12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фуражева Лариса Валерьевна83
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское
Материал размещён в группе «Классные руководители»
4

Внеклассное мероприятие «Путешествие в город Толерантность»



Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области «Санаторная школа-интернат №4 г. Усолье-Сибирское»

                                           Разработка внеклассного мероприятия

«Путешествие в город Толерантность»

                                                             Выполнил: куратор проекта Фуражева Л.В.

                                                             2015г.

Цель: способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям, умения видеть в каждом собеседнике, прежде всего, Человека.

Задачи:

- сформировать у учащихся представление о толерантности и приемах развития этого качества;

- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся,

развитие способности к познанию себя и других людей.


Предварительная работа: мероприятие проводится в 2 этапа. На первом этапе по параллелям проводятся тренинги по темам:

5-е классы – «Снаружи ты не такой, как внутри» (Приложение 1)

6-е классы – « Разный старт» (Приложение 2)

7-е классы – «Предрассудки» (Приложение 3)

8-е классы – «Как поступить» (Приложение 4)

9-й класс – «Наша жизнь» (Приложение 5)

Каждый класс заполняет таблицу «Атмосфера толерантности в классе» (Приложение 6).

Второй этап проводится в актовом зале школы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, буклет, видеоклип «Мы вместе».

Ход мероприятия:

Вступление.

Ведущий: Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

     У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

     Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.

     Ну, разве вы бы стали выкорчевывать из своего сада красивые желтые тюльпаны,  лишь потому, что большинство цветков в саду красные?! Нет… так и в современном мире нельзя стремиться к уничтожению чего-либо.

  В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Региональные конфликты и взрывы враждебности между народами привели к распаду стран и к серьезным переменам в политической карте мира. По всему свету прокатилась волна межгрупповых столкновений, религиозной вражды и этнических разногласий, терроризма. Эти конфликты привели к войнам, усилили темпы миграции, увеличили число беженцев, ищущих приюта.

    Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение людей разных культур в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки, проявлять терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Все это - есть проявление толерантности.

    Всё большое начинается с чего-то малого. Прежде чем говорить о войнах в мире, давайте посмотрим, как обстоят дела с терпимостью в наших классах. Каждому классу было предложено дать оценку атмосферы толерантности в классе. Предлагаемые признаки оценивались по пятибалльной шкале (чем больше наличие признака, тем выше оценка).

(обсуждение таблицы с результатами по всем классам сл.1)

Основная часть.

Ведущий: Для того чтобы узнать как стать толерантным в общении, вы отправились в город, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям – город Толерантность. Давайте узнаем, что скрывается за воротами города. (сл.2)

(выступают представители классов, на экране фотографии с занятий сл.3-15)

5 класс

Учащиеся 5 классов прошлись по улице Взаимопонимания, на которой нашли себе неповторимого необычного друга. Мы говорили о том, что все мы разные, необычные и то, как мы выглядим снаружи не всегда связано с тем, что творится у нас в душе. У каждого есть какие-то неизвестные окружающим таланты, особенности, но все должны принимать и понимать тех, кто кажется непохожим, странным, необычным. Мы предлагаем учащимся нашей школы соблюдать правила свободного человека.

6 класс

Наши классы побывали на улице Дружбы народов. У нас прошла игра «Разный старт». В процессе игры мы познакомились с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру – это могут быть иностранцы, приехавшие в другую страну, также люди, приехавшие из деревни в город или новые ученики в классе. Мы говорили о том, как ведут себя члены общества по отношению к таким людям и о том, что можно изменить в нашем поведении и в обществе, чтобы сделать жизнь таких людей легче. В результате работы мы выработали правила толерантного общения, которых предлагаем придерживаться учащимся нашей школы.

7 класс

Мы посетили переулок Доброжелательности, на котором мы, проигрывая сцены из нашей жизни познакомились с различными видами предрассудков, побывали в роли жертв предрассудков и на себе испытали их чувства. Вспоминали случаи из своей жизни, когда мы становились жертвами предрассудков и предлагали способы предотвращения подобных ситуаций. В результате работы мы предлагаем рекомендации по формированию толерантности «Шаги к толерантности».

8 класс

Учащиеся 8 классов побывали на проспекте Уважения. Наше занятие называлось «Как поступить». На занятии мы исследовали ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в нашей повседневной жизни, как в классе, так и с друзьями и выбирали возможные способы реакции в таких случаях. Мы говорили о том, что лично можем сделать для того, чтобы противодействовать проявлениям нетерпимости вокруг нас и предлагаем памятку для всех учащихся школы «Пути преодоления конфликтов между людьми».

9 класс

Наш класс побывал на улице Сотрудничества. Наше занятие прошло в форме брейнсторминга на тему "Что мы можем сделать, чтобы наша школа стала местом, где самым разным людям будет хорошо"? Мы представили много своих идей, но выбрали одну, которую действительно можно осуществить. Все мероприятия по реализации идеи мы предоставим для обсуждения и утверждения в школьный штаб по самоуправлению «Лидер» и затем займемся осуществлением идеи.


Ведущий: Все ваши рекомендации, памятки, советы по развитию толерантности мы решили обобщить и оформить. Для презентации своей работы я приглашаю представителей школьного штаба по самоуправлению «Лидер».

(выступают разработчики буклета, затем каждому классу выдается буклет сл.16,17)

(На сцене учащиеся читают притчи сл.18)

1 учащийся: Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится укололся и произнес: «Ты такой же уродец как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок. Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»

Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту!

2 учащийся: Пришел юноша к мудрецу и попросил научить его быть сдержанным и не обижать ближних. Мудрец посоветовал ему вбивать в ворота гвоздь всякий раз, когда он разозлится на кого-то. Стал юноша вбивать гвозди. Но с каждым днем гвоздей было все меньше и меньше. В день, когда он никого не обидел, пришел он к мудрецу с этой радостной вестью. Но мудрец наказал ему каждый день просить прощенья у одного обиженного и доставать гвоздь из ворот.  Юноша так и сделал. Когда он повинился перед всеми и достал все гвозди, он опять пришел к мудрецу. И услышал он такие слова: «Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется...»

Будьте осторожны в словах и поступках!

3 учащийся: Жил-был человек. Работал всю жизнь, вырастил сына, построил не один дом, но пришло время, и он состарился. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. «Что ты хочешь сделать?» — спросил отец. «Деревянную кормушку. Из неё вы будут кушать, когда я вырасту» - ответил мальчик.

Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами!

4 учащийся: Ученик пришел к учителю и посетовал ему на то, что его раздражают люди, непохожие на него. Мудрый учитель попросил ученика принести картофель и пакет. «Как они мне могут помочь?» - спросил ученик. На что учитель ответил: «Каждый раз, когда ты раздражаешься, клади картофелину, на которой ты напишешь, чем человек не похож на тебя, в мешок. И носи его всегда с собой» Последовал юноша совету своего учителя. Скоро в его мешке лежали картофелины со словами – иноверец, слишком умный, хромает, просто рыжий. С каждым днем картофеля в мешке прибавлялось. Он стал тухнуть, да и носить его было тяжело. Пришел ученик к учителю и спросил, что ему теперь делать с тяжелым и зловонным мешком? Учитель ответил: «То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. Впредь каждый раз, думай, нужен ли тебе такой груз…»

А нужно ли Вам таскать мешок гнилой картошки внутри?

5 учащийся: Пожилой мужчина с 25-летним сыном вошли в вагон электрички и заняли свои места. Молодой человек сел у окна. ... Как только поезд тронулся, он вдруг восхищённо закричал: «Папа, видишь, все деревья идут назад!» Пожилой мужчина улыбнулся в ответ. Рядом с молодым человеком сидела немолодая уже женщина. Она была сконфужена тем, что 25 летний мужчина ведёт себя, как маленький ребёнок. Внезапно молодой человек снова закричал в восторге:  " Папа, видишь, облака едут вместе с поездом!» Женщина смущённо наблюдала за странным поведением молодого человека. Желая помочь, она спросила пожилого мужчину: «Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию?» Пожилой мужчина ответил: «Мы только что из клиники. Сегодня мой сын первый раз в жизни обрёл зрение...»

Многое из того что мы видим, непонятно. И зачастую, противоречиво. Один и тот же человек может быть воспринят по-разному. И невозможно судить о делах и поступках других людей, не обладая при этом всей полнотой знаний. Поэтому - "Не судите, да не судимы будете!»

6 учащийся: Давным-давно в старинном городе жил мудрец. Один смышленый мальчишка решил над ним подшутить. Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к мудрецу и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое 
мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках».

Друзья, мир в наших руках! Давайте будем достойны называться людьми и вместе делать наш мир лучше!

   (Видеоклип «Мы вместе» в исполнении Ксении Ситник)

Заключение.

Ведущий: Наше путешествие закончилось. Мы желаем, чтобы в нашем городе, в нашей школе жили добрые, терпеливые, милосердные, надёжные, честные, щедрые, готовые помочь горожане.


                                                                                                         Приложение 1

Занятие в 5 классах “Снаружи ты не такой, как внутри”.

Цель: формирование умения учащихся принимать и понимать тех, кто кажется непохожим, странным, необычным?

Ход занятия:

1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга:

потереться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу, взгляд в глаза (Германия); обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж); легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай); легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония); поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания); мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия).

- Дайте оценку атмосферы толерантности в классе. Предлагаемые признаки оцениваются по пятибалльной шкале (чем больше наличие признака, тем выше оценка). (Приложение 6)

2.Основная часть.

1. Написать на доске слово “Единственный”.

-Что это слово означает? Что делает вас единственными, неповторимыми?

2. Нарисовать на доске силуэт человека и двумя горизонтальными линиями разделить его на три части: голову, туловище и ноги.

-Какие бывают головы? (Круглые и продолговатые, курчавые, длинноволосые, лысые, с большими или маленькими глазами, оттопыренными или прижатыми ушами.)

- Каким бывает туловище? (Существуют разные типы телосложения, разная осанка, одежда).

-Какими бывают ноги? ( Мини-юбки, клеши, балетные пуанты и футбольные бутсы – принимаются любые идеи.)

3. Раздать учащимся небольшие квадратные листочки и предложить нарисовать голову. Не свою, не какого-нибудь знакомого человека, а выдуманную, единственную и неповторимую, надо подумать о характере, особенностях создаваемой головы, передать на бумаге душу героя, изобразить как можно больше деталей, подробностей. И не забыть про шею. (Рисунки собрать)

4. Раздать по второму квадратику, в два раза больше первого. На нем нарисовать туловище выдуманного персонажа. Подумать о характере, не скупиться на детали. А главное – стараться изобразить нечто действительно неповторимое, единственное в своем роде. (Рисунки собрать)

5. На третьем листке нарисовать столь же уникальные ноги героя. (Рисунки собрать)

6. Раздать листочки с рисунками головы, туловища и ног, только не те, что ребенок сам нарисовал. Соединить все части фигуры, у каждого получится неповторимый, необычный новый друг. И здесь наступает самый важный момент занятия.

- Все мы разные, необычные. То, как мы выглядим снаружи, не всегда связано с тем, что творится у нас в душе. У каждого есть какие-то неизвестные окружающим таланты, особенности. Придумайте имена незнакомцам, выясните, какой у них характер, талант, интересы в жизни. Напишите на отдельных листочках истории про новых друзей.

7. Чтение сочинений вслух.

3.Подведение итогов.

- Давайте разработаем правила свободного человека, которые будут соблюдать все учащиеся нашей школы.

«Я свободный человек, но я живу в обществе, рядом со мной другие люди, поэтому... 

1. Два жестких запрета существуют для меня всегда и везде:

- НЕЛЬЗЯ ПОСЯГАТЬ НА ИНТЕРЕСЫ И ДОСТОИНСТВО ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА,

- НЕЛЬЗЯ НЕ РАБОТАТЬ, НЕ СОЗИДАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И НЕ РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ, КОТОРЫЕ ЛИШЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРУЮТСЯ.

2. Производя свободный выбор, я сначала осмысливаю последствия того, что собираюсь сделать:

- ЧЕГО Я ХОЧУ СЕЙЧАС?

- КАК Я СТАНУ СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ ПОСЛЕ СДЕЛАННОГО?

- КАК БУДУТ СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГИЕ РЯДОМ СО МНОЙ?

3. Теперь я могу выражать свои желания, суждения, выстраивать действия согласно обстоятельствам:

-НЕ БОЯСЬ ПОКАЗАТЬСЯ ГЛУПЫМ,

-НЕ СТРАШАСЬ ОКАЗАТЬСЯ НЕПОХОЖИМ НА ДРУГИХ,

-УВАЖАЯ ЖЕЛАНИЯ, СУЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ»

- Давайте создадим на большом листе бумаги портретную галерею: приклеим фигурки, рядом их истории и назовем выставку “Снаружи ты не такой, как внутри”.


                                                                                                            Приложение 2

Занятие в 6 классах «РАЗНЫЙ СТАРТ»

Цели:

познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру;

обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию;

обсудить вещи, которые мы можем сделать, чтобы помочь такому человеку.

Вам понадобятся: цветные карандаши, бумага, угощение.

Ход занятия:

1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга:

потереться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу, взгляд в глаза (Германия); обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж); легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай); легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония); поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания); мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия).

- Дайте оценку атмосферы толерантности в классе. Предлагаемые признаки оцениваются по пятибалльной шкале (чем больше наличие признака, тем выше оценка). (Приложение 6)

2. Основная часть.

Разделите группу на четыре части произвольным образом. Раздайте каждой команде материалы. Рассадите их в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите: "Нарисуйте весну". Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето.

Подойдите к четвертой группе и скажите "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей 4-й группы. Охотно помогайте остальным участникам.

Через какое-то время пройдитесь по классу. Подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников.

Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали. Поругайте участников. Возмущенно сядьте на место.

Осведомитесь у первых трех групп, сколько времени им еще потребуется. Удостоверьтесь, что первые три группы закончили работу. Похвалите их. Повесьте их работы на доску. Подведите участников 4-й группы к "выставке". Покажите им работы других участников со словами "Вот видите, как другие работают". Наградите участников первых трех групп каким-нибудь вкусным призом. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом. Участники четвертой группы не получают награды.

Обсуждение.

Начните обсуждение с раздачи вкусных призов членам 4й группы.

позвольте им спонтанно выразить свои чувства;

что они почувствовали, когда получили непонятное задание?

как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим?

что они чувствовали, когда их ругали и игнорировали?

что они почувствовали, когда не получили вкусных призов?

как чувствовали себя члены остальных групп?

хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или им, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали?

почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации). Если вам скажут: "Так вы же запретили нам общаться!", спросите: "Ну и что бы случилось, если бы вы нарушили мой запрет?")

если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить?

что дало группе это упражнение?

как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка?

делает ли общество для них поблажки?

как ведут себя члены общества по отношению к ним?

можно ли что-то изменить в нашем поведении и в обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче?

нужно ли что-то менять?

кто еще является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о выходцах из бедных семей и т.д.)?

3.Подведение итогов.

- Давайте разработаем правила толерантного общения, придерживаться которых будут все учащиеся нашей школы.

Правила толерантного общения:

1. Научись понимать другого человека.

2. Научись прощать.

3. Будь терпимым к чужому мнению.

4. Уважай пожилых людей.

5. Умей слышать и слушать.

6. Умей дать совет, выслушать совет другого человека.

7. Прислушивайся к мнению старших.

8. Не повышай голос на другого человека.

9. Будь милосердным.

10. Принимай людей такими, какие они есть.

11. Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

12. Уважай права другого человека.

13. Сотрудничай с родителями, гордись ими. И тогда твоя жизнь изменится к лучшему!

4. Домашнее задание: Спросите старших членов своей семьи, с какими трудностями им приходилось сталкиваться, когда они только начинали искать работу, поступать в институт, переезжал" в другой город и т.д. Были ли вокруг них люди, которым было гораздо легче. Подумайте, кому из ваших знакомых может быть труднее учиться, отдыхать, находить себя в жизни из-за их ситуации в семье и других причин.

 

Приложение 3


                                                    Занятие в 7 классах «Предрассудки»

Цель: познакомить группу с различными видами предрассудков.

Ход занятия:

1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга:

потереться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу, взгляд в глаза (Германия); обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж); легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай); легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония); поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания); мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия).

- Дайте оценку атмосферы толерантности в классе. Предлагаемые признаки оцениваются по пятибалльной шкале (чем больше наличие признака, тем выше оценка). (Приложение 6)

2. Основная часть.

Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии.

Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.

Обсуждение:

что общего во всех проигранных сценках?

познакомьте участников с понятием предрассудка (Предрассудок - негативное отношение к человеку ли какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежнос­тью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека.)

почему в сценках люди ведут себя именно таким образом?

как чувствуют себя жертвы предрассудков?

заслуживают ли они такого обращения?

попросите участников вспомнить, случались ли с ними ситуации, когда они становились жертвами предрассудков?

как они себя вели, кто им помог?

как можно предотвратить подобные ситуации?

Сценарии.

Маша и Катя пришли во двор. Там они увидели, как мальчишки играют в стрит- бол. Они тоже захотели поиграть. Но мальчишки стали смеяться над ними и говорить, что девочки не могут играть в такую игру. Маша и Катя обиделись и пе­редумали играть.

Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок-звезды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники стали смеяться над ним. Один мальчик даже крикнул ему "ты не мужчина".

Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она его купила. Она ответила, что мама купила его для нее в секонд-хэнде. Девочки сказали "значит, ты бедная" и не захотели с ней играть.

Армен недавно приехал в наш город. Он говорит по-русски с акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать.

Сестра Маши ездит в инвалидной коляске. Маша пригласила одноклассников к себе домой. Они увидели сестру и быстро засобирались домой. После этого на следующий день весь класс обсуждал сестру Маши.

Амина - мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не ест в столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.

Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает родителям, что он - негр. Какова реакция родителей?

Недавно в классе узнали что Разул - мусульманин. Теперь дети боятся его и думают, что он и его брат – террористы.

3. Подведение итогов.

- Разработаем рекомендации по формированию толерантности у учащихся «Шаги к толерантности».

Шаги к толерантности

 * Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе.

* Не считайте себя безусловно правым во всем.

* Следует пересилить себя, подняться над предрассудками. Внушайте себе: «Да, поведение этого человека, его манеры, привычки, кажутся мне странными, даже нелепыми, смешными. Но ведь точно так же и я выгляжу в его глазах! Пусть мы во многом разные, это не причина относиться друг к другу враждебно».

* В ходе дискуссии, спора, старайтесь вовремя остановиться. Спокойно, вежливо предложите закончить дискуссию или переведите разговор на другую тему, даже если вы абсолютно уверены в своей правоте. Сбережете и время, и нервы.

* Никогда не критикуйте личность, а только негативный поступок - не ты «плохой», а ты «плохо поступишь».

* Будьте терпеливы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Учитесь признавать свою неправоту и при необходимости извиняться.


 

                                                                                                            Приложение 4

                                                   Занятие в 8 классах «Как поступить»

Цели:  помочь участникам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни и возможные способы реакции в таких случаях.

Ход занятия:

1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга:

потереться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу, взгляд в глаза (Германия); обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж); легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай); легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония); поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания); мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия).

- Дайте оценку атмосферы толерантности в классе. Предлагаемые признаки оцениваются по пятибалльной шкале (чем больше наличие признака, тем выше оценка). (Приложение 6)

2.Основная часть.

Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.

Каждая пара делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует. После этого вся группа должна ответить на вопросы:

что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?

что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?

могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?

кто может помочь разрешить ситуацию?

Обсуждение:

попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни;

как они вели себя в таких случаях?

что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?

что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?

что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?

Карточка 1. КЛИЧКИ.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".

Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?

Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.

Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.

Карточка 2. ПРЕДРАССУДКИ.

В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Вы:

откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?

согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.

пойдете и приведете с собой сестру.

Карточка 3. БОЙКОТ.

Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия

Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.

Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.

Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.

Карточка 4. СВАСТИКА.

На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:

Пройду мимо и не замечу

Напишу рядом "смерть всем черным"

Незаметно сотру ее

Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.

Карточка 5. СКИНХЕДЫ.

В вашей школе стало модно быть скинхедом и нацистом. Ваши действия:

Тоже побрею голову и стану носить свастику. Это красиво и все так делают.

Не буду обращать на происходящее внимание

Объясню друзьям и всем остальным, что значит это движение.

Организую показ фильмов на эту тему.

Карточка 6. АНЕКДОТЫ.

Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные.

Я тоже вспомню парочку анекдотов.

Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.

Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.

Карточка 7. ВОЙНА.

Учитель по Гражданской Обороне рассказывает, что все арабы и вообще все мусульмане - террористы и поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:

Продолжу играть в "тетрис"

После урока объясню друзьям, что это - предрассудок.

Прямо на уроке возражу учителю.

Обращусь к директору школы.

Карточка 8. РАСИЗМ.

В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.

Я послушаюсь папу, все-таки он - взрослый

Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.

Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что все нормально и проблема будет решена.


 

3.Подведение итогов.

- Разработайте памятку для всех учащихся школы «Пути преодоления конфликтов между людьми».

Пути преодоления конфликтов между людьми

1)      Уважай собеседника.

2)      Старайся понять то, о чем говорят другие.

3)      Отстаивай свое мнение тактично.

4)      Ищи лучшие аргументы.

5)      Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

6)      Стремись учитывать интересы других.


 

Приложение 5

                                                     Занятие в 9 классе «Наша жизнь»

Цель: побудить участников предпринимать действия, чтобы изменить ситуацию в их окружении к лучшему.

Вам понадобятся: листы ватмана, маркеры.

Ход занятия:

1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга:

потереться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу, взгляд в глаза (Германия); обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж); легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай); легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония); поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания); мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия).

- Дайте оценку атмосферы толерантности в классе. Предлагаемые признаки оцениваются по пятибалльной шкале (чем больше наличие признака, тем выше оценка). (Приложение 6)

2.Основная часть.

1. Разделите группу на 4 подгруппы.

Каждая из подгрупп получает одну тему: "Что мы можем сделать, чтобы наша школа стала местом, где самым разным людям будет хорошо"?

2. Объясните участникам, что такое брейнсторминг – метод мозгового штурма, сбор идей для решения определенной задачи. 
Правила брейнсторминга:

все высказывают любые идеи, даже самые фантастические;

существует "регистратор", который записывает все идеи;

запрещается критиковать чужие идеи;

запрещается задерживаться на одной идее;

говорим по очереди.

3. Каждая группа представляет свои идеи. Все вместе должны проранжировать их по степени предпочтения и выбрать по одной идее, которую действительно можно осуществить.

Примечание:

Конечно, вам придется помочь участникам. Подойдите к каждой подгруппе и приведите несколько примеров "проектов", которые они могут использовать. Затем проследите, чтобы брейнсторминг шел по всем правилам и не превращался в дискуссию. Особенно обратите внимание на заявления типа "нам все равно не дадут это сделать", "у нас ничего не получится", и т.д. Объясните участникам, что вы вместе приложите все усилия, чтобы реализовать их замысел.

3.Подведение итогов.

Для осуществления идей учащиеся составили план действий, который представят для утверждения в школьный штаб по самоуправлению.


 

                                                                                                         Приложение 6
Презентация к уроку («Путешествие в город Толерантность»)Дайте оценку атмосферы толерантности в классе. Предлагаемые признаки оцениваются по пятибалльной шкале (чем больше наличие признака, тем выше оценка).

 

Оценка

 

Оценка

Умение слышать

 

Перебивание

 

Расспрашивание, совет

 

Игнорирование

 

Похвала, согласие

 

Обзывание

 

Подбадривание

 

Обвинение, упреки

 



 

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.