12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кривова Галина Михайловна269
Работаю учителем музыки в начальной школе.Закончила муз.училищк и пед институт.Музыка-моё призвание.Люблю детей, ищу музыкальные новинки для них.
Россия, Челябинская обл., Челябинск
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »
6

Исследовательская работа «Частушка – «коротушка» периода Великой Отечественной войны»

Частушка – «коротушка» периода Великой Отечественной войны

Культурология (исследовательская работа)

Автор: Кравец Дарья

3 класс, МАОУ «СОШ №13 г. Челябинска»

Научный руководитель:

Кривова Галина Михайловна

учитель музыки высшей категории

МАОУ «СОШ №13 г. Челябинска»

Челябинск, 2018 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...............................................3

I. Основная часть…………………………………………………………………………..........................................5

1.1 Изучение частушек как жанра русского песенного фольклора……………........................5

1.2 Содержание и разновидности частушек периода Великой Отечественной войны…………………………………………………………………………………...…..............................................5

1.3 Художественная форма частушек и музыкально-выразительные средства исполнения ………………………………………………………………………………...............................................................6

1.4 Чувства, которые выражали зауральские частушки военных лет…………………………………………………………………………………………..................................................7

1.5 Исполнители частушек и современность………………………………….....................................11

II. Практическая часть……………………………………...……………………………......................................11

2.1 Тестирование учащихся 3 «а» и их родителей ……………………………................................11

2.2 Анкетирование учителей школы…………………………………………….......................................12

2.3 Письма в прошлое фронтовикам…………………………………………….......................................13

III. Заключение…………………………………………………………….......................................................13

IV. Список литературы………………………………………………………………….........................................16

V. Приложение………………………………………………………………………….............................................17

1.1 Таблица тестирования учащихся 3 а и их родителей……………………...............................17

1.2 Анкетирование учителей школы……………………………………………........................................18

1.3 Письма в прошлое фронтовикам………………………………………............................................19

1.4 Иллюстративный материал. Зауральские частушки………………………...............................21

1.5 Фотографии исполнителей частушек………………………………………......................................23

1.6 Играй, гармонь уральская, - пой, душа уральская, и в XXI веке!................................24

1.7. Этапы работы…………………………………………………………………...............................................25

Введение

Тема реферативно-исследовательской работы: «Частушка – «коротушка» периода Великой Отечественной войны».

С давних времён звучали в народе песни радости и печали. И как ни странно, чем труднее была жизнь, тем больше хотелось радости. Очень много частушек появилось в годы Великой Отечественной войны. Наша страна отпраздновала 70-летие Великой Победы над фашизмом. Во всех городах проходили памятные мероприятия, концерты, в нашем городе Челябинске многие жители приняли участие в акции «Бессмертный полк». В нашей школе были встречи с фронтовиками, которые делились своими воспоминаниями о той тяжелой поре. И возникла речь о частушке. Как же так? Весёлые строчки, юмор и война. Соединимо ли это? Мы заинтересовались этим вопросом и начали исследовательскую работу «Частушка – «коротушка» периода Великой Отечественной войны».

Объектом работы стали частушки, сочинённые в период Великой Отечественной войны, собранные в Зауралье.

Предмет: идейно-художественные качества частушек и их влияние на духовный мир человека.

Цель работы: проанализировать материал частушек периода Великой Отечественной войны, охарактеризовать особенности содержания и художественную форму, выявить черты эмоционального мира создателей частушек: верность Родине, готовность отдать жизнь ради Победы, для достижения которой воевали на фронте и трудились в тылу.

Задачи:

1. Изучить литературу по указанной теме из разных видов исторических источников: книг, учебников, материалов СМИ, Интернета;

2. Определить основные идейно-художественные особенности частушек как жанра фольклора;

3. Доказать, что частушка играла особую эмоциональную роль;

4. Провести тестирование с одноклассниками, их родителями, изучить насколько родители и обучающиеся знакомы с жанром частушки;

5. Провести анкетирование учителей с целью получения информации об их родных: кто воевал на фронте, а также о пении частушек в их семьях;

6. Найти фотографии исполнителей частушек в период Великой Отечественной войны и в наше время в городе Челябинске;

7. Предложить обучающимся написать в прошлое письма-треугольники фронтовикам, опубликовать письма на личном блоге А.Зябликова в Интернете и представить собранный материал на классном часе одноклассникам;

8. Встретиться с ветераном-фронтовиком Алексеем Степановичем Почекутовым и с фольклорным ансамблем «Верея» (худ. рук. Островерхова Ю.В.) , в репертуаре которого есть зауральские частушки;

9. Подготовить подарочные иллюстративные буклеты «Частушка-«коротушка» периода Великой Отечественной войны» для вручения ветеранам-фронтовикам на праздничном концерте, посвящённом Дню Победы, кадетскому классу, в школьный музей и библиотеку.

Методы исследования

1. Обзор и систематизация научной литературы о частушках.

2. Сравнительно - исторический анализ частушек с точки зрения формы и содержания.

3. Анализ тестирования учащихся и родителей 3 А класса по данной теме.

4. Анализ анкетирования учителей МАОУ «СОШ №13 г. Челябинска».

5. Комментирование писем от школьников в прошлое фронтовикам, размещённых

на личном блоге А.Зябликова в интернете. (сайте http://amarok- man.livejournal.com/1497901.html7 .) и анализ комментариев.

6. Поисковый метод( поиск фотографий исполнителей частушек в годы Великой Отечественной войны и в наше время в г. Челябинске и подбор иллюстративного материала для создания буклета «Частушка-«коротушка» периода Великой Отечественной войны».

Актуальность проекта.

Работа посвящена частушкам, а это традиции русского фольклора. В годы Великой Отечественной войны появилось множество патриотических частушек. В связи с этим проблема патриотического воспитания обучающихся становится одной из самых актуальных. В результате исследовательской работы про частушки Великой Отечественной войны формируются чувства патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Объект исследования:  частушки, появившиеся в период Великой Отечественной войны1941-1945гг.

Гипотеза: частушка во все времена Великой Отечественной войны отражала особенный характер русского человека: любовь к Родине, веру в Победу, стойкость, жизнелюбие, юмор, а также разнообразные переживания людей: страдания, горечь прощания и радость встреч, ожидание вестей с фронта, надежда, что вернутся домой солдаты с победой.

I. Основная часть

Песня да частушка,

Что снаряд и пушка

Солдатская поговорка

[9]

1.1 Происхождение частушек и основные черты жанра

Во второй половине XIX века появились частушки. Это был новый жанр фольклора по содержанию и форме ( частушка, коротушка). Термин «частушка» впервые появился в очерке Глеба Успенского «Новые народные стишки» (1889).

Частушки - это короткие рифмованные песенки, отклик на текущие события: то веселые, то грустные. Всё подмечает частушка, все черты народного характера- и хорошие, и плохие. Звучали частушки с конца 19 в. Предшественниками частушек были разные музыкальные жанры: прибаутки, присказки, развлекалки, побасенки, припевки, дразнилки. Многое перешло в частушку от лирической песни. «По версии русского филолога Алексея Александровича Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки».[9 ]

Основные черты жанра: краткость, афористичность, актуальность!

Изучали жанр частушек Ф.М. Селиванов, С.Г. Лазутин, Мешкова О.В., Г. Иванов-Балин, М.Д. Янко. «Большую работу по собиранию устного народного поэтического творчества на Урале и в Зауралье вёл известный учёный-краевед В.П.Бирюков в годы войны. Изучению уральского фольклора, …посвящён ряд трудов профессора, филолога, фольклориста А.И.Лазарева.» [2]Несколько песен было записано Зайцевым И.С. от очевидцев – фронтовиков. Фольклор в Зауралье долгое время года изучался единицами музыкантов-одиночек. С 1972 началось организованное собирание и изучение песенного фольклора, стали появляться народные коллективы.

1.2 Содержание и разновидности частушек

периода Великой Отечественной войны

В частушках, сочинённых в годы Великой Отечественной войны ярко проявилось единение личного и общего. При всём разнообразии тем, главным был мотив победы над фашистами – это одна из центральных тем частушек, «а уж после успешного наступления да письма из дома сам Бог, как говорится, велел позубоскалить, да частушкой фрица припечатать» [2].Частушки и врага бить помогали, и после тяжёлого отступления заставляли улыбнуться, и в госпитале не давали «закиснуть». Эти сочинения помогают понять характер человека, одержавшего вместе со всей страной победу над фашизмом, частушки выражали любовь к Родине, помогали выстоять и победить в тяжёлой войне.

Разновидностями частушек являются: «частушки шуточные и плясовые , лирические, страдания , солдатские, политические, сатирические, частушки-дразнилки, частушки -нескладушки [4];частушки «Семёновна».

«В народе их именуют по-разному: припевки, прибаски, частоговорки, вертушки, сбирушки, трикатушки, ихахошки, тараторки, перевырки, прибутырки, тараборки, прибаторы, запевочки.»[8]Каждая может быть самостоятельной песенкой.

По мнению исследователей, можно сделать вывод, что не все типы частушек были востребованы. Даже беглый анализ текстов позволяет утверждать, что более всего были популярны частушки с тоской о Родине, ненавистью к врагу и уверенностью в победе.

1.3 Художественная форма и музыкально-выразительные

средства исполнения

О композиции частушки, её совершенстве П. А.Флоренский писал:

« …Четверостишие частушки….нельзя продолжить, его нельзя сократить. Частушка закончена в себе и определенна нисколько не менее, нежели сонет…» [13]

Тексты частушек –очень живые, гибкие, часто меняются. Большинство частушек состоит из четырёх строчек. Чёткий ритм –это опора при сочинении частушки. Важной особенностью частушек является рифмовка: перекрестная рифма (первая строка рифмуется с третьей, вторая- с четвертой): благодаря этому тексты легко запоминаются , своеобразие частушке придает звуковое оформление. Звукопись частушек разнообразна. Особенно выразительны звуковые повторы внутри строки: Перенос ударений способствует усилению сказанного, позволяет ощутить основную тему частушки. Форма частушки, способы рифмовки, звуковое оформление актуализируют тему войны, эмоциональный настрой. Частушки иногда сочинялись в форме обращения. Так достигался эффект сопереживания, единения перед опасностью. Во многих частушках есть приём параллелизма (сопоставление картины природы и состояния человека). Частушки используют такие выразительные средства как сравнения, метафоры, преувеличения( гиперболы).

Частушки различаются по мелодическому складу. Чаще всего плясовые частушки исполняются в быстром темпе, озорно, бойко, с приплясами и притопами. Петь такие частушки может как один человек, так и несколько, поочерёдно сменяя друг друга. Каждый мог исполнить любую частушку, потому что музыка очень устойчива: на одну и ту же мелодия сочиняется множество текстов. В этом и кроется популярность этого жанра. Лирические частушки исполняются медленно, в них сложнее мелодии. Иногда медленный темп сменяется быстрым припевом-полуговорком. Частушки-нескладушины, нескладушки отличаются отсутствием рифмы и простейшей мелодией.У частушек, названных «Семёновна» или «Ивановна» чаще всего плясовой напев. В частушках- «Страданиях» медленный темп, лирический характер, мелодизм сложнее, чем в шуточных частушках.

Исходя из особенностей пения население Зауралья можно разделить на три основные группы.

Первая группа-это в основном представители Вологодско-Вятской группы и население северных губерний, расселившиеся по всему Зауралью. Пению этих певцов свойственны такие признаки: «низкий» «окающий» распев. Окраска звука то «важная», спокойная, то «сладкая», удивительно органично сливающаяся с содержанием песни. Манера «низкого» и «грудного» женского пения связана с преобладанием в Зауралье низких женских голосов.

Вторая группа- это казачество, переселившееся из Оренбургской губернии. Язык у них более мягкий, напевный. Оренбургский казаки во время службы в царской армии перенимали говор и песни донских и кубанских казаков. Женщины пели в оренбургской манере, хотя и перенимали от мужей войсковые казачьи песни.

Третья группа-это жители смешанных поселений, отличающиеся пестротой певческих стилей и говоров. Исполнителями народных песен и частушек в Зауралье в основном являются женщины. Этим объясняется ритмическое своеобразие: одни ориентируются на женский «голос» и предполагают исполнение протяжное или скороговоркой, другие имеют отчётливо выраженный плясовой мотив. Частушек «мужского» происхождения немного. [7] Быстрые частушки исполняются бойко, чаще под несложный аккомпанемент балалайки, гармони, баяна.

Разговорный язык частушек придаёт им особую привлекательность. В тематике частушек Зауралья нашла отражение местная лексика. Пример тому многочисленные синонимы слова «возлюбленный»: «залёточка», «ягодиночка», «сокол», «голубчик», «милёнок», «удалой молодец», «баска», «боля», «золотиночка», «матаня». [2]Также в текстах частушек отражены черты природы Зауралья: рябинка, белая сиренечка, калина, кудрявая рябина, времена года.

1.4 Чувства, которые выражали частушки военных лет…

Известно, какую значительную роль сыграли труженики Урала в разгроме фашистских захватчиков и в победоносном окончании войны. Далеко распространилась слава о героических сынах и дочерях Урала, сражавшихся на фронтах и ковавших оружие для победы над врагами. Естественно, что на Урале создавались и распространялись многочисленные песни и частушки, в которых запечатлелись ратные и трудовые подвиги советских людей.

Юмор частушек всегда сопровождал солдат, укреплял фронтовую дружбу, напоминал о доме. Считалось, что шутка и хорошее настроение — это вторая винтовка. Частушка объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и родным домом. Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война — это не праздник, не парад. Девушки выражали свои чувства частушками. Уходящие на фронт отвечали уверенностью в победе.

Я черёмуху ломала.

Листья в речку падали.

Как милёнка провожала,

Сами глазки плакали. [9]

 

Оставайтесь, дорогие,

Не грустите обо мне.

МЫ, уральцы, все такие-

Побеждаем на войне. [10]

Отправляясь на фронт уральцы с особой теплотой пели в частушках о своей малой родине –Урале, его озёрах, городах и сёлах и это тоже неотъемлемая часть истории о войне.

До свиданья, речка Ай,

До свиданья, Сатка.

Мы пошли фашистов бить-

Будет им не сладко.

 

До свиданья, речка Ай,

До свиданья, Сатка.

Золотиночка, прощай,

Ты теперь солдатка.\

[10]

Большинство фронтовых частушек имело героический характер. В то же время задорно звучали весёлые и хлёсткие частушки.

Из огня и из металла

На фашистов мчится шквал.

Хоть и марку не читали,

Сразу видели- Урал! [ 10]

 

Рожь густая колосится,

По ветру качается,

Наших танков все фашисты

Очень опасаются. [10]

На фронте не терпели уныния. Бойцы были настроены оптимистично на Победу, но иногда между боями бойцы были рады и сплясать, и спеть частушки, жизнь продолжалась!

Поспевают помидоры,

Поспевают огурцы.

Крепко фрицев бьют на фронте

Наши красные бойцы.[1]

 

Наши танки в бой несутся-

Содрогается земля.

Пусть не зарятся фашисты

На колхозные поля.[1]

Часто слова в фронтовой частушке служили мощным средством воздействия. Врага изображали глупым, трусливым, слабым. А это ведь не лучшие качества. Нужно было изобразить врагов такими, чтобы люди не боялись врагов, звучал смех! Частушки про фашистов были беспощадными. Особенно доставалось в них Гитлеру, тем самым выражалось негодование и ненависть к нему и всем фашистам.

Думал Гитлер наяву:

«В десять дней возьму Москву!»

А мы встали поперёк:

«Ты Берлин бы поберёг!»[9]

 

Мама Гитлера рожала,

Вся Германия дрожала:

Ждите горя, ждите бед,

Народился людоед! [2]

 

Гитлер- изверг и нахал-
Заикаться что-то стал.

Почему он заикал?

На войну идёт Урал! [10]

В партизанских отрядах, в минуты отдыха звучали частушки, скрывая своё беспокойство, постоянную боль за близких.

С надеждой на спасение обращались в частушках к бойцам…

С неба звёздочка упала

На железны провода.

Тяжело проходит молодость

В военные года! [9]

 

Я про родину свою

Песни шепотом пою.

Приходи скорее, милый,

Спаси любушку свою. [9]

Война изменила судьбы многих девушек той поры. Девушки выражали свои сердечные чувства ожидания частушками.

Скоро кончится война,

Придут ребята ротами.

Я своёго – то милого

Встречу за воротами.[1]

В частушках выражались переживания за родных, за ранения и гибель близких, выражали свою боль медленной горестной частушкой.

Ой, война, война, война

Гитлером затеяна.

У залёточки мово

Ноженька потеряна. [9]

 

Ягодиночку убили

И засыпали песком.

От родителей тихонечко

Ревела голоском. [9]

Глубоко скорбя, тяжело переживая личное горе, женщины в тылу осознавали свой гражданский долг:

Любите раненных солдат,

Они не виноватые.

Они за Родину в бою

Отдали молодость свою. [9]

В частушках, сочинённых угнанными в Германию слышна тоска по Родине и надежда на освобождение, мечта вернуться из плена домой, где и смерть кажется краше, чем жизнь на чужой стороне.

На берёзке есть полоски

И в германской стороне.

Только русские берёзки

Во сто крат дороже мне. [9]

 

Если б нам домой вернуться,

Нам на Родину свою

Умереть бы нам не страшно

На родной земле.[9]

 

Война для женщин была работой за себя и за ушедших на фронт. Всё это нашло отражение в частушках. Среди частушек также звучит тема любви к милому, находящемуся на фронте, тема верности в любви:

Мой залётка боевой-

На фронт пошёл охотою.

Я в тылу здесь боевая-

За троих работаю .[9]

 

Будь ты храбрым на войне,

Не заботься обо мне.

Я в полях примерная,

Трактористка первая. [9]

Трудовой подвиг сродни фронтовому,был он в тылу очень тяжёлым, потому что лёг он на плечи женщин и детей.

Я милёнка проводила,

Проводила воевать.

А сама теперь в колхозе

Буду сеять и пахать. [9]

 

Я на тракторном работала,

На танковом теперь.

Тебе, милый, помогаю

Немцев бить я каждый день [10]

Частушка на фронте не просто продолжала жить, а помогала "ковать" Победу. Слово в боевой частушке меткое, отражающее то суровое время. Оно давало боевой настрой солдату.

Пойду выйду на крылечко,

Радио послушаю,

Как милёнок мой на фронте

Немцев бьёт «Катюшею». [2]

 

Мой милёнок в ЧТЗ,

Водит танки на войне.

Знает он или не знает,

Что в моей сидит броне? [10]

 

Понапрасну, немец, бьёшься,

Понапрасну танки бьёшь.

СССР не завоюешь

И в Москву не попадёшь! [2]

Мечта о победе звучала повсюду. Нерушимое чувство родства воюющих с фашистами и оставшихся в тылу помогло победить!

 

Милый мой вернулся с фронта-

Всех наград не сосчитать.

Я без устали трудилась,

Чтоб от друга не отстать. [1]

И вот настало время для слёз радости. Эти чувства нашли своё отражение во «встречальных» частушках.

Ой, подруга дорогая,

На границе - тишина.

Сорок пятого, девятого

Окончилась война. [9]

Таким образом, в фронтовых частушках отражен образ фронтовика , выражены наиболее типичные для него чувства — любовь к Родине и народу, уверенность в победе над врагом, готовность к самопожертвованию, глубоко гуманное чувство к товарищам, к родным, к любимой женщине. Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием всех материальных и духовных сил нашего общества, проверкой всех качеств советских людей. Народ выдержал с честью это испытание!

1.5 Исполнители частушек в годы Великой Отечественной войны и современность

Во время войны концертные бригады ездили по воинским частям и давали концерты для поднятия боевого духа, часто эти концерты проходили на передовой, между боями. В 1941 г. оркестр Леонида Утёсова дал свыше 200 концертов, исполнял песни и сатирические антифашисткие частушки «Гадам нет пощады!»

В 1943 году на базе лучших воронежских хоров был создан Воронежский русский народный хор.

Лидия Русланова, Мария Мордасова – эти певицы часто выступали с частушками, на передовой в короткие минуты затишья.

Многие исполнители нашей эстрады имели частушки в своём репертуаре, а так же используют их и в наше время.

Известны и современные исполнители частушек– Надежда Бабкина, Надежда Кадышева, семья Заволокиных. Известная телепередача «Играй гармонь» завоевала любовь многочисленных зрителей.

В нашем городе Челябинске в 1988н. появился центр народной музыки «Гармонь». Руководителем его был Виталий Вольфович. Стали проводиться концерты и фестивали под названием «Играй, гармонь!».

Всем известны такие коллективы, как «Митрофановна», «Уральская гармонь», «Бедовые ребята», «Тальяночка». Лучшими солистами-исполнителями народных песен и частушек были Иван Плешивцев, Николай Вивчерук .

«Геннадий Заволокин в интервью газете «Городской дилижанс» заметил: «Можно только порадоваться за народных музыкантов Челябинска. Они заслуживают большого уважения.»[ 4]

В нашем городе проводился и детский праздник «Играй, гармонь - звени, частушка!»!

Ансамбли: «Рябинушка», «Дубравушка», «Уральские вечёра», «Семёновна», «Эдельвейс», хоры: «Полёт», «Русская песня», «Надежда» регулярно выступают для жителей города.[4]

Южный Урал - это территория бережного отношения

к народному творчеству.

II. Практическая часть

2.1 Тестирование обучающихся 2 «а» класса и их родителей

Цель: изучить, насколько знают обучающиеся и их родители о влиянии частушек на народ.

Задание: ответить на вопросы тестирования.

1. С помощью чего, солдатам в военное время можно было поднять боевой дух?

2. Как Вы думаете, помогали ли частушки солдатам в годы Великой Отечественной войны, пережить суровые военные события?

3. Любите ли вы частушки?

4. Изжил себя жанр частушки или продолжает активно развиваться?

5. Когда в современной жизни чаще звучат частушки?

Итоги:

1. Таким образом: 88% обучающихся и их родители любят частушки, 12% дали отрицательный ответ.

2. 100% обучающихся и их родителей считают, что для сочинения частушек нужно обладать чувством юмора.

3. Можно было поднять боевой дух солдат с помощью частушек: так считают-84% обучающиеся и 48% родители; с помощью песен: 54% обучающиеся, родители-72%; с помощью писем: обучающиеся 52%, родители-84%.

4. 100% обучающихся и их родителей считают, что частушки помогали в годы ВОВ пережить суровые военные события.

5. 100% и родителей, и обучающихся считают, что частушки продолжают сочинять и в наше время.

6. Обучающиеся считают, что частушки звучат на народных праздниках -70%, родители -72%; на концертах – обучающиеся 44%, родители-40%.

Выводы: Цифры говорят сами за себя. 100% обучающихся и их родителей считают, что частушки помогали в годы Великой Отечественной войны пережить суровые военные события, также 100% отвечающих считают, что для сочинения частушек нужно обладать чувством юмора. Хочется отметить, что родители знают больше военных песен, которые раньше звучали по радио и телевидению чаще, к сожалению, ученики имеют сейчас меньше возможности слушать песни военной тематики. Отмечено по результатам тестирования, что частушки больше звучат на народных праздниках.

Все родители и обучающиеся считают, что частушки помогали пережить тяготы военной поры, потому что в характере сочинителей частушек есть стойкость, уверенность в победе, умение с юмором увидеть какую-то ситуацию. Боевой настрой солдат поднимался героическими частушками, а родители отметили, что ещё и письмами. В наше время редкостью стали письма, дети их уже не пишут, к сожалению. А родители помнят то время, когда долгожданным был треугольник солдатского письма. Почти все, кто написал тестирование, отметили, что частушки продолжают звучать в наше время на народных праздниках и концертах.

2.2 Анкетирование учителей МАОУ «СОШ№13 г. Челябинска»

Ф.И.О.

Чем занимались Ваши родные в период Великой Отечественной войны?

Звучали ли частушки в Вашей семье?

Помните ли Вы частушку, которая звучала в Вашей семье?

       

В анкетировании принимали участие 16 учителей.

Целью анкетирования был сбор информации о личном участии родных в Великой Отечественной войне, об отношении к частушкам в семьях.

Выводы: Во всех семьях воевали на фронте прадеды, деды, отцы! Семьи были многодетные, бабушки занимались детьми и хозяйством, работали в колхозах. Во всех семьях звучали песни и частушки. Анкетируемые отмечают, что чаще частушки были юморные, весёлые, были и «страдания». Они оказывали влияние на эмоциональное состояние, вызывали положительные эмоции.

К сожалению, текстов тех частушек уже никто не вспомнил…Мы надеемся, что нашей исследовательской работой мы поможем вспомнить частушки военных лет- незабываемую словесную историю нашего народа-победителя!

2.3 Письма в прошлое фронтовикам

После того, как учащиеся познакомились с темой «Частушка - «коротушка» периода Великой Отечественной войны », им было предложено написать письма в прошлое, фронтовикам, написать о своих чувствах, эмоциях.

Цель: узнать эмоциональный отклик обучающихся.

Итоги: письма были написаны искренне, с душевной болью и заботой о фронтовиках, обещаниями не подвести , хорошо учиться, и самое главное с верой в Победу и надеждой , что все будут живы.

По рекомендации Натальи Сергеевны Ахромеевой (дочери маршала С.Ф.Ахромеева) письма были опубликованы в личном блоге Александра Зябликова на сайте http://amarok- man.livejournal.com/1497901.html

Искренние письма детей не могли оставить никого равнодушным:

«Дети действительно написали от сердца письма»;

«А у меня сохранились письма родных с фронта, я их сыну отдала. Они пишут, что им хорошо, прекрасно и чтобы мы не беспокоились. Напишет человек с фронта, а жив ли он, уже никто не знает. Тяжело всё это...»;

«Как живая память, читаешь, и согревает сердце. Будучи на фронте, они заботились прежде о нас…»;

«Правильно учительница придумала. мы еще могли слушать рассказы наших дедушек и бабушек, проникнуться и понять что такое война, а у нынешних детей уже нет такой возможности…»;

«Спасибо и учителям, и родителям, что воспитали детей с памятью о героях той великой войны! Пока есть память об истории нашей страны, значит и страна сама не пропадёт!»

III. Заключение

Выводы:

1. Изучив литературу по указанной теме из разных видов исторических источников: книг, учебников, материалов СМИ, Интернета мы выяснили, что жанр частушки – это живой отклик на текущие события, в частности как это было в период Великой Отечественной войны. Главная сила частушек - в личном характере чувств, которые они передают.

2. Определили основные идейно-художественные особенности частушек как жанра фольклора: форма частушки, способы рифмовки, звуковое оформление актуализируют тему войны, эмоциональный настрой народа, втянутого в тяжелейшее испытание. Сопоставление по сходству позволило отразить осознание тяжести трагических испытаний, выпавших на долю народа, и передать оптимистический настрой, неиссякаемую веру в победу над ненавистным врагом. Сопоставление по контрасту отразило непримиримое отношение народа к врагу. Частушки в форме обращения, позволяли достичь эффекта сопереживания. Художественное своеобразие языка частушек (эпитеты, разнообразные по характеру номинации, разные формы сравнения, метафора, гипербола) открыло истоки победы защитников Отечества.

3. Ознакомившись с частушками Великой Отечественной войны, мы доказали, что, несмотря на горе и боль, частушка играла особую роль, потому что выражала характер русского человека: героизм, стойкость, верность Родине, готовность отдать жизнь ради Победы. «Враг был побеждён сначала в юморе, сатире, частушках, что дало силы для побед реальных, в жизни фронтовой и в тылу». [9 ]Частушки ясно выразили отношение народа к разным событиям Великой Отечественной войны.

4. Проведён анализ тестирования одноклассников, их родителей по данной теме. Выводы: 100% обучающихся и их родителей считают, что частушки помогали в годы Великой Отечественной войны пережить суровые военные события.

5. Проведя анкетирование учителей нашей школы, мы выяснили, что во всех семьях родные были на войне. Частушки пелись в основном весёлые, с юмором. К сожалению текстов почти никто не помнит, потому что были детьми.

6. Мы нашли фотографии исполнителей частушек в период Великой Отечественной войны и в наше время в городе Челябинске (см. Приложение № 4);

7. Проведён анализ писем фронтовикам в прошлое. Письма были опубликованы в личном блоге Александра Зябликова на сайте http://amarok-man.livejournal.com/1497901.html.Читатели этих писем почувствовали, что ученики всем сердцем переживали за судьбу солдат, таким образом они выразили свою связь с героями-победителями Великой Отечественной войны: так появляется чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.

8. Наша работа «Частушка –« коротушка» периода Великой Отечественной войны» и презентация к ней были представлены на классном часе перед одноклассниками. Мы пришли к общему выводу, что приобщение к частушкам, сочинённым в годы Великой Отечественной войны, помогает понять характер русского солдата, народа, ставшего победителем!

9. На встрече с учащимися 4б класс ансамбль «Верея» (худ. рук. Островерхова Ю.В.)исполнил народные песни и зауральские частушки военной поры .

10. Нами подготовлены подарочные иллюстративные буклеты «Частушка-«коротушка» периода Великой Отечественной войны» для вручения ветеранам-фронтовикам на праздничном концерте, посвящённом Дню Победы.

11. Мы подарили иллюстративный материал в виде буклета «Частушка-«коротушка» периода Великой Отечественной войны »ветерану- фронтовику А.С.Почекутову, кадетскому классу, в школьный музей и библиотеку, а также фольклорному ансамблю «Верея». Мы считаем, что в частушках сохранился бесценный исторический материал, который поможет всем лучше узнать историю нашей Родины.

Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что частушка во все времена Великой Отечественной войны отражала особенный характер русского человека: любовь к Родине, вера в Победу, стойкость, жизнелюбие, юмор, а также разнообразные переживания людей: страдания, горечь прощания и радость встреч, ожидание вестей с фронта, надежда, что вернутся домой солдаты с победой.

Практическое значение: Новые частушки появляются и в наше время. Частушка оказалась жанром, который отражает жизнь народа. Поэтому все самые интересные, смешные и трагические события нашей жизни находят своё отражение в частушках.

Эту работу можно использовать на уроках музыки при изучении жанров фольклора, на уроках краеведения. Также можно выступить перед обучающимися на классных часах, научно – практической конференции. 

IV. Список литературы

«Быстра реченька бежит. Зауральские частушки» Составитель М. Д.Янко, Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1982,с.125

Бойко С. «Золотой юбилей Победы!» (12).Народное творчество. Научно-популярный иллюстрированный журнал №2-3,Москва, 1995. 47с.

Бытование фольклора в современности. На материале экспедиций 60-80-х годов. Сборник научных трудов. Свердловск; Изд. УрГУ. 1983. 160с.

Вольфович Виталий. С гармонью в XXI век! Управление культуры и информации администрации Челябинска. Муниципальный центр народной музыки «Гармонь». Челябинск,-2000.

Гусев. В. «Народные песни и частушки Великой Отечественной войны». Южный Урал. Литературно-художественный альманах орган Челябинского отделения Союза Советских писателей №10. Чел. книжн. изд-во.1953г.

Иванов-Балин.Г. Русские народные песни Зауралья. Москва. Советский композитор,1988,198с.

Зайцев Иван Селивёрстович. Уральские народные песни. Собрал и составил И.Зайцев, Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 136с.

Куликова Л. Русское народное музыкальное творчество. Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург, 2008.с.174

Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора: Учеб. пособие.- 2-е изд., испр./ Челяб. Гос. Ун-т. Челябинск,2004. 308с.

Народное слова на дорогах войны:[сб.фольклор. текстов ] под обще. Ред Л.Н.Лазаревой; предисл. сост. И.А Лазарева. Челяб. Гос.. акад.культуры и искусств.- Челябинск : ЧГАКИ, 2015.-123с.

Проблемы взаимовлияния фольклора и литературы: Межвузовский сборник научных трудов.- М.: МГПИ имени В.И.Ленина,1986.-132с.

Русский советский фольклор. Антология / Сост. И примеч. Л.В.Домановского, Н.В. Новикова, Г.Г. Шаповаловой. Под ред. Н.В. Новикова и Б.Н.Путилова, Л.,1967г.

Частушки/ Сост., вступ.ст.,подгот. Текстов и Ч-25 коммент. Ф.М.Селиванова.-М.: Сов. Россия, 1990.-656с.,ил.-(Б-ка русского фольклора;Т.9.( )

Плакаты СССР Великая Отечественная Война http://art-assorty.ru/500-plakaty-sssr-vov.html

Приложение №1

В тестировании принимало участие 25 обучающихся и 25 родителей.

Вопрос

Ответы детей

Ответы родителей

1.С помощью чего, солдатам во время Великой Отечественной войны можно было поднять боевой дух?

а) песня

б) частушка

в) шутка, сатира

д) письма от родных

а) песня

б) частушка

в) шутка, сатира

д) письма от родных

2.Как Вы думаете, помогали ли частушки солдатам в годы Великой Отечественной войны, пережить суровые военные события?

а) да

б) нет

а) да

б) нет

3.Любите ли вы частушки?

А) да, люблю слушать

Б) нет

В) могу сочинить

А) да, люблю слушать

Б) нет

В) могу сочинить

4.Изжил себя жанр частушки или продолжает активно развиваться?

а) нет

б) да

в)частушки продолжают сочинять

а) нет

б) да

в)частушки продолжают сочинять

5.Когда в современной жизни чаще звучат частушки?

А) на праздниках

В) на концертах народной музыки

А) на праздниках

В) на концертах народной музыки

 

 

Приложение №2

2.2 Анкетирование учителей МАОУ «СОШ№13 г.Челябинска»

В анкетировании принимали участие 16 учителей.

Ф.И.О.

Чем занимались Ваши родные в период Великой Отечественной войны?

Звучали ли частушки в Вашей семье?

Помните ли Вы частушку, которая звучала в Вашей семье?

Приложение № 3

Письма в прошлое фронтовикам

Приложение №4

Зауральские частушки

Быстра реченька бежит. Составитель Михаил Данилович Янко. Зауральские частушки. Челябинск Южно-Уральское книжное издательство, 1982г. 125с

Над Москвою знамя красно

Ветром раздувается.

Мой милёночек на фронте

С фрицами сражается.

 

Не затем платок дарила,

Чтоб любовь доказывать.

А быть может, пригодится

Раны перевязывать.

 

Я иду, а мне навстречу

Жёлтый лист несётся.

Милый мой на танке мчится-

Вся земля трясётся.

 

Не тужите, девки, бабы-

Скоро кончится война.

Гитлер в петле задавился,-

Похоронная пришла.

 

Поспевают помидоры,

Поспевают огурцы.

Крепко фрицев бьют на фронте

Наши красные бойцы.

 

Не придёт милый с войны,

Не постучит в окошко.

И не крикну я ему:

«Подожди немножко!»

 

В поле девки, старики.

Женщины, парнишки.

На работе день-деньской-

Не опишешь в книжке.

 

Давно с миленьким рассталась,

Не видалась с давних пор.

Тракториста провожала,

А пришёл домой майор.

 

Подруженька, остановись,

Несу я радостную весть:

Ой, подружка, твой да мой

Идут из армии домой.

 

Милый мой вернулся с фронта-

Всех наград не сосчитать.

Я без устали трудилась,

Чтоб от друга не отстать.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

А.М. Лазарев. Трудные темы изучения фольклора: Учеб. пособие. 2-е изд., испр./Челяб. гос. ун-т. Челябинск,.2004. 308с.

Лодочка худа-худа

Мил спогибнет- я куда?

Мил спогибнет- я помру,

Любовь достанется кому?

 

Низко, низко тучи ходят,

Низко ходят облака.

Немцы бегают по хатам:

«Матка, яйки, молока!»

 

 
 
 

Мой милёночек на фронте

Управляет ротою,

А я девочка, в колхозе

На быках работаю.

 

Любите раненных солдат,

Они не виноватые.

Они за Родину в бою

Отдали молодость свою.

 

Сено сухо, сено сухо,

Чтоб на это сено дождь…

Распроклятые фашисты

Угоняют молодёжь.

 

Все ребята веселятся,

Что отвоевалися.

И девчата тоже рады-

Женихов дождалися.

 

Ах, девочки, война, война,

Ах, девочки, победа.

Ах, девочки, кого любить-

Осталося два деда.

 

Германия, Германия,

Наделала чего:

Девяносто девять девок

Целуют одного.

Народное слово на дорогах войны: [сб. фольклор.текстов ] под общ.ред.И.А.Голованова; сост., вступ.ст. и прим. А.И.Лазарева;. Челяб.гос.акд.культуры и искусств.- Челябинск : ЧГАКИ,2015.-123с.

Оставайтесь, дорогие,

Не грустите обо мне.

Мы, уральцы, все такие-

Побеждаем на войне.

 

До свиданья, речка Ай,

До свиданья, Сатка.

Мы пошли фашистов бить-

Будет им не сладко.

 

Из огня и из металла

На фашистов мчится шквал.

Хоть и марку не читали,

Сразу видели- Урал!

 

Гитлер- изверг и нахал-

Заикаться что-то стал.

Почему он заикал?

На войну идёт –Урал!

 

Рожь густая колосится,

По ветру качается,

Наших танков все фашисты

Очень опасаются.

 

Мой милёнок с ЧТЗ,

Водит танки на войне.

Знает он или не знает,

Что в моей сидит броне?

 

Я на тракторном работала,

На танковом – теперь.

Тебе, милый, помогаю

Немцев бить я каждый день.

«Южный Урал» Литературно-художественный альманах орган Чел отделения Союза Советских писателей №10. Чел. Книжн. Из-во.1953г. В.Гусев

Приложение №5

Исполнители частушек периода 1941-1945г.

Леонид Утёсов и его оркестр –выступление в 1941г.

Мария Мордасова

Приложение № 6

Играй, гармонь уральская, - пой, душа уральская, и в XXI веке!

Виталий Вольфович, создатель центра народной музыки «Гармонь» в г. Челябинске и организатор концертов и фестивалей «Играй, гармонь любимая»

Николай Вивчерук-ведущий солист ансамбля «Митрофановна» п. Кременкуль

Приложение №7

Этапы работы


 

 


 

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.