12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Владимировна890
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
1

Подлинная школа – это царство деятельной мысли

(Статья о педагоге-новаторе В. А. Сухомлинском)

Имя и труды Василия Александровича Сухомлинского хорошо известны в нашей стране и за её пределами. Круг его читателей широк и разнообразен: учителя и воспитатели, научные работники и родители, ищущие в его книгах ответ на порой нелёгкие вопросы воспитания детей. Каждого из них  по-своему привлекает обширное и разнообразное литературно-педагогическое наследие педагога-новатора и яркого публициста своего времени.

Наше   время   открывает   новые   возможности   для  творческого применения многих практических и теоретических находок В.А. Сухомлинского.

Современно звучит убеждение Сухомлинского в том, что каждый учитель должен быть умелым воспитателем ума учащихся, что без этого школа перестанет быть школой. Вся  методика   Василия Александровича была  направлена  на  одно:  пробудить  в ребёнке любовь к умственному труду, к труду мысли, научить его ум трудиться. И этот труд должен приносить радость, вдохновение и уверенность в себе.

В.А.Сухомлинский убеждён, что желание учиться приходит только с успехом в учении. Если ребёнок не видит успехов в своём труде, он теряет веру в свои силы. Огонёк жажды знаний гаснет. Ученик или озлобляется, или свыкается с мыслью, что ни к чему не способен, теряет чувство собственного достоинства. Очень важно, чтобы ученик добился успеха в умственном труде, в учении. Успех рождает интерес. Интерес ведёт к успеху.

Конечная цель овладения знаниями для ребёнка, считает Сухомлинский, не может быть главным стимулом умственных усилий, как для взрослого человека. Для него источник желания учиться – сам умственный труд, интеллектуальные переживания, эмоциональная окраска мысли. «Учение мыслиться и переживается как счастье, благо, привлекательная деятельность при том условии, когда мы воспитываем прежде всего мыслителя», - утверждает Сухомлинский. [2, 357] Учёба становится желанной тогда, когда мысль маленького человека направлена на открытия, а не на запоминание, зубрёжку заданного материала. Необходимо организовать такую учебную деятельность ребят, при которой они не просто запоминают по обязанности, чтобы ответить на нужные вопросы и положения, а, анализируя учебный материал, выполняя практические работы, сами приходят к выводам, чувствуя удовлетворение от самого процесса познания. Надо, чтобы ребёнок трудился не для получения отметки, а чтобы им руководило интеллектуальное чувство радости познания.

В процессе обучения нельзя допускать, чтобы всё ребёнку давалось легко. В преодолении трудностей у человека формируется характер, воля, целеустремлённость. То же происходит и с ребёнком: если ему в учении всё достаётся легко, постепенно воспитывается лень мысли, которая способна развратить человека, сформировать у него легкомысленное отношение к жизни. В.А.Сухомлинский предупреждает: «Подросткам, юношам и девушкам –  зачастую так бывает – очень трудно учиться потому, что в их жизни был очень длительный период, когда им учиться было очень легко. Для того чтобы учиться было легко (в том смысле, что трудности учения преодолеваются настойчивым трудом), надо, чтобы учиться было трудно, в том смысле, чтобы человек не стремился идти лёгким путём, обходя трудности. Ежедневно, на каждом уроке, ученик должен что-то добывать своими усилиями». [2, 383]

Однако Сухомлинский выступает решительным противником того, чтобы все 45 минут урока ребёнок непрерывно занимался напряжённым умственным трудом, особенно когда подобная цель достигается чисто внешними факторами, принудительными мерами. Порой стремление учителя не потерять ни одной минуты, ни одного мгновения, приводит к тому, что домой ребята приходят уставшими. После таких уроков ребёнок легко возбуждается и раздражается. Ему бы отдохнуть, а у него ещё домашнее задание. «Нет, нельзя такой ценой добиваться внимательности, сосредоточенности, умственной активности ребят. Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, - это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать». [3, 127] Брать из него следует осмотрительно, постоянно пополняя источник нервной энергии путём наблюдений, чтения, творчества, детской игры.

Огромное значение для развития умственных способностей детей Василий Александрович придавал природе. Уроки на природе он называл «путешествиями» к истокам мысли и слова. Именно здесь загорается огонёк детской пытливости и любознательности. Задача учителя на таких уроках заключается в том, чтобы открыть  детям непонятное, пробудить стремление узнавать, рассуждать, задумываться над явлениями природы.

Детское мышление и память питаются яркими образами, картинами, представлениями. Такой яркой эмоциональной окрашенностью отличаются сказочные образы, поэтому слушание и создание сказок – сильнейшее средство развития мышления и речи детей. «Если бы не творчество, не составление сказок, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление хаотичным». [3, 195]

Полноценное умственное развитие Сухомлинский не мыслит без детской  игры, раскрывающей перед ребёнком окружающий мир и творческие способности его личности. В.А.Сухомлинский в связи с этим предупреждал: «…учение – труд, и его нельзя превращать в игру. Но нельзя поставить китайскую стену между трудом и игрой… Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». [3, 101] Он широко использует элементы игры в обучении грамоте и в труде.

Важным средством активизации мысли, утверждает В.А.Сухомлинский,  является самостоятельная работа учащихся. Целесообразно всегда оставлять что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось возвратиться к тому, что он узнал. После объяснения необходимо дать время осмыслить материал, подумать, сосредоточиться. Осмысление может выражаться в разнообразных формах работы: чтении, составлении плана, выполнении схемы, рисунка.

Превращение учения в интересный, увлекательный процесс познания  ребёнком окружающего мира – это одно из самых главных условий решения сложных задач, стоящих сегодня перед школой и учителем. Ведь только при этом условии желание учиться не исчезнет не только в течение одиннадцати  лет обучения детей в школе, но и в течение всей последующей жизни.

«Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и  творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой… - таков мой идеал воспитания». [3, 108]

И эти слова В.А.Сухомлинского служат путеводной звездой для всех учителей.

 

Литература:

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 2 – Киев «Радянська школа», 1979.

Сухомлинский  В.А. Сердце отдаю детям. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т. 3 – Киев «Радянська школа», 1979.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.