12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рахматуллина Мария Валерьевна93
Россия, Башкирская респ., Уфа
Материал размещён в группе «Рабочие программы по музыке»
1

«Работа над крупной формой в классе фортепиано»

План-конспект открытого урока

«Работа над крупной формой в классе фортепиано».

по предмету «Специальность» (фортепиано) с ученицей 2 класса ДШИ № 3

Рахматуллина Мария Валерьевна, преподаватель

Осипова Виктория, обучающаяся 2-го класса

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: совершенствование знаний и исполнительских умений на примере изучаемого произведения В. Жакович «Шуточные вариации на basso ostinato».

Задачи урока:

- Образовательные: осознанное восприятие цикла «Вариации» как одно целое, передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов, осознание приемов развития разделов, стилевых особенностей, работа над выразительностью исполнения;

- Развивающие: развитие интеллекта - памяти, внимания, мышления, воображения, расширение кругозора по теме «Крупная форма»;

- Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.

Методы:

- словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения);

- наглядный (прослушивание музыкального материала, просмотр видеозаписи исполнения данного произведения);

- практический (работа над выразительностью в процессе исполнения произведения).

Структура урока:

1. Вступительная часть

2. Основная часть:

- работа над произведением: тема, 1 вариация, 2 вариация, 3 вариация, 4 вариация.

3. Заключительная часть:

- итог урока;

- домашнее задание.

Оборудование: фортепиано, ноты, стул, стол, ноутбук, видеозапись.

Ход урока:

1. Вступительная часть

Работа над произведением - определение технических трудностей и необходимых пианистических приемов для их преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к его реализации, работа над выразительностью исполнения - все это связано с логическим познанием самого процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.

2. Основная часть.

Работа над произведением. Прослушивание и просмотр видеоматериала. Исполнение произведения ученицей.

Тема. Нелегко добиться единой мелодической линии в левой руке – неизменной темы всего произведения. Необходимо научиться слышать длинную фразу, вести мелодическую линию. Добиваемся  целостности в исполнении мелодической линии. Важно подчеркнуть жанровую основу темы – вальсовость.

1 вариация. При проучивании вариации - нижний голос поем, верхний - играем. Добиваемся выразительного исполнения.

2 вариация. Принцип проучивания тот же. Добиваемся умения слышать неизменный нижний голос. Сохраняем опору на сильные доли.

3 вариация. Меняется ритмическая фигура в правой руке. Обращаем внимание на слабые доли.

4 вариация. Фактурная, сложна в пианистическом отношении. Проучиваем в медленном темпе крепкими пальцами, разбиваем пассажи на звенья, постепенно их объединяем. Середину проучиваем различными способами - отдельно правую руку замахом, второй голос пропеваем, ведущий голос играем весом руки «тяжело», звуки сопровождения «мягко переступающими» пальцами, на staccato, руку собираем к 5 пальцу. Также для выразительного исполнения важную роль играет развитие образа, цезуры, темп  в произведении.

Исполняем произведение полностью с учетом отработанных трудностей, технических моментов, нюансов динамики, штрихов.

3. Заключительная часть.

Итог урока.

После исполнения произведения педагог с ученицей рассуждают над вопросами: что происходит с основным образом, его характером, темпом, какую роль играют цезуры, динамические оттенки, тембр, ритм. Таким образом - средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, развитие художественного образа.

При изучении произведения ученик осознает жанровые особенности, проникает в понимание интонации, осознает музыкально-исполнительские особенности, соотношение темпов, метро-ритмические особенности.

Домашнее задание: отработать каждый раздел в произведении предложенными приемами, достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.

Список литературы:

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.

Тагильцева Н.Н. Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания у детей. - М., 2002.

Жакович В. Нескучные пьесы. //Учебное пособие для ДМШ. – Феникс, 2013.

На открытом уроке 6 октября 2014 года присутствовали:


зав. учебной частью музыкального отделения

ДШИ №3 г. Уфы Мельникова Н.В.

Преподаватель высшей категории

ДШИ №3 г. Уфы Лыгина Н.В.

Преподаватель второй категории

ДШИ №3 г. Уфы Юхина Н.Б.

Опубликовано в группе «Рабочие программы по музыке»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.