Занятие в подготовительной логопедической группе «Что за прелесть эти сказки»
Тема: «Что за прелесть эти сказки».
Подготовительная логопедическая группа
Цель: формирование интонационной выразительности речи через театрально-игровую деятельность на основе сказки В. Сутеева «Под грибом».
Задачи:
-развивать образность речи, творческое воображение и умение эмоционально воспринимать произведение;
- упражнять в конструировании предложений по опорным словам, с опорой на графическую схему;
-формировать практическое усвоение простых способов словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- упражнять в подборе слов – антонимов;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать мимику, жесты, пантомимические движения;
- обучать театрализованным играм по мотивам сказки;
- развивать зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику;
-воспитывать у детей дружелюбие, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.
Оборудование: элементы декорации к сказке «Под грибом», маски-шапочки персонажей; мнемотаблицы; игрушки пальчикового театра; мяч.
Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом», знакомство с пословицами о дружбе.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Поприветствуйте наших гостей. Приготовимся к занятию.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. Дети выполняют артикуляционные упражнения. «Прогулочная» Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит. Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам. Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке. А теперь на оборот - Тянутся вперед. Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом. На качелях оказался - Вверх взлетал и вниз спускался. Догадаться, кто бы мог: Язычок наш, как грибок. Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал. То иголка, то лопата Язычок у нас ребята. Вот и кончилась прогулка Язычок скорей домой.
2. Динамическое упражнение. Дети берутся за руки и за логопедом идут «змейкой» между расположенными в группе деревьями. В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти. Интересней приключенья нам, ребята, не найти. Друг за дружкой становитесь. Крепко за руки беритесь. По дорожкам, по тропинкам по лесу гулять пойдем. Может быть, в лесу осеннем мы грибочек вдруг найдем. Дети находят под деревом гриб и игрушки. - Ребята, из какой сказки эти герои? Кто автор этой сказки? Ответы детей («Под грибом». В. Сутеев)
3. Развитие четкости дикции и эмоциональной выразительности. Наденем игрушки на пальчики и произнесем потешку от имени вашего героя с различной интонацией. «Хитрый грибок» Хитрый маленький грибок В круглой, красной шляпке. Он не хочет в кузовок, Он играет в прятки. Дети повторяют потешку с опорой на мнемотаблицу:
4. Беседа по сказке с опорой на мнемотаблицу. Ребята, обратите внимание, на доске подсказка, которая поможет вам ответить на мои вопросы. (Использование мнемотаблицы)
Кто главные действующие лица сказки? (Муравей, бабочка, мышка, заяц, воробей, лиса, лягушка). Вспомните, с чего начинается сказка? Что случилось с муравьем? (Муравей попал под сильный дождь.). Кто попросился к муравью под грибок? (Бабочка, мышка, воробей, заяц). Что произошло с зайцем? (За зайцем гналась лиса). Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба? (Сначала ему одному было мало места, а теперь всем место нашлось.). Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось? (Пока шел дождь, гриб вырос.). Что помогло героям сказки? (Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.)
5. Пальчиковая гимнастика (мнемотаблица). «Под грибом» Дождь идет сильней, сильней. (кончики пальцев стучат по столу) Под грибок встал муравей. (поставить под ладошку указательный палец другой руки) Место бабочке нашлось, (взмах ладошек в стороны) Потесниться лишь пришлось. (два пальца под ладошку) Мышь к грибочку подбежала, (пальчики бегут по ногам вниз) Рядышком с друзьями встала. (три пальца под ладошку) Воробьишко весь промок, (скрестить руки, постучать ладонями по плечам) Тоже встал он под грибок. (поставить под ладошку четыре пальца) Зайку от лисы спасали — («ушки» из указательного и среднего пальцев) Далеко ее прогнали. Как под маленьким грибком (пять пальцев под ладошку) Все нашли хороший дом? (пожать плечами, руки над головой «домиком»)
6. Лексико–грамматические задания. «Назови ласково героев сказки». Я говорю – как у меня, а вы – как у Гномика. Муравей (муравьишко) Воробей (воробьишко) Мышь (мышка) Заяц (зайчик, зайчишка) Лиса (лисичка, лисонька) Гриб (грибок, грибочек).
7. Поиграем с мячом. «Скажи наоборот». Сильный (слабый) Маленький (большой) Мокрый (сухой) Спрятаться (выглянуть) Потесниться (расступиться) Намокли (высохли) Отдохнуть (устать) Прибежать (убежать) Ускакать (прискакать) Тесно (свободно) Поближе (подальше)
8. Театральные этюды. Сейчас поиграем в игру «Закончи предложение». Дети надевают шапочки–маски и выполняют задание.
• Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). (Как себя чувствовал муравей во время дождя?) Добежал муравей до грибочка и … (спрятался).
• Ползет к грибу мокрая… (бабочка). Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем … (течет).
• Мимо гриба воробей скачет и… (плачет). Спрячьте, — кричит, спасите, за мной лиса … (гонится)!
• Зайца не видали? А не тут ли он … (прячется)?
• Эх вы, а гриб то под дождём … (вырос).
III. Итог занятия. Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке. В тесноте, да не обиде. Милости прошу к нашему шалашу. Вместе тесно, а врозь скучно. Что помогло героям сказки? Как вы думаете, чему мы научились?