Занятие на тему «Хрюша в гостях у ребят»
Тема: Хрюша в гостях у ребят.
Цель: развивать речь с использованием игровых приемов, закрепление правильного произношения звука [о].
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: формирование активного слухового и зрительного контроля в правильности составления пересказа.
2. Коррекционно-развивающие:
1). Развивать связную монологическую речь.
2). Упражнять в употреблении существительных во множественном числе
3). Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений.
4). Уточнить произношение звука [о] в изолированном виде, словах, фразах. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание.
5). Отрабатывать дикцию; закреплять умение говорить замедляя или убыстряя темп.
6). Посредством использования игровых методов и приемов развивать психические процессы детей: память, внимание, творческое воображение и мышление.
7). Развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание.
3. Коррекционно-воспитательные:
· воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение друг к другу;
· воспитывать усидчивость.
Оборудование: игрушка - поросёнок Хрюша; индивидуальные зеркала, цветные фломастеры, листы чистой белой бумаги, трафареты круга (для каждого ребенка); наборное полотно с изученными разрезными буквами; картинки, иллюстрирующие скороговорки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дети, сегодня на нашем занятии (стук в дверь) к нам кто-то пришел, сейчас посмотрю (вносит игрушку Хрюшу)
Ребята, кто к нам пришел!
Хрюша: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Хрюша!
Хрюша: Ребята, я так торопился, бежал… (тяжело дышит)
Логопед: Хрюша, ты так запыхался, даже дышишь с трудом, тебе надо успокоить свое дыхание.
Хрюша: А я не умею.
II. Основная часть.
Логопед: Дети, давайте поможем Хрюше, научим его восстанавливать дыхание. Смотри и делай как мы.
1. Упражнение на развитие речевого дыхания.
(медленный вдох через нос и выдох через рот)
Логопед: Хрюша, ты уже ровно дышишь, молодец! А теперь расскажи нам, что случилось.
Хрюша: С утра у меня заболел живот. Я, конечно, сам виноват, потому что ел одни конфеты и на ужин и на завтрак. И я пошел к врачу. Было так больно «О-о-о!».
Логопед: Бедный, Хрюша, нельзя есть одни конфеты! Так ты даже стонал?
Хрюша: Да! О-о-о!
Логопед: Ребята, а не кажется ли вам, что в стоне Хрюши мы слышим знакомый звук?
Дети: Звук [O].
Логопед: Конечно, Хрюша, мы уже изучили этот звук и знаем его. Дети, а давайте вместе с Хрюшей правильно произнесем его.
2. Работа с зеркалами.
Логопед: Посмотрим в зеркало. Когда мы произносим звук [O] , губы вытягиваются в широкую трубочку, язык свободно лежит за нижними зубами. Воздух выходит плавно, свободно. Как стонал Хрюша? О-о-о, молодцы!
Хрюша: Вот так звук! А я у вас тут видел буквы (обращает внимание на наборное полотно, на котором выставлены изученные детьми буквы). А какая же из них «О»?
Логопед: А сейчас тебе дети покажут. (Ребенок достает букву «О» и показывает Хрюше)
Хрюша: (рассматривает букву) Какая она! Ох, какая! Круглая!
Логопед: Действительно, Хрюша, буква «О» похожа на какую фигуру, дети?
Дети: На круг!
Логопед: Правильно! И я предлагаю всем поиграть!
3. Игровое упражнение «Дорисуй предмет из круга»
Логопед: Послушай, Хрюша, дети расскажут, что нужно сделать.
Ребенок: Надо обвести круглый трафарет, получится круг, а потом дорисовать любой предмет из этого круга.
Логопед: А сегодня задание усложняется: надо не просто дорисовать предмет из круга, а такой предмет, в названии которого есть звук [O].
Дети рисуют. Воспитатель вместе с Хрюшей рассматривают работы и спрашивают каждого ребенка.
Хрюша: Что ты нарисовал?
Ребенок: Светофор, потому что здесь есть звук [O].
Хрюша: А зачем он нужен?
Ребенок: Чтобы помогать машинам правильно ездить по дорогам.
Хрюша: Что ты нарисовал?
Ребенок: Ножницы, тоже со звуком [O].
Хрюша: А для чего они нужны?
Ребенок: Чтобы резать.
И так далее. Опросив всех детей Хрюша выясняет, что они нарисовали солнце, кольцо, цветок, воздушные шары, яблоко, колобок, мороженное, паучок, человек (схематично).
Хрюша: Молодцы, ребята, никто не ошибся!
Логопед: А теперь предлагаю немного отдохнуть и сделать физкультминутку.
4. Физкультминутка (проводит ребенок)
Я хрю-хрюшка Я хрю-хрюшка Я купаю в луже брюшко Было розовым оно А теперь черным - черно |
Движения руками вправо, влево сжимая и разжимая ладони Руки на пояс, вращательные движения туловищем Руки развести в стороны Поочередное похлопывание по животу |
Хрюша: Здорово! А я вот хочу рассказать вам стихотворение И.Токмакова «Невпопад».
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать – опять невпопад.
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард.
Хрюша: (огорчено) Ну вот, хотел прочитать вам стихотворение, а ничего не получилось.
Логопед: Хрюша, ты очень волновался и торопился, поэтому все перепутал. Но не огорчайся. Мы знаем хороший способ научиться говорить правильно и четко произносить слова. Что это за способ? Это скороговорки! Мы знаем столько скороговорок! Даже придумали игру. Вот смотри это картинки. Выбирай любую и показывай детям, а они тебе в соответствии с картинкой прочитают скороговорку.
5. Дидактическая игра «Назови скороговорку».
Хрюша: Как здорово, я тоже хочу научиться.
Логопед: Тогда я предлагаю вместе с Хрюшей разучить новую скороговорку. А раз мы сегодня повторяли звук [о], выучим скороговорку в словах которой встречается этот звук.
Зоя везла на возу
Козленка, козла и козу.
Хрюша, слушай и повторяй вместе с нами. Сначала медленно, четко проговаривая каждое слово, затем всё быстрее и быстрее.
Заучивание скороговорки.
6. Логопед: Молодцы! Предлагаю поиграть! Сделаем бинокли из кулачков и поиграем. (Подносит кулаки к глазам). С помощью моего необычного бинокля можно увидеть только один предмет, а с помощью ваших биноклей – много.
Дидактическая игра «Один – много»
Логопед |
Дети |
Я вижу |
Я вижу |
розу |
розы |
сливу |
сливы |
арбуз |
арбузы |
ягоду |
ягоды |
плод |
плоды |
мост |
мосты |
куст |
кусты |
иву |
ивы |
шар |
шары |
дуб |
дубы |
апельсин |
апельсины |
лимон |
лимоны |
Логопед: Хрюша, а ты любишь сказки?
Хрюша: Конечно, люблю!
Логопед: Тогда слушай. Мы тебе не только расскажем, но и покажем!
7. Итоговая сказка (При чтении сказки дети на каждое выделенное слово показывают соответствующую фигуру из пальцев)
Жил был человечек и построил он себе дом. Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами. Возле дома человечек посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчелы и собирали цветочный сок.
Человечек жил один-одинёшенек и пошёл он по свету друзей искать. Шёл-шёл, встретил птичку и говорит: «Птичка-птичка, давай дружить!»
Но птица ничего ему не сказала, взмахнула крыльями и улетела.
Пошёл человечек дальше и увидел рыбу. Но рыбка не захотела дружить с человечком, плеснула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил лошадку. «И-го-го,- сказала лошадка, - давай с тобой дружить, человек, я буду тебе перевозить тяжёлые грузы». И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человечек и лошадка.
Шли-шли, а навстречу им – собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроем: человек, лошадь и собака. Идут и видят – коза пасётся в поле: «Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза. Идут и слышат жалобное мяуканье. Оказалось, что это кошка: «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не могли погрызть».
Согласился человечек, и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка. Пришли к реке, а переправиться через неё не могут: мостика нет. Поострили они тогда все вместе мостик, перешли на другой берег и увидел человечек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то. Построил человечек для своих друзей сарай, и стали они вместе жить поживать и друг другу помогать: человечек, лошадь, собака, коза и кошка.
III. Итог занятия.
Логопед задает вопросы о том, кто приходил к ребятам на занятие, что делали, в какие игры играли, что детям запомнилось на занятии.