12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пронько Анна Павловна50
Россия, Краснодарский край, ст. Курчанская

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Класс: 8

Учитель: Пронько Анна Павловна, МБОУ СОШ № 4 МО Темрюкский район (ст. Курчанская)

Дисциплина: «Информатика»

Тема урока: «Построение таблиц истинности для логических выражений».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока (для учителя): рассмотреть с учащимися алгоритм построения таблиц истинности логических выражений; способствовать формированию у учащихся следующих универсальных учебных действий:

Личностные – выработка культуры общения, взаимопомощь обучающихся, формирование интеллектуальной и эмоциональной активности обучающихся, воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

Регулятивные – определение целей, проблемы в своей деятельности. Выдвижение версии, выбор средства достижения цели. Работа по плану, нахождение и исправление ошибок, в т.ч. самостоятельно.

Познавательные – умение использовать алгоритм построения таблиц истинности, обобщение полученных результатов, прогнозирование ситуаций;

Коммуникативные – организация самостоятельной работы, работы в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представление о таблице истинности для логического выражения;

метапредметные – навыки формализации и анализа логической структуры высказываний; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах;

личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Решаемые учебные задачи:

1) проверка знания основных логических операций;

2) закрепление навыков формализации логических выражений;

3) рассмотрение алгоритма построения таблиц истинности;

4) отработка навыков построения таблиц истинности для логических выражений.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

логическая переменная;

логическое значение;

логическая операция;

конъюнкция;

дизъюнкция;

отрицание;

таблица истинности.

Межпредметные связи: математика (логика).

Учебник:

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

Электронные образовательные ресурсы:

презентация «Элементы алгебры логики» из электронного приложения к учебнику;

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Оргмомент

личностные

Приветствие

Настраиваются на урок

Целеполагание и мотивация

регулятивные

Хочу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Эти слова принадлежат выдающемуся немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Ге́гелю:

То, чем в прежние эпохи занимались лишь зрелые умы ученых мужей, в более поздние

времена стало доступно пониманию мальчишек.

(Презентация Слайд 1)

Как вы думаете, почему эта цитата подходит к нашему сегодняшнему уроку?

Слушают учителя

Выдвигают предположения по поступившей проблеме

Актуализация

знаний

регулятивные

Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем нашем уроке, с какими понятиями мы познакомились?

Ответ построить таким образом: понятие – определение понятия.

Логическая функция - это функция, в которой переменные принимают только два значения: логическая единица или логический нуль;

Логическое выражение – это символическая запись, состоящая из логических величин (констант или переменных), объединённых логическими операциями (связками);

Наборы входных переменных логической функции – все возможные сочетания логических значений 0 и 1 входных переменных, из которых формируется заданное сложное логическое выражение;

Таблица истинности – таблица со всеми возможными значениями входных переменных и соответствующими им значениями логической функции.

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

(постановка учебной задачи)

регулятивные

Как видите, все эти определения доступны вам и понятны, а ведь совсем недавно их могли понять только специально обученные люди – программисты и инженеры.

Слушают учителя

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

коммуникативные

А сейчас с учетом эпиграфа и ваших ответов, попробуйте сформулировать проблему нашего урока.

Мне очень приятно, что вы понимаете, чем мы сегодня будем заниматься и что является нашей главной целью. В тетради записываем тему урока «Построение таблиц истинности»

(Презентация Слайд 2)

Предположения детей

Записывают в тетрадях тему урока

Реализация построенного проекта

познавательные

Попытаемся выстроить алгоритм построения таблиц истинности. На слайде перечислены этапы построения алгоритма, но в неверной последовательности. Ваша задача восстановить эти этапы.


 

И еще важный момент, который необходим при построении таблиц истинности: это знание логических операций: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность. Давайте восстановим таблицы истинности для каждой логической операции.


 

Прежде чем приступить к построению таблиц истинности ответьте на следующие вопросы:

Как определить количество наборов входных переменных?

 

Как определить количество столбцов в таблице?

 

Как заполнять таблицу, чтобы не пропустить ни одного возможного сочетания значения входных переменных? (на примере функции от трех переменных)


 

Презентация, слайд 3

Записывают на доске и в тетрадях основные логический операции

Записывают на доске:

По формуле Q=2n, где n – количество входных переменных.

количество столбцов =

(Презентация Слайд 4)

Разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю половинку нулями, нижнюю половинку единицами;

В следующей колонке для второй переменной половинку снова разделить пополам и заполнить группами нулей и единиц; аналогично заполнить вторую половинку;

Так делать до тех пор, пока группы нулей и единиц не будут состоять из одного символа.

Первичное закрепление во внешней речи

познавательные

Настало время совместно решить упражнение 1

(Презентация Слайд 4-5)

Задание

Составьте таблицу истинности для логической функции x v y v

Определим количество строк в таблице:

Определим число столбцов в таблице:

Один обучающийся выполняет задание у доски, остальные – в тетрадях.

 

22=4

х, у, x v y, , x v y,

x v y v, x v y v =7

Физкультминутка

личностные

Физкультминутка

(Приложение 1)

Выполняют комплекс упражнений

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

личностные

Самостоятельно решить упражнение 2 и 3

(Приложение 2)

Проверка самостоятельной работы

(Презентация Слайд 6-7)

Выполняют задания

(раздаточный материал)

Сверяют ответы, исправляют ошибки

Включение в систему знаний и повторение

коммуникативные

Проведем разминку и проверим, какие вы внимательные и как вы умеете логически мыслить. Для этого выполним тест, состоящий из трех вопросов

(Приложение 3).

Ответы к тесту: 1, 2, 5

Подведем итоги теста: 3 правильных ответа – вы очень внимательны и ваше логическое мышление на высоком уровне; 2-1 правильных ответов – ваше внимание немного рассеяно и необходимо тренировать свою логику; 0 правильных ответов – необходимо работать над собой.


 

Подведем итоги нашего урока. О чем мы сегодня говорили, какие понятия и определения вспоминали, чему мы сегодня научились?


 

Д/3 §1.3, задание 4

(Презентация Слайд 8)

Тест выполняется на местах

Ответы детей

Записывают домашнее задание

Использованная литература:

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Физкультминутка.

Обучающиеся делятся на две группы. Каждой из групп дается задание показать предложенный объект. Основное условие – в демонстрации объекта должны участвовать все участники группы. Противоположная группа должна отгадать название показываемого объекта.

Задания для показа: паровоз, гребцы на лодке.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Самостоятельная работа (раздаточный материал)

Ф.И. обучающегося:_____________________

Задание 2.

Составьте таблицу истинности для логической функции

Определим количество строк в таблице: 23=

Определим число столбцов в таблице: х, у, z, x^y, , =

Переменные

Промежуточные формулы

Значение функции

х

у

z

x^y

               
               
               
               
               
               
               
               

Задание 3.

Составьте таблицу истинности для логической функции (x v y

Определим количество строк в таблице: 23=

Определим число столбцов в таблице: х, у, z, x v y, x v y (x v y =

Переменные

Промежуточные формулы

Значение функции

х

у

z

x v y

x v y

(x v y

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Раздаточный материал для разминки «ЛОГИКА»

Начало формы

 

1.Какая из фигур отсутствует на рисунке? Выберите нужную фигуру из шести.


 




 

2.Какая из фигур отсутствует на рисунке? Выберите нужную фигуру из шести.






 

3.Какая из фигур отсутствует на рисунке? Выберите нужную фигуру из шести.






Ответы к тесту: 1. ___, 2. ____, 3. ____Конец формы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.