12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Болдырева Анастасия Валерьевна801
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
0

«Написание проверяемых согласных на конце слова»

Технологическая карта урока русского языка

 

Класс: 2 «Б»

Тип урока: Изучение нового орфографического правила (с первичным закреплением)

Тема:

«Написание проверяемых согласных на конце слова»

Цель:

Изучить орфографическое правило проверяемые согласные на конце слова

Задачи:

Образовательные:

Формировать орфографические умения: находить в словах ошибки; применять соответствующие правила при написании слов; уметь обозначать условия выбора изученной орфограммы в устной и письменной форме; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами.

Развивающие:

Развивать умения применять правило написании проверяемых согласных на конце слова; Развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, развивать речь учащихся, фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, усидчивость, дисциплину, воспитывать познавательный интерес к предмету русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Учатся применять соответствующие правила при написании слов;

-Учатся обозначать условия выбора изученной орфограммы в устной и письменной форме;

-Учатся осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

-Уметь действовать согласно правилу;

Формируемые УУД:

Личностные: развитие умений анализировать, формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение под руководством учителя определять тему и цели урока; учиться высказывать своё предположение, умение контролировать и оценивать свои действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, вести диалог, высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: делать выводы о совместные работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Межпредметные связи:

литературное чтение.

Основные понятия:

орфограмма, однокоренные слова, проверочные слова.

Оборудование:

памятка-алгоритм для работы с безударными гласными, карточки с упражнениями, презентация, электронная физминутка, карточки рефлексии


 

Ход урока

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.

Рефлексия

Прежде чем мы приступим к работе, я хочу узнать ваше настроение. У вас на парте лежат листочки, напишите на этом листочке своё имя и фамилию.

- Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку.

Положите листочки посередине стола, и переверните, они нам пригодятся в конце занятия.

-Надеюсь, что все приступят к работе с хорошим настроением.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

 

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе.

II. Формулирование темы урока, постановка цели.

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

-Сегодня, у нас новая тема «Написание проверяемых согласных в конце слова»

-Подумайте, какие задачи нам нужно решить?

(применять правила, умения при написании слов с орфограммой)

-Как нам нужно работать на уроке? (внимательно, старательно, чтобы усвоить новые знания)

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель урока

 

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение под руководством учителя определять тему и цели урока; учиться высказывать своё предположение, умение контролировать и оценивать свои действия;

III Изучение нового материала

Закрепить полученные школьниками знания.

-Отступите 2 линии вниз и запишите в тетрадях дату и место урока.

-Как мы пишем в тетрадях? (красиво, аккуратно)

-Откройте учебники на странице 136-ой

Анализ языкового материала до изучения правила, с целью повторения парных согласных по звонкости-глухости.

(Работа с таблицей звуков по звонкости, глухости, парными согласными).

-Работаем со словами из упражнения №236.

-Читаем слова и обращаем внимание на последнюю букву.

Образец:

[п]-б (хлеб)….

Хлеб

Какая последняя буква? («бэ»)

-А какой звук слышится? ([п])

Запишем эту букву и звук на доске.

[п]-б (хлеб)

Лес.

-Какая последняя буква? («ес»)

-А какой звук слышится? ([з])

Запишем эту букву и звук на доске.

[з]-с

Глаз

Какая последняя буква? («эз»)

-А какой звук слышится? ([с])

[с]-з

Год

-Какая последняя буква? («дэ»)

-А какой звук слышится? ([т])

Запишем эту букву и звук на доске.

[т]-д

Уж

-Какая последняя буква? («жэ»)

-А какой звук слышится? ([ш])

Запишем эту букву и звук на доске.

[ш]-ж

Сон

-Какая последняя буква? («эн»)

-А какой звук слышится? ([н])

Запишем эту букву и звук на доске.

[н]-н

Гром

-Какая последняя буква? («эм»)

-А какой звук слышится? ([м])

Запишем эту букву и звук на доске.

[м]-м

Спор

-Какая последняя буква? («ер»)

-А какой звук слышится? ([р])

Запишем эту букву и звук на доске.

[р]-р

Ствол

-Какая последняя буква? («ел»)

-А какой звук слышится? ([л])

Запишем эту букву и звук на доске.

[л]-л

[п]-б (хлеб), [з]-с (лес), [с]-з (глаз), [т]-д (год), [ш]-ж (уж), [н]-н (сон), [м]-м (гром), [р]-р (спор), [л]-л (ствол)

(слайд 1 и 2)

-Обратите внимание, где есть изменения?

-Как вы думаете почему эти происходят? (парные согласные)

-А в каких случаях не было изменения?

-Почему? (у этих согласных нет пары, они сонорные)

-Ребята, а какие были буквы звонкие или глухие? (Звонкие)

-А какие были звуки? (глухие)

-Где находятся эти звуки? (в конце слова)

-Посмотрите на слайд(№2).

-Что вы видите? (парные согласные)

- А чем отличаются звуки в каждой паре? (звонкостью и глухостью).

- Когда мы произносим звонкий звук из чего он состоит? (из голоса и шума)

-Когда произносим глухой звук из чего он состоит? (из шума)

-А какие тогда эти звуки? (слайд 3), у них нет пары.

- О чем может говорить то что если на конце слове есть парный согласный? (что возможен выбор написания буквы, так как на слух мы не можем понять какую букву поставить.

-А если на конце слова сонорный согласный у нас могут возникнуть проблемы? ( нет, мы четко слышим звук, так как у сонорных нет пары)

Работа над формулировкой правила

-Подумайте, какой вывод мы можем сделать?

-Правило в рамочке ниже прочитает…

-Как вы поняли, что значит звуки оглушаются, происходит оглушение?

-Какие ещё звуки кроме [б], [з], [д], [ж] могут оглушаться? ([в], [г])

М.О.

Запомните! (Демонстрация на слайде)

Глухие звуки-это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся парного звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить!

Чтение хором.

– Какое уточнение в это стихотворение нужно внести, чтобы оно полностью соответствовало правилу? (Парного по звонкости соседа.)

Анализ языкового материала до изучения правила.

-Продолжаем наше наблюдение.

- Почему мы слышим одно, а пишем другое? Есть ли здесь какое-то правило? Ответить на этот вопрос вам поможет упр. 237.

Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж».

– Что мы наблюдаем в этом слове? (в конце слова произносим [ш], а пишется буква жэ.)

– Почему нужно писать другую букву для обозначения согласного звука, вы сможете ответить, найдя слово-подсказку в этом же стихотворении.

– Прочитайте это слово. (Моржу.)

-Как оно называется? (Проверочное.)

– Докажите, что это слово проверочное. (Звук слышится отчётливо, ясно, это слово с таким же корнем.)

– Какая буква пишется в этом слове после ж? (Буква гласного у) могут писаться любые гласные буквы.

– Попробуйте сформулировать правило написания буквы согласного в конце слова.

Работа над формулировкой правила

М.О. Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.

(демонстрация на слайде, чтение хором)

Работа над формулировкой правила

-Откройте с. 138.

Чтение правила.

-Правило прочитает….

-Существует два способа проверить какую букву написать, вы можете использовать любой из них.

1. Можно подобрать однокоренное слово.

Клюв-Клювик

2. Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много, или подставить слово нет.

Груз-грузы.

Клад-нет клада.

-Обратите внимание как нужно обозначать орфограмму и букву в проверочном слове.

-Как мы обозначаем орфограмму?

-Составим алгоритм. (слайд 4)

Анализ языкового материала.

-Работаем с упражнением 238-м.

-Читаем первую строчку.

-К доске пойдет…

-Какой звук слышится на конце слов?

-А какая буква пишется?

-Читаем второй и третий столбик слов.

-Что изменилось?

-Какие слова даны во втором и третьем столбиках?

-Как они называются? (проверочные)

-Какие буквы помогли проверить? (гласные)

-Молодец садись на место.

-Кто понял, как делать, выполняйте самостоятельно задание в тетрадях. А с остальными работаем вместе.

-К доске пойдем…

-Какой звук слышится на конце слов?

-А какая буква пишется?

-Читаем второй и третий столбик слов.

-Что изменилось?

-Какие слова даны во втором и третьем столбиках?

-Как они называются? (проверочные)

-Какие буквы помогли проверить? (гласные)

Физминутка

Отвечают на вопросы.

Приводят свои примеры

Читают и повторяют правило.

Выделяют и подчеркивают

орфограммы.

Осуществляют предварительную самооценку.

Работают с упражнениями из учебника у доски и в тетрадях.

Формулируют правило.

Читают хором.

Высказывают свои предположения, работают с текстом.

Формулируют правило.

Работают с упражнениями из учебника у доски и в тетрадях.

Выполняют физминутку.

Учатся применять соответствующие правила при написании слов;

-Учатся обозначать условия выбора изученной орфограммы в устной и письменной форме;

-Учатся осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

-Уметь действовать согласно правилу;

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, вести диалог, высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: делать выводы о совместные работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам.

IV. Закрепление изученного материала.

 

-А теперь будем применять полученные знания на практике.

-Выполним упражнение №240-ое.

-Прочитайте задание про себя.

-Как мы работаем в тетрадях и у доски? (пишем красиво и аккуратно)

-К доске пойдет…

-Какие звуки произносятся на конце слов?

-А какие звуки надо писать? Почему?

-Работаем с опорой на правило и образец.

-Молодец!

-К доске пойдет….

-Какие звуки произносятся на конце слов?

-А какие звуки надо писать? Почему?

-Придумайте с любым из этих слов предложение.

Яркие алмазы горят.

Я берегу свои красивые зубы.

Начался посев.

Мы танцуем красивый вальс.

Я ухаживаю за своими волосами.

Я беру большой багаж.

-Сделайте разбор предложения.

Кто?

Что делает?

Какой предмет?

Работают с упражнением из учебника у доски и в тетрадях.

Учатся применять соответствующие правила при написании слов;

-Учатся обозначать условия выбора изученной орфограммы в устной и письменной форме;

-Учатся осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

-Уметь действовать согласно правилу;

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: делать выводы о совместные работы класса и учителя, умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам.

V. Подведение итога урока.

Закрепить изученное содержание урока.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Ребята, чему вы учились сегодня на уроке? (Написанию проверяемых согласных в конце слова)

- Какую цель мы ставили на урок? (применять правила, умения при написании слов с орфограммой)

-Какие правила вы узнали?

-Повторим их.

- Поднимите руку кому понравился урок?

Рефлексия.

-Положите листочки перед собой, переверните, и отметьте свое настроение.

- Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку.

Передайте листочки с последней парты на первую.

Соревнования на тишину.

- Чья парта будет тише.

Ребята мне очень понравилось работать с вами. Спасибо! До свидания!

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции пройденного материала (что получилось, что не получилось и почему).

 

Личностные: развитие умений анализировать, формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.