12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Солопова Светлана Геннадьевна229
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Школьный психолог»

ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»



СЕКЦИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ»





Агрессивное поведение подростков

Исследовательская работа





Выполнила ученица

8 класса

МБОУ «Цнинская СОШ №2»

Ирлица Софья

Научный руководитель

Солопова Светлана Геннадьевна,

педагог - психолог

МБОУ «Цнинская СОШ №2»








Тамбов, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты агрессивного поведения подростков 5

1.1 Особенности подросткового возраста 5

1.2 Понятие «агрессия» и «агрессивность» 6

1.3 Виды агрессии 6

1.4 Признаки агрессии у подростков 7

1.5 Причины агрессивного поведения подростков 8

Глава 2. Исследование уровня агрессивности подростков 10

2.1 Методы и условия проведения исследования 10

2.2 Результаты исследования 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

Список используемых источников 13

Приложение 1. Бланк опросника 14

Приложение 2. Сравнение результатов исследования 15

Приложение 3. Советы родителям подростков 16

Приложение 4. Памятка для педагогов 18


















ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время население России живет в период нестабильной экономики, снижения жизненного уровня в стране. Напряженная обстановка в стране привела наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, порождая напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Главное содержание подросткового возраста представляет его переход от детства к взрослости. В этот период все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки личности.

Подростковый возраст является тем возрастом, когда для личности становится особенно значимым ценностное измерение реальности. Становление ценностной сферы в этом возрасте проходит особенно активно. Подросток приобщается к тем ценностям, которые доминируют в его окружении.

Следует отметить, что проблема агрессии не нова для психологической науки. Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии подростков представлены в работах Л.М. Семенюка, М. Кравцова, А.В. Ковальчука, Ю.Б. Можгинского, Е.В. Гребенкина и др..

Цель исследования: изучение явления агрессивного поведения подростков.

Задачи исследования:

познакомится с особенностями подросткового возраста;

изучить понятия «агрессия» и «агрессивность»;

рассмотреть виды агрессии;

познакомиться с признаками агрессии у подростков;

изучить причины агрессивного поведения подростков;

провести исследование среди обучающихся 7-11 классов МБОУ «Цнинская СОШ №2» на выявление склонности к агрессивному поведению;

проанализировать полученные в ходе исследования данные;

разработать рекомендации.

Гипотеза исследования: предположительно 40% учащихся 7-11 классов МБОУ «Цнинская СОШ №2» склонны к агрессивному поведению.

Методы исследования: теоретический (изучение, анализ литературы, интернет источников по теме исследования), практический (тестирование, математическая обработка данных, построение диаграмм).

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении существующих понятий «агрессии» и её видах, признаках и причинах проявления агрессии в подростковой среде.

Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы для профилактической работы педагогом – психологом, учителями.
























Глава 1. Теоретические аспекты агрессивного поведения подростков 1.1 Особенности подросткового возраста

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

К сожалению, в наше время растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении.

Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.

В подростковом возрасте дети становятся эмоционально нестабильны. Психологи связывают это в первую очередь с биологическими факторами: гормональный всплеск, перестройка организма, половое созревание. Но в некоторых случаях эмоциональные перепады могут принимать радикальные формы и перерастать в агрессию. И если подросток остаётся один на один со своим бунтарством, оно может привести его в деструктивные сообщества и, как следствие, к правонарушениям.

1.2 Понятие «агрессия» и «агрессивность»

Агрессия – (от лат. “agressio” – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.

Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессии предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны – здоровая агрессия.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Л. Бендер);

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу (X. Дельгадо);

Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы (А. Бусс);

Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (К. Уилсон);

Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение (Г. Паренс)

Агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

1.3 Виды агрессии

Практически все виды агрессии в психологии имеют негативное определение, однако, в некоторых случаях агрессия может быть необходимой, способствующей поддержанию жизни. Такая агрессия называется здоровой. Остальные виды агрессии, не имеющие отношение к сохранению жизни, называют злокачественными.


Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды агресии:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

1.4 Признаки агрессии у подростков

В детской психологии описаны разные проявления агрессии. Это не только драки и стычки со сверстниками. Грубость, хамство, жестокость, причинение боли себе (аутоагрессия – когда подростки начинают экспериментировать с телом, прокалывать уши, наносить шрамы, татуировки), демонстративное поведение. Даже участие в неформальных подростковых группах – это одна из форм агрессии. Принято говорить о трудных подростках. Страдают отношения в семье и с окружающим миром, агрессивное поведение сказывается на учебной деятельности.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое “место под солнцем”.

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

1.5 Причины агрессивного поведения подростков

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с подростковой агрессией, которая, как правило, проявляется в переходном возрасте. В этот период у ребенка происходит половое созревание и психологическое взросление. Меняются его взгляды на мир, подросток чувствует себя взрослым и самостоятельным, считает, что сам сможет справиться со всеми взрослыми вопросами. Наряду с его стремлением к самостоятельности, существует постоянный контроль со стороны старшего поколения (родителей, учителей и т.д.).

Психологи называют одной из главных причин проявления агрессии у подростков – желание привлечь к себе внимание.

На агрессивное поведение влияет комплекс факторов:

Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения

Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость

Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Возможные причины:

Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)

Неблагополучие семьи

Гиперопека или равнодушие со стороны родителей

Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)

Недовольство собственной внешностью

Неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает)

Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых

Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость)

Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)

По статистике, мальчики проявляют агрессию чаще девочек. Агрессивное поведение мальчиков сложнее поддается корректировке. Психологические особенности агрессивного поведения мальчиков и девочек отличаются, для мальчиков чаще характерна физическая форма агрессии, для девочек – вербальная.



















Глава 2. Исследование уровня агрессивности подростков 2.1 Методы и условия проведения исследования

Исследование проводилось среди учащихся 7 – 11 классов МБОУ «Цнинская СОШ №2» в ноябре – декабре 2023 г. В исследовании приняли участие 612 человек.

Испытуемым был предложен опросник уровня агрессивности Басса – Перри (Приложение 1) – личностная тестовая методика, направленная на диагностику агрессивности. Является продолжением Опросника уровня агрессивности Басса – Дарки. Разработан в 1992 году. На русском языке адаптирован и валидизрован в 2002-2004 годах С. Н. Ениколоповым, Н. П. Цибульским.

Опросник содержит 29 вопросов и четыре фактора: физическая агрессия, гнев, враждебность, вербальная агрессия.

2.2 Результаты исследования



t1708334343aa.gif

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что у большинства учащихся – 59% (361 чел.) диагностирован низкий уровень агрессивности. Средний уровень агрессивности диагностирован у 34% (208 чел.) учащихся. Высокий уровень – 7% (43 чел.).

t1708334343ab.gif

Результаты по факторам распределились следующим образом:

У 59% (361 чел.) учащихся склонность к агрессивному поведению не выявлена;

У 16% (98 чел) учащихся диагностируется склонность к физическому проявлению агрессии;

19% (116 чел.) учащихся склонны к проявлениям гнева;

У 20% (122 чел.) учащихся диагностирована враждебность;

У 19% (116 чел.) учащихся диагностируется склонность к проявлению вербальной агрессии.

Данные не стоит соотносить друг с другом, так как одному ученику могут быть свойственны несколько видов проявления агрессии.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из теоретической части работы, можно сказать о том, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того мало изучен такой аспект агрессии, как ее устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Проведенное исследование на всех его этапах доказало верность гипотезы, положенной в его основу. Из полученных результатов методики и их обработки можно сделать вывод, что у 59% испытуемых нет признаков агрессивности и лишь у 7% они ярко выражены.

Полученные опытным путем данные свидетельствуют о том, что у большинства тестируемых подростков нет проявления агрессивности в поведение с окружающими людьми. Им легче контактировать, благодаря навыкам успешного социального взаимодействия.

Для остальных 34% учащихся актуально применить упражнения и задания на уменьшение агрессивности.

В ходе исследовательской работы были изучены и проанализированы научно – методическая литература и интернет – источники по проблеме агрессивного поведения подростков. Цель работы достигнута, поставленные задачи – выполнены. Гипотеза, выдвинутая в начале исследовательской работы, подтвердилась.

На основании результатов исследовательской работы составлены памятки (Приложение 3,4) с рекомендациями для родителей и педагогов.







Список используемых источников

Агрессивность / Эдвига Антье; [пер. с фр. О. Басанцевой]. – Москва: ГРАНД: Фаир-Пресс, 2006 (Можайск (Моск.обл.): . – 186 с.

Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. – Изд. 2-е, стер. – Москва: Когито – Центр, 2008. – 179 с.

Агрессивность человека / А. Налчаджян. – Санкт – Петербург [и др.]: Питер, 2007 [т.е. 2006]. – 734 с.

Агрессия и агрессивность личности: [Докл.] / А.А. Реан. – СПб.: Б. и., 2006. – 39 с.

Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / [Г.Э. Бреслав, к.м.н., доц. и др.]; под ред. Н.М. Платоновой. – Санкт-Петербург: Речь, 2006 (СПб.: Типография «Наука»). – 334 с.

Агрессия: причины, последствия и контроль: лучший в мире учебник по психологии агрессии: [перевод] / Леонард Берковиц. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 510 с.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.

Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – [3-е изд., стер.]. – М.: Тривола, 2008. – 351 с.

Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад., 2006. – 209 с.

Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н.: Спец. 19.00.05 / Ольшанская Екатерина Вячеславовна; [Ин-т психологии Рос. акад. наук]. – М., 2000. – 18 с.

Ремшмидт Хельмут Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности / Пер. с нем. Г.И. Лойдиной; Под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 2004. – 319 с.

Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – [2-е изд., перераб. и доп.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 519 с.

https://psytests.org/confl/bpaq.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C











Приложение 1. Бланк опросника


Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, предложенные утверждения и оцените их по 5-ти балльной шкале от 1 («очень на меня не похоже») до 5 («очень на меня похоже»). Обведите цифру соответствующую выбранному варианту ответа. Здесь нет верных или неверных, хороших или плохих вариантов.

Указывайте вариант ответа, который первым придет вам в голову.

Отвечайте, не пропуская утверждения!



п/п

Утверждение

Баллы

Иногда я не могу сдержать желание ударить другого человека

1

2

3

4

5

Я прямо говорю своим друзьям, если я ними в чем-то не согласен

1

2

3

4

5

Я быстро вспыхиваю, но и быстро остываю

1

2

3

4

5

Бывает, что я просто схожу с ума от ревности

1

2

3

4

5

Если меня спровоцировать, я могу ударить другого человека

1

2

3

4

5

Я часто не согласен с другими людьми

1

2

3

4

5

Я раздражаюсь, когда у меня что-то не получается

1

2

3

4

5

Временами мне кажется, что жизнь мне что-то не додала

1

2

3

4

5

Если кто-то ударит меня, я дам сдачи

1

2

3

4

5

Людям, которые меня раздражают, я говорю все, что о них думаю

1

2

3

4

5

Иногда я чувствую, что вот-вот взорвусь

1

2

3

4

5

Другим постоянно везет

1

2

3

4

5

Я дерусь чаще, чем окружающие

1

2

3

4

5

Я всегда начинаю спорить с теми, кто не согласен с моим мнением

1

2

3

4

5

У меня спокойный характер

1

2

3

4

5

Я не понимаю, почему иной раз мне бывает так горько

1

2

3

4

5

Если для защиты моих прав мне надо применить физическую силу, я так и сделаю

1

2

3

4

5

Друзья говорят, что я спорщик

1

2

3

4

5

Некоторые мои друзья считают, что я вспыльчив

1

2

3

4

5

Я знаю, что мои так называемые друзья сплетничают обо мне

1

2

3

4

5

Некоторые люди своим обращением ко мне могут довести меня до

драки

1

2

3

4

5

Иногда я выхожу из себя без особой причины

1

2

3

4

5

Я не доверяю слишком доброжелательным людям

1

2

3

4

5

Я не могу представить себе причину, достаточную, чтобы ударить

другого человека

1

2

3

4

5

Мне трудно сдерживать раздражение

1

2

3

4

5

Иногда мне кажется, что люди насмехаются надо мной за глаза

1

2

3

4

5

Бывало, что я угрожал своим знакомым

1

2

3

4

5

Если человек слишком мил со мной, значит он от меня что-то хочет

1

2

3

4

5

Иногда я настолько выходил из себя, что ломал вещи

1

2

3

4

5






Приложение 2. Сравнение результатов исследования



t1708334343ac.gif




2021/2022 уч. год

2022/2023 уч. год

2023/2024 уч. год

Всего

444 чел

514 чел

612 чел

Не выявлена

66% (293 чел.)

68% (349 чел.)

59% (361 чел.)

Физическая агрессия

15% (66 чел.)

17% (87 чел.)

16% (98 чел.)

Гнев

17% (75 чел.)

20% (103 чел.)

19% (116 чел.)

Враждебность

18% (80 чел.)

21% (108 чел.)

20% (122 чел.)

Вербальная агрессия

14% (62 чел.)

19% (98 чел.)

19% (116 чел.)












Приложение 3. Советы родителям подростков

Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.

Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.

Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями.

Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.

Сотрудничество с ОО. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, зам.директора по воспитательной работе.

Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок!

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание!

































Приложение 4. Памятка для педагогов

Рекомендации педагогам по работе с агрессивными учащимися

Работа учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях,

провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Работа с родителями агрессивного ребенка

Работая с агрессивными детьми учитель должен, прежде всего, наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им

обратиться за помощью к психологам. Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях мы рекомендуем использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Главная цель подобной информации — показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст

Принципы работы с агрессивными детьми для педагога

- контакт с ребенком;

- уважительное отношение к личности ребенка;

- положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

- безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

- сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми.

1.Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

2.Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

3.Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

5. Обсуждать поведение только после успокоения.

6.Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

7.Учить нести ответственность за свои поступки.

8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.

9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

13.Сохранять спокойный эмоциональный тон.

14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.

15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть

нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.)

18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.

19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления

агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что

агрессивность ребенка будет снята.










Автор материала: С. Ирлица (8 класс)
Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.