12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Ольга Владимировна826
высшая категория
Россия, Марий Эл респ., Звенигово

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку классного часа «9 мая – День Победы»

МОУ «Звениговская СОШ №3»

«И мужество, как знамя, пронесли»

Автор: О.В.Иванова, учитель истории высшей квалификационной категории

2016 год

 

Цель: расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • Развивать познавательные интересы и способности обучающихся.
  • Формировать нравственные качества.
  • Воспитывать уважение к защитникам Родины.
  • Прививать патриотические чувства.

Оборудование: портреты поэтов, выставка сборников стихов, иллюстрация.

Ход урока

Организационный момент.

Объявление темы, цели и задач урока.

Слово учителя

9 мая 2015 года в семидесятый раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовывается всемирно-историческое значение нашей Победы, значение всенародного боя с фашизмом, как удивительно точно и емко сказал поэт: «не ради славы, ради жизни на земле».

Все в мире сущие народы,

Благословите в светлый час!

Отгрохотали эти годы,

Что на земле застигли нас.

Еще теплы стволы орудий,

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал. Вздохните, люди,

Переступив войны порог…

А.Твардовский. «В час мира». 1945 г.

III. Выступления обучающихся.

Первый ученик:

Путь к победе был труден и долог. 1418 дней войны… И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сыновей и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.

Живая память о беспримерном народном подвиге – стихи советских поэтов, участников грозовых событий Великой Отечественной войны. Набатным колоколом зазвучали их голоса с первых же дней фашистского нашествия, мобилизуя народ на борьбу, на победу. (Звучит песня на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война»)

Разящие, гневные и мужественные строки стихов можно было видеть всюду: на плакатах, на ящиках со снарядами, на пакетах черных солдатских сухарей. В суровые для родины дни поэты стали ее чутким нервом, отражая в стихах чувства, владеющие сражающимся народом: ненависть к врагу, готовность умереть за Отчизну, веру в Победу.

От черного дня до светлого дня

Пусть крестит меня испытаньем огня.

Идя через версты глухие,

Тобой буду горд,

Тобой буду тверд,

Матерь моя Россия!

С.Наровчатов. «В кольце». 1941 г.

Второй ученик:

В огне великого испытания рождались новые поэты: С.Гудзенко, А.Межиров, Б.Слуцкий, Б.Окуджава, Ю.Друнина и другие. «Мы вышли из войны», - скажет позднее о своем поэтическом поколении К.Ваншенкин. они не состояли в Союзе писателей, почти ничего при жизни не успели напечатать, у всех у них был единый путь в поэзию: быть солдатом, чтобы в будущем стать поэтом. Н.Тихонов вспоминал о Г.Суворове: «Он писал стихи в блиндажах, в окопах, перед атакой, на отдыхе… У него не было времени отделывать стихи… Он писал свои строки, как дневник о непрерывной борьбе с врагом.

Пришел и рухнул, словно камень,

Без сновидений и без слов,

Пока багряными лучами

Не вспыхнули зубцы лесов.

Покамест новая тревога

Не прогремела надо мной…

Дорога, дымная дорога, -

Из боя в бой, из боя в бой.

Г.Суворов. 1944 г.

Третий ученик:

Поэты-воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед.

Юлия Владимировна Друнина родилась в 1924 году. В первые дни войны Друнина ушла добровольцем в действующую армию и до конца 1944 года служила санинструктором.

Только что пришла с передовой,

Мокрая, замерзшая и злая,

А в землянке нету никого

И, конечно, печка затухает.

Так устала – руки не поднять,

Не до дров – согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять

По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь

А навстречу мне рванулось пламя.

Мне навстречу – те, кому помочь

Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра

Смерть ползти со мною будет рядом,

Мимоходом: «Молодец, сестра!» -

Крикнут мне товарищи в награду.

Да еще сияющий комбат

Руки мне протянет после боя:

- Старшина, родная! Как я рад,

Что опять осталась ты живою.

Ю.В.Друнина. «Солдатские будни». 1943 г.

Четвёртый ученик

Широко известными на фронте и в тылу стали лирические стихи А.Суркова «В землянке» и К.Симонова «Жди меня». (Звучит песня на стихи А.Суркова «В землянке» и стихотворение К.Симонова «Жди меня» в исполнении старшеклассников). Они были приняты людьми, отстаивающими свою отчизну, как самое нужное, необходимое душе слово.

Пятый ученик:

Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке родной земли. Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей сорок первого года, прямо со школьной скамьи вступивших в войну.

И кружит лист последний

У детства на краю,

И я, двадцатилетний,

Под пулями стою!

А.Межиров. «Мне цвет защитный дорог».

О них о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенно человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы «До свидания, мальчики», «Ленька Королев» и другие его произведения.

Булат Шалвович Окуджава родился в 1924 году. В 1942 г. ушел добровольцем на фронт. Был минометчиком. Участвовал в обороне Крыма. После окончания филологического факультета Тбилисского университета в течение пяти лет работал учителем в сельской школе.

Ах, война, что ж ты сделал, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите…

Но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!

Б.Окуджава. «До свидания, мальчики». 1958 г.

IV. Обобщающее слово учителя:

В годы войны в рядах Красной Армии и партизанских отрядах сражались свыше пяти тысяч писателей и поэтов. 417 из них пали смертью храбрых – представители многих наций и народностей. Их самоотверженная литературная работа в ту пору тоже была патриотическим подвигом.

Идут годы, сменяются поколения, а память о войне не оставляет нашу поэзию даже молодую.

Я не был на войне,

Я видел небо,

Усеянное звездами бессмертия;

У каждого ушедшего из жизни

Была своя заветная звезда…

Спасибо им за то,

Что видим небо, -

От имени сегодняшних живущих,

От каждого,

Кто не был на войне…

А.Внуков. «Кто не был на войне».

Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Это была война великая, отечественная, народная, священная, освободительная, справедливая.

30 апреля 1945 года русский солдат Егоров и грузин Кантария водрузили на рейхстаг Знамя Победы. Это была великая Победа великого народа. (Звучит песня на стихи поэта В.Харитонова, на музыку Д.Тухманова «День Победы»).

V. Конкурс выразительного чтения стихов о войне.

VI. Итог урока. Выставление оценок.

 

Список использованной литературы.

  1. Была война… : Стихотворения/Сост.В.Акаткин, Л.Таганов; - М.: Дет.лит., 1984.
  2. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. – М., 1982.
  3. Стихи и рассказы о войне / Сост. П.К. Федоренко. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 203 с.
  4. www.pedsovet.ru
Дата проведения:  9 мая 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.