12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Уманец Ольга Алексеевна2313
Россия, Ростовская обл., Таганрог
5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «НАШИ ЗЕЛЁНЫЕ СОСЕДИ, ИЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВОГО СОСТАВА РАСТЕНИЙ ШКОЛЬНОГО ДВОРА И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ЛЮДЕЙ»



Отдел по охране окружающей среды

и природных ресурсов Администрации г. Таганрога

Управление образования г. Таганрога



XXIX Городские экологические чтения



Тематическая секция: «Юный эколог»




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«НАШИ ЗЕЛЁНЫЕ СОСЕДИ,

ИЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВОГО СОСТАВА РАСТЕНИЙ ШКОЛЬНОГО ДВОРА И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ЛЮДЕЙ»




Уманец Наум Дмитриевич,

учащийся 3 «а» класса

МОБУ СОШ № 38 г. Таганрог


















г. Таганрог

2019 г.

Оглавление

I. Введение………………………………………………………………….стр. 3

1.1. Цель работы

1.2. Задачи

1.3. Объект исследования

1.4. Гипотеза

1.5. Методы исследования

1.6. Обзор литературы………………………………………………… . стр.4

II. Основная часть ………………………………………………………… стр.5

2.1. Исследование «Кто здесь живёт?»………………………………….. стр.5

2.2. Исследование «Как тебя зовут?»……………………………. …….. стр. 9

2.3 Исследование «Сравнение видового состава двух участков»…….стр. 11

III. Заключение…………………………………………………………….. стр. 11

IV. Список литературы…………………………………………………… стр. 12

















I. Введение

Я очень люблю весну и лето, когда вокруг всё цветёт, зеленеет. Неоднократно я спрашивал у мамы: «А как называется это растение?» Признаюсь, что мама не всегда мне могла ответить на этот вопрос. Мы решили узнать, кто же из растений живёт рядом. Ведь мы должны знать своих соседей по планете Земля, чтобы защитить и сохранить красоту природы. Чтобы охранять планету, надо научиться заботиться о том, что рядом, что мы часто не замечаем. Ведь не зря в Библии есть такие слова: «Верный в малом, верен в большом».

1.1. Цель работы

Узнать, какие виды растений обитают на школьном дворе, и сравнить разные участки по количеству видов.

1.2. Задачи

А) Изучить, что такое систематика, познакомиться со способами определения растений.

Б) Выбрать участки для определения видов растений и собрать экземпляры растений.

В) Определить видовой состав исследуемых участков и сравнить их по количеству видов растений и плотности заселения участков.

Г) Сделать гербарий растений школьного двора для использования на уроках окружающего мира.

Д) Познакомить одноклассников с результатами работы, чтобы они поняли, как можно беречь родную природу в школе, дома, любом месте.

1.3. Объект исследования

Объектом исследования мы выбрали два участка в пределах двора школы № 38.

1.4. Гипотеза

Мы предполагаем, что по количеству видов сравниваемые участки отличаться не будут, а плотность расположения растений будет ниже на участке, где постоянно ходят люди.

1.5. Методы исследования

Для решения поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования:

1. Изучение научной литературы, чтобы собрать данные об особенностях определения растений.

2.Сбор фактического материала и его фотографирование.

3.Сравнительный метод для определения видов растений с использование мобильного приложения Pl@ntNet.

4. Изготовление гербария растений школьного двора.


1.6. Обзор литературы.

Систематика – биологическая наука о классификации организмов (растений, животных, грибов, бактерий, вирусов). [1]

Основателем систематики считают шведского врача и естествоиспытателя Карла Линнея. Он разработал порядок описания видов на латинском языке (международный язык учёных), ввёл особое название для вида – бинарное или двойное: существительное + прилагательное (например, Яблоня домашняя по-латински называется Malus domestica [2]).

Определить растение – значит узнать, к какому классу, семейству, роду и виду оно относится. Для определения растений с помощью определителя необходимо иметь перед собой всё растение целиком: корни, стебли, листья, цветки, плоды. Сравнивая описания в таблице семейств (родов, видов) с признаками растения, определяем семейство растения. Род и вид проверяются по краткому описанию, данному в определителе. Описание вида служит такой же проверкой определения, как ответ в математических задачниках: если все признаки совпадают, значит, определение произведено правильно. [3]

Кроме книжного и электронного варианта определителя можно воспользоваться мобильным приложением к андроиду, который поможет определить растение по фотографии и даст подробное описание систематического положения в царстве Растений. [4]

II. Основная часть

2.1. Исследование «Кто здесь живёт?»

Местом проведения исследования является территория школьного двора МОБУ СОШ № 38. Несколько дней мы обходили его, чтобы выбрать 2 участка, которые мы будем исследовать.

Мы определили размеры участка, который внешне выглядит зелёным и по которому не ходят люди: 1м/1м.

С помощью рулетки мы отмерили расстояния равные 1 метру и вбили колышки, на которых завязали белый жгут, показывающий нам границы участка.

Теперь можно начинать сбор материала. Сначала мы решили сделать только фотокаталог растений, растущих на участке. Для этого мы сделали несколько фотосессий в разное время суток: в 12.00-13.00, 15.00-16.00, 18.00- 1 9.00. Качество этих снимков не позволило бы нам определить вид растения.
















Для решения поставленных задач мы стали собирать растения для фотографирования в домашних условиях и для создания гербария.

Растение №1 Растение №2







Растение №3 Растение №4 Растение №5







Растение №6 Растение №7

Растение №8 Растение №9 Растение №10

Растение №11 Растение №12 Растение №13




Растение №14 Растение №15



2.2. Исследование «Как тебя зовут?»

Определение названия вида растения мы начали с того, что попытались определять их с помощью книжного справочника и «Плантариум» — атлас видов и иллюстрированный online определитель растений. Здесь возникла проблема: многие слова, термины были непонятны.

После этого мы начали использовать мобильное приложение Pl@ntNet.

Это приложение для совместного использования изображений и поиска для идентификации растений. Оно разработано учеными из четырех французских исследовательских организаций (Cirad, INRA, Inria и IRD) и сетью Tela Botanica. Это бесплатное приложение помогает определить виды растений на фотографиях с помощью программного обеспечения для визуального распознавания.

По результатам работы по определению видов растений, растущих на выбранных участках, мы составили таблицу №1.

Таблица №1 «Систематическое положение растений школьного двора»


№ определяемого растения

Русское название растения

Научная классификация растения

№ 1


Солодка щетинистая

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Бобовые

Род Солодка

Вид Glycyrrhiza echinata L.

2

Портулак огородный

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Портулаковые

Род Портулак

Вид Portulaca oleracea L.

№ 3

Костёр полевой

Отдел Покрытосеменные

Класс Однодольные

Семейство Злаки

Род Костёр

Вид Bromus arvensis L.

№ 4

Цикорий обыкновенный

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Астровые

Род Цикорий

Вид Cichorium intybus L.

№ 5

Амарант запрокинутый, или Щирица запрокинутая

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Амарантовые

Род Амарант

Вид Amaranthus retroflexus L.

№ 6

Подорожник большой

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Подорожниковые

Род Подорожник

Вид Plantago major L.

№ 7

Повилика

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Вьюнковые

Род Повилика

Вид Cuscuta L.

№ 8

Горец птичий

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Гречишные

Род Горец

Вид Polygonum aviculare L.

№ 9,

№ 11,

№ 13


Скерда щетинистая

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Астровые

Род Скерда

Вид Crepis setosa Haller

№ 10

Лебеда розовая

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Амарантовые

Род Лебеда

Вид Atriplex rosea

№ 12




Тимофеевка луговая

Отдел Покрытосеменные

Класс Однодольные

Семейство Злаки

Род Тимофеевка

Вид Phleum pratense

№ 14

Двурядник тонколистный

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Крестоцветные

Род Двурядник

Вид Diplotaxis tenuifolia

№ 15

Скерда священная

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Астровые

Род Скерда

Вид Crepis sancta


Таким образом, из 15 экземпляров растений, собранных для гербария, мы определили 13 видов, причём 3 растения принадлежали одному и тому виду.

2.3 Исследование «Сравнение видового состава двух участков»

На исследуемом участке растёт 13 видов растений (см. таблицу №1). Плотность расположения растений высокая.

При рассматривании растений второго участка, нами было обнаружено, что возле дорожки растёт только два вида: подорожник большой и горец птичий.


Плотность расположения растений на этом участке низкая, видна почва между отдельными растениями.







III. Заключение

1. В ходе работы мы узнали, что 13 видов травянистых растений обитают на школьном дворе в пределах выбранного нами участка.

2. Наша гипотеза о том, что видовой состав двух участков будет одинаковый не подтвердилась: участок, по которому постоянно ходят люди представлен только двумя видами Подорожник большой и Горец птичий.

3. Наша гипотеза о том, что участки будут отличаться по количеству растений и их плотности подтвердилась: меньшая плотность и количество растительных организмов наблюдалась на участке с тропинкой. Причины:

а) вытаптывание растительного покрова;

б) уплотнение почвы, что уменьшает её аэрацию, а значит, корни растений испытывают недостаток кислорода.

4) Сделали гербарий растений школьного двора для использования на уроках окружающего мира.

5) Познакомили одноклассников с результатами работы, чтобы они поняли, что можно беречь родную природу в школе. А начать можно с малого: ходить по асфальтированным дорожкам, чтобы сохранить двор зелёным, уютным, красивым.

В Библии говориться: «Верный в малом, верен в большом». Если мы будем проявлять заботу о растениях, животных в малом – значит у нас есть возможность помочь природе в крупных масштабах.

Давайте начинать с малого!


IV. Список литературы

1. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко. –Изд.5-е, испр. – Ростов н/Д: Легион, 2015

2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/705484 - Словари и энциклопедии на Академике.

3. Иллюстрированный школьный определитель растений. Пособие для учащихся средней школы / А. А. Быстров, Ю. К. Круберг. – Изд.2, испр. и доп. – Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1947

4. https://ichip.ru/luchshie-mobilnye-prilozheniya-dlya-identifikacii-rastenijj.html - электронный ресурс

5. http://www.plantarium.ru/ - электронный ресурс Определитель растений on-line. Открытый атлас растений и лишайников России и сопредельных стран.


Презентация работы
PPT / 18.2 Мб

Автор материала: Н. Уманец (3 класс)
Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»


Комментарии (2)

Елена Владимировна, 08.08.19 в 04:26 0Ответить Пожаловаться
Молодец Наум!!! Очень хорошая и полезная работа!!!
Уманец Ольга Алексеевна, 08.08.19 в 21:32 0Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, спасибо!
Наум заулыбался от Вашей похвалы!
С уважением, Ольга Алексеевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.