12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колычева Екатерина Ивановна27
0

Исследовательская работа на тему «Пермский край – многонациональный регион»

Исследовательская работа на тему «Пермский край – многонациональный регион»
 
 
Работу выполнила: Шеина Юлия 
МАОУ СОШ №22, г. Березники
6 б класс
Руководитель: Колычева
Екатерина Ивановна
МАОУ СОШ №22, г. Березники, 
учитель истории
      
 
 
 
Пермь – 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………... ...с.3
История заселения Пермского края…………………………………… с.5
Этнографическая карта Прикамья…………………………………с.9 1)Формирование народов финно-угорской языковой группы……… с.9
2)Формирование этнических групп тюркского населения………..... с.12
3)Формирование этнической группы славянского происхождения…с.13
Современная этнографическая ситуация Прикамья………………… с.17
Заключение …………………………………………………………………… с.20
Список литературы…………………………………………………………….с.22
Приложение…………………………………………………………………….с.23
 
 
 
Введение
В крае, где лес без конца
В самые злые Морозы
Не леденеют сердца
И сострадания слезы.
Знайте, что жили всегда
Здесь милосердные люди.
И ни века, ни года их доброту не осудят!
Светлана Володина
 
Народы и культуры — одна из непреходящих ценностей любой территории, любого края. Пермская земля — не исключение. Пермский край занимает особое место в этнокультурном ландшафте Евразии. Его положение на границе нескольких этнокультурных зон — Европы и Азии, леса и степи, удобные транспортные водные и сухопутные пути — определили судьбу Прикамья как исторического «перекрестка», где в прошлом и настоящем переплелись судьбы многих народов. По этническому многообразию регион занимает одно из первых мест в составе регионов России. Только официальный перечень народов Пермского края включает более 120 позиций. В список десяти наиболее многочисленных народов входят русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, чуваши, азербайджанцы. Когда знакомишься с историей и культурой Пермского края, то непременно отмечаешь одну из его особенностей – многонациональность. Переходя от деревни к деревне, можно познакомится со всеми народами населяющими Поволжье и Приуралье.
Мне стало интересно, почему на территории Пермского края, занимающего всего около 1% территории России, такой разнообразный национальный состав населения. 
Цельисследования: изучить национальный состав населения Прикамья и особенности формирования этнического разнообразия Пермского края.
Задачи:
Изучить литературу о национальном составе населения Пермского края.
Проанализировать географию национального состава населения краяи особенности процессов расселения народов на территории Прикамья.
Определить причины разнообразия национального состава населения Прикамья.
Проанализировать и сравнить итоги последних переписей пермского населения. 
В современном обществе как никогда велик интерес к национальной культуре. Активно у народов России протекают процессы роста этнического самосознания, возрождения национальных культур. Эти же тенденции преобладают и в этнокультурном развитии Прикамья. Однако глубокое и осмысленное понимание проблем современного национального развития невозможно без знания и изучения этнокультурной истории народов, ее закономерностей и особенностей, основ традиционной культуры.
Объект исследования: население Пермского края.
Предмет исследования: национальный состав населения Прикамья.
Гипотеза: население Пермского края, многонационально, главной причиной этого являются особенности заселения территории Прикамья.
Методы исследования:описательный; сравнительно-исторический; картографический - проследить географию заселения территории края разными народами; аналитический – выявить причины сложного национального состава населения Пермского края; 
Актуальность исследования заключается в том, что итоги Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 гг. говорят нам о том, что население края сокращается, сокращается и численность традиционно проживающих в Прикамье народов. В данном исследовании хотелось отразить исторические и географические особенности заселения нашего края,определить причины сложного национального состава и обратить внимание на проблему «вымирания» традиционно проживающих в Пермском крае народов.
Практическая значимость. Данная работа может помочь в изучении краеведения, при проведении внеклассных мероприятий и кружках.
Особенности заселения территории Прикамья 
Судя по данным археологии, первые люди появились в Прикамье задолго до Великого оледенения. Произошло это около 200 тыс. лет назад в период так называемого Среднего палеолита, и эти люди были представителями неандертальского физического типа людей. Как считают современные ученые, освоение новых территорий осуществлялось из разных центров обитания древнейших людей в разное время и имело разные масштабы. Наступивший Ледниковый период привел к превращению Прикамья в безжизненную снежно-ледовую пустыню, и в период от 60 до 30 тыс. лет назад людей здесь не было. Однако после отступления ледника, вслед за приходом в Прикамье животных (мамонт, северный олень и др.) сюда вновь приходят люди. Это были уже люди современного физического типа, а повторное заселение Пермского Предуралья шло двумя путями: из районов Русской равнины по Дону, Волге и Каме (Гарчи, Заозерье) и из Сибири или Средней Азии через восточное побережье Каспия, р. Урал и далее на р. Каму (стоянка имени Талицкого и др.). [1] (Приложение 1)
В последующие периоды Каменного века население Прикамья росло как за счет естественного прироста, так и за счет миграции сюда населения из Среднего Поволжья и Зауралья. Закономерным итогом эпохи камня стало заселение людьми всей территории современного Пермского края, начало активного освоения природных богатств Западного Урала. [7]
Археологические источники позволяют реконструировать этнические процессы, протекавшие в Прикамье в ХIII—ХV вв., которые послужили основойдля дальнейшего формирования этнической карты региона. Первоначальное освоение прикамских земель осуществлялось предками финно-угорских и тюркских народов. На верхней Каме шли процессы консолидации в коми-пермяцкую народность племен родановской культуры. Предки коми-пермяков были расселены тогда в Северном и Среднем Прикамье. Южные районы Прикамья в этот период осваиваются угорским и тюркским населением.[6]В целом Прикамье представляло собой мало освоенный регион. Коренное население занималось полукочевым скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, собирательством. Коми-пермяки были знакомы с земледелием. В крае имелся огромный фонд неосвоенных земель, пригодных для земледелия. 
Новый этап этнокультурой истории Урала начинается со второй половины ХVI в., с этого времени начинает формироваться этническая карта Прикамья, которая в основных чертах сохраняется до настоящего времени. Предпосылки для новых процессов возникли благодаря историческим событиям конца ХV — первой половины ХVI вв. Присоединение в 1472 г. Северного Прикамья, Перми Великой, к Русскому государству вовлекло прикамские земли в сферу деятельности московских князей. Власть Москвы подкрепляется и предшествовавшей этому христианизацией местного населения (1455, 1462). В 1558—1568 гг. Иван IV передал земли по Каме и ее притокам солепромышленнику и торговцу Г.Ф. Строганову.[1]Прикамские земли стали основным местом на пути проникновения русских в Южное Прикамье и Сибирь. Поход Ермака и присоединение Западной Сибири во второй половине 1580-х гг. к Русскому государству также вызвали приток русского населения, оседавшего в Прикамье и Зауралье. Падение в 1552 г. Казанского ханства, переход Ногайской Орды в зависимость от московских князей (1563), присоединение к Москве в 1556—1558 гг. удмуртов и башкир явились основными факторами, способствовавшими заселению и освоению южных районов края, так как с этих пор и южноприкамские земли становятся частью Русского государства. Взятие Казани, усиление феодального гнета, рост масштабов помещичьего землевладения, расслоение деревни, распространение среди народов, населявших Казанское ханство, право- славного христианства вызвали массовую миграцию на восток татар, марийцев, удмуртов, башкир [ 7]
Первоначально русскими осваивались территории Верхнего Прикамья, Перми Великой, где уже в конце ХV — начале ХVI вв. начинает складываться очаг русского старожильческого населения. К началу ХVII в. русское население проживало в Чердынском и Соликамском уездах, вотчине Строгановых. Однако русское население было еще малочисленным. Так, в Соликамском уезде в 1579 г., кроме уездного центра с населением 201 человек мужского пола, население численностью 205 человек мужского пола проживало в 23 деревнях, 11 починках, 3 займищах.[6] Основу русского населения Прикамья на этом этапе заложили выходцы из районов Русского Севера.
В ХVII в. начинается процесс освоения южных районов. Русское население— выходцы Русского Севера и Северного Прикамья— осваивают территорию поречья Сылвы и Ирени. Плодородные земли способствовали раннему становлению здесь хлебного рынка. В середине ХVII в. правительством был образован черносошный Кунгурский уезд. [6] С середины ХVII в. Прикамье приняло миграционную волну, связанную с расколом Русской церкви, переселение в регион старообрядческого населения продолжалось и в ХVIII в. В ХVIII в. Средний Урал привлек внимание правительства России своими месторождениями железных и медных руд высокого качества. Наличие полезных ископаемых, запасов леса, густой сети рек, развитого сельского хозяйства, а также компактность заселения способствовали промышленному освоению края. Становление горной промышленности в Прикамье, как и на всем Урале, не могло не отразиться на этнокультурных процессах. Зарождение горной металлургии происходило при прямом участии местного населения, прежде всего русских крестьян. Из местного крестьянского населения формировались кадры работных людей для заводов. Одновременно появление на Среднем Урале заводов и заводских поселений обусловило приток нового населения из центральных промышленных районов России. Формирование русского населения в последующие периоды происходило в основном за счет внутренних миграций. В ХIХ в. активно осваивались самые южные районы Пермской области. В этом процессе принимали участие как выходцы из Чердынского, Соликамского, Оханского уездов, так и вятские — переселенцы из Вятской губернии.[3]
Таким образом, мы видим, что территория Прикамья с давних пор - это исторический перекрёсток для многих народов, продвигавшихся вдоль Камы или преодолевавших Уральских хребет по дороге из Европы в Сибирь и в противоположном направлении.Здесь проходили важнейшие торговые пути сообщения Западной Европы и Русской равнины со степными и таёжными районами Азии и государствами Востока. Всё это оказало воздействие на формирование сложного национального состава местного населения.
 
 
 
Формирование этнических групп народов Прикамья
Коренные народы Пермского края представлены тремя основными группами: финно-угорской, тюркской и славянской. В период с XV по XVI век в районе верхнего течения Камы расселялись предки современных коми-пермяков. Южные части региона населяли башкиры и татары. На территории проживали также удмурты, манси и марийцы. Русское население пришло сюда примерно в XVI веке, совсем скоро став преобладающим.
Народы финно-угорской языковой группы
Манси — один из народов угорской группы финно-угорской семьи языков, родственный по языку и происхождению хантам и венграм. Особенности формирования древнего угорского населения Прикамья, степень его участия в становлении пермских татар и башкир, других народов (коми-пермяков, русских) до настоящего времени являются предметом научной дискуссии. В.Д. Викторова и А.М. Белавин утверждают, что манси сложились на основе племен ломоватовской, юдинской и других археологических культур VII—XIII вв. Пермского Предуралья и Среднего Урала.[9] Сегодня о былом пребывании предков манси на территории Прикамья говорят географические названия на —я; -им, -ым, на -еган, -юган, -яган; -сос, -шош[9]
Г.Н. Чагин считает, что манси как этническая общность Прикамья сложились из угорских племен сылвенской культуры IХ—ХV вв. В XVI—XVIII вв. они проживали в верховьях рек западного склона Уральского хребта.[7] В этот же период сформировались компактные группы мансийского населения в верховьях р. Вишера и ее притоков— вишерские или чердынские манси; по р. Чусовой — чусовские или кунгурские. Вишерские манси в 1751 г. приняли православие.[9]Мансийское население Прикамья никогда не было многочисленным. Основным занятием вишерских манси были охота и рыболовство, они вели полуоседлый образ жизни, чусовские манси занимались земледелием. Одним из факторов консолидации манси было сохранение традиционных верований. (Приложение 4)
Исследователи считают, что в единое этническое образование коми- пермяки стали складываться с V в. н.э. Русские, появившиеся в Приуралье в ХV—ХVI вв., застали коми-пермяков на обширной территории Северного и Среднего Прикамья. Сегодня о былом пребывании коми-пермяков на этих землях говорят географические названия, восходящие к коми-пермяцкому языку, названия рек на -ва, поселений на -горт, -дор и т.д. [8]
В языковом отношении коми-пермяки вместе с коми-зырянами и удмуртами входят в пермскую группу языков финно-угорской (уральской) языковой семьи. Среди коми-пермяков выделяются несколько этнографических групп: северные, или камско-косинские коми-пермяки (Косинский, Гайнский, Кочевский районы Коми-Пермяцкого автономного округа); южные, или иньвенские (Юсьвинский и Кудымкарский районы Коми-Пермяцкого автономного округа); зюздинские (Афанасьевский район Кировской области). До начала ХХ в. отмечается и оханская группа коми-пермяков (проживали в Оханском уезде), которая была впоследствии ассимилирована русскими. (Приложение 3) Выделяют еще одну группу коми-пермяцкого населения — язьвинских пермяков (Красновишерский район Пермской области).[7] Однако исследования ученых, прежде всего пермского ученого, доктора исторических наук Г.Н. Чагина, позволяют считать данную группу самостоятельной этнической общностью — коми-язьвинцами.[7]Основным занятием коми-пермяков было земледелие, животноводство, охота, рыбная ловля, ткачество, гончарство, прядение. В настоящее время это обработка древесины и сельское хозяйство. Как и многие народы Пермского края, коми-пермяки были язычниками, однако большинство перешло к христианству. Сейчас народные верования пытаются возрождать.
Переселение марийцев и удмуртов в Пермский край началось в ХVI в. Причин для этого, как уже отмечалось, было несколько: присоединение Казанского ханства к Русскому государству, русская колонизация Среднего Поволжья, постепенное распространение крепостного права и православного христианства, а позднее — рекрутской повинности. Большинство марийцев и удмуртов в Прикамье обосновались по рекам Сылве и Бую. Новопоселенцы и составили основу образовавшихся в ХVII—ХVIII вв. этнических групп сылвенских (суксунских) марийцев и буйских (куединских) удмуртов. Переселение удмуртов в бассейн Буя в основном шло из южных районов современной Удмуртии, из бассейнов рек Вала, Тойма, Умяк, Кильмезь, Иж. Во второй половине ХVI — ХVIII вв. удмурты, поселившиеся по рекам Тулва, Сылва, Ирень, принимают участие в формировании этнических групп татар и башкир Прикамья. [9]Большинство населения исповедует православие, но в селах сохранились элементы народных верований. Удмурты традиционно занимались земледелием (зерно и картофель) и животноводством, охотой и собирательством, пчеловодством и рыбной ловлей. Они жили соседскими общинами, где на одной территории проживали несколько семей. Занимались вышивкой, вязанием, обработкой древесины, ткачеством и прядением. Ритуальная постройка (куала) для моления находилась, как и у марийцев, в лесу. В доме стояла печь с подвесным котлом, нары для сна и красный угол (стол и стул) для главы семейства. Женский костюм состоял из рубахи, халата, обшитого бархатом нагрудника и пояса. Украшали себя монетами, кольцами, бисером. Мужчины носили сине-белые штаны в полоску, косоворотки, валяные шляпы. [8] (Приложение 2)
Начало массовой миграции марийцев в Приуралье, в том числе в районы Прикамья, приходится на вторую половину ХVI в. В писцовой книге М. Кайсарова уже зафиксировано марийское население — «4 юрта марийских» — в Сылвенско-Иренском поречье.[5] К концу ХVII в. в Кунгурском уезде уже имелось значительное марийское население, хотя его заселение марийцами продолжалось. Формирование группы происходило за счет переселенцев из двух районов: Среднего Поволжья и Уфимского уезда, где в ХVI—ХVII вв. также осела значительная часть марийцев-переселенцев. По мнению Г.А. Сепеева, марийское переселенческое движение на Урал заканчивается к середине ХVIII в. [5]Часть народа приняла православие, хотя основным верованием остается традиционная религия. В данном случае она представляет народную мифологию, совмещенную с монотеизмом. Язычество марийцев основывается на почитании сил природы, моления которым происходит в священных рощах (в ритуальном сооружении куде). Народная одежда представлена рубахой-туникой, украшенной вышивкой, штанами и кафтаном, сверху опоясывается поясом или полотенцем. Женщины носили украшения из монет, ракушек, бисера. Головным убором служит полотенце с очельем – шарпан, сорока или конусовидный колпак. Мужчины носили шляпы с полями. [6] (Приложение 1)
2) Формирование этнических групп тюркского населения (сылвенско-иренские татары, тулвинские татары и башкиры) 
К концу ХVI в. основными территориями образования этнических групп татар и башкир стали бассейн р. Тулва и Сылвенско-Иренское поречье. Достаточно сложно протекает процесс образования этнической группы тулвинских татар и башкир. В их формировании на ранних этапах приняли участие несколько этнических компонентов: ранний булгаро-угорский, а также влившийся в него новый тюркский компонент из пришлых кочевников. На новой территории проживания башкиры, видимо, частично ассимилировали и местное, финно-угорское, а возможно — и тюркское население, а также приняли в свой состав группы ногайско-кипчакского происхождения. Первое упоминание о башкирах на пермской земле относится только к 1596 г. Этим годом датируется Жалованная грамота царя Федора Иоанновича башкирам Гайнинской волости на владение землями по р. Кама. [9] Впервые башкирские деревни Барда, Елпачиха, Краснояр упоминаются в переписных книгах 1630—1631 гг. В этот период основными занятиями башкир были полукочевое скотоводство, охота, рыболовство и бортничество. Основное население проживает в Республике Башкортостан. Национальным языком является башкирский. Как и татарский, он относится к алтайской семье. Представители народа - мусульмане суннитского толка. Башкиры наиболее близки к тюркским народам, хотя в их этногенезе участвовали также иранцы и финно-угры. Народ вел полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Вместе с этим он занимался рыбной ловлей, охотой, бортничеством, земледелием, собирательством. Среди ремесел было ткачество, производство шалей и ковров. Башкиры разбирались в ювелирном деле и ковке. Народная одежда шилась из овчины. Женщины и мужчины носили штаны с широким шагом. Сверху надевалось платье (отличалось у женщин и мужчин). Также носили халат, полукафтан, камзол. На одежде присутствовало много вышивки, аппликаций. Головные уборы варьировались от чепцов, полотенец до шапок-ушанок. Все обильно расшивалось узорами. Мужчины носили тюбетейки и войлочные шапки. [ 7] (Приложение 6)
В Сылвенско-Иренском поречье в конце ХVI — первой половине ХIХ вв. происходило формирование еще одной тюркской группы населения — сылвенско-иренских татар, в котором участвовало как местное, аборигенное, так и пришлое население.Татары относятся к тюркским народам. Они проживают в Прикамье, Приуралье, Поволжье, на Дальнем Востоке, Сибири. В Пермском крае татары присутствуют почти во всех населенных пунктах. Татарский язык принадлежит к алтайской семье. В большинстве своем народ относится к мусульманам суннитского толка, хотя встречаются православные и атеисты. В Прикамье татары тесно взаимодействовали с башкирами, что привело к взаимному влиянию культур друг на друга.  Национальный костюм отличается у разных этнических групп татар. Основные черты у женского костюма – это длинная рубаха-платье, шаровары. Сверху надевался вышитый нагрудник, а в качестве верхней одежды носили халат. На голову надевалась чалма, платок или шапка калфак. Мужчины носили войлочную шапку поверх тюбетейки. Украшения для женщин делали из металла. [ 9] (Приложение 5)
3) Формирование этнической группы славянского происхождения.
Прикамские земли известны русским уже с ХI в., именно тогда в русских летописях появляются упоминания о нашем крае. Однако в этот период и на более позднем этапе, в ХIV—ХV вв., появление русских носило стихийный и эпизодический характер. Первоначально русскими осваивались территории Верхнего Прикамья, Перми Великой, где уже в конце ХV — начале ХVI вв. начинает складываться очаг русского старожильческого населения.[5] К началу ХVII в. русское население проживало в Чердынском и Соликамском уездах, вотчине Строгановых. Однако русское население было еще малочисленным. Так, в Соликамском уезде в 1579 г., кроме уездного центра с населением 201 человек мужского пола, население численностью 205 человек мужского пола проживало в 23 деревнях, 11 починках, 3 займищах.[5] Основу русского населения Прикамья на этом этапе заложили выходцы из районов Русского Севера.[5] В ХVII в. начинается процесс освоения южных районов. Русское население— выходцы Русского Севера и Северного Прикамья— осваивают территорию поречья Сылвы и Ирени. Плодородные земли способствовали раннему становлению здесь хлебного рынка. В середине ХVII в. правительством был образован черносошный Кунгурский уезд.[6] С середины ХVII в. Прикамье приняло миграционную волну, связанную с расколом Русской церкви, переселение в регион старообрядческого населения продолжалось и в ХVIII в. Крупные очаги старообрядческого населения сложились в Чердынском уезде на Верхней Колве и Язьве, на территории Верхнекамья. В этот же период русское население появляется в Южном Прикамье в нижнем течении Тулвы, по левобережью Камы, осваивая принадлежащие ранее башкирам земли. Продолжают осваиваться и районы Северного и Среднего Прикамья, Чердынский и Соликамский уезды. Основной поток миграций в Прикамье, как и в предыдущий период, шел с районов Европейского Севера России. Однако в освоении южных районов наряду с выходцами Русского Севера принимают участие переселенцы с Вятки, нижней Камы и Поволжья.  (Приложение 7)
В ХVIII в. Средний Урал привлек внимание правительства России своими месторождениями железных и медных руд высокого качества. Наличие полезных ископаемых, запасов леса, густой сети рек, развитого сельского хозяйства, а также компактность заселения способствовали промышленному освоению края. Становление горной промышленности в Прикамье, как и на всем Урале, не могло не отразиться на этнокультурных процессах. Зарождение горной металлургии происходило при прямом участии местного населения, прежде всего русских крестьян. Из местного крестьянского населения формировались кадры работных людей tryдля заводов. Одновременно появление на Среднем Урале заводов и заводских поселений обусловило приток нового населения из центральных промышленных районов России. Формирование русского населения в последующие периоды происходило в основном за счет внутренних миграций. В ХIХ в. активно осваивались самые южные районы Пермской области. История формирования русского населения Прикамья всегда была предметом изучения пермских историков, накоплена значительная историография вопроса, основательно разработаны многие проблемы и аспекты.[3] Проблемам формирования русского населения Прикамья посвящены монографические исследования А.А. Преображенского, В.А. Оборина, Г.Н. Чагина.[3] В этнокультурном отношении русское население не было однородным. Выделяются некоторые ареалы и группы русского населения Прикамья. Среди русского старожильческого населения наблюдается несколько большее единство, нежели в тех районах, которые были освоены в конце ХVIII—ХIХ вв. 
Значительную часть русского населения Прикамья составили старообрядцы. По числу старообрядческого населения Пермская губерния в ХIХ в. занимала одно из первых мест в России. Старообрядческое население края представлено разными согласиями, из которых наиболее многочисленными являются часовенные, поморские и белокриницкие. По культурно-бытовым особенностям старообрядческое население несколько отличалось от соседнего русского населения, придерживающегося официальной церкви. Оно долго сохраняло, а в некоторых чертах и до настоящего времени сохраняет архаичные черты традиционной культуры. 
Таким образом мы видим, что народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни. В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияли друг на друга. 


Исследовательская работа
DOCX / 1.4 Мб

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.