12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Наталья Николаевна64
Учитель начальных классов ВКК и ОРКСЭ (ОПК). Педстаж 23 года. Опыт работы по УМК "Школа России" и "Перспективная начальная школа". 2009Г - победитель профессионального конкурса лучших учителей для денежного вознаграждения. Проект "Образование" и других..
Россия, Воронежская обл., Россошь
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

«Компьютерные технологии на уроках внеклассного литературного чтения в начальной школе. Авторское электронное учебное пособие «Читалка» для формирования читательской компетентности младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО»

Учитель начальных классов ВКК

МКОУ Евстратовская СОШ

Росошанского муниципального района

Воронежской области

Смирнова Н.Н.

По теме: «Компьютерные технологии на уроках внеклассного литературного чтения в начальной школе. Авторское электронное учебное пособие «Читалка» для формирования читательской компетентности младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО».

Актуальность и полезность уроков литературного чтения и электронного учебного пособия «Читалка»:

Проблема молодежного чтения в наше время актуальна как никогда. И вопрос здесь стоит не столько в количестве молодёжи, которая вообще что-либо читает, сколько в том, что всё-таки читает тот процент юношества, которого это интересует. При том, что в России процент грамотного населения составляет 98 %. И то, что должно использоваться в высших целях, используется в сугубо прагматической деятельности. К примеру, изучить рекламу пластиковых окон из почтового ящика, жадно поглотить очередную порцию информации о «звёздных» скандалах в интернете, ну и, в конце концов, прочитать новое пришедшее сообщение от знакомых. И лишь незначительное количество молодёжи читает книги не по школьной программе или предписанию преподавателя, а потому, что чувствует в этом необходимость.

Благодаря чтению происходит постепенное присоединение личности к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.

Образование и общество создало огромное количество людей, способных читать, но неспособных определять, что достойно чтения.

Чтение — как один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связано как с произношением, так и с пониманием речи зависит от качества прочтенных книг. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

Чтение рассматривают как средство изменения кругозора, его расширения; а также средство пополнения «словарного запаса». Также в настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность(1).

В данный же период времени читателей редко чем можно удивить. Информация находится в открытом доступе семь дней в неделю в интернете. Для того чтобы что-либо найти половине населения 3емли не нужно даже из дома выходить. Количество доступных ресурсов дают человеку определенную свободу выбора. А их разновидность — проблему этого самого выбора. Перед человеком стоит задача тщательной фильтрации, а также анализа огромного количества информации.

А так, как количество информации с каждым годом растёт, наступает время полной дезадаптации человека в современном обществе. И учиться этому нужно с детства.

И сегодня главные общегосударственные проблемы имеют не только педагогический, но и социальный характер в связи с тем, что:

избыток информационного мусора. Неспособность молодёжи фильтровать поступающую и воспринимаемую информацию,

сокращение количества часов на предмет литературное чтение министерством образования РФ (в 2010г за счёт введения предмета Основы религиозных культур и светской этики).

нехватка в ОУ детского фонда художественной литературы в детском печатном издании в необходимом количестве для индивидуального ознакомления или всем классом с общим произведением на тему занятия. А ведь чтение является важным средством активизации познавательной деятельности учеников. А правильно организованная работа с литературным источником является и источником духовного развития школьников.

Малый % людей, читающих потому, что им это интересно и нравится.

Так в 2010г и появилась моя Рабочая программа и электронное учебное пособие «Читалка», которое я использую или как 1 час литературного чтения, или как 1 час внеурочной деятельности.

 

Цель разработки электронного пособия «Читалка» –

  • активизация познавательной деятельности школьников на предметах гуманитарного цикла, формирование положительной мотивации к обучению,
  • увеличение эффективности урока внеклассного чтения и объёма выполняемой работы на уроке,
  • помочь учителю с организацией коллективной работы над общим произведением на уроках внеклассного чтения в связи с недостаточностью детского литературного фонда школьных и семейных библиотек,
  • познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника,
  • сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с выбором книги, произведением, с иллюстрацией, воспитать положительное отношение и интерес к самостоятельному чтению.
  • формировать умение у младших школьников добывать знания.
  • формировать навыки работы младших школьников с компьютером, с поиском и анализом информации.

 

Структура электронного учебного пособия:

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе «Читалка»

CD-комплект небольших по объёму литературных текстов с иллюстрациями в текстовом редакторе MS Word:

CD-комплект информационных текстов для работы гиперссылок,

Комплект уроков-викторин

 

Слайд 7

Новизна и оригинальность электронного учебного пособия «Читалка»:

состоит в том, что:

1.Он используется в CD- варианте. Это комплект детских литературных произведений (в текстовом редакторе Word), для общего ознакомления в дисплейном классе на занятия внеклассного чтения или занятиях внеурочной деятельности «Читалка» во 2 – 4 классах.

2. в оформлении литературных текстов:

1) текст набран кеглем 14

2) фон абзацев текста через один залит бледно-зелёной краской для удобства чтения текста с вертикальной поверхности монитора; цвет бледно-зелёной фоновой заливки не способствует утомлению глаз.

3) Для организации словарной работы необходимые слова в тексте выделены полужирным курсивом синего цвета. Некоторые из них оформлены в виде гиперссылок для раскрытия понятий и литературных терминов («былина»); для расширения кругозора школьников («Киев»).

4) после текста размещены 1 - 2 рисунка к произведению для рассматривания детьми, анализа и сопоставления с текстом.

5) при желании перед текстом можно разместить отсканированную обложку книги для анализа её оформления перед знакомством с содержанием.


 

Методика применения электронного пособия:

Урок с данным электронным пособием проводится в компьютерном классе.

Начало урока- в соответствии с методическими рекомендациями для 2-4 класса.

На этапе ознакомления и работы с общим литературным произведением дети включают персональные компьютеры и открывают необходимый файл. Чтение текста по цепочке (или самостоятельно) по абзацам.

Словарная работа проводится в течение прочтения произведения. Слова для анализа выделены жирным курсивом синего цвета, некоторые снабжены гиперссылками. Слова с гиперссылками лучше просмотреть перед прочтением текста, чтобы потом не отвлекаться на иллюстрации и дополнительную информацию и не терять смысл прочитанного.

Беседа по содержанию произведения и определение главной мысли.

Беседа по произведению в соответствии с темой урока

Рассматривание иллюстрации после текста. Иллюстрации преднамеренно размещены на второй странице документа, чтобы школьники использовали полосы прокрутки для пролистывания документа. Задание: определить, к какому моменту из произведения подходит рисунок. Если иллюстрация отсутствует можно применить приём словесного рисования.

Окончание урока проводится в соответствии с методическими рекомендациями.

Программа и методика работы младших школьников с книгами составлялись на базе программы по внеклассному чтению Джежелей О.В., Светловской Н.Н., которые различали тематику уроков и уровень самостоятельного чтения книг от 1 до 4 класса.

Методика уроков внеклассного чтения на разных возрастных этапах:

1) Методика урока внеклассного чтения на подготовительном этапе (1 класс, 15 – 20 минут еженедельно):

Задача:

1 \ заинтересовать всех детей детскими книгами,

2 \ приучить детей думать над книгой.

План урока:

Работа по восстановлению в памяти детей реальных представлений, как основы ведущих художественных образов произведения, подготовленного учителем для прочтения, и для задания необходимого эмоционального настроя. ( беседа, загадки, рисунки…) 2-3 мин

Выразительное чтение и перечитывание учителем произведения……3-6 мин

Коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном………………………4-6 мин

Рассматривание детской книги с этим произведением с целью его отыскания в книге: 3-4 мин

1 \ рассматривание всех 4 обложек,

2\ прочитывание надписей на 1 странице обложки

3\ медленное перелистывание всей книги с обдумыванием того, что изображено, соотнесение заглавия с рисунком.

4\ детальное просматривание иллюстраций к прочитанному произведению

5.Рекомендации по возможности самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами……1 мин

Примечание:

На каждом занятии первоклассники знакомятся только с одной книгой, учатся воспринимать произведение на слух

Книга для урока приносится в класс учителем. После урока он выставляет её в уголке чтения.

Правила знакомства с книгой детей:

Читать вслух спокойно, просто, приближаясь по интонации к естественному рассказыванию. Повторы, песенки знать наизусть

В процессе чтения иллюстрации не показывать

2) Методика урока внеклассного чтения на начальном этапе внеклассного чтения (1 – 2 класс еженедельно 1 урок)

Задача: 1\ научить определять тему урока по выставке книг или выделять книгу по названной теме, 2\ под руководством учителя научить детей оценивать результаты своей работы с книгой.

План урока:

1.Решение задач по ориентировке в книгах, принесённых учителем…………………3-5 мин

2.Чтение учителем художественного произведения вслух. .2-7 мин

3.Беседа – рассуждение о прочитанном……………………2-5 мин

4. Самостоятельное знакомство детей с новой книгой, которую предстоит прочитать, рассматривание………………2-5 мин

5.Чтение произведения просебя…………………………… 10- 12мин

6.Выявление и оценка качества самостоятельного чтения- рассматривания книги…….7 –10 мин

( беседа – дискуссия, анализ характеров героев, фронтальная и индивидуальная работа).

7.Рекомендации к внеурочной деятельности детей с книгой на текущую неделю……1-2 мин

(поиск пословиц о людях, характерах, делах, их запись, попробовать прочитать книги. Показ таблицы с рекомендательным списком или книг, которые задаются к следующему уроку).

«Дневник читателя», ж. «Нач. школа», 2000г, № 6, с. 95

3) Методика урока внеклассного чтения на основном этапе внеклассного чтения (3 класс, еженедельно 1 урок):

Задачи:

1\ индивидуализировать общий универсальный тип читательской деятельности,

2\ учить выбирать и читать книги в рамках темы предстоящего урока,

3\ урок – как подведение итога работы учащихся с книгами за период внеурочной самостоятельной деятельности.

План урока:

1.Работа с выставкой прочитанных книг.  3-5 мин

2.Всесторонний анализ выделенных книг. 15—20 мин

3. Знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения, писателями.  10—15 мин

(Выявляются какие- то закономерности, которые помогут им впредь действовать квалифицированнее в выборе и анализе книг, чем прежде).

4. Домашнее задание: даётся тема, цель, ориентировка на рекомендательный список. 2-3 мин

 Рекомендуемая литература:

1\ книги разных писателей на одну тему,

2\ книги одного писателя.

3\ одно, но значимое произведение (В. Бианки «Лесная газета»).

4\ в конце года – уроки, посвящённые одному произведению (многоплановая повесть).

5\ «Дневник читателя», ж. «Нач. школа», 2000г, № 6, с. 95

4) Методика урока внеклассного чтения на основном этапе внеклассного чтения (3 класс, еженедельно 1 урок):

Задачи:

1\ индивидуализировать общий универсальный тип читательской деятельности,

2\ учить выбирать и читать книги в рамках темы предстоящего урока,

3\ урок – как подведение итога работы учащихся с книгами за период внеурочной самостоятельной деятельности.

План урока:

1.Работа с выставкой прочитанных книг.  3-5 мин

2.Всесторонний анализ выделенных книг. 15—20 мин

3. Знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения, писателями.  10—15 мин

(Выявляются какие то закономерности, которые помогут им впредь действовать квалифицированнее

в выборе и анализе книг, чем прежде).

4. Домашнее задание: даётся тема, цель, ориентировка на рекомендательный список. 2-3 мин

Рекомендуемая литература:

1\ книги разных писателей на одну тему,

2\ книги одного писателя.

3\ одно, но значимое произведение (В. Бианки «Лесная газета»).

4\ в конце года – уроки, посвящённые одному произведению (многоплановая повесть).

5\ «Дневник читателя», ж. «Нач. школа», 2000г, № 6, с. 95

5) Методика урока внеклассного чтения на заключительном этапе внеклассного чтения (4 класс, урок в расписании через неделю):

Задачи:

1\ закрепить у детей все ценные и полезные читательские привычки, дать им перспективу. 2\ развитие индивидуальных читательских интересов.

План урока:

1.Работа с выставкой прочитанных книг,

2.Упражнение «Знатоки» для формирования и закрепления читательской зоркости у детей, углубления и расширения их читательского кругозора: (через неделю, в любое удобное время урока)

*Кто пишет сказки?

*Какие книги сказок вы знаете и помните?

Кто пишет о животных?

Кто пишет о подвигах?

Кто пишет о детях?

Что пишет Маршак? Назовите.

О чём пишет Житков? А. Барто?

3. Выступления детей с материалом по теме урока. Беседа о правильности выбора книги, об идее этого произведения…

4. Домашнее задание: (называется тема, подзаголовок, даётся рекомендательный список, во 2 четверти – даётся тема без подзаголовка, а дети узнают подзаголовок во время беседы о прочитанном на уроке).

 Рекомендуемая литература:

Тема формулируется не так конкретно, чтобы читательский опыт сам подсказал детям признаки необходимой литературы.

В 4 четверти происходит знакомство детей с «Заповедями читателя» с целью помочь детям самостоятельно читать и осознавать «толстые» книги.

«Дневник читателя», ж. «Нач. школа», 2000г, № 6, с. 95

 

Чтобы детям легче уверенней было готовиться к уроку, а потом и выступать, вывешиваю план ответа, который мы озвучиваем перед выступлением всех детей:

Памятка представления выбранного произведения (книги-сборника)

Памятка характеристики главного героя,

Памятка анализа нравственного поступка.

Памятка представления стихотворения.

 

Учитывая современные направления воспитания, в Рабочую программу по литературному (внеклассному) чтению мной были добавлены темы об истории родного края, о поэтах-земляках, об отношении детей и родителей, о пионерах-партизанах и другие.

Обязательно провожу уроки-конкурсы декламации стихотворений: «Золотая осень», Нет родней тебя на свете!» (о маме), «Эх, зимушка-зима!», «Строки, опалённые войной!».

Если готовлю урок внеклассного чтения, то вставляю в урок элементы игры и творчества. Ну а если это занятие внеурочной деятельностью, то занятия большей частью проходят в нетрадиционной форме: урок-экскурсия, викторина, День театра, конкурс декламации стихотворений, встреча с поэтом, встреча с интересными людьми, урок-утренник, творчество одного писателя, урок-исследование, устный журнал. Но знакомство с принесёнными книгами, определение основной идеи произведения и анализ соответствия их теме урока обязательны. Это поможет в дальнейшем самостоятельно ориентироваться школьникам в большом потоке информации и мире книг.

В этом году у нас проходил урок-экскурсия «Япония – далёкая непонятная страна», т.к. по УМК «Перспективная начальная школа» по программе 2 класса изучаются японские трёхстишия хокку и «Секреты чайного домика». После этого урока родители решили дарить детям в этом году в День именинника красочные детские энциклопедии о разных странах. Дети с удовольствием приносят их в класс и обмениваются на переменах и читают их на «минутке жужжащего чтения».

В этом году к 125-летию поэта-переводчика С.Я.Маршака урок прошёл в виде утренника, где дети читали стихи и на русском, и на английском языке, и инсценировали некоторые произведения.

А недавно прошёл урок «День театра», где дети с удовольствием показали себя в театральном творчестве, сумев представить даже «театр одного актёра».

На таких уроках у школьников возрастает заинтересованность и положительная учебная мотивация обучения, прививается самостоятельность. Ребята очень активны, интересно не только выступающим, но и зрителям. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Увеличивается эффективность урока и качество взаимоотношений с детьми и родителями.

Так же мониторинг показывает и повышение качества знаний по этим предметам и в целом у младших школьников моего класса:

 

Качество знаний

 

По литер.чтению

По русскому языку

По 4 основным предметам: рус.язык, чтение, математика, окруж.мир

2011 – 2012г - 3 кл

100%

42,86%

67,9%

2012 - 2013 г- 4 кл

100 %

55,6%

80,6%

2013 - 2014 – 1 кл ФГОС НОО

Не аттестовываются

2014 - 2015- 2 кл ФГОС НОО

92,86%

92,86%

77,54% (2 четверть)

Мониторинг качества знаний по литературному чтению и русскому языку учителя начальных классов ВКК Смирновой Н.Н.

 

Желаю и вам творческого подхода к урокам литературного чтения, чтобы глаза и ваших учеников светились от счастья и удовольствия!

Используемая литература:

  1. http://www.nauchforum.ru/node/1290 - «Исследование отношения современной молодёжи к чтению», Новикова М.А,
  2. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. – 96с
  3. Куприянова К.Н. Внеклассное чтение в начальной школе / К.Н.Куприянова. - М., 1965. – 177 с.
  4. Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. – 2004. - № 3. – С.10-15.
  5. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wpcontent/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Аушева Елена Васильевна, 16.08.17 в 22:28 0Ответить Пожаловаться
Замечательно! Чтение - это большая проблема
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.