12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цурган Светлана Анатольевна2101
Россия, Красноярский край, г.Сосновоборск

Класс

6 класс

Учитель

Цурган Светлана Анатольевна

Тема урока,

урока по теме

Урок по теме: «Воды суши. Реки».

3 урок по теме: «Гидросфера».

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока

1.Развитие познавательности ученика через наблюдательность, внимательность, умение слушать, самостоятельность и сотрудничество.

2.Расширить и углубить знания о водах суши - реках. 3.Сформировать представления о водах суши, о реке, ее частях, частях речной системы, характере течения рек, о видах питания рек.

2.Обеспечение творческого развития учащихся через расширение и углубление знаний и умений при работе с географическими картами.

4.Облагораживание души и сердца детей через ответственность за свои поступки, сопереживание и радость коллективного труда.

Задачи урока

Обучающие

- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

- начать формировать представление о реках и их частях;

- создать образ реки различного типа;

- познакомить с крупнейшими реками России;

- научить устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки.

Развивающие

- развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте;

- развивать познавательный интерес к предмету и кругозор учеников;

- развивать географическое мышление, устную речь, способность применить имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач;

- продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником и другими источниками информации.

Воспитательные

- воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира,

- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников;

- осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

Планируемый результат обучения

Личностные

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

- обучающие смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения;

- школьники овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Метапредметные

- формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы;

- определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия, ставить вопросы, сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации, разрешать конфликты;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации;

- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить дополнительный материал к уроку.

Предметные

- дать определение понятиям: река, русло реки, исток, устье, приток, речная система, бассейн реки, водораздел, водопад;

- условия образования рек;

- определить существенные признаки понятий;

- характеризовать особенности размещения рек;

- описывать географическое положение объектов;

- называть и показывать географические объекты в соответствии с темой урока;

- приводить примеры географических объектов в соответствии с темой урока.

Технологическая карта урока по теме: «Воды суши. Реки».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Источники информации, с которыми будут работать ученики.

Организационный момент

Проверяю готовность учащихся к уроку. Приветствие учеников.

Здравствуйте, дети!

Сегодня урок наш, о важном на свете,

Прошу вас хорошо работать и дружно отвечать!

-Садитесь.

Приветствие учителя.

 

Мотивационный момент урока.

На интерактивную доску выведен список географических объектов внутренних вод и географических объектов, входящих в состав Мирового океана.

1.Задание.

Из предложенных географических объектов выбрать те, которые относятся к водам суши. (Слайд 1)

Обменяйтесь тетрадями, проверьте результат выполнения работы друг у друга, отметьте + правильные ответы. (Слайд 2)

Обоснуйте свой ответ.

Подводим итог ответов учеников.

2. А теперь откроем атласы физическую карту полушарий. Давайте посмотрим, как географические объекты, входящие в состав внутренних вод обозначаются на географических картах?

 

Тема нашего урока кроется в загадках. Послушайте и назовите тему. (Слайд 3)1.Рукава есть у меня,

Рук хотя и нет.

И хоть я не из стекла Я как зеркало светла...

 

2. Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Лето веселюсь,

Осенью спать ложусь.

3. Змея разлеглась у меня на пути,

Ползёт, а меня не пускает пройти,

Ползёт, оставаясь на месте своем.

Ты знаешь, о чём говорю я?

Правильно. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Давайте вместе подумаем, каковы цели нашего урок? Что вы хотите узнать? Чему научиться?

Работают со слайдом презентации.

Проводят взаимоконтроль.

Работают с картой атласа.

Синей линией -ответ детей

Ответ учеников

-река.

Тема урока: «РЕКИ»

Записывают тему урока.

Начинают заполнять таблицу (Заранее начерченная дома)

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

     

(Должны выяснить что такое река, её части, строение реки. Научиться определять устье, исток, притоки реки, бассейны, системы, водоразделы по карте. Раскрыть взаимосвязи между рельефом и текучими водами. Познакомиться с крупными реками.)

1. Физическая карта полушарий, географический атлас.

2.Учебник ««География» Е.М.Домогацких.

3. Словарь.

4. Презентация.

Актуализация знаний.

Включаю магнитофон и под музыку прошу учеников: «Закройте глаза, произнесите про себя слово река. Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? О чем вы подумали?

На экран проектируются картины, на которых изображены реки. (Слайд 4)

Рассказывают о своих ассоциациях, о реках, на основе своего жизненного опыта и использованием картин.

1.Картины с изображением рек. 2.Презентация.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Попробуем самостоятельно дать определение, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике и словаре.

Задание: в учебнике на стр. 171,обзац 3, прочитать определение реки и выделить ключевое слова.

(Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.)

Чем отличаются ваши определения от научного?

- Есть ли река в нашей местности?

- А кто знает, откуда она течёт?

- Где берут начало реки? (Слайд 5)

-Что называется истоком реки?

-Куда реки впадают?

-Как называется место, впадения реки?

Начертите схему «Строение реки» и подпишите части реки.

В нашей местности главная река Енисей, а чем ему является Есауловка? (приток)

Попробуем самостоятельно дать определение, что такое приток?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике или словаре.

Задание: в учебнике на стр. 172,обзац 3, прочитать определение притока, записать в тетрадь.

Притоки бывают правыми и левыми,1го и 2го порядка.(В направлении от истока к устью, с права-правый приток, с лева-левый; тот приток, который впадает первым в главную реку – первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка – второго.)

(Слайд 6)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009f3-1000-4ddd-8e54-140047fe0ae8/swf.htm?src=rechnaya_sistema_2.swf

Река с притоками образует речную систему.

Задание: Учебник стр.172,обзац 4 прочитать текст и подписать рисунок «Строение речной системы» в рабочей тетради.

(Слайд 7)

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

Слушайте внимательно

Объяснение моё,

Было бы желательно

Чтобы в схему записывали всё.

Гераклит сказал: «Дважды не войти в один поток» –

И это правда, вода в реке постоянно течет.

За год вода меняется 30 раз.

А питает речку подземный запас.

А ещё питает дождь, воды снега и льда. (Слайд 8)

Обменяйтесь тетрадями и проверти друг у друга схему, правильные ответы, поставьте + . (Слайд 9)

От питания реки зависит водный ее режим.

Слово это вам знакомо.

Что, по-вашему, это такое?

Задание: учебник Т.П.Герасимова стр.90-91,прочитать и записать определения: половодье, паводок.

Слово «река» произошло от старославянского «ректи» – говорить, изрекать. Поэтому река – это нечто говорящее, имеющее свою речь. Реки и говорят по-разному: равнинные текут- тихо, неспешно, плавно, а горные - торопливо, громко грохоча. По тому, в какой местности протекает река, все реки делятся на два вида: равнинные и горные

Задание: Определите, на какой картинке, какая по характеру течения река. (Слайд 10)

Задание: Составить «Кластер» по принципу гроздь винограда: Равнинные и горные реки. По физической карте полушарий запишите по три реки горных и равнинных.

Задание: Найдите в словаре определения понятия водопад, запишите в тетрадь. (Слайд 11)

Предлагают свои определения.

Сверяют свои определения с тем, что записано в учебнике и словаре.

Делают записи в тетради. Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении - русле.

Ученики высказывают свои умозаключения на основе, сделанных сравнений.

Выдвигают свои версии.

Ответы учеников-Енисей, Есауловка.

Исток-начало реки.

Устье-место впадения реки в другую реку или океан.

Моделируют схему «Строение реки» и подписывают части реки.

Ответ учеников-приток.

Сверяют свои определения с тем, что записано в учебнике или словаре.

Записывают определение притока в тетрадь.

Приток — это малая река, которая впадает в более крупную реку.

Смотрят анимацию.

Выполняют задание, подписывают рисунок. (1-устье первой реки;2-исток второй реки;3-приток первой реки;4-водораздел;5-бассейн второй реки реки)

Выполняют упражнения физкультминутки.

Записывают схему: Питания реки.

Проверяют работу, +отмечают выполнение правильной работы.

Выдвигают свои версии.

Записывают определения. (Полово́дье- ежегодно повторяющийся в определенный сезон подъем уровня воды в реке. Паводок-кратковременный, повторяющийся в различные сезоны года подъём уровня воды в реке.)

Определяют, на какой картинке, какая по характеру течения река.(1-горная;2-равнинная.)

Составляют «Кластер», записывают примеры рек по характеру течения.

(Горные реки:

бурное и стремительное течение,

речные долины узкие и глубокие.

Равнинные реки:

плавное и спокойное течение,

русло извилистое, речные долины широкие.)

Находят в словаре, определения записывают в тетрадь. (Водопад-падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло.)

1Учебник.

2.Словарь.

3. Презентация.

4.Атлас.

5. Физическая карта России.

Применение теоретических знаний в условиях выполнения практической работы.

Отгадайте реку и выполните практическую работу по плану.

(Работа в группах,5 групп)

1.Хомяк-туристка с кличкой Полга

в круиз ушла по речке…

2.Дятел выбивает дробь на сосне у речки…

3.Королевич Елисей

прыгнул в речку ...

4.По берегу бежала мышь:

«Я быстрее, чем ...!»

5.В море Лаптевых полено плывет весной по речке…

(Слайд 12)

Инструкция по выполнению практической работы «Географическое положение рек»

План:

1. Название реки.

2. На каком материке находится.

3. Исток.

4. Устье.

5. Направление течения.

6. По каким формам рельефа протекает (определяется по цвету с помощью шкалы высот и глубин).

7.Притоки.

(Слайд 13)

Отгадывают реку.

Выполняют практическую работу.

Выступают по итогам выполнения практической работы.

1.Физическая карта России в атласе.

2. Инструкция по выполнению практической работы.

3.Презентация.

Рефлексия

Достигли ли мы с вами цель, которую ставили перед собой в самом начале урока?

Заполнили ли вы пробелы в знаниях, которые мы обнаружили в таблице «Знаю! Хочу знать!» «Узнал»

Дополнить предложения.(Слайд 14)

1.Я знаю, что такое…

2. Я могу …..

3. Я научился …..

4.На уроке мне было сложно…

5.Урок помог задуматься…

Совместно с учащимися подвожу итоги урока.

Вот и к концу подошел урок,

Нам подводить пора итог.

Выберите № личика, которое выражает ваше настроение после урока. (Слайд 15)

Спасибо за работу, детки,

А я поставлю вам отметки. (Выставления оценок с учетом + и выполнения практической работы)

Определяют свой уровень достижений на уроке.

Делают оценку деятельности своих товарищей по группе и самооценку своей деятельности.

1.Презентация.

Домашнее задание

Комментирую д/з.

1.& 27,стр.171-173.

2. – Работа с контурными картами: с. 26, подписать следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

3.Творческое задание по желанию. Сочинить сказку о любой реке России. (Слайд 16)

Записывают д/з.

1.Учебник.

2.Атлас.

3.Контурная карта.


 


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Кравченко Лариса Юрьевна, 06.03.17 в 15:12 0Ответить Пожаловаться
В технологической карте указана презентация, а ее нет!?
Кравченко Лариса Юрьевна
Комментарий был удалён пользователем 06 мар 2017 в 15:12
Кравченко Лариса Юрьевна, 15.03.17 в 23:04 0Ответить Пожаловаться
Не совсем согласна с определением русло реки!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.