12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сахарова Наталия Александровна470
Участница гуманитарного образовательного проекта "Российский учитель за рубежом", учитель ЦРЯ ФГБОУ "МЦО "Интердом" им. Е. Д. Стасовой"
Россия, Ивановская обл., Иваново

II Всероссийский конкурс для логопедов на лучшую методическую разработку «Дифференциация звуков» «Дифференциация гласных Ы – И»

Открытое занятие с учащимися 2 класса,

имеющими недостатки письма и чтения,

обусловленные общим недоразвитием речи.

(с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий)

учитель-логопед Сахарова Н.А.

Тема: «Дифференциация гласных Ы- И»

Цель занятия: Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной речи.

Предметные УУД. Создание условий для развития умений различать буквы «И» - «Ы» на материале слогов и слов. Формирование основы системы научных знаний по теме: «Правописание слов с жи и ши».

Метапредметные УУД.

Познавательные:

уточнение артикуляции звуков [И], [Ы], установление сходства и различия;

сопоставление звуков с их графическим изображением;

совершенствование навыка работы с информацией;

нахождение общих схем решения;

совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;

совершенствование грамматического строя речи.

Регулятивные:

развитие мелкой моторики и подвижности органов артикуляции;

совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки;

развитие фонематического анализа и синтеза;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие смекалки, мышления;

расширение пассивного и активного словаря;

развитие навыка словоизменения;

развитие связной речи.

Личностные:

● формирование положительной учебной мотивации;

● формирование понимания и определение границы собственного знания и незнания;

● формирование самостоятельной контролирующей деятельности.

Коммуникативные:

● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.

Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); буквы Ы, И, символические изображения гласных, согласных твердых и мягких звуков; скрепки; фасоль; тетради, зеленые и синие ручки; домики с буквами И, Ы, И Ы; слоговые таблицы; предметные картинки; слова-паронимы (для доски); антистрессовая подушечка; текст стихотворения Сергея Васильевича Погореловского «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; интерактивная доска; презентация; звёздочки для самооценки работы обучающихся.

Учебно-методическая литература:

1. Краузе Е. Логопедия. 3-е изд. СПб: КОРОНА принт, 2006.

2. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995

3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд. М.: Издательство Гном и Д, 2007.

4. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь

для индивидуальных и групповых коррекционных занятий: В 3 тетр.- Тетр.1. Смоленск:

Изд-во «Ассоциация ХХI век», 1998.

5. Черошникова Г.С. Логопедические занятия в начальной школе II часть (учебное пособие). Иркутск, 2001.

Этапы урока

Ход занятия

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность учеников

I. Организа-ционный

этап

     
 

1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение.

Логопед читает стихотворение:

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

Дети внимательно слушают.

 

2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику.

Ребята, чтобы громко и чётко отвечать на вопросы в ходе занятия, сделаем гимнастику для губ и язычка:

- улыбочка - трубочка

- лопаточка

- блинчик

- киска сердится

- чистим зубы

- качели

Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику.

II. Основной этап

     
 

3. Знакомство с парой гласных на материале стихотворения.

Развитие смекалки, мышления.

Расширение пассивного и активного словаря.

Послушайте стихотворение.

Что глядишь, корова, строго и сурово?

Мишка – лодырь, через А написал КАРОВА,

Напишите вы Мишку через Ы

Проучите Мишку – превратите в Мышку.

Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать.

Сравните слова МИШКА и МЫШКА по смыслу и написанию, какими звуками и буквами отличаются эти слова?

- Мишка слышим гласный

звук [И]. Какую букву

напишем?

- Мышка слышим гласный

звук [Ы]. Какую букву

напишем?

Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы логопеда.

- В слове мишка гласный

[И], а в слове мышка гласный [Ы].

- Букву И.

- Букву Ы.

 

4. Определение темы занятия.

- Сделаем вывод о теме

занятия.

- Чему сегодня учимся?

- Зачем нам нужно уметь их различать?

- Различать звуки и буквы И-Ы.

- Чтобы правильно писать в словах.

 

5. Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём).

Молоток я раздобыл

Из дощечек букву сбил

Сколько здесь дощечек?

Три? А какая буква? И.

А бедняжка Ы

Бродит с палочкой увы!

Дети внимательно рассматривают гласные буквы.

 

6. Развитие мелкой моторики. Крупотерапия.

Ребята, выложите из фасоли буквы Ы-И

Дети выкладывают буквы из фасоли.

 

7. Закрепление знаний норм артикуляции звуков [И] - [Ы]

Дайте характеристику звуку [И].

Произнесите перед зеркалом звук [И].

- Как работает наш речевой аппарат?

Дайте характеристику звуку [Ы].

Произнесите перед зеркалом звук [Ы].

- Как работает наш речевой аппарат?

- Гласный.

- Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

- Гласный.

- Губы немного растянуты. Язык глубоко во рту поднялся горкой, он гласный во рту нет преград, он поётся).

 

8. Работа над новым материалом. Соотнесение звука и буквы на материале игры «Симофор».

Игра «Симофор»

- Внимательно слушайте слоги.

- Поднимите букву И если

услышите звук [И]

- Букву Ы если услышите

звук [Ы].

- бы, би, ри, ны, ни, сы, вы, ги, гы, лы.

Дети внимательно слушают слоги и поднимают соответствующую букву.

 

9. Развитие фонематического анализа и синтеза через работу со слоговыми таблицами.

А теперь предлагаю вслух прочитать пары слогов.

- Как звучат согласные перед Ы?

- Твёрдость согласного как обозначаем на письме?

- Как звучат согласные перед И?

- Мягкость согласного как обозначаем на письме?

Дети читают хором.

мы-ми вы-ви зы-зи

ми-мы ви-вы зи-зы

- Твёрдо. - Синим цветом.

- Мягко.

- Зелёным цветом.

 

10. Развитие слухового внимания и фонематического анализа на материале упражнения со слогами.

Открыли тетради. Записали число.

- Запишем слоги в две строки.

- Каким цветом обозначим твёрдость согласного? Поставим на первой строке синюю точку. Какую букву будем писать после твёрдого согласного?

- Каким цветом обозначим мягкость согласного? Поставим на второй строке зелёную точку. - Какую букву будем писать после мягкого согласного звука?

Спинки держим ровно.

- Слушаем внимательно.

Слоги: пи – пы, ты – ти, ры – ри, ми – мы, ни - ны, кы – ки, ви – вы.

- Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

- Возвращаем тетради.

- Зачитайте слоги 1-й строки. Зачитайте слоги 2-й строки.

- Посмотрите, где в слогах спрятались слова?

- Синим.

- Зелёным.

- И.

Взаимопроверка.

Читают сначала слоги 1 строки, затем второй строки.

- Мы, вы, ты. Рядом слоги ки+ви=киви

 

11.Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки.

Физкультминутка

Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной движения.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки

Поклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Ученики смотрят на экран интерактивной доски и повторяют предлагаемые движения за логопедом.

 

12. Развитие зрительного и слухового внимания на материале игры «Добавь словечко» (слова –

Паронимы).

Игра «Добавь словечко».

Подберите подходящее слово, записанное на доске и дополните предложение.

- Я в походе … (был).

- В барабан я … (бил).

- Чем различаются

написанные слова?

 

- Волк в долине … (выл)

- Я верёвки … (вил).

- Чем различаются

написанные слова?

- Малыш был очень ... (мил)

- Он руки мылом … (мыл).

- Чем различаются

написанные слова?

- Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И? (Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова).

 

- Вам известно значение слова мил (привлекательный на вид, хорошенький).

- Значение слова вил (плёл, делал).

- Был.

- Бил.

- Буквами Ы-И.

- По смыслу.

- Выл.

- Вил.

- Буквами Ы-И и по смыслу.

- Мил.

- Мыл.

- В одних словах пишется Ы, в других пишется И.

- Согласный перед Ы звучит твёрдо, а перед И мягко.

- Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова.

 

13. Развитие навыка словоизменения через игру «Один – много» (с перекидыванием мяча).

Игра «Один-много». Встали из-за парт.

- Я кидаю вам подушечка и называю предмет в единственном числе. Вы, возвращая её, называете то же слово во множественном числе и выделяете последний звук – [Ы] или [И].

Образец: стол – столы, конь – кони.

Кость – …

Стена – …

Зуб – …

Яблоко – …

Зонт – ….

Нос – ….

Комар - …

Книга- …

Слива- …

Спичка-…

- Обратите внимание на место звука [Ы] в словах.

- А в предыдущем задании где стоит?

-Ы на вид весьма сурова,

-Но характером скромна:

-Никогда в начале слова

-Не становится она.

- Звук [Ы] никогда не стоит первым. Поэтому заглавной буквы Ы у нас нет.

- кости

- стены

- зубы

- яблоки

- зонты

- носы

- комары

- книги

- сливы

- спички

- Звук [Ы] находится в конце слова.

- В середине слова.

 

14.Закрепление умения различать звуки [И] и [Ы] на материале игры «Рассели слова».

Игра «Рассели слова».

- Нужно предметы расселить по домикам. Слова со звуком [И] в домик с буквой И, слова со звуком [Ы] в домик с буквой Ы.

А также разделите слово на слоги, найдите место буквы Ы или И в нем.

Предметы: бусы, шишка, мишка, телевизор, мышка, бык, машина, ласты, корзина, очки, шахматы, волосы, копилка, усы, шина, лыжи, тыква.

Какие слова подчиняются правилу? Припомните это правило.

- Как звучат в этих словах согласные звуки перед И?

- Но писать мы будем после твёрдых Ж и Ш какую гласную?

- Почему?

- Дети по очереди складывают в домики подходящие картинки.

- В слове телевизор 4 слога, в середине слышим И, отправляем в домик где живёт И.

- В слове бусы 2 слога, в конце слышим Ы, отправляем в домик где живёт Ы.

- В слове лыжи 2 слога, 2 гласных звука [Ы]-[И], в 3 домик.

Шишка, машина, шина, лыжи

ЖИ-ШИ – пиши с гласной И.

Твёрдо!

- Потому, что это правило.

 

15. Дифференциация звуков в словосочетаниях.

а) Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите слова, в которых пропущены буквы. Групповая работа.

БЕЛЫЕ СНЕЖНКИ

ДУШСТЫЕ ЛАНДЫШИ

ЛЁГКИЕ ПУШНКИ

ДРУЖНЫЕ МАЛШИ

ВЕСЁЛЫЕ КАНКУЛЫ

б) Работа с перфокартами. Индивидуальная работа.

Вставить пропущенные буквы Ы-И:

З…мой р…бы ушли на дно реки.

Дет… …скали жёлуди.

Кур… р…ли грядки.

Ночью в…ли волк…

Ребята исправляют ошибки, вставляя пропущенные буквы.

III . Заключи-тельный этап

     
 

16.Уточнить, проанализировать полученные знания

- Наше занятие подошло к концу.

- Давайте вместе вспомним:

- Чему мы учились на уроке?

- Скажите, с какими согласными звуками «дружит» гласная И, а с какими Ы.

Ребята, чтобы вы очёнь чётко проговаривали эти звуки, предлагаю вам чистоговорку, дома её выучите.

– Вы малину мыли ли?

– Мыли, но не мылили.

Учились различать звуки и буквы Ы – И.

- Гласная И дружит с мягкими согласными.

- Гласная Ы с твёрдыми согласными.

 

17. Рефлексия

- Кому, какое задание понравилось?

- С каким настроением уходите с урока?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен.

Называют понравившиеся задания.

Говорят о настроении.

Оценивают свою работу с помощью «пяти звёзд».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.