12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Реуцкая Елена Борисовна872 Учитель начальных классов. Стаж работы 32 года. Россия, Иркутская обл., п. Верхнемарково Усть - Кутский район |
Части речи. Безударные окончания имен существительных
Пояснительная записка
Автор проекта (ФИО) | Реуцкая Елена Борисовна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МОУ СОШ п. Верхнемарково Усть – Кутский район Иркутская область |
Форма (презентация, тест и т.п.) | Мультимедийное сопровождение - презентация |
Размер ресурса (мегабайт) | 5, 95 Мб |
Технические данные (компьютер, интерактивная доска и другие.) | Компьютер, мультимедиапроектор, экран, интерактивная приставка Mimio |
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 4 |
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс | Учебник: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. / М.: Просвещение, 2014. – 176 с. УМК «Школа России» |
Название темы или раздела учебного курса | «Части речи. Безударные окончания имен существительных» |
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие) | ppt |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие) | презентация |
Образовательный тип (Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие) | Мультимедийное сопровождение урока Электронное приложение |
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал | Средства Microsoft Office Power Point |
Цели, задачи дидактического материала | Цель: обобщить знания об имени существительном как о части речи Задачи: Образовательные: - развивать умение определять падеж имен существительных, правильно писать безударные падежные окончания. Развивающие: - развивать интеллектуальные способности учащихся: речи, внимания, мышления, наблюдательности; - развивать умение пошагового самоконтроля и адекватной самооценки; - развивать орфографическую зоркость; - развивать интерес к способам учебной деятельности; Воспитывающие: - воспитание уважения друг к другу; - воспитание любви к языку, к родной природе; - познакомить с профессией журналиста. |
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) | Материал содержит презентацию, состоящую из 19 слайдов. Переход с одного слайда на другой по щелчку. |
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) | Графические изображения, звуковые файлы, анимационные эффекты |
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) | Презентация содержит иллюстрации. Все используемые интернет-ресурсы указаны в последнем слайде презентации. |
Межпредметные связи | «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «Русский язык», «Математика» |
Возможности использования дидактического материала: - педагогом на уроке (указать этапы урока); - учащимися | Дидактический материал к уроку для учащихся дан в приложении. Материал используется учителем на уроке для групповой работы в течение всего урока. (Подробное описание содержится в конспекте урока) |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | нет |
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. | Данный компонент занимает важное место в структуре урока и является его неотъемлемой частью. Подробное описание по методике использования презентации содержит конспект урока. |
Информационная карта урока
Раздел «Части речи» Тема «Безударные падежные окончания имен существительных» (4 класс) | |||
Целеполагание для ученика Обобщить знания об имени существительном как о части речи. Развивать умение определять падеж имен существительных, правильно писать безударные падежные окончания. Познакомиться с профессией журналиста. Учиться проводить рефлексию. | Целеполагание для учителя Коррекционные, социализирующие цели: Показать необходимость знаний русского языка для профессии журналиста; Показать результат коллективного труда; Развивающие ОУУН: Развивать навык работы со справочной литературой; Развивать навык работы в группе; Развивать навык спланированного и организованного рабочего места; Предметные цели: Помочь обобщить знания об имени существительном как о части речи; Работать над развитием орфографической зоркости; Обогащать словарный запас учащихся. | ||
Опорные понятия | Новые понятия, термины | ||
Предмет, наука «филология», часть речи, падежи | Редактор, корректор, марафон, передовица | ||
Домашнее задание. Подобрать информацию для размещения на любой тематической странице, созданного на уроке журнала. | |||
Этапы урока, форма, краткое содержание | Дидактическое оснащение | Деятельность учащихся, рефлексия | |
Орг. момент. Групповая форма работы. Настрой на урок. Обсуждение значения слова «редколлегия» | Различные печатные издания Презентация «Мой край родной» | Рассматривают газеты, журналы. Объясняют значение слова «редколлегия» | |
Чистописание | Каллиграфическая запись на доске | Учащиеся выполняют запись в тетради. | |
Словарная работа. Работа над лексическим значением слов. Орфографическая работа. Знакомство с профессиями людей, входящих в редколлегию (беседа). | Тетради учащихся, толковый словарь, орфографические словарики Презентация «Части речи» | Объясняют значение слов. Называют орфограммы. Читают статью в толковом словаре. Отгадывают анаграммы. Записывают слова, обозначают орфограммы. Придумывают и записывают предложения. Организуют проверку в группах. | |
Повторение изученного об имени существительном (рассказ по плану). Правило определения падежа имени существительного (ответы на вопросы) | Памятка «Имя существительное». Карточки с текстом (4 варианта). Листочки-подсказки | Рассказывают по плану об имени существительном как о части речи. Отвечают на вопросы. Читают тексты и определяют тему каждого. Записывают текст, подчеркивают существительные в заданном падеже. Проверяют по листочку-подсказке. | |
Физминутка | Фотоглаз | Делают коллективный снимок группы. | |
Отработка предметных навыков. Тренировочные упражнения в написании безударных падежных окончаний имен существительных. | Схема «Как не ошибиться в написании безударного падежного окончания имени существительного». Карточки с текстом с ошибками (один вариант). Листочек - подсказка | Рассказывают правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Исправляют ошибки в тексте. Организуют проверку в группах. | |
Домашнее задание | Обсуждают и планируют выполнение задания. | ||
Подведение итогов урока | Карточки самодиагностики | Самооценка. Схематично рисуют лицо с разными эмоциями. Оценка работы в группе и группы в целом. |
План – конспект урока.
Этапы урока | Ход урока | Дифференциация, индивидуальная работа учащихся |
Орг. момент. | Введение в тему. Слайд-шоу «Мой край родной» Каждая группа – редколлегия. Результатом работы должен стать журнал «Марковчане» Презентация № 2 Слайд 2 | |
Чистописание | Оформление титульного листа журнала. Прием 1. Запись на доске выполнена учителем, дети записывают в тетрадь: Журнал «Марковчане». Проверка в паре. | |
Словарная работа | Оформление передовицы. Главные новости. Прием 2. Определение слова по его значению на слух и соотнесение его со словами, записанными на доске. Слова записываются в тетрадь. На доске: Редактор, журналист; Фотокорреспондент; Корректор. Слайд 3 Прием 3. Чтение значения слова «передовица» в толковом словаре и повторение его значения. Прием 4. Составление слов, которые относятся к теме « Марковчане» и запись их в порядке возрастания в них количества слогов: рдноиа (родина) яиротси (история) диратяци (традиция) Слайд 3 Прием 5. Составление и запись предложений со словарными словами. Взаимопроверка. | Индивидуальная работа со слабыми детьми (см. особенности детей) Приемы № 13, 14 |
4. Повторение изученного | Прием 6. Рассказ об имени существительном по плану: 1. Часть речи. 2. Что обозначает. 3. На какие вопросы отвечает. 4. Как изменяется. 5. Каким членом предложения является. Слайд 4 Сбор информации (работа журналистов). Определение тематики страниц журнала: историческая страница природоведческая страница страница филолога математическая страница Слайд 5 Прием 7. Каждый участник группы получает текст разного содержания, читает его, определяет тему. Один представитель группы (его выбирают дети) озвучивает тему. (см. «Тексты и задания») Прием 8 Определение падежей имен существительных. Мозговой штурм. - Как определить падеж имени существительного? - Как отличить В. П. от И. П.? - Чем отличается имя существительное в П. п. от имени существительных в других падежах? - С каким падежом можно перепутать имя существительное в Р. П.? - Как не ошибиться в этом случае? Слайд 6 Прием 9 Запись текста. Подчеркивание сущ. в заданном падеже. Проверка. Каждая группа называет слова, которые они подчеркнули. Проверяют по листочку – подсказке. Слайды 7 - 14 | Индивидуализация и дифференциация в работе с сильными и слабыми детьми (см. особенности) Приемы № 15, 16, 17, 18, 19 |
5. Физминутка | Работа фотокорреспондентов | |
6. Отработка предметных навыков Развитие умения писать безударные падежные окончания | Работа корректора над страницей интересных фактов. Прием 10 Читают текст, находят ошибки, называют орфограмму (см. «Страничка любознательных») Слайыд 15, 16 Прием 11 Рассказывают, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании безударных окончаний имен существительных. Исправление, проверка по листочку – подсказке. Прием 12 Запись сущ. с исправленными окончаниями по схеме: Гл. + сущ. Самопроверка и взаимопроверка | Индивидуальные задания для сильных и слабых детей (см. особенности) Приемы № 20, 21, 22 |
7. Рефлексия | Учащиеся оценивают свою работу в группе, работу группы в целом. Слайд 17 | Оформление журнала «Марковчане» |
8. Домашнее задание | Подобрать информацию для размещения на любой тематической странице, созданного на уроке журнала. Придумать свою тематическую страницу. Слайд 18 | Оценивание индивидуальных работ. |
Особенности детей, которым необходим индивидуальный подход на этом уроке.
Фамилия, имя | Обученность | Обучаемость | Модальность | Полушарие | Мотивация | ||||||
Визуальная | Аудиальная | Кинестическая | Равнополушарное | Правополушарное | Левополушарное | ||||||
Анита З | 4,6 | 2 | + | + | + | + | Соц-поз | ||||
Юлия М. | 5 | 3 | + | + | + | Соц-поз | |||||
Миша Л. | 5 | 3 | + | + | + | Соц-поз | |||||
Влад К. | 3 | 1 | + | + | Баз. | ||||||
Коля Н. | 2-3 | 1 | + | + | + | Баз. | |||||
Игорь З. | 2-3 | 1 | + | + | + | Баз. |
Индивидуализация на уроке
Имя, фамилия | Этапы урока | Индивидуализация заданий |
Анита З. | Повторение изученного Отработка предметных навыков | Прием 15 Определить падеж всех имен существительных. Рассказать в группе (текст 1 группы). Прием 20 Разобрать по составу на выбор 2 имени существительных. |
Юлия М. | Повторение изученного Отработка предметных навыков | Прием 16 Определить падеж всех имен существительных (текст 4 группы). Составить схему предложения. Прием 20 Найти и записать однокоренные слова, разобрать их по составу. |
Миша Л. | Повторение изученного Отработка предметных навыков | Прием 17 Определить падеж имен существительных, которые ты сможешь найти. Озаглавь текст. Прием 20 К слову листья подбери однокоренные слова и разбери 2 слова по составу. |
Влад К. | Словарная работа Повторение изученного Отработка предметных навыков | Прием 13 Пользуется индивидуальным словариком, проговаривает слова. Прием 18 Просклонять имя Иван (смотри памятку). Прием 21 Рассказать соседу в группе о происхождении имени Иван. |
Коля Н. | Словарная работа Повторение изученного Отработка предметных навыков | Прием 13 Пользуется индивидуальным словариком, проговаривает слова. Прием 18 Просклонять слово тайга (смотри памятку). Прием 21 Списать восклицательное предложение (текст 2 группы) |
Игорь З. | Словарная работа Повторение изученного Отработка предметных навыков | Прием 15 Составь предложение из слов, записанных на карточках. Моя, родина, малая, Верхнемарково. Каждой, деревни, У традиции, есть свои. Прием 19 Записать слово деревня в Д. п., В. П., П. п. (смотри памятку). Прием 22 Списать 4 предложение (текст 3 группы), определить падеж имени существительного. |
Используемая литература:
1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебное пособие для 4 класса. В 2 ч. М. Просвещение, 2014
2. Плешаков А. П. Окружающий мир. Учебное пособие для 4 класса. В 2 ч. М. Просвещение, 2010
3. Усть – Кут – город на Ленских просторах. – Под ред. Н. В. Жданова, Изд. 2-е перераб и доп.- Иркутск ООО Артиздат, 2004
4. Земля моя усть – кутская. – Под ред. Н. В. Жданова. Иркутск ООО Артиздат, 2011
5. Авторские фотографии Кондратьевой Е. В.
6. Картинки, анимация, шаблон, смайлы - интернет
Страничка для любознательных.
Исправь ошибки. Запиши текст без ошибок.
Как это было?
Современный поселок Верхнемарково, объединился с деревняй Матвеевой ниже по течению и протянулся на добрых четыре километра по берегу Лены до крутого красноцветного яра на повороти реки.
Верхняя часть Верхнемарково отделяется от основной часте поселка впадающим в Лену Соляным ручьем. До революции в ручье варили соль, а грязь в нем считали целебной.
Рядом с Соляным ручьем стояла часовня, приписанная к Марковской церкве. Через Лену напротив Соляного ручья до революции же работал кирпичный заводик.
Листочек-подсказка.
Как это было?
Современный поселок Верхнемарково, объединился с деревней Матвеевой ниже по течению и протянулся на добрых четыре километра по берегу Лены до крутого красноцветного яра на повороте реки.
Верхняя часть Верхнемарково отделяется от основной части поселка впадающим в Лену Соляным ручьем. До революции в ручье варили соль, а грязь в нем считали целебной.
Рядом с Соляным ручьем стояла часовня, приписанная к Марковской церкви. Через Лену напротив Соляного ручья до революции же работал кирпичный заводик.
Текст и задание для 1 группы.
Историческая страница.
Запиши текст. Подчеркни существительные в В. П. ед. ч.
История, тогда еще деревни Марково началась в середине 17 века. Кипрюшка Марков, русский крестьянин, уроженец Тамбова, пришел на Лену вместе с Ерофеем Хабаровым в середине 40-х годов 18 столетия.
Очень уж ему понравились эти места, и соорудил он здесь с товарищами своими первые избы, заложив тем самым деревню. Привезли с собой хлебные злаки, смастерили соху с железными сошниками, деревянную борону, серпы, косы-горбушки, топоры. А в ближайшую весну засеяли первые десятины земли….
И пошло название деревеньки – Марково от имени отца Кирюшки «Марк».
Листок – подсказка.
История, тогда еще деревни Марково началась в середине 17 века. Кипрюшка Марков, русский крестьянин, уроженец Тамбова, пришел на Лену вместе с Ерофеем Хабаровым в середине 40-х годов 18 столетия.
Очень уж ему понравились эти места, и соорудил он здесь с товарищами своими первые избы, заложив тем самым деревню. Привезли с собой хлебные злаки, смастерили соху с железными сошниками, деревянную борону, серпы, косы-горбушки, топоры. А в ближайшую весну засеяли первые десятины земли….
И пошло название деревеньки – Марково от имени отца Кирюшки «Марк».
Текст и задание для 2 группы.
Природоведческая страница.
Запиши текст. Подчеркни существительные в Р. П. ед. ч.
От горизонта до горизонта лежит наша тайга. Осенью она особенно красива! Точно лисьи хвосты, тянутся к небу березы, а с модницы осины слетают красные листья.
Листочек-подсказка.
От горизонта до горизонта лежит наша тайга. Осенью она особенно красива! Точно лисьи хвосты, тянутся к небу березы, а с модницы осины слетают красные листья.
Текст и задание для 3 группы.
Страничка филолога.
Запиши текст. Подчеркни существительные в Д. П. ед. ч.
Какими же именами назвали юных марковчан за все время существования деревни?
Самое популярное имя Иван. У русского имени Иван древнееврейские корни, что означает «благодать Божия». Имя Иван давали человеку в надежде на то, что он будет добрым, нежным, верным в дружбе.
Производные: Ванечка, Ванюта, Ванёк, Ванюха, Ванюша, Ванюшка, Ваня, Ванька, Ванятка, Ивашка, Иванушка.
Листочек-подсказка.
Какими же именами назвали юных марковчан за все время существования деревни?
Самое популярное имя Иван. У русского имени Иван древнееврейские корни, что означает «благодать Божия». Имя Иван давали человеку в надежде на то, что он будет добрым, нежным, верным в дружбе.
Производные: Ванечка, Ванюта, Ванёк, Ванюха, Ванюша, Ванюшка, Ваня, Ванька, Ванятка, Ивашка, Иванушка.
Текст и задание для 4 группы.
Математическая страница.
Запиши текст. Подчеркни существительные в П. П. ед. ч.
Коля решил прогуляться по левому берегу Соленого ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел этот ручей. На левом или правом берегу он оказался?
Листочек-подсказка.
Коля решил прогуляться по левому берегу Соленого ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел этот ручей. На левом или правом берегу он оказался?