек, привалившись к стене, медленно оседал на тротуар. Одет он был неважно, поэтому проходящие мимо люди решили: пьян или бомж и равнодушно отводили взгляд.

Интеллигентный человек лет сорока остановился и участливо спросил:

«Что с вами?» Старик ответить не мог: лишь страдающий взгляд молил о

помощи. Мужчина, а впоследствии и две подошедшие женщины, стали звонить в «скорую», кто то отер больному испарину, дал попить. Никто из троих не ушел, пока не подъехали врачи. Тогда я подумала: «А вдруг на месте этого старика оказался бы кто-то мне очень близкий, и никто бы не помог?» Мне стало страшно, и я прониклась огромным уважением к этим, совершенно посторонним людям, которые не смогли переступить через чью-то жизнь. Какое счастье, что такие порядочные люди еще есть

на земле! Пусть им Бог пошлет чего-то хорошего: ведь известно, что добро возвращается. Я хочу спросить вас, понимаете ли вы, что так, как поступили люди в

ситуации, рассказанной мной, поступают только порядочные люди, и

какими человеческими качествами они должны обладать. Именно с этой

целью я начала с вами разговори вынесла в качестве эпиграфа к нашему занятию изречение:

-Порядочность к каждому в дом зашла, но не у каждого приют нашла.

-Как вы понимаете эти слова?

-Вы не против дискуссии на эту тему? Тогда давайте обсудим

обозначенные вопросы.

1.Портрет порядочного человека

Я предлагаю составить модель порядочного человека. Для этого

предлагаю выбрать те качества, которые ему присущи

. (называют качества)

-Давайте посмотрим, совпадают ли названные вами качества с

общепринятым образом порядочного человека.

(Честность, надёжность, нравственность, ответственность, уравновешенность, спокойствие, доброта, милосердие, сострадание.)

2.Итак, перед вами модель порядочного человека. Может, вы

знаете таких людей, которые соответствуют этой модели?

Докажите, что они действительно являются порядочными людьми. Приведите примеры их жизненных поступков. (2-3 примера)

Назвать имена всех порядочных людей

–просто невозможно. Потому что добрых, порядочных людей на земле гораздо больше. На них держится мир!!!

Одним из проявлений качеств порядочного человека является

милосердие. А понимаете ли вы, что значит быть милосердным? (ответы

детей). В толковом словаре В. Даля милосердие определяется так: «Сердоболие, сочувствие, готовность делать добро каждому, любовь на деле». Традиционно милосердие поощрялось в русских семьях.

Обязанностью было приютить странника. Калеки и убогие почитались в народе. Слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали

на ночлег. Незлобивость характера поддерживалась повсеместной традицией

просить в Прощеное воскресение прощения у всех, кого обидели.

При Александре Третьем, вступившем на престол в 1881 году, на казенные средства и пожертвования было сооружено 5000 церквей, среди них особое место занимал храм Христа Спасителя в Москве, сооруженный в память избавления от наполеоновского нашествия. Исторически сложилось понимание милосердия как сострадания к сиротам, тяжело больным, немощным людям, попавшим в беду. А я предлагаю вам поразмышлять над вопросом: можно ли назвать проявлением милосердия ситуацию,

описанную в стихотворении Ирины Кулешовой:

По ярмарочной площади уныло средь шумной толчеи людской

Собака беспризорная бродила, гонимая голодною тоской.

А из ларьков так вкусно пахло пиццей, хот-догами, вареной колбасой.

Ну, разве можно не остановиться, когда щемит желудок пустотой.

О, как она на каждого глядела, кто бутерброд за стойкою жевал.

Потом к парнишке подошла несмело: ей показалось, он её позвал.

-Пошла отсюда!

–скомканной бумагой хотел в неѐ он было запустить.

Старушка тут вступилась за беднягу, пытаясь паренька усовестить.

Потом она в морщинистой ладошке пересчитала деньги не спеша,

И, подойдя к открытому окошку, купила два румяных беляша.

-Ешь, милая, да извиняй, что мало, ну подходи же смелее ты, не стой!

И жизнь в глазах собачьих заиграла!

Так встретились здесь счастье с добротой.

-Так можно или нельзя назвать проявлением милосердия описанную

стихотворении ситуацию?

-Давайте подумаем о том, как бы вы поступили в подобной ситуации.

А может ли каждый из вас поступить, так как эта старушка, как люди, спасшие жизнь пожилого человека из первой истории? Не испытывает ли кто-нибудь из вас сейчас чувство стыда или вины за свой неблаговидный поступок, свою нерешительность в ситуации, когда от вашего выбора зависела чья-то жизнь или здоровье? Есть такие?

-Тогда я приглашаю вас в «Музей обидных воспоминаний». Вам, мои дорогие собеседники, необходимо коротко (в 2 –3 предложениях) описать свой поступок, который доставляет вам наибольшие огорчения. Сделав это, вы можете озвучить то, за что вам до сих пор стыдно, а можете просто сказать, кому вы причинили боль, а можете, просто молча, опустить свой листок с описанием в этот чёрный ящик. Кто-

то из вас, возможно, захочет извиниться, и это будет прекрасно, так как станет ступенькой к порядочности. Но даже если вы только опишете свой поступок и молча

опустите это описание в черный ящик, все равно вы уже станете чище в своих помыслах по отношению к людям, окружающим вас.

Этап детских откровений.

-А теперь представьте себе, что у вас есть возможность

воспользоваться машиной времени. Вернитесь на некоторое время назад и

очутитесь перед вашим неблаговидным поступком. Попробуйте назвать

причины, по которым вы так поступили в прошлый раз.

Спасибо за откровенность!

Теперь мы увидели главные причины своих неблаговидных поступков, и может быть, вы совсем по-новому будете смотреть на людей, вас окружающих, и будете ценить в них те самые прекрасные черты души, о которых мы с вами говорили.

Итак, наш разговор подходит к концу

Мне хочется верить, что вы все станете порядочными людьми и будете

умножать добро в этом прекрасном мире. Любите людей, помните о своем

высоком предназначении. И не ждите честности и порядочности абсолютно

от всех людей, но сами всегда оставайтесь честными и порядочными.

А памятью о нашей встрече будет стихотворение Юлии Друниной:

Стираются лица и даты, но все ж до последнего дня,

Я помню о тех, кто когда-то хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой, иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким, иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо идет доброта по земле.

И я про неѐ не забуду, как я забываю о зле.

Спасибо всем

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.