12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Косарева Антонина Михайловна426
Образование высшее, стаж работы 33 года. Учитель физики
Россия, Калужская обл., село Ильинское Малоярославецкого района
Материал размещён в группе «Классный час в школе»

Классный час: «Страницы из истории моей малой родины» Литературно-музыкальная композиция. Учитель физики: Косарева А.М.

Цели: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся; укреплению сплочённости коллектива обучающихся, повышению культуры и творческих способностей.

Оформление:

  • презентация;
  • работы школьников;
  • экран,
  • проектор,
  • магнитофон,
  • ноутбук.

Моя малая родина – Сухиничи Калужской области. Но вот уже четверть века я каждый день хожу по Ильинской земле. Я много узнала из истории этого замечательного края, который теперь уже стал мне родным. Курган Славы, Вечный огонь у величественного монумента, музей, доты и дзоты, ещё не совсем заросшие окопы…. И когда – то я воспринимала всё окружающее так же, как вы и как один из учеников нашей школы. Вот строки из его конкурсного сочинения: « С раннего детства меня пугали бетонные громадины на опушках леса, среди домов и огородов. Мне говорили, что была война… . Нетерпеливо каждый год мы ждали 8 мая – «праздник ёлки», нет не Новогодней ёлки, а большого традиционного костра в честь Победы. На следующий день всей семьёй мы ходили на митинг, чтили память погибших, пугались залпов салюта. И опять всплывали те же объяснения: «Была война». Нередко заходили в музей «Ильинские рубежи» и не задумывались над тем, как он появился. Лишь чувствовали страх перед немыми участниками и свидетелями тех грозных событий – экспонатами музея из-за их холода и ржавчины. Что-то говорили родные, что-то с возрастом стали понимать сами и гордились, что это связано с нашим селом. О многом узнавали уже в школе на классных часах, во время встреч и экскурсий.

И невольно задаю себе вопрос, а что же я знаю о тех далёких днях октября 1941 года.».

Вот, что пишут наши ребята из нашего класса: 1. У времени есть своя память – история. И поэтому люди никогда не забывают о трагедиях, о жестоких войнах, которые уносили миллионы жизней. 70 лет назад на Ильинской земле велась битва за Москву. Свой отчёт история великого подвига начала в 1941 году 5 октября в девять часов утра. Героями тех событий стали обыкновенные мальчишки по 15-18 лет. Они ничем не отличались от сверстников, но то, что они пережили, и то, что они сделали, внушает чувство глубочайшего уважения. Эти ребята действительно любили Родину, и отдавали за неё самое дорогое, что у них было – свою жизнь.

2. Когда людям, которые едут в наше поселение, объясняют дорогу, то часто говорят - "Когда въезжаете в село Ильинское, то нужно доехать до указателя музей Ильинские рубежи и перед ним повернуть направо". Впереди мелькает монумент, стоящий на насыпанном кургане, если едете в темноте, то с дороги видны отблески вечного огня, горящего перед монументом. И дальше дорога проходит как раз вдоль бывшей линии укреплений... Внимательный человек может заметить старые покрытые мхом доты. Живые свидетельства войны. Дело в том, что в этих местах, в Ильинском, Кудиново и соседних селах несли оборону подольские курсанты. Причем оборонялись они так, что об этом были написаны книги ("12 дней одного года", "На Варшавском шоссе", "Подвиг подольских курсантов"), создан монумент с вечным огнем, снят документальный фильм "Последний резерв ставки", написаны стихи и песни. Во многих городах есть улицы "Подольских курсантов". Это как раз то место, бывшее Варшавское шоссе, прямая дорога для танков на Москву.

3. Звучит Песня: «На безымянной высоте».

Стихотворение: Косаревой Анастасии

В Ильинское война вступила в октябре,

Грозя Москве на подступах ближайших.

Был дан приказ курсантам, чтоб семь дней

Не пропускать фашистов дальше.

И каждый воин думал о своей судьбе:

«Победа или смерть, и не дано здесь третье.

И если жить – в родной стране,

А если умереть так для бессмертья».

На две недели враг задержан был

Курсантами Подольска под Ильинском.

Фашистам удалось прорваться в тыл,

Ударив танками на расстоянье близком.

В боях неравных полегли,

Спасая мир от чёрной силы,

Подольские курсанты – юные бойцы,

Защитники родной России.


Но попробуем по порядку.

Звучит Песня: «Журавли»


4 . Год 1941-й. Июнь…

Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

5 . Ночную мглу прожектора косили,

Горело небо в росчерке свинца.

Не только у бойцов – у всей России

Край обороны лег через сердца.

6 . Рота за ротой,

Сурово и строго,

Шагом железным идем и идем,

Где от Москвы огневая дорога

Стала единственно верным путем.

. Из книги Г.К.Жукова.

«Бывшие гитлеровские генералы в провале плана захвата Москвы пытаются обвинить просчеты Гитлера, природу, климат… Нет! Не дождь и снег остановили фашистов под Москвой, а железная стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых был их народ, Москва, Родина».

7 . И шли в атаку сквозь огонь и взрывы,

Зарю Победы ощутив едва.

И умирали, зная – будут живы,

Была б жива священная Москва!

8 . В октябре 1941 года часть войск Западного, Брянского и резервного фронтов оказалась в окружении, поэтому сплошной линии обороны не было. На Малоярославецком направлении нависла угроза выхода немцев непосредственно к Москве. На столицу по Варшавскому шоссе шел 57-й моторизованный корпус в составе двухсот танков и двадцати тысяч пехоты на машинах и в сопровождении авиации и артиллерии. До Москвы оставалось 200 км.

9-й. Дорог был каждый день, каждый час. И тогда, чтобы задержать врага, навстречу этим закаленным в боях солдатам вермахта бросают необстрелянных мальчишек-курсантов, которые только успели закончить школу. Некоторые из них были призваны в сентябре 1941 года, артиллерийский стаж – 15 дней. Начальник училища Стрельбицкий в воспоминаниях писал: «Было среди ребят немало таких, кто еще ни разу не брился, не работал, никуда не ездил без мамы и папы…»

Один из подольских курсантов пишет:

С киноэкрана и с телеэкрана

Вот уже седьмой десяток лет

Смотрят ребята, ушедшие рано,

Друзья, замены которым нет.

Десятиклассники. Огненный выпуск.

Фото в июне на школьном дворе.

Челки, косички, рубашки навыпуск.

Мир нараспашку…

И бой в октябре.

10 .На курсантах еще была летняя форма одежды, а 6 октября в Малоярославце пошел снег. И пехотное, и артиллерийское училища, находящиеся в городе Подольске, были слабо обеспечены вооружением; многие пушки устарели. И казалось немыслимым выполнить приказ Сталина – любой ценой задержать противника на 5-7 дней.

11-й. Курсанты заняли боевые позиции – рубеж возле села Ильинское. Оказалось, доты готовы лишь на две трети. Не успели установить броневые щиты к дверям и амбразурам: осколки снаряда, разорвавшегося снаружи, могут проникнуть внутрь. Излишне высокие доты не замаскированы, торчат ориентирами для противника. Не предусмотрено взаимодействие между огневыми точками. Дело в том, что последние дни строители работали уже по огнем. К курсантам обратился член Военного совета Московского военного округа Щербаков: «Пока есть хоть один патрон, хоть один снаряд – бейтесь… не выходить из окружения…»

12-й. От бомбового удара, артиллерийского и минометного огня казалось, вся земля вокруг встала дыбом и ничто живое на ней не уцелеет. Сильнее всего мешало отсутствие техники и боеприпасов. Пушек, гранат не хватало, вместо них использовали бутылки с зажигательной смесью. Своими танками противник в упор расстреливал гарнизоны

Учитель: Схема оборонительного рубежа (укрепления: ДОТ, ДЗОТ, окопы) презентация.

13-й. Курсанты-артиллеристы проявили чудеса героизма и самопожертвования. Особенно отличились бойцы 4-й батареи лейтенанта Алешкина Афанасия Ивановича. Алешкинцы, находящиеся в деревне Сергеевка в артиллерийском полукапонире, замаскированном под сарай, уничтожили несколько танков и не меньше сотни фашистов. По словам И.С.Стрельбицкого, начальника Подольского артучилища, «гитлеровцы никак не могли обнаружить этот полукапонир, и потому, случалось, алешкинцы расстреливали врага даже в спину. И вот теперь мы узнаем… Весь гарнизон, за исключением Дорожкина, погиб». После того как немцы заняли Малоярославец и оказались в тылу наших войск, командование 43-й армии отдало приказ оставить Ильинский укрепрайон. Наводчик А.Ремизов сообщил об этом Алешкину. Но в ответ услышал, что гарнизон позицию не покинет. Они сражались до конца. Уже после войны стало известно, что ночью к месту боя пробрался командир взвода А.Шаповалов. Тела алешкинцев удалось захоронить в воронке от снаряда.

. Тела их прикрыла воронка –

Деревню бомбил самолет.

И вряд ли придет похоронка:

Последний стреляющий дот.

Его и сейчас не приметишь,

Вниманье другое займет.

Но в этой деревне – как фетиш –

Последний стреляющий дот.

В. Ерохин.

14 . Мы видим беспримерное мужество курсантов, и не 5-7 дней, а две с лишним недели сдерживали они врага до подхода сибиряков. Приказ Ставки выиграть время для подхода резервов был выполнен. На Ильинском боевом участке уничтожено до 5 тысяч немецких солдат и офицеров, подбито до 100 танков. Курсанты исполнили свой долг – задержали врага любой ценой. Цена эта – 3500 тысячи жизней.

Звучит музыка

15. Дети читают стихотворения собственного сочинения.

16-й. Память о курсантах живет в стихах, песнях, в названиях улиц и площадей.

Ежегодно на нашей Ильинской земле 9 мая проходят митинги, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне. Мы вспоминаем всех солдат и офицеров, сражавшихся за Родину. Каждый год мы несём Вахту памяти у Вечного огня. Это трепетный и волнительный момент. И каждый раз нас охватывает чувство гордости за наших солдат и безмерная благодарность им, отстоявшим честь и независимость страны.

Рефлексия:

1. Что узнали нового о военных событиях в нашем селе?

2. Что особенно заинтересовало и какие знания хотели бы вы расширить?

3. Есть замечательные слова: «А памятники мёртвым не нужны – нужны живым, чтоб помнили о мёртвых». Как вы понимаете эти строки?

4. Задумайтесь, ответьте себе на вопрос: «Всегда ли правильно мы ведём себя на этих святых местах?».

Опубликовано в группе «Классный час в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.