12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена335
Являюсь руководителем РМО учителей географии Люблю свою работу!
Россия, Волгоградская обл., р.п.Ерзовка

Тема: «Толерантность в 21 веке»

 

«В наше время, когда нетерпимость

среди людей приобретает грандиозные

масштабы, этот вопрос стал очень актуальным.»

 

«Ни один народ в мире не одарен какой-либо способность преимущественно перед другими».

Цель: формирование толерантное взаимодействие в сфере образования, необходимость создания толерантной среды.

Задачи:

  • ознакомление с понятием «толерантности»;
  • показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны;
  • создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения;
  • осознание педагогом своей индивидуальности, принятие себя как уникальной личности.

Истоки толерантности – в принятии общечеловеческих ценностей, ценностей добра, любви, справедливости. Это то, что прививают вам родители, о чем напоминают учителя, это то, что мы ждем от окружающих.

Как часто с языка срываются слова: «Терпеть не могу!». Как часто мы кривим губы, демонстрируя иронию по отношению друг к другу, к чьим-то высказываниям. Как часто мы закатываем глаза, выражая неудовольствие чьим-то поведением. Почему? Потому, что их мнение расходится с нашим. А почему мы уверены, что наше мнение единственно правильное?

Есть старая притча: «Пришли к мудрецу два человека с просьбой рассудить их. Он выслушал первого и на вопрос «Разве я не прав?» - ответил « Ты прав». Выслушал второго и на вопрос «Разве я не прав?» - ответил «Ты прав». Ученик мудреца воскликнул: «Учитель, но так не может быть!». «И ты прав», - ответил мудрец. Каждый имеет право быть правым, но это приводит к противоречиям, противоречия к разногласиям, разногласия к нетерпимости… Как же нам договориться?

Нам нужно научиться быть толерантными, терпимыми.

В жизни человека возникает много конфликтных ситуаций, однако противоречия и конфликты нужно решать, стараясь выяснить различия, с уважением  к другому человеку, чтобы не разрушить отношения с теми, с кем вам надо будет жить дальше – с учениками, родителями, учителями. Существует много способов разрешения конфликта. Один из них – это понимание сути проблемы.

Культура мира определяется Правами Человека, а в школьной жизни мы на что опираемся? На правила поведения учащихся в школе. Правила поведения – это договоренность о правах и обязанностях, оно доводятся до сведения и принимаются всеми учащимися. Каждый несет ответственность за нарушение этих правил. За то, что происходит вокруг нас лежит ответственность на вас. Вокруг себя надо создать атмосферу радости и дружелюбия.

Равноправное существование и сотрудничество всех людей, независимо от их национальной принадлежности – основополагающая задача строительства гражданского общества и правового государства. Однако в последнее время российское общество стало свидетелем целого ряда насильственных акций, направленных против нерусских народов, присутствует в нашей жизни  национальная нетерпимость к выходцам с Кавказа, из республик Средней Азии, проживающих на территории с преимущественно русским населением.

.Нам надо познакомиться с культурой и традициями людей, приезжающих к нам , чтобы понять, почему они ведут себя так, а не иначе, то есть нам надо учиться быть толерантными.

Толерантное поведение – проявление нравственной культуры и достоинства личности; агрессия – выявляет худшие черты в человеке: жестокость, бескультурье, агрессивность, бездуховность.

 Напишите, пожалуйста, на листе бумаги добрые, хорошие слова своему соседу или соседке по парте и прочитайте их. Подумайте, какие добрые слова вы скажите учителю перед уходом из школы и запишите их, какие хорошие слова вы скажите при встрече родителям.

Скажите, по отношению к кому нам надо учиться быть толерантными?

В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас настытывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными.
Причины национальных противоречий.

Нынешнее российское содержание национальных противоречий, в том числе в сфере взаимодействия куль­тур, связано с широким спектром причин, наиболее сущест­венными из которых, на наш взгляд, являются следующие.

Во-первых, это причины национально-исторического  порядка, охватывающие всю совокупность условий и факторов су­ществования и сосуществования народов России. После распада СССР как единого государства существенно из­менилась этнополитическая ситуация в соотношении рус­ских и нерусских во вновь образовавшемся суверенном государстве России: если в Союзе русских было около 50% всего населения, то в Российской Федерации их около 82%, а по этому показателю она сближается с такими стра­нами, как Франция и Великобритания, не относимых в официальных документах к многонациональным. Но Россия именно таковой остается.

В последние годы были высказаны различные, порой противоположные точки зрения по поводу вхождения в состав России народов Сибири и Северного Кавказа. «Зна­менитая» Кавказская война, продолжавшаяся свыше 50 лет, происходила в двух основных районах Северного Кав­каза: на Востоке — Чечне и Дагестане, и на Западе — на­селенных адыгскими племенами (абадзехами, шапсугами, убыхами). В этой войне выполнялась поставленная Нико­лаем I «важнейшая» задача — «покорение горских наро­дов или истребление непокорных». В этническом само­сознании многих северокавказских народов из поколения в поколение экстраполировался совершенный по отноше­нию к ним стереотип исторической несправедливости, «обогащенный» сталинскими репрессиями 1944 г., т. е. массовыми депортациями этих народов в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь. Исследователи отмечали, что у че­ченцев, например, в массовом сознании как бы спрессо­валось социальное время, в их представлениях слились воедино две разные эпохи, символизируя стремление на­рода к исторической самостоятельности. Последующие военные действия в Чечне подтвердили, что «антидудаевская» кампания 1994-1996 гг. лишь усилила у чеченцев желание полной суверенизации от России.

Другим примером наличия довольно глубоких пластов этнического самосознания, в котором может воспроизво­диться чувство «исторической несправедливости», явил­ся возникший с начала 90-х гг. конфликт в Татарстане, имевший в ряде своих аспектов характер межнационального противостояния между татарами и русскими в республике. Историческая память татар из поколения в поколение воспроизводила идею суверенно­го национального государства, «родного» для себя Казан­ского ханства, завоеванного Московским государством в середине XVI в. и ставшего одним из вассалов «Российс­кого царства».

В нашей недавней истории проводившаяся нередко на местах политика «тихой ассимиляции» камуфлировалась заботой «о расцвете и сближении наций». Несмотря на издававшиеся в бывших российских автономиях газеты и журналы, на функционирование национальных театров и фольклорных ансамблей, проводившиеся «декады куль­туры» различных народов, в реальности росло ощущение сворачивания национальных и этнических культур, суже­ния сферы употребления родного языка, особенно мало­численных народов.

Поэтому не случайно, что исторические причины со­временных межнациональных конфликтов тесно переплелись, во-вторых, с причинами национально-административно­го, культурно-автономизационногохарактера, выражающего стремление каждого народа приобрести статус национально-суверенного государственного образования.

На наш взгляд, попытки «выбить» для себя националь­но-государственный статус связаны не только с желаниями тех или иных этнократов приобрести должность «президентов» и ковровые дорожки в аэропортах, как об этом заявляют федеральные чины, но также со стремлением таким путем сохранить свою этнокультурную и языковую самобытность. При отсутствии закона о культурно-наци­ональных автономиях, в условиях продолжающейся не один год дискуссии о местном самоуправлении, не существует пока иного, чем наличие национально-административного суверенитета, действенного механизма защиты национальной атрибутики, даже несмотря на принятый в 1991 г. Закон «О языках народов РСФСР», в котором декларируется «создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов РСФСР.».

В реальности взаимоотношения различных народов в рамках единого государства превращаются, что было и до недавнего времени в России, в мощное давление одной культуры на другую.

К третьей группе причин межнациональных конфликтов мы относим национально-психологические, которые синтезируют в себе сложные механизмы формирования национального са­мосознания, выделения себя в качестве самостоятель­ного субъекта по принципу «мы — они». Острота межнациональных противоречий и конфликтов нередко обусловлена уровнем действительных интересов и возможностью их реализа­ции в сферах национального развития. Искаженные формы национальных интересов превращаются в национальную идею. Массовое ослеп­ление, убежденность в абсолютной значимости такой национальной идеи порождают агрессивные формы поведения, провоциру­ют различные группы людей определенной националь­ности на стремление доказать приоритет именно «своих» национальных интересов над всеми другими.

Причиной межнациональных конфликтов нередко стано­вятся скры­тые этнопсихологичес­кие стереотипы негативной направленности. Поводом для возникновения межнационального напряжения может стать любая нестабильная общественная ситуа­ция, особенно в тех случаях, когда в одной «экологичес­кой нише», соприкасаются чуждые друг другу этносы.

В самосознании особо заметную роль играют представления о самих себе, т. е. автостереотипы (это набор поло­жительных характеристик), а также стереоти­пы оценочного отношения к другим народам (с негативной направленностью). По ре­зультатам опроса, проведенного в 1991 г. в двенадцати европейских странах, в том числе и в России, охвативше­го 13 тыс. респондентов. Удельный вес лиц основной на­циональности в конкретной стране (в процентах), кото­рые недолюбливают проживающих рядом с ними пред­ставителей определенных национальных меньшинств, выг­лядит следующим образом:

Современная система образования породила ряд противоречий. Их причиной является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности.
Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются
 семья, Церковь и школа. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.

 

Практическая часть

1. «Чем мы не похожи».

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального несходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой неодинаковый цвет волос (или, мы с тобой разной национальности). Участник выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из группы таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2. «Сходства и различия».

Разбиться на группы и каждая группа составляет список того, что объединяет ее членов.

Анализ:

Узнали ли вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других членов группы?

Есть ли что-нибудь, что объединяет вас?

Есть ли что-нибудь, что отличает вас?

Нравится ли вам быть похожим на других или предпочитаете от всех отличаться?

Какими должны быть ваши друзья похожими на вас или совсем другими?

у кого голубые глаза -

у кого карие глаза -

у кого зеленые глаза -

тот, кто умеет играть на балалайке, музыкальном инструменте, гитаре, гармони, баяне, (на национальном инструменте)

Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на лис­те бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы переда­ете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от со­седа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисун­ка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом паль­чике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комп­лиментами».

Обсуждение:

Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

Упражнение «Волшебная бумага».

Учитель:

 

Возьмите листы белой бумаги (листы формата А 4 заранее приготовлены на каждого члена группы и в файле лежат на столе), закройте глаза, молча и  четко выполняйте мои команды:

Сложите лист бумаги пополам, прогладьте сгиб.

Сложите лист еще раз пополам.

Оторвите от листа маленький кусочек.

Сложите лист еще раз пополам.

Оторвите от листа маленький кусочек.

Разверните лист и откройте глаза.

У всех ли получились одинаковые листы? Почему? Сделайте вывод. (Все мы очень разные: кто-то четко выполняет команды, кто-то невнимательно слушает команды, кто-то проявляет творчество).

 

Учитель:

 

Вот также происходит и в жизни: кто думает своей головой, кто-то следует советам друзей. А кто-то просто плывет по течению.

А легко ли в жизни противостоять соблазну попробовать наркотик, всегда ли мы отдаем отчет своим поступкам и действиям? Попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Мы – разные

На огромном белом свете

Очень разные есть люди:

Тихие и шумные,

Глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки,

Молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом невелик,

У одних – большие ушки,

У других – кругом веснушки.

Кто-то рыж, а кто-то бел,

Кто-то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить,

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете

Так чудесно будет жить.

  
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.