12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панфилова Татьяна Борисовна1277
Россия, Сахалинская обл., Южно-Сахалинск
Материал размещён в группе «Уроки информатики в условиях ФГОС»

«Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм формирования общих компетенций»

Панфилова Татьяна Борисовна,
преподаватель ПЦК информационных и офисных технологий ГБПОУ «СПЭТ»

Аннотация: данная статья посвящена технологии организации самостоятельной внеаудиторной в условиях реализации требований ФГОС в части освоения общих компетенций, содержит предложения по использованию ресурсов глобальной сети Интернет, для обеспечения эффективности и автоматизации этой работы с точки зрения подготовки контента, организации взаимодействия преподавателя и студента, а также своевременного контроля.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, общая компетенция, интернет-ресурс, самостоятельная внеаудиторная работа.

Главная задача среднего профессионального образования – подготовка конкурентно-способного специалиста среднего звена для экономики региона, страны. Сегодня, в свете успешного внедрения в профессиональном образовании новых федеральных государственных образовательных стандартов, в обучении специалистов используется компетентностный подход.

Компетентностный подход связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания обучающегося не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума [1]. Суть такого подхода заключается не только в передаче студенту совокупности знаний, умений, практического опыта выполнения профессиональных задач, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Всё это и составляет специфику компетентностного подхода.

В Сахалинском промышленно-экономическом техникуме обучаются студенты по следующим специальностям:

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Если рассматривать профессиональные стандарты подготовки специалистов среднего звена, по вышеперечисленным специальностям, можно выделить перечень общих компетенций, которыми должен обладать профессионал любой специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Помимо указанных общих компетенций, для обучающихся по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», в силу специфики будущей профессиональной деятельности выделены дополнительно еще несколько общих компетенций:

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне [2]. Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию выпускника. В силу нового подхода в обучении специалистов среднего звена, для достижения результата работы, а именно подготовки специалиста обладающего не только профессиональными знаниями и умениями, а способного адаптироваться к любым условиям труда, изменения технологий, изменения законодательства необходимо уделять существенное внимание формированию общих компетенций. То есть, процесс обучения должен быть направлен не только на получение конкретных знаний, но и формировать способность получать эти знания самостоятельно без преподавателя, не только на формирование конкретных умений в рамках профессиональной деятельности, но и на формирование личности, способной адаптироваться к любым условиям в рамках решения профессиональных задач. Для этого федеральный образовательный стандарт содержит перечень компеннций (совокупности умений, знаний, опыта) которые формируют многостороннюю, личность, способную развиваться самостоятельно не только под руководством преподавателя, а и в дальнейшем планировать и повышать квалификацию, развиваться по своей личной профессиональной траектории.

С учетом вышесказанного встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций? Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Прежде всего, при проектировании траектории изучения дисциплины, преподавателем составляется учебно - программная документация. Данная деятельность позволяет преподавателю определить какие темы необходимо освоить, какие знания, умения, практический опыт студенты должны получить в результате освоения тем, какие виды самостоятельной внеаудиторной работы будут наиболее удачно помогать студенту в освоении дисциплины, междисциплинарного комплекса, профессионального модуля. Уже на этом этапе необходимо четко представлять, какую цель будет преследовать задание выданное студенту в рамках самостоятельной внеаудиторной работы. И задача преподавателя учитывать не только профессиональные компетенции, осваиваемые в рамках темы, но общие компетенции формирующие личность, необходимые студенту в достижении цели.

При рассмотрении процесса работы преподавателя над планированием самостоятельной внеаудиторной работы студента, необходимо обратить внимание на то, что внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением, так как данный вид деятельности студенту придется выполнить самостоятельно без участия преподавателя. Таким образом, методическое сопровождение, приобретает первостепенную задачу, так как именно через него, преподаватель может повлиять на освоение знаний, умений студента по изучаемой теме, предусмотреть успешность развития общих компетенций. Перейдем к методическому сопровождению.

Для успешности самостоятельной внеаудиторной работы, необходимо предоставить студенту:

список основной и дополнительной литературы по дисциплине;

доступ к электронной библиотеке;

список аудио- и видеоматериалов по различным разделам дисциплины;

методические указания по организации и выполнению самостоятельной внеаудиторной работы при изучении дисциплин;

методические указания по выполнению практических и лабораторных работ;

методические пособия, указания и рекомендации по выполнению контрольных работ, курсовых проектов (работ), а также методическими указаниями и рекомендациями по выполнению дипломных проектов (работ), выпускных квалификационных работ;

Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся, должны быть обеспечены доступом к современным профессиональным базам данных, к информационным ресурсам сети Интернет.

Итак, перейдем к планированию видов заданий самостоятельной внеаудиторной работы, с учетом развития общих компетенций, предусмотренных новым федеральным государственным образовательным стандартом.

 

Таблица 1

Виды заданий самостоятельной внеаудиторной работы
и соответствующие им общие компетенции

Возможные виды заданий самостоятельной
внеаудиторной работы

Планируемые результаты в формировании общих компетенций

Цель: овладение знаниями

 

чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) и составление конспекта; 

ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 8

работа со словарями и справочниками, с нормативными документами;

ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 8

работа с электронно-информационными ресурсами и ресурсами сети Internet;

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8

Цель: закрепление и систематизация знаний

 

работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); 

ОК 1, ОК 2

составление плана и тезисов ответа; 

ОК 4

оставление таблиц для систематизации учебного материала;

ОК 4

изучение нормативных материалов;

ОК 2, ОК 4, ОК 5

подготовка ответов на контрольные вопросы;

ОК 4, ОК 5

аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

ОК 2, ОК 4, ОК 5

подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;

ОК 8

составление библиографии, глоссариев, тематических кроссвордов, списка интернет – ресурсов и др.;

ОК 4, ОК 5

выполненение тестовых заданий

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5

Цель: формирование умений

 

решение задач и упражнений по образцу

ОК 2, ОК 4

решение вариативных задач и упражнений;

ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9

выполнение схем;

ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9

составление алгоритмов;

ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9

решение ситуационных (профессиональных) задач;

ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9

подготовка к деловым играм;

ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9

работа с компьютерными программами по подготовке документов, презентаций, аудио-видео материалов;

ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9

Цель: Приобретение практического опыта

 

участие в проектной деятельности

ОК 1 – ОК 9

участие в деловых играх

ОК 6, ОК 7, ОК 9

участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.

ОК 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9

выпуск газеты, телепередачи, организация выставки

ОК 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9

создание проектов, моделей

ОК 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9

повышение квалификации (семинары, вебинары, курсы и т.п.)

ОК 1, ОК 8

подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

ОК 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9

Как видно из представленной таблицы, самостоятельная внеаудиторная деятельность студента, точно так же как и аудиторная, позволяет развивать общие компетенции.

В рамках данного вопроса, приведем примеры конкретных заданий и пути организации работы со студентом, для достижения цели не только формирования знаний, умений и опыта, но и общих компетенций делающих будущего специалиста развитой, гармоничной личностью, способной развиваться в дальнейшем и без преподавателя.

Например, очень часто, для закрепления и систематизации знаний, преподаватель, в качестве самостоятельной внеаудиторной работы, дает задание подготовить тематический кроссворд. Данный вид задания позволяет не только систематизировать знания студентов в области терминологии, но и привлечь внимание, заинтересовать в силу творческого характера данного задания. Ориентирование студента, на использование различных методов решения задачи, использование разных источников информации, в том числе и сервисов интернета, позволяет не только достичь целей систематизации и закрепления знаний, но и способствовать развитию общих компетенций, таких как ОК 2, ОК 4, ОК 5 (рис. 1).

Рисунок 1 Формирование ОК при составлении кроссворда

Еще один пример, очень часто, в качестве самостоятельной внеаудиторной работы дается задание по написанию реферата на заданную тему. Данное задание, с точки зрения освоения дисциплины позволяет закрепить изученный материал или самостоятельно получать новые знания. А вот при выборе технологии и методов выполнения, мы так же позволяем студенту развивать общие компетенции, делающие его более мобильным и способным ориентироваться самостоятельно в различных ситуациях (рис.2).

Рисунок 2 Формирование ОК при написании реферата

В таком контексте можно рассматривать практически любой вид заданий, в рамках самостоятельной внеаудиторной работы, но особое внимание, хочется привлечь к тому, что использование информационно-коммуникационных технологий при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы, позволяет студенту более полно раскрыть имеющийся потенциал, двигаться по своей индивидуальной траектории обучения. Роль преподавателя, в этом процессе, заключается в своевременной корректировке и управлении данным процессом.

Попробуем посмотреть, как, используя механизм самостоятельной внеаудиторной работы студента, преподаватель может способствовать активному развитию общих компетенций в процессе обучения:

 

Таблица 2

Задачи преподавателя при организации
самостоятельной внеаудиторной работы с учетом развития общих компетенций

Общая компетенция

Задача преподавателя в процессе организации самостоятельной внеаудиторной работы студента

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Ориентировать студента на участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, семинарах, вебинарах.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Практически любой вид заданий самостоятельной внеаудиторной работы, позволяет варьировать методы и способы выполнения, именно это необходимо подчеркивать при организации самостоятельной внеаудиторной работы, учитывать при составлении методических указаний к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и демонстрировать в критериях оценки выданных студенту заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

В рамках заданий самостоятельной внеаудиторной работы, необходимо давать не только задачи, которые требуют использования стандартных методов решения, но и творческие работы, позволяющие студенту проявить себя, найти свой путь решения задачи, продемонстрировать преподавателю свои умения, знания, своё видение решения проблемы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Для формирования данной компетенции необходимо ориентировать студента на использование различных источников информации, в том числе и на интернет источники. Но задача преподавателя контролировать данную работу так, чтобы научить студента работать с достоверными источниками, такими как справочно-правовые системы, интернет библиотеки, публикации известных авторов. В начале такой работы, студенту обязательно необходимо предоставлять список рекомендованных источников, иначе есть риск, что за основу студент будет брать вторичную информацию, иногда не достоверную и ошибочную.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Данные компетенции, можно развивать не только в рамках аудиторной деятельности. Организация самостоятельной внеаудиторной работы, с помощью интернет – сервисов, ориентированных на коллективное общение, так же может способствовать развитию таких компетенций. К примеру, организация общения студентов и преподавателя по решению профессиональной задачи в виде чатов, форумов, блогов, ЖЖ, позволяет решать такую образовательную задачу. Такое общение возможно не только по принципу личного участия, но и объединив студентов в команды, определив роли в рамках решения профессиональной задачи.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

В рамках освоения данной компетенции, от студента требуется осознанный выбор, направленный на выстраивание личной траектории дальнейшего профессионального развития и задача преподавателя мотивировать студента к профессиональному росту. Первостепенная задача преподавателя, предоставить студенту возможность увидеть различные направления собственного развития в зависимости от способностей. Для этого при организации самостоятельной внеаудиторной работы необходимо варьировать виды заданий, направления изучения тем, способы и методы достижения цели для каждого студента. Например, студента можно ориентировать на то, чтобы в рамках изучения дисциплины, он самостоятельно по собственному желанию прошел обучение на дистанционных курсах, которые сегодня существуют в огромном количестве в глобальной сети, но такой вид деятельности нужно мотивировать. Например, желающий закончить курсы, может быть освобожден от более мелких задач с точки зрения затрат времени на выполнение. Т.е. студент должен видеть различные направления собственного развития, выбирать в зависимости от своих склонностей и возможностей, а преподаватель – мотивировать, направлять, создавать условия.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Данная компетенция дает возможность будущему специалисту быть более мобильным в условиях постоянного развития технологий в современном обществе. Задача преподавателя научить студента использовать для достижения решения задачи различные технологии, ориентироваться в тенденциях развития новых технологий. Для этого сам преподаватель должен постоянно совершенствоваться, владеть новыми технологиями решения профессиональных задач в рамках преподаваемой и смежных дисциплин.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современному преподавателю необходимо очень тщательно подходить к организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Большое внимание уделять методическому сопровождению, так как именно методические рекомендации по выполнению такой работы, позволят направлять студента в этой деятельности, получить именно тот результат, который ожидает преподаватель. Помимо этого, для эффективности данной работы большое значение имеет своевременный контроль самостоятельной учебной деятельности студента и своевременная корректировка полученных результатов. В качестве инструмента, позволяющего организовать такую работу, можно использовать различные информационно-коммуникационные ресурсы глобальной сети, которые предназначены для коллективной работы со студентом в удаленном режиме. Рассмотрим некоторые из них:

Onlinetestpad – ресурс, позволяющий преподавателю использовать готовые тестовые задания по различным школьным предметам, разрабатывать собственные тесты, формировать банк тестовых вопросов для дальнейшего конструирования тестовых материалов. Помимо этого, данный ресурс позволяет разрабатывать интерактивные задания в виде кроссвордов, викторин, опросов, которые успешно можно использовать в организации самостоятельной внеаудиторной работе студента. Дополнительный бонус ресурса, который заключается в контроле преподавателя за активностью студентов, степенью и успешностью выполнения выданных заданий, позволяет автоматизировать контроль выполнения самостоятельной внеаудиторной работы и учет по каждому студенту.

Еще один ресурс, широко используемый сегодня в образовании – это сервис learningapps предоставляющий преподавателю возможность создавать интерактивные упражнения в виде заданий, содержащих: задачи на определения соответствий, классификаций, упорядочивания, выстраивания хронологии, сортировки, разработки видео-контената. Данный ресурс содержит готовые шаблоны для разработки интерактивных игр (найди пару, кто хочет стать миллионером, различных викторин, пазлов, «найди на карте», «заполни пропуски», «виселица», «скачки». Помимо этого, ресурс содержит инструменты для групповой работы: голосование, чат, календарь, блокнот для заметок, доска объявлений, есть возможность совместной работы со студентами, объединенными в группы.

Оба ресурса onlinetestpad и learningapps предоставляют возможность публикации разработанного интерактивного контента на личном сайте преподавателя.

Подводя итог вышесказанному, хочется сделать вывод о том, что сегодня задача преподавателя заключается не только в том, чтобы научить, как решить профессиональную задачу, но прежде всего, научить студента учиться, т.е. добывать самостоятельно знания. И в этом контексте, необходимо учитывать, что наиболее широкие возможности в области самообразования на сегодняшний день, предоставляет глобальная сеть Интернет. Интернет сегодня это, с одной стороны, источник информации, с другой - источник инструментальных средств, предоставляющих преподавателю большие возможности и с точки зрения организации самостоятельной внеаудиторной работы, конструированию интерактивного контента, организации и автоматизации контроля выполнения студентом этого вида работы. К тому же, в силу использования различных интерактивных интернет-приложений и гаджетов, выполнение самостоятельной внеаудиторной работы посредством использования ресурсов глобальной сети становится наиболее привлекательно для современного человека, который ни на минуту не расстается с телефоном, планшетом, который большую часть свободного времени проводит не в компании друзей, а в компании интернета. Задача преподавателя научить студента пользоваться этими возможностями, не потеряться в огромном количестве информации и научиться находить действительно нужную, достоверную и актуальную информацию способную помочь в освоении специальности и сделать мобильным в области решения профессиональных задач.

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 2004. – 40 с. //[Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» /А.В. Хуторской //[электронный ресурс]/ режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htm

 

Приложение 1

Список on-line web-ресурсов для использования в учебных целях при организации самостоятельной внеаудиторной работы студента/

Опубликовано в группе «Уроки информатики в условиях ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.