12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лачугина Наталья Степановна111
47 лет работаю в системе образования. Главный принцип моей работы -учиться постоянно. в том числе и у своих студентов.
Россия, Сахалинская обл., пгт.Шахтерск

Интернет – коммуникации и речевая культура молодёжи

Воробьева Ксения Алексеевна,
студентка
I курса
ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»

Лачугина Наталья Степановна,
преподаватель русского языка и литературы


Аннотация: в работе рассматривается проблема влияния сетевого языка на речь молодых людей.

Ключевые слова: интернет – коммуникации, речевая культура, упрощение речи, сленг, устно - письменная речь.

Язык является важнейшей составляющей культурного наследия любого народа. Сахалинская область – это регион уникальный не только по географическому положению, но и по национальному составу. На территории Сахалина проживают народы разных национальностей. Все они говорят на русском языке, сохраняя свой язык, свою самобытность. [5].

Компьютерные технологии прочно вошли в жизнь каждого из нас. Использование компьютера как средства коммуникации стало необходимым условием жизни современного человека. Новые средства общения не могут не оказывать влияния на нашу речевую культуру, в первую очередь, на речь молодёжи, так как именно молодые люди чаще других используют Интернет для межличностной неформальной коммуникации. Интернет не имеет национальности. Среди молодёжи сложился новый тип речевой культуры, особый сетевой язык, понятный только пользователям сети. Некоторые исследователи называют его диалектом, другие - жаргоном.

Что же представляет собой эта новая разновидность речи молодёжи? Почему возникла новая форма речи? Она появилась в ситуации свободного общения в виртуальном пространстве, когда важнее всего скорость передачи информации. По способу воспроизведения и восприятия это письменная речь. Мы воспринимаем сообщение зрительно, можем делать паузы во время чтения сообщения, так называемого «разговора» - это свойства письменной речи. Но с точки зрения структуры используемого языка – это устная речь. Для неё характерна спонтанность, эмоциональность, незаконченность конструкций [2,с.90].

Следовательно, в Интернет – коммуникации устная речь передаётся письменными средствами. Автор - пользователь фиксирует буквами и знаками то, о чём говорит. Поэтому мы можем сказать, что появилась новая разновидность формы речи – устно – письменная [9]. В сети Интернет существует много способов, фиксирующих невербальные средства общения. Например:

=))), : )) – улыбка; («*=») – целую, (^ - ^) – приветствие.

Они заменяют интонацию, мимику, передают настроение. В таком устно – письменном сообщении можно даже передать громкость речи, особое напряжение голоса. Здесь не надо строить предложение специально, чтобы выделить самое важное. Достаточно использовать прописные буквы: « Я считаю, что этого НЕЛЬЗЯ допустить».

Анализируя устно - письменную речь, можно выделить две главные её особенности: упрощённость и так называемый компьютерный сленг (набор особых слов или новых значений уже существующих, употребляемых пользователями сети Интернет)?

В ситуации, когда важна скорость передачи информации, мы имеем дело с упрощением речи. За счёт чего это происходит? Во-первых, практически не используется пунктуация, заглавные буквы в начале сообщения. Орфографические правила игнорируются, пропуск букв и употребление сокращений является нормой. Например:

«мы сегодня на движение вверх ходили»

Упрощение речи в Интернет – коммуникации привело к формированию сетевого сленга, которым пользуется молодёжь. Например: «гоу в магаз, купим бампер для фони». На обычном языке это означает: «Пойдём в магазин купим чехол для айфона».

Сленг не страшен, если молодой человек владеет грамотным, литературным языком, а в чатах, на форумах, в блогах (т. е. оценивая речевую ситуацию) может переключиться на другие коды.

В настоящее время мы всё чаще говорим о падении уровня грамотности и культуры речи. Только ли Интернет – общение в этом виновато? Преподаватели русского языка, учёные филологи считают, что главная угроза «засорения» русского литературного языка исходит из несовершенства нашей современной системы образования, отсутствия должного внимания к культуре речи в самом обществе. Нас сейчас смело можно назвать нечитающей нацией. Откуда же взяться культуре создания и восприятия грамотных текстов? А ведь именно текст как произведение речи является основой обучения грамотной русской речи. Нельзя не сказать и об огромном воздействии СМИ на формирование речевой культуры общества. Именно работники средств массовой информации должны быть эталоном речевой грамотности. Однако ведущие программ, корреспонденты, журналисты, общественные деятели, выступая на телевидении, по радио допускают нарушения речи, всё чаще используют жаргон. Вот как закончил презентацию нового словаря сетевого сленга ведущий телеканала «Дождь» Максим Товкайло:

«Для вас, котаны, работал Максим Товкайло, да и другие авторы тоже жгли. Ни одного батхерта во время выпуска замечено не было. Многих бомбануло... Пока, братюни, и без трололо. Го смотреть…»

Да, он добавил, что употреблять сетевой сленг «не норм». Но из его уст слова Интернет - сленга звучали так весело, оригинально, что многие зрители могли ими пополнить свой лексикон.

Возникает противоречие: с одной стороны, в обществе существует литературный язык, с другой – новый язык Интернет - коммуникаций, который не подчиняется многим нормам и правилам языка литературного, образцового, и всё больше влияет на речевую культуру общества.

Актуальность моей работы объясняется тем, что язык Интернета выходит из виртуального пространства и становится всеобщим. Грань между компьютерным сленгом и русским литературным языком в скором времени может стереться окончательно.

Цель работы: выяснить, какое влияние оказывает Интернет - общение, на уровень речевой грамотности молодёжи.

Для достижения цели были поставлены задачи:

-изучение литературы, по данной проблеме;

-посещение сайтов, форумов, блогов, на которых чаще всего общаются наши студенты;

-выявление особенностей Интернет – сленга (наиболее часто употребляемых сленговых выражений);

-выяснение влияния компьютерного сленга на культуру речи молодых людей;

- определение путей преодоления «засорения» русского языка Интернет – сленгом;

-классификация ошибок, отклонений от принятых речевых норм в Интернет – сленге.

Чтобы доказать наличие проблемы влияния Интернет – сленга на современный русский язык, рассмотрим состояние культуры речи на современном уровне. Наше время – это время конкуренции, глобализации, карьеризма и власти денег [7,с.1]. В таких условиях падает уровень нравственности. Всё больше людей понимают принцип свободы слова как принцип вседозволенности, т. е. говорю и пишу что хочу, как хочу.

Было проведено анкетирование с целью выяснения факторов, оказывающих наибольшее влияние на уровень речевой культуры студентов нашего техникума.

Из 120 студентов, участвующих в анкетировании,

72% считают, что наибольшее влияние на речь молодёжи оказывают Интернет, телевидение, сотовые телефоны.

15% назвали школу, систему образования.

13% - уверены, что на уровень общей культуры человека и на его речевую грамотность, как на часть её, главное влияние оказывает художественная литература .

Таким образом, мои сверстники поставили чтение художественной литературы, где имеются эталоны культурной речи, на последнее место. Многие из них считают, что без чтения книг можно легко обойтись.

Рассмотрим влияние СМИ на уровень речевой культуры общества. Слово, прозвучавшее в телеэфире, по радио из уст диктора, ведущего программы, участника передачи запоминается как образец, отпечатывается в памяти, входит в словарный запас человека. И мы начинаем употреблять эти слова и выражения, часто до конца не понимая их лексического значения. Например: «майнинг, биткойн». У молодых людей в наше время сформировалось «клиповое сознание. Это произошло потому, человек получает сжатую информацию, в результате её влияния на подсознание, он перестаёт самостоятельно мыслить и анализировать.

На мой взгляд, телевидение недостаточно выполняет образовательную функцию. На телеэкранах в погоне за зрителями в избытке развлекательные программы, среди которых есть негативно влияющие на речь аудитории. Например: «Дом – 2», «Comedy clab», «Реальные пацаны». Герои этих программ коверкают слова, причём, часто неоправданно. Программ же, знакомящих с нормами правильной речи, способствующих повышению языковой грамотности, на телевидении неоправданно мало. Всё чаще в речи телеведущих появляются жаргонные слова, в том числе и в таких серьёзных передачах, как «Право голоса», «Место встречи», «60 минут».

Реклама, взывающая к нам с телеэкрана, с городских баннеров часто является антирекламой с точки зрения орфографии и орфоэпии. Школьники, подростки запоминают неправильные написания слов. Нетрудно догадаться, как молодые люди в скором времени будут писать фразу «автор жжёт», ведь почти на весь экран в течение получаса в такой известной передаче, как «Пусть говорят», их «учат» писать «Аффтар жжот». Итак, СМИ в настоящее время не являются эталоном для формирования высокого уровня культуры речи.

Проанализируем Интернет – источники. Знакомство с речевым общением моих ровесников в чатах, блогах, на форумах позволяет сделать вывод о безграмотной речи участников диалогов. Возьмем, к примеру, общение в одном из чатов:

-Ку – привет

-Каг ти? – как ты?

-Хайпим – развлекаемся

Кроме того возможно общение вообще даже без таких слов, можно просто использовать смайлики

Рассмотрим некоторые особенности компьютерного сленга:

-звукоподражания (хе-хе-хе, гы-ы-ы);

-замены (дарофф - здравствуй, каг ти?- как ты?);

-сокращения (д.р.- день рождения, к.д.- как дела?);

-фонетические написания (дарова - здравствуй, аффтар - автор);

-написания имён собственных со строчной буквы (ленок, где ты?);

-отсутствие пунктуации (не знаю, как это осуществить);

-игнорирование правил орфографии (исчо - ещё, крысота - красота, чо-нибуть - что-нибудь);

- использование смайлов (или эмодзи) для выражения эмоций (/ v \)-приветствие.

Все ошибки, допускаемые участниками виртуального общения можно классифицировать следующим образом:

-ошибки, допущенные из-за элементарной безграмотности (в своё время студенты не усвоили правила орфографии из учебников русского языка);

-ошибки, допускаемые специально, с целью быть оригинальным, особым. Слова печатаются с заменой звонких согласных на глухие, «а» заменяется «о», «э» заменяется «ы» и т. п.(эгзамины, превед, кросафчег)

Такому явлению есть в сети название – «олбанский язык»

Почему же участники Интернет - общения так чудовищно коверкают нашу русскую речь? Одна из причин – анонимность пользователя. И это даёт ему свободу высказывания: «Пешу каг хачу», то есть риск идентификации, отрицательного отношения окружающих минимален. Отсюда такая раскрепощённость и безответственность в общении. Вторая причина – затруднённость передачи эмоций. Пользователь для скорости использует систему знаков – смайлики». Третья причина – влияние на русский язык американского варианта английского языка. Увлечение англицизмами стало своеобразной модой в связи с некоторой идеализацией американского общества из-за высокого уровня жизни и высоких темпов технического прогресса. Употребляя в своей речи заимствованные слова, молодые люди (по их мнению) приобщаются к американскому продвинутому образу жизни.

Для выяснения отношения студентов к Интернет - сленгу был проведён опрос пользователей сети.

На вопрос: «Как вы относитесь к компьютерному языку?»

55% ответили, что относятся положительно.

35% против искажения слов.

10% ответили, что им всё равно.

На следующий вопрос: «Используете ли вы в устной речи компьютерный сленг?»

95% опрошенных ответили утвердительно.

5% не употребляют сетевой сленг в устной речи.

Мы выяснили также, какие слова молодые люди чаще всего заменяют при общении в Интернете и почему. Это слова:

чё - что хай - привет уры - уроки

комп - компьютер спс - спасибо теха - телефон

щас - сейчас кмк - как мне кажется енто - это

Причины использования замен следующие: «так короче», «модно», «веселей».

Большинство опрошенных согласились с тем, что изменение написания слов при виртуальном общении негативно влияет на общую речевую культуру человека. Однако 85% молодых пользователей сети употребляют в устной речи Интернет – сленг. Следовательно, сетевой сленг уже выходит за пределы виртуального пространства, что ведёт к резкому падению уровня речевой культуры молодёжи, и это вызывает тревогу.

Однако объективная оценка Интернет – сленга позволяет выделить и положительные стороны этого явления:

раскрепощённое, свободное общение, причём, на самые разные темы;

общаясь таким образом, подростки избавляются от одиночества, что очень важно для человека в стадии формирования личности;

сленг – это очень быстрое, удобное общение в условиях современного цейтнота;

как правило, в чатах ребята общаются сразу с несколькими людьми.

Отрицательное воздействие Интернет - сленга при компьютерном общении аключается в следующем:

происходит замена живого, непосредственного общения виртуальным;

используя Интернет – сленг, молодые люди искажают устную и письменную речь не только в чатах, на форумах, но и в повседневной жизни, в том числе и на уроках;

в речи появляется много иностранных слов, употребляемых без перевода;

часто употребляются слова сниженной лексики и нецензурные слова.

Сегодня никто не будет спорить с тем, что уровень грамотности и культуры речи в обществе резко падает. На этот процесс большое влияние оказывают Интернет и СМИ.

Каковы же пути изменения данной ситуации? На мой взгляд, остановить процесс «засорения» русского литературного языка можно с помощью следующих мер:

увеличение количества сайтов, телевизионных программ, которые бы предлагали учебный материал по русскому языку и литературе с опорой на анализ художественных текстов;

увеличение количества учебных часов в образовательных организациях на изучение дисциплины Русский язык и литература;

проведение интерактивных диктантов по русскому языку с проверкой после написания текстов;

введение цензуры для проверки сайтов, чтобы ограничить употребление при общении в сети сниженной и ненормативной лексики.

проведение в образовательных организациях студенческих научно-практических конференций по вопросам языковой культуры, конкурсов сочинений, презентаций.

В нашем техникуме проводятся интерактивные диктанты по русскому языку, в которых принимают участие студенты и преподаватели. Традицией стало участие в областных и всероссийских конкурсах сочинений, презентаций, видеороликов. Всё это способствует повышению общей культуры и грамотности наших студентов.

- разработка и принятие Правил сетевого этикета.

Но самое главное – каждый человек должен сам захотеть быть грамотным, культурным, образованным. Нужно, чтобы каждый начал с себя. Необходимо, чтобы в обществе главным стал принцип: успешный человек – это тот, кто владеет грамотной литературной речью.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы, что язык Интернета выходит из виртуального пространства и оказывает отрицательное влияние на речь подростков любой национальности. Последствия этого процесса – падение уровня грамотности молодых людей.

В наши дни оказываются особенно актуальными слова И.С. Тургенева, классика нашей литературы, сказанные в XIX веке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…» [4,с.37]. Наступило такое время, когда наш язык нуждается в защите. Это должен осознать каждый, иначе может быть поздно.


Список использованной литературы

Грачёв М.А., Гуров А.И. Словарь молодёжных сленгов. Горький, 2012. 29 с.

Земская Е.А.Устная речь русский язык.- М.:БРЭ - Дрофа, 1997. 582 с.

Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия. - М.: Логос, 2006. - с. 90-141

Тургенев И.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т. 4.Правда, 1968.

Груздева Е. Сохранение и возрождение языков коренных народов Сахалина [Электронный ресурс] // [2015]. http://www.kykhkykh.org/16-nauka/1009 (дата обращения: 26.01.18)

Качанова О.В. Проблема культуры речи среди подростков [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования [сайт]. [2015]. https://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-yazyk-i-literatura/all/2015/02/20/problema-kultury-rechi-sredi-podrostkov (дата обращения: 23.01.18).

Пониматкина Н.И., Куликова Т.Н. Влияние Интернет - сленга на речевую культуру подростков [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум [сайт]. [2015]. http://www.scienceforum.ru/2015/1353/10091 (дата обращения: 20.12.18).

Фомина И. Современный сленг подростков: значение и влияние на речь [Электронный ресурс] //fb.ru [сайт]. [2016]. http://fb.ru/post/environment/2018/1/21/21702 (дата обращения: 23.12.17).

Влияние Интернет - коммуникаций на речевую культуру молодёжи. [Электронный ресурс] // pandia.ru [сайт]. [2016]. pandia.rutext/78/128/15890.php (дата обращения: 16.12.18).



Приложение 1

Диаграмма


t1676595009ab.gif

10


Автор материала: К. Воробьева (1 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.