12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Середёнина Надежда Викторовна102
Россия, Нижегородская обл., Кулебаки
5

Исследовательская работа Тема работы: «Наука в лицах» Название работы: « Профессор Войно - Ясенецкий»







Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников «Наука в лицах»



Исследовательская работа


Тема работы: «Наука в лицах»

Название работы: « Профессор Войно - Ясенецкий»




t1707294400aa.jpg




Автор: Железцова Полина, 15 лет, 9 класс

Руководитель: Середёнина Надежда Викторовна

Педагог- организатор, педагог дополнительного образования























Содержание

Введение………………………………………………………………..…3
1. Биография ……………………………………………………………...3

2. «Исповедую хирургию»……………………………………………….4

3. Испытания и ссылки…………………………………………………...6

4. Участие в событиях Великой Отечественной войны (1941-1945)……9

5.Вклад в науку…………………………………………………………..13

6. Последние дни жизни. …………………………….............................23

7. Заключение……………………………………………………………24

8. Литература………………………………………………….................25




















































Введение

Я очень люблю читать притчи и однажды в книге составителя А.В. Фомина «Лекарство от греха» прочитала:

Летом 1921 года святителю Луке (Войно - Ясенецкому) пришлось публично выступить в суде, защищая профессора П. П. Ситковского и его коллег от выдвинутого властями обвинения во «вредительстве». Тогда во главе ташкентского ЧК стоял латыш Петерс, решивший сделать суд показательным. Профессор С. А. Масумов вспоминает о суде следующее: «Великолепно задуманный и отрежиссированный спектакль пошел насмарку, когда председательствующий вызвал в качестве эксперта профессора

Войно - Ясенецкого: - Скажите, поп и профессор Ясенецкий - Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

На самом деле святой Патриарх-исповедник Тихон, узнав о том, что профессор Войно - Ясенецкий принял священный сан, благословил ему продолжать заниматься хирургией. Отец Валентин не стал ничего объяснять Петерсу, а ответил: - Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель? Зал встретил удачный ответ хохотом и аплодисментами. Все симпатии были теперь на стороне священника-хирурга. Ему аплодировали и рабочие, и врачи. Следующий вопрос по расчетам Петерса должен был изменить настроение рабочей аудитории: — Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий - Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?

- Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте всего зала. «Дело врачей» с треском провалилось». (1)

Мне было интересно узнать о хирурге, который имел священный сан, который очень смело, отвечал на суде.

1.Биография

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи, в семье аптекаря. Он был третьим ребёнком в многодетной семье. Его отец, Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий, владелец аптеки, исповедовал католическую веру. Своих взглядов отец детям не навязывал. Мать, Мария Дмитриевна (Кудрина), была воспитана в православных традициях, помогала арестантам, посылала продукты раненым воинам во время Первой мировой войны. Подрастая в семье, где, с одной стороны, близко стоял к медицине отец, и, с другой – активно занималась благотворительностью мать, Валентин Феликсович неизбежно проникался чувством сострадания к ближнему и страждущему, желанием помогать людям. (2)

__________________________________________________________

(1) Фомин А.В. составитель, «Лекарство от греха. Притчи.

(2) Поповский М. А, «Жизнь и житиё святителя Луки Войно.- Ясенецкого архиепископа».

Именно поэтому Валентин Феликсович, всегда тяготевший к изобразительному искусству, сделал свой выбор не в пользу живописи, хотя помимо гимназии окончил школу рисования.

В 1898 году поступил на медицинский факультет Университета Святого Владимира в Киеве. Учился юноша прекрасно, занимался общественной работой, а по окончании курса изъявил желание получить практику земского врача, чтобы применять полученные знания там, где они всего полезнее и нужнее - непосредственно «в народе». Товарищи по курсу недоумевали! А владыка Лука потом признается: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям».

2«Исповедую хирургию»

Операциям на глазах Валентин Феликсович стал учиться сразу после выпускных экзаменов, зная, что в деревне с ее грязью и нищетой свирепствует болезнь - ослепительница — трахома. Приема в больнице ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, как в палатах, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) лечил их, а его мать — кормила.

Однажды после операции у него прозрел молодой нищий, потерявший зрение еще в раннем детстве. Месяца через два он собрал слепых со всей округи, и вся эта длинная вереница пришла к хирургу Войно - Ясенецкому, ведя друг друга за палки.

В другой раз епископ Лука прооперировал целую семью, в которой слепыми от рождения были отец, мать и пятеро их детей. Из семи человек после операции шестеро стали зрячими. Прозревший мальчик лет девяти впервые вышел на улицу и увидел мир, представлявшийся ему совсем по-иному. К нему подвели лошадь: «Видишь? Чей конь?» Мальчик смотрел и не мог ответить. Но привычным движением ощупав коня, закричал радостно: «Это наш, наш Мишка!»

В то время больные зачастую умирали не в результате неудачного оперативного вмешательства, а попросту не перенеся наркоза. Поэтому многие земские врачи отказывались либо от наркоза при операциях, либо от самих операций!

Архиепископ Лука посвятил свою диссертацию новому методу обезболивания — регионарной анестезии (степень доктора медицины он получил именно за эту работу). Регионарная анестезия — самая щадящая по последствиям по сравнению с обычной местной и тем более общей анестезией, однако — самая сложная по исполнению: укол при этом способе делается в строго определенные участки тела — по ходу нервных стволов. В 1915 году вышла в свет книга Войно - Ясенецкого на эту тему, за нее.

будущему архиепископу была присуждена премия Варшавского университета.


Журнал «Фома»: № 7 (99) июль 2011 Михайлова (Посашко) Валерия

Когда-то в молодости будущего архиепископа пронзили в Евангелии слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало». Но о священстве, и тем более о монашестве, он помышлял, вероятно, еще меньше, чем в свое время о медицине. Работая во время русско-японской войны на Дальнем Востоке, военно-полевой хирург Войно-Ясенецкий женился на сестре милосердия — «святой сестре», как ее называли коллеги, — Анне Васильевне Ланской. «Она покорила меня не столько своей красотой, сколько исключительной добротой и кротостью характера.

Женившись, Валентин Феликсович вместе с супругой и детьми переселялся из города в город, работая земским врачом. Радикальных перемен в жизни ничто не предвещало.

В 1919 году, в возрасте 38 лет, умерла от туберкулеза жена Войно-Ясенецкого. Четверо детей будущего архиепископа остались без матери. А для их отца открылся новый путь: через два года он принял священнический сан, а еще через два — монашеский постриг, с именем Лука.

В 1921 году, в разгар Гражданской войны, Войно-Ясенецкий появился в больничном коридоре… в рясе и с наперсным крестом на груди. Оперировал в тот день и в последующем, конечно, без рясы, а как обычно, в медицинском халате. Ассистенту, который обратился к нему по имени-отчеству, ответил спокойно, что Валентина Феликсовича больше нет, есть священник отец Валентин. «Надеть рясу в то время, когда люди боялись упоминать в анкете дедушку-священника, когда на стенах домов висели плакаты: “Поп, помещик и белый генерал — злейшие враги Советской власти”, — мог либо безумец, либо человек безгранично смелый. Безумным Войно-Ясенецкий не был…» — вспоминает бывшая медсестра, работавшая с отцом Валентином.

Лекции студентам он читал также в священническом облачении, в облачении же являлся на межобластное совещание врачей.… Перед каждой операцией молился, благословлял больных. Его коллега вспоминает: «Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины“.

Однажды в ответ на приказ властей убрать из операционной икону главврач Войно-Ясенецкий ушел из больницы, сказав, что вернется только тогда, когда икону повесят на место. Конечно, ему отказали. Но вскоре после этого в больницу привезли больную жену партийного начальника, нуждавшуюся в срочной операции.

__________________________________________________________________ Журнал «Фома»: № 7 (99) июль 2011 Михайлова (Посашко) Валерия

Та заявила, что будет оперироваться только у Войно - Ясенецкого. Местным начальникам пришлось пойти на уступки: вернулся епископ Лука, а на следующий после операции день вернулась и изъятая икона.


3.Испытания и ссылки


В 1923 году Луку (Войно - Ясенецкого) арестовали по нелепому стандартному подозрению в «контрреволюционной деятельности» — неделю спустя после того, как он был тайно рукоположен в епископы. Это стало началом 11 лет тюрем и ссылок. Владыке Луке дали проститься с детьми, посадили в поезд…. но тот минут двадцать не трогался с места. Оказывается, поезд не мог двинуться, потому что толпа народа легла на рельсы, желая удержать епископа в Ташкенте…

В тюрьмах епископ Лука делился теплой одеждой со «шпаной» и получал в ответ доброе отношение даже воров и бандитов. Хотя иной раз уголовники его грабили и оскорбляли….
А однажды во время следования по этапу, на ночлеге, профессору пришлось произвести операцию молодому крестьянину. «После тяжелого остеомиелита, никем не леченного, у него торчала из зияющей раны в дельтовидной области вся верхняя треть и головка плечевой кости. Нечем было перевязать его, и рубаха, и постель его всегда были залиты гноем. Я попросил найти слесарные щипцы и ими без всякого затруднения вытащил огромный омертвевший участок кости.

Епископа Луку ссылали на Север трижды. Но и там он продолжал работать по своей медицинской специальности.

Однажды, только прибыв по этапу в город Енисейск, будущий архиепископ пошел прямо в больницу. Представился заведующему больницей, назвав свое монашеское и мирское (Валентин Феликсович) имя, должность, просил разрешения оперировать. Заведующий сперва даже принял его за сумасшедшего и, чтобы отделаться, схитрил: «У меня плохой инструмент — нечем делать». Однако хитрость не удалась: посмотрев инструментарий, профессор Войно-Ясенецкий, конечно, дал ему реальную — довольно высокую — оценку.

На ближайшие дни была назначена сложная операция…. Едва начав ее, первым широким и стремительным движением Лука рассек скальпелем брюшную стенку больного. «Мясник! Зарежет больного», — промелькнуло в голове у заведующего, ассистировавшего хирургу. Лука заметил его волнение и сказал: «Не беспокойтесь, коллега, положитесь на меня». Операция прошла превосходно.

Позже заведующий признался, что испугался в тот раз, но впоследствии поверил в приемы нового хирурга. «Это не мои приемы, — возразил Лука, — а приемы хирургии. У меня же просто хорошо натренированные пальцы. Если мне дадут книгу и попросят прорезать скальпелем строго определенное

__________________________________________________________________ Журнал «Фома»: № 7 (99) июль 2011 Михайлова (Посашко) Валерия

количество страниц, я прорежу именно столько и ни одним листком больше». Ему тут же была принесена стопка папиросной бумаги. 

Епископ Лука ощупал ее плотность, остроту скальпеля и резанул. Пересчитали листочки — порезано было ровно пять, как и просили…

  Самая жестокая и далекая ссылка епископа Луки — «На Ледовитый океан!», как выразился в приступе гнева местный начальник. Владыку конвоировал молодой милиционер, который признался ему, что чувствует себя Малютой Скуратовым, везущим митрополита Филиппа монастырь. Милиционер не повез ссыльного на самый океан, а доставил в местечко Плахино, за 200 километров от Полярного круга. В глухом поселке стояло три избы, в одной из них и поселили владыку. Он вспоминал: «Вместо вторых рам были снаружи приморожены плоские льдины. Щели в окнах не были ничем заклеены, а в наружном углу местами виден сквозь большую щель дневной свет. На полу в углу лежала куча снега. Вторая такая же куча, никогда не таявшая, лежала внутри избы у порога входной двери. <…> Весь день и ночь я топил железную печку. Когда сидел тепло одетым за столом, то выше пояса было тепло, а ниже — холодно»…

Однажды в этом гиблом месте епископу Луке пришлось крестить двух детей совершенно необычным образом: «В станке кроме трех изб, было два человеческих жилья, одно из которых я принял за стог сена, а другое — за кучу навоза. Вот в этом последнем мне и пришлось крестить. У меня не было ничего: ни облачения, ни требника, и за неимением последнего я сам сочинил молитвы, а из полотенца сделал подобие епитрахили. Убогое человеческое жилье было так низко, что я мог стоять только согнувшись. Купелью служила деревянная кадка, а всё время совершения Таинства мне мешал теленок, вертевшийся возле купели»…(1)

В тюрьмах и ссылках владыка Лука не терял присутствия духа и находил в себе силы для юмора. Он рассказывал о заключении в Енисейской тюрьме, во время первой ссылки: «Ночью я подвергся такому нападению клопов, которого нельзя было, и представить себе. Я быстро заснул, но вскоре проснулся, зажег электрическую лампочку и увидел, что вся подушка и постель, и стены камеры покрыты почти сплошным слоем клопов. Я зажег свечу и начал поджигать клопов, которые стали падать на пол со стен и постели. Эффект этого поджигания был поразительным. Через час поджигания в камере не осталось ни одного клопа. Они, по-видимому, как-то сказали друг другу: «Спасайтесь, братцы! Здесь поджигают!» В последующие дни я больше не видел клопов, они все ушли в другие камеры».

Конечно, не на одном чувстве юмора держался епископ Лука. «В самое трудное время, — писал владыка, — я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня». (2)

_____________________________________________________________________________

(1) Журнал «Фома»: № 7 (99) июль 2011 Михайлова (Посашко) Валерия

(2)Поповский М. А, «Жизнь и житиё святителя Луки Войно.- Ясенецкого архиепископа».

Однако было время, когда он и роптал на Бога: слишком долго не кончалась тяжелая северная ссылка.… А во время третьего ареста, в июле 1937 года, епископ доходил почти до отчаяния от мучений. К нему применили жесточайшую пытку — 13-дневный «допрос конвейером». Во время этого допроса сменяются следователи, арестанта же днем и ночью держат практически без сна и отдыха. Епископа Луку били сапогами, сажали в карцер, содержали в ужасающих условиях…

Трижды он объявлял голодовку, пытаясь таким образом протестовать против беззаконий властей, против нелепых и оскорбительных обвинений. Однажды он даже предпринял попытку перерезать себе крупную артерию — не с целью самоубийства, а чтобы попасть в тюремную больницу и получить хоть какую-то передышку. Изможденный, он падал в обморок прямо в коридоре, терял ориентацию во времени и пространстве…

«Ну уж нет, извините, никогда не забуду!»

В 1927 году епископ Лука совершил ошибку, о которой впоследствии очень сильно жалел. Он просил об увольнении на покой и, пренебрегая пастырскими обязанностями, стал заниматься почти исключительно медициной — он мечтал основать клинику гнойной хирургии. Епископ даже стал носить гражданскую одежду и в Министерстве здравоохранения получил должность консультанта при андижанской больнице…

С этих пор жизнь его разладилась. Он переезжал с места на место, операции бывали неудачными, епископ Лука признавался: он чувствует, что его оставила Божья благодать…

Однажды ему приснился невероятный сон: «Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря у стены стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой. В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и позади престола стоят студенты и врачи и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором…. Я с ужасом проснулся…» Как человек, святитель Лука был строг и требователен. Он нередко запрещал в служении неподобающе ведущих себя священников, лишал некоторых сана, строго запрещал крестить детей с неверующими восприемниками (крестными), не терпел формального отношения к служению и подхалимства перед властями. «Вредный Лука!» — воскликнул как-то уполномоченный, узнав, что тот лишил сана очередного священника (за двоеженство). Но архиепископ умел и признавать свои ошибки… Сослуживший ему в Тамбове протодиакон отец Василий рассказывал такую историю: в храме был пожилой прихожанин, кассир Иван Михайлович Фомин, он читал на клиросе Часы. Читал плохо, неверно произносил слова. 

__________________________________________________________________

(1) Журнал «Фома»: № 7 (99) июль 2011 Михайлова (Посашко) Валерия

(2)Поповский М. А, «Жизнь и житиё святителя Луки Войно.- Ясенецкого архиепископа

Архиепископу Луке (тогда возглавлявшему Тамбовскую кафедру) приходилось постоянно его поправлять. В один из дней, после службы, когда владыка Лука в пятый или шестой раз объяснял упрямому чтецу, как произносятся некоторые церковнославянские выражения, произошла неприятность: эмоционально размахивая богослужебной книгой, Войно-Ясенецкий задел Фомина, а тот объявил, что архиерей ударил его, и демонстративно перестал посещать храм.… Через короткое время глава Тамбовской епархии, надев крест и панагию (знак архиерейского достоинства), через весь город отправился к старику просить прощения. Но обиженный чтец… не принял архиепископа! Спустя время владыка Лука пришел снова. Но Фомин не принял его и во второй раз! «Простил» он Луку лишь за несколько дней до отъезда архиепископа из Тамбова.


4. Участие в событиях Великой Отечественной войны (1941-1945)


Начало Второй мировой войны застало Войно - Ясенецкого в третьей ссылке. С первых дней Великой Отечественной войны Войно-Ясенецкий буквально «бомбардировал» начальство всех рангов с требованием предоставить ему возможность лечить раненых. По воспоминаниям И. М. Назарова, бывшего начальника Енисейского пароходства, он отправил Калинину телеграмму следующего содержания: «Я - епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях

фронта и тыла, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Разрешение было получено. 30 сентября 1941 года ссыльный профессор Войно-Ясенецкий перевёлся в г. Красноярск для работы консультантом в многочисленных госпиталях, имевших более 10 тысяч коек. Затем он работал в эвакогоспиталях Пензы, потом Тамбова и Крыма. Ленинградский писатель Юрий Герман рассказывал: « …В начале Великой Отечественной войны Сталин вызвал к себе академика Бурденко, главного хирурга Красной Армии.

- Что вам нужно для нормальной работы? Чем партия и правительство могут помочь фронтовым медикам? - спросил Сталин.

- Нам нужен профессор Войно-Ясенецкий,- ответил Бурденко.- Это замечательный хирург и ученый.

- А где он? - В ссылке.

- Дадим вам вашего Войно - Ясенецкого,- ответил Сталин…». Через несколько дней Войно-Ясенецкий был назначен главным хирургом-консультантом сводного пензенского госпиталя. Кроме того, по ходатайству Патриарха Алексия ему было разрешено … негласное совместительство в качестве архиепископа Рязанского, Тамбовского и не помню еще какого. _____________________________________________________________________________

Поповский М. А, «Жизнь и житиё святителя Луки Войно.- Ясенецкого архиепископа».

Но в госпитале он всегда ходил в халате, одетом поверх архиерейской одежды».

С начала войны в госпиталях МЭП-49 все десять тысяч коек непрерывно наполнялись тяжелоранеными. Красно­ярск был самым дальним пунктом доставки, и раны часто превращались в нагноения, а костные ранения — в тяжелые формы остеомиелита. «В школе номер десять сосредоточены наиболее тяжелые ран больные с осложненными пере­ломами, с поражениями суставов и периферической нерв­ной системы» - показывают архивные документы МЭП-49. В этой школе епископ-хирург работал около двух лет. Трудился он самозабвенно. Много оперировал, все свои силы и знания отдавал обучению молодых хирургов , после трудового дня давал консультации и тяжело переживал каждую смерть. Хирург В. Н. Зиновьева, ученица Войно - Ясенецкого госпиталю 15-15, рассказывала, что владыка учил своих помощников «человеческой хирургии»: каждого раненого он помнил в лицо, знал фамилию, держал в памяти подробности операции и послеоперационного периода. Он всегда следовал своему кредо: «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой, страдающий человек».

Питался Лука плохо, часто не успевал даже получать продовольствие по карточкам. Весь 1942 год отмечен тяжелым трудом, доводящим его до изнеможения. Только за три недели этого года профессор побывал в семи госпиталях и поставил диагноз восьмидесяти семи больным. И вот результат такой нечеловеческой нагрузки: «Уже четыре недели я не работаю вследствие очень тяжелого переутомления, главным образом мозгового…Врачи говорят, что по выздоровлении я не должен работать больше четырех часов и не делать больше 3 операций.

А до сих пор я работал до восьми-девяти часов и делал четыре-пять операций…» (Из письма к Н. П. Пузину от 25 декабря 1942 года). Даже став в 1942 году архиепископом, святитель Лука питался и одевался очень просто, ходил в заплатанной старой рясе и всякий раз, когда племянница предлагала ему сшить новую, говорил: «Латай, латай, Вера, бедных много». Софья Сергеевна Белецкая, воспитательница детей владыки, писала его дочери: «К сожалению, папа опять одет очень плохо: парусиновая старая ряса и очень старый, из дешевой материи подрясник. И то, и другое пришлось стирать для поездки к Патриарху. Здесь все высшее духовенство прекрасно одето: дорогие красивые рясы и подрясники прекрасно сшиты, а папа… хуже всех, просто обидно…»

Архиепископ Лука всю жизнь был чуток к чужим бедам. Большую часть своей Сталинской премии он пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны; устраивал обеды для бедных; ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям, лишенным возможности зарабатывать на хлеб. Однажды он увидел на ступеньках больницы девочку-подростка с маленьким мальчиком. Выяснилось, что их отец умер, а мать надолго положили в больницу. __________________________________________________________________ Поповский М. А, «Жизнь и житиё святителя Луки Войно.- Ясенецкого архиепископа».

Владыка повел детей к себе домой, нанял женщину, которая приглядывала за ними, пока не выздоровела их мать.
«Главное в жизни — делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое», — говорил Лука.

Отношение властей к владыке весной 1942 года улучшилось. Ему стали выдавать обед, завтрак и ужин с общей кухни, заботиться об улучшении условий его работы, а в Иркутске на межобластном совещании главных хирургов «устроили настоящий триумф, - писал он сыну Михаилу. - Мнение обо мне в правящих кругах самое лучшее и доверие полное. Слава Богу!». «Почет мне большой: когда вхожу в большие собрания служащих или командиров, все встают», - рассказывал он.

Синод назначил Луку епископом Енисейским и Красноярским. В первый день принятия сана он отслужил молитву о даровании победы над немецко-фашистскими захватчиками и призвал прихожан к пожертвованиям на танковую колонну имени Дмитрия Донского. В. Ф. Войно-Ясенецкий делал патриотические воззвания. Благодаря ему, церкви Красноярского края только за 1944-1946 годы внесли в фонд обороны и на другие патриотические цели 965 тысяч рублей. На средства, собранные церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского. Средства верующих шли также на создание ещё одной авиа-эскадрильи - «За Родину».

В 1946 году фундаментальные работы «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях суставов» были удостоены Государственной (Сталинской) премии первой степени в 200 тысяч рублей. Независимый Валентин Феликсович не устоял против посылки Сталину благодарственной телеграммы по поводу высокой награды: «Москва. Генералиссимусу И.В.Сталину.

Прошу Вас, высокочтимый Иосиф Виссарионович, принять от меня 130.000 рублей, часть премии Вашего славного имени, на помощь сиротам, жертвам фашистских извергов. Тамбовский архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, профессор хирургии».

Вскоре была получена ответная телеграмма: «Тамбов. Тамбовскому архиепископу Луке Войно - Ясенецкому, профессору хирургии. Примите мой привет и благодарность правительства Союза ССР за Вашу заботу о сиротах, жертвах фашистских извергов. Сталин».

«В Красноярске Луку уважали, прикрепили к обкомовской столовой, из закрытого магазина все ему привозили. Открыл он в Николаевке церковь. Народ повалил …валом. Верующие денег накидали несколько мешков. Зовут Луку эти деньги считать, а он и говорит: «Что мне их считать, везите все в банк, там сосчитают, пускай все идет на оборону Родины»».

Он стал автором следующих патриотических статей, напечатанных в Журнале Московской Патриархии:

1.«Кровавый мрак фашизма». Фашистское вторжение в советскую землю Лука сравнивает с гибелью Иерусалима, о котором плакал пророк Иеремия,

__________________________________________________________________

Поповский М. А, «Жизнь и житиё святителя Луки Войно.- Ясенецкого архиепископа»

потоками крови, пролитой Чингисханом и Батыем, Тамерланом, гуннами, ужасах инквизиции и Варфоломеевской ночи: «Кто остановит сердце мое, рвущееся из груди при мысли о миллионах братьев и сестер наших, истребленных немцами…. Стоят перед глазами груды трупов заживо сожженных людей, слышится, … стон живыми зарытых детей, женщин и стариков, идут толпы угоняемых в рабство людей. Кто поднимет голову мою? Она … не может подняться от тяжкого гнета воспоминаний о … разрушении святой Киево-Печерской лавры, Новгородского собора Святой Софии и сотен храмов наших, о руинах и пепле тысяч городов и селений, о миллионах разоренных, ограбленных и обреченных на голод людей, … милых наших детей… Нужны потоки слез, подобные Волге и Енисею, чтобы оплакать это всечеловеческое горе…

Нам, пастырям Христова стада, надо вспомнить слова Св. Пророка Исаии: «Утешайте, утешайте народ Мой,— говорит Бог наш». «Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его» (Пл. Иер. I, 2)… Пусть карающая Десница Божия скорее опустит свой грозный меч над главой извергов рода человеческого и да сбудется над ними правда евангельских слов: «Взявший меч, от меча погибнет».

2. «Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров»

(о великих успехах Красной Армии и наших союзников). Лука цитирует Священное Писание: «Если бы не Господь был с нами,- да скажет Израиль,- если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых поглотили бы они нас, когда возгорелась ярость их на нас» (Пс. 123). Затем он говорит о ложности христианских лозунгов фашистов: «…Гитлеровские полчища напали на нас, кощунственно провозгласив своим девизом:

«С нами Бог», и в то же время, закапывая живыми в землю или сжигая тысячи женщин, детей и стариков.

Они с чисто дьявольской жестокостью истребляли миллионы мирных жителей, разрушали наши великие святыни.… Мог ли Господь оставить их безнаказанными? Свой разбой и грабеж Гитлер начал, якобы, во имя освобождения нас и Церкви нашей от большевиков. Мы его об этом не просили и в этом не нуждались. Ниспровергнув власть царя, помещиков и капиталистов, народы СССР … создали новый мир на небывалых в истории основаниях социальной правды и всеобщего равенства. Нам нужен был только мир и свобода труда. И без новоявленных «крестоносцев» мы нашли бы путь к высшей, Христовой правде. Удивительное условие поставил нам Господь Иисус Христос: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное»… Между маленькими детьми, еще не развращенными примером взрослых, не существует никаких перегородок. Дети русских и евреев, узбеков и киргизов, французов, арабов и негров играют вместе и любят друг друга, не видя никакой разницы между собой … Перед русским рабочим, крестьянином, воином Красной Армии, _________________________________________________________________

Поповский М. А, «Жизнь и житиё святителя Луки Войно.- Ясенецкого архиепископа».

построившими первое в истории совершенное государство и несущими всему миру освобождение от гитлеровских сил ада, уже преклонился с глубоким уважением весь мир. Никто не смеет более издеваться над «инородцами», ибо освобожденные узбеки, казахи, азербайджанцы, получив доступ к высшему образованию и управлению государством, уже показали все богатство своих духовных сил на поприще науки, политической деятельности, искусства, поэзии и музыки, проявили беспримерную отвагу и геройство в защите своей социалистической Родины. А мы в отношениях наших к этим народам приблизились как к чистым душою детям.

Как бесконечно далеко это от нацистско - фашистского презрения ко всем народам, столь угодного сатане! … Гитлер, часто повторяющий ими Божие, изображающий с великим кощунством крест на танках и самолетах … должен быть назван антихристом.

Богу нужны сердца людей, а не показное благочестие. Сердца нацистов и их приспешников смердят пред Ним дьявольской злобой, … а из горящих сердец воинов Красной Армии возносится фимиам беззаветной любви к Родине и сострадания к замученным немцами братьям, сестрам и детям. Вот почему Бог помогает Красной Армии и ее славным союзникам, карая выступивших, якобы, во имя Его гитлеровцев».

3. «Слово на литургии на второй день Святой Пасхи».

«…Как ни страшна война, как ни много зла она приносит, но в то же время она несет и много добра, ибо смотрите, какая горячая любовь к Родине возгорелась в сердцах всех русских людей, … какой подвиг всеобщий на помощь им, какая любовь к тем, кто жизнь свою отдал за Родину! Разве это не свет? Да, это свет Христов, сияющий в кровавой тьме страшной войны. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Никакая самая дьявольская тьма не может угасить этот свет Христов…».

За свою патриотическую деятельность и самоотверженный труд в военных госпиталях святой Лука получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945



5.Вклад в науку 

 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник, архиепископ Красноярский и Крымский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 27 апреля (9 мая) 1877, Керчь — 11 июня 1961,Симферополь) — профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Выдающийся врач-хирург, практикующий в советских клиниках, и одновременно иерарх Русской Православной церкви. 


Достижения в медицине 

 

В гнойной хирургии 

Монография святителя стала настольной книгой врачей. До эпохи антибиотиков, когда не было другой возможности бороться с гноем, кроме хирургической, любой молодой хирург, имея эту книгу, мог осуществлять операции в тяжелых условиях провинциальной больницы. Даже не зная, что книга написана епископом, нельзя не заметить, что ее писал человек, с большой любовью относящийся к больным. В ней есть такие строки: «Приступая к операции, надо иметь в виду не только брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется „случаем“. Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле. Поэтому не только выполните весьма важную задачу подкрепить сердце камфарой или дигаленом, но позаботьтесь о том, чтобы избавить его от тяжелой психической травмы: вида операционного стола, разложенных инструментов, людей в белых халатах, масках, резиновых перчатках — усыпите его вне операционной. Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно»." 

К сожалению, работы профессора Войно-Ясенецкого на сегодняшний день всё ещё не систематизированы. Современные авторы ограничиваются преимущественно краткими оценками его роли в гнойной хирургии. К 1917 году Войно-Ясенецкий предстает сложившимся, опытным хирургом, организатором здравоохранения и педагогом, широко оперировавшим больных с заболеваниями желчных путей, желудка и других органов брюшной полости, с успехом работал в таких областях хирургии как нейрохирургия и ортопедия. Это был ученый, готовый к крупным и объективным исследованиям и анализу. Прочтение работ Войно-Ясенецкого призывает объективно констатировать те современные хирургические области и направления, в которых он представлен как известным, так и еще нами не раскрытым современным исследователям. А именно: теория клинического диагноза, медицинская психология и деонтология, хирургия (включая общую, абдоминальную, торакальную, урологию, ортопедию и другие разделы), военно-полевая хирургия и анестезиология, организация здравоохранения и социальная гигиена. 

Войно-Ясенецким точно представлен знаковый анализ и дано логическое мышление, показана фактическая семиотика хирургического диагноза. Он является примером положительной личности, честности, открытости и доверительных отношений, чей взгляд на деонтологию в хирургии практически исследователями не изучен. Яркий след он оставил в анестезиологии, по проблеме регионарной или областной анестезии. Хорошо известен вклад Валентина Феликсовича в хирургию мягких тканей, челюстно-лицевую хирургию, онкологию и в хирургию острых воспалительных заболеваний органов брюшной и грудной полостей. Пожалуй, самые важные «патологические области», в терапии которых профессор Войно-Ясенецкий сыграл свою уникально выдающуюся роль и поэтому, как дирижер, продолжает жить на сцене ургентной хирургии сегодняшнего дня, это — перитонит и остеомиелит. 

Валентин Феликсович, не соединяя свои понятия в «формулу», обоснованно дал свою классификацию, и мы ее можем выразить так: гнойный перитонит: ограниченный, разлитой, общий. Он писал: «Термин „диффузный перитонит“ надо поэтому понимать лишь в смысле отсутствия препятствий к распространению гноя, но никак не в смысле пространственной неограниченности. Смешение понятий „диффузный“ и „общий“, весьма часто имеющее место, ведет к путанице, неточностям и даже к полной непригодности некоторых статистических данных и основанных на них выводов». 

Из «важнейших» классификаций гнойного перитонита (по распространенности), используемых в современной практике, её запросам отвечает в большей степени классификация В. С. Маята и В. Д. Федорова: гнойный перитонит: I. Местный: А — Ограниченный, Б — Неограниченный; II. Распространенный: А — Диффузный, Б — Разлитой, В — Общий. Не конкретизируя характер и площадь распространения перитонита (даже скорее с их учетом) в данной классификации, можно сказать, тем более, если убрать «диффузный», что она базируется именно на классификации Войно-Ясенецкого. Кроме этих «классификационных разработок» Войно-Ясенецкого, важнейшим его отношением к проблеме гнойного перитонита остается «Усердное изучение бактериологии перитонитов…» В целом оно характеризуется так: тяжелый гнойный перитонит может быть вызван любым микробом и их ассоциацией с преобладанием кишечной флоры. Несомненно, Войно-Ясенецкий находился на острие научной мысли, современные последователи многократно пытались доказать вышесказанное, уточняя резорбтивную и экссудативную функцию перитонеума при гнойных перитонитах. 

Роль Войно-Ясенецкого в хирургии остеомиелита является настолько яркой, пионерной и передовой, насколько возможно представить это сегодня, несмотря на компьютерные и реанимационные технологии. Все последующие работы отечественных и зарубежных авторов, по сути, лишь детализировали и совершенствовали результаты его труда: «Одна из характерных черт остеомиелита ребер состоит в том, что болезнь, начавшаяся довольно легко, потом становится тяжелой и надолго затягивается»; «Удаление хрящей начинают на костной части ребер, на которых делают поперечный разрез надкостницы, на 1-2 см отступя от линии соединения с хрящом»; «Лечение (гнойного сакроилеита) должно состоять в резекции крестцово-подвздошного сочленения»; «Оставлять невскрытым костномозговой гнойный очаг, мы считаем, невозможным…»; И другие положения. 

Становятся понятными два главных, стратегических и современных принципа хирургического лечения заболеваний по Войно-Ясенецкому, а именно: профилактическое и радикальное вмешательство. Изменились лишь технические, некоторые биологические и общемедицинские подходы к ним. 

Таким образом, роль Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого в современной клинической хирургии является выдающейся. Актуальными и полезными станут работы ученых по дальнейшему изучению его наследия.

 

В лечении печени 

В «Очерках гнойной хирургии» абсцесс печени классифицируются как септицемические, ангиохолитические, венозные и тропические. В настоящее время помимо данных видов выделяют еще посттравматические и контактные абсцессы печени. 

По его мнению, септицемические абсцессы печени — всегда множественные, мелкие, иногда сливающиеся в более обширные. Ангиохолитические абсцессы (сейчас их принято называть холангитическими или холангиогенными) начинаются вследствие гнойного воспаления стенок желчных протоков. При этом определяется большая застойная печень, пронизанная круглыми, неправильной формы абсцессами, часто сливающимися и объединяющимися между собой в так называемые ареолярные абсцессы. Венозные абсцессы развиваются вследствие портальной пиемии. Источником инфекции может быть любой гнойный процесс в органах брюшной полости, отток крови от которых идет в бассейн воротной вены. К тропическим абсцессам В. Ф. Войно-Ясенецкий относил дизентерийные и амебные. В настоящее время к данной группе некоторые авторы относят описторхозные абсцессы и нагноившиеся эхинококковые кисты. 

По мнению современных клиницистов, имеется необходимость выделять посттравматические абсцессы печени, которые возникают достаточно часто после тупой травмы живота с разможжением ткани печени или ушивания ее после значительных разрывов. Эти абсцессы обычно одиночные, больших размеров, неправильной формы, повторяющей линию разрыва, они характеризуются длительным и тяжелым течением вследствие наличия нежизнеспособных тканей в полости очага. Выделяют также контактные абсцессы, которые развиваются при прямом распространении инфекции из гнойного очага в прилежащих тканях, например из паранефрального абсцесса. 

Диагностика абсцессов печени во времена профессора Войно-Ясенецкого базировалась, в основном, на клинической картине заболевания и немногочисленных инструментальных методах. К наиболее постоянным симптомам Войно-Ясенецкий относил боль и увеличение печени. Боль — обычно тупая, больные ощущают чувство давления. При глубоком вдохе она усиливается, выявляется иррадиация в правое надплечье. Увеличение печени нередко проявляется выпячиванием ее в виде горба или увеличением объема правой стороны груди и расширениеммежреберных промежутков. При абсцессе левой доли инфильтрат обычно бывает в эпигастрии. Абсцессы заднего края печени выявляются лишь при тщательной перкуссии. 

К непостоянным и редким симптомам Валентин Феликсович относил лихорадку и желтуху. Лихорадка может быть самой разнообразной: ремиттирующей, постоянной, неправильной, невысокой и длиться неделями. Желтуха выявляется редко. 

Исследование крови, по данным В. Ф. Войно-Ясенецкого, достоверных результатов не дает, лишь в половине случаев выявляется лейкоцитоз. Из инструментальных диагностических методов выявления абсцессов печени В. Ф. Войно-Ясенецкий пользовался пробным проколом и рентгеновским исследованием. Пробный прокол не всегда давал положительный результат, часто приходилось делать несколько проколов для выявления очага гноя, а в случаях множественных абсцессов слепые проколы не всегда могли выявить полную картину заболевания. Кроме того, наблюдались осложнения пробного прокола: внезапная смерть, занесение инфекции в брюшную полость, кровотечение, повреждение легкого и ободочной кишки. 

Рентгеновская диагностика того времени позволяла распознавать абсцессы печени во многих случаях. Она базировалась на трех основных рентгеновских симптомах: увеличении тени печени, ограничении подвижности диафрагмы и ее высоком стоянии и на трех дополнительных: закрытии реберно-диафрагмального синуса, добавочных тенях, грудных симптомах. Добавочные тени могут быть в виде сгущения тени печени на месте абсцесса или в виде круглых выпячиваний над границами этой тени. Большое значение имеет тень от сопутствующего реактивного плеврита. В редких случаях анаэробной инфекции может быть видно газовое пятно над уровнем гноя в абсцессе. 

Скудный арсенал диагностических методов обследования, несмотря на хорошее знание клиники заболевания не позволял хирургам выявлять абсцессы печени в ранние сроки. Чаще приходилось сталкиваться с запущенными случаями. Войно-Ясенецкий приводит три примера абсцессов печени, во всех случаях больные погибли вопреки проведенному оперативному лечению. Вот описание одного из них от 1936 года: 

"Мирза К., 20 лет, болен около 4 месяцев, но о начале болезни дает очень сбивчивые и неясные показания, и лишь с некоторой вероятностью можно предположить, что дело началось с аппендицита. Во всяком случае больной утверждает, что 4 месяца тому назад он был совершенно здоров. Теперь у него имеется огромное скопление гноя в области печени, во многих местах кожа выпячена и определяется очень ясная флюктуация. Границы гнойной опухоли — на нижнем крае IV ребра, снизу — на 2 пальца ниже уровня пупка. Общее состояние больного очень плохое; он слаб и сильно истощен, пульс малый, температура 38,7°. 8/IV операция под эфирно-хлороформным наркозом. Через разрез спереди выпущено очень много густого гноя почти без запаха, с очень обильными свертками фибрина. После операции состояние больного временно заметно улучшилось, но затем огромная гнойная полость и раны приняли очень дурной вид и стали издавать чрезвычайное зловоние; больной слегка лихорадил (37,5—38°), быстро истощался и 29/IV умер. На вскрытии в печени найдено много абсцессов величиной от лесного ореха до мандарина. Червеобразный отросток сильно изогнут в нескольких направлениях и фиксирован прочными сращениями." 

Основным способом лечения абсцессов печени Войно-Ясенецкий считал вскрытие их полости оперативным путем. В «Очерках гнойной хирургии» он подробно описал виды доступов в зависимости от локализации абсцессов. Поскольку они иногда имели множественный характер, а выявлялся и вскрывался только один из них, операция часто не приносила успеха и больные погибали от прогрессирования и осложнений гнойного процесса. 

За время с момента публикации «Очерков гнойной хирургии» многое изменилось. Благодаря использованию в медицине достижений микробиологии, физики, химии, появились дополнительные методы диагностики, разработаны новые способы лечения, появился ряд работ, в которых предлагаются новые способы доступа и дренирования абсцессов печени, в том числе и осложненных прорывом в грудную, брюшную полости и в полые органы. Кроме того, описываются случаи радикальных операций — резекции сегмента, доли по поводу хронических абсцессов. Но основные законы лечения гнойных заболеваний со времён Войно-Ясенецкого остались прежними. 

В настоящее время в лечении абсцессов печени, помимо оперативного пособия и антибактериальной терапии, используются гемосорбция, экстракорпоральная мембранная оксигенация,гипербарическая оксигенация, озонотерапия. Данные способы не могут быть использованы в качестве самостоятельных, но при их дополнении к основным заметно улучшаются результаты лечения. В настоящее время помимо оперативного лечения, предложенного В. Ф. Войно-Ясенецким, применяют пункции полости абсцесса с эвакуацией гноя под контролем УЗИ, дренирование полости, регионарную антибактериальную терапию. 

 

В анестезии 

Регионарная анестезия по Генриху Брауну предполагает точное попадание иглой с новокаином в необходимый при данной операции нервный ствол. Но этот метод оказался не так прост. Далеко не ко всем нервным стволам существуют удобные подходы. Регионарная анестезия потребовала от хирургов глубокого знания топографической анатомии, где и как проходят нервы, ведающие чувствительностью того или иного участка тела. Валентин Войно-Ясенецкий принялся утверждать этот метод в российской хирургии. Искал и находил все новые и новые подступы к нервным стволам, анестезия которых позволяла сразу обезболить большую поверхность тела. 

Он обнаруживает прием, как подобраться с иглой к седалищному нерву при выходе из таза — после одного укола вся нога теряет чувствительность. В дальнейшем он пришел к открытию, что одна инъекция в так называемый средний нерв, приведёт к потере чувствительности кистью руки. Третье открытие пришло после того, как ученый промерил 300 человеческих черепов, в результате стало ясно, где удобнее всего вводить новокаин и алкоголь в тройничный нерв. Весной 1949 года Валентин Феликсович едет в Москву, где собирает материалы для нового издания «Регионарной анестезии», которого, однако, не написал по причине ухудхавшегося зрения.  

 



Оценка его работ современниками 

На первом научном съезде врачей Туркестана (23-28 октября 1922 года он выступил с четырьмя большими докладами, где делился с коллегами своим богатейшим хирургическим опытом. Поведал собственные наблюдения и выводы о хирургическом лечении туберкулеза, гнойных воспалительных процессов коленного сустава, сухожилий рук, рёберных хрящей. Нестандартные решения вызывали в прениях бурные споры. Также профессор рассказал о своём способе операции при абсцессах печени. Пытаясь изучить механизм возникновения нагноительных процессов в реберных хрящах после сыпного тифа, Войно-Ясенецкий совместно с врачом-бактериологом Гусельниковым проводит исследования, которые позволили ему с трибуны I съезда врачей Туркестанской республики в октябре 1922 года пророчески предсказать, что «в будущем бактериология сделает ненужными очень многие отделы оперативной хирургии». 

Он предложил немало идей использования климата Средней Азии в лечебных целях. Впервые в республике Войно-Ясенецкий сообщает о поразительных результатах лечения костного туберкулеза, достигнутых солнцелечением в высоких горах, и считает, «что в столь близких от Ташкента Чимганских горах условия для солнцелечения нисколько не хуже, чем в Швейцарии. Должны быть использованы и могучие по действию грязи в Молла-Кора и Яны-Кургане и купания на Аральском море». 

Блестящий мастер хирургических операций на органах зрения, предложивший свою оригинальную методику удаления слезного мешка, он обращается к делегатам съезда со страстным призывом, направленным на действенную борьбу с распространенной среди местного населения трахомой — основной причиной слепоты: «Было бы делом огромной важности организовать очень кратковременные курсы для врачей, на которых они познакомились бы с производством разреза роговицы… выпущенном слезного мешка и пересадкой слизистой на веко. Эти 3 операции вполне доступны каждому практическому врачу в самых глухих углах». 

Оба предложения профессора Войно-Ясенецкого нашли свое отражение в резолюции I научного съезда врачей Туркестана, профессорам Турбину и Войно-Ясенецкому было поручено составить краткое практическое руководство для врачей по глазным болезням. 

Есть малоподтверждённые сведения, что именно профессор Войно-Ясенецкий совершил первую в нашей стране пересадку почки.

Во время архангельской ссылки Войно-Ясенецкий узнает, что его хозяйка Вальнёва лечит гнойные раны специальными, приготавливаемыми ею мазями, называемыми ею катаплазмами в которые входят земля, сметана, мед и кое-какие травы. Профессор Войно-Ясенецкий удивлён использованием в почвы в медицинских целях и просит родных прислать тематические справочники о составе почвы. Большинство авторов видит в почве только среду, содержащую опасных возбудителей столбняка и сибирской язвы. Сама по себе земля по отношению к человеческому организму представляется нейтральной. 

И вдруг хирург обнаруживает, что в почве есть вещества, действующие аналогично половым гормонам. Вещества эти, если их ввести в рацион молодых животных, резко повышают их рост. Гормоны почвы поразительно стойки, остаются неизменными при +120С, после того как большинство бактерий погибает. Возможно, именно они и помогают организму справиться с болезнью. Профессор видел случаи успешного лечения так называемые торпидные язвы, фурункулы, карбункулы, ожоги, воспаления надкостницы, всевозможные абсцессы. Профессор осматривает больных и следит за развитием болезни, отбирает наиболее трудных запущенных больных, следит за действием повязок, фиксирует результаты. 

Заинтересованность Войно-Ясенецкого легко понять, так как в то время в распоряжении врачей не было не только антибиотиков, но и сульфамидных препаратов, медики не слыхали ни острептоциде, ни о сульфидине. Врач на каждом шагу капитулировал перед гноем. 

У Войно-Ясенецкого опять появляется идея проекта крупного научно-исследовательского института, специализирующегося на исследовании гнойной хирургии и терапии. Киров в 1932 годувызывал его в Ленинград и обещал дать институт — в обмен на сложение рясы. Но от такого варианта Владыка Лука отказался. Он пытался добиваться этого в Москве в 1934 году, но на предложения ссыльного профессора никто не ответил. Вернувшись в Ташкент, он выписал к себе Вальнёву и продолжил опыты. Один из профессоров-хирургов публикует статью «Медицина на грани знахарства», в которой назвал катаплазмы «опасным знахарским средством». После такой статьи должны были последовать репрессивные меры, но произошло событие, которое изменило, пусть и на время, мнение о Войно. На Памире во время альпинистского похода заболел бывший личный секретарь В. И. Ленина Н. Горбунов. Состояние его оказалось крайне тяжелым, все были в смятении, из Mосквы о его здоровье лично запрашивал В. М. Молотов. И тут вспомнили про опального профессора. На самолете его доставили из Ташкента в Сталинабад. Больного удалось спасти. Профессора стали приглашать на консультации, разрешили читать лекции для врачей. Он продолжил снова опыты с мазями Вальневой. Более того, ему разрешили выступить на страницах газеты с опровержением клеветнической статьи «Медицина и знахарство». 

К сожалению, вскоре наступил 1937 год, и профессор был вынужден прекратить свои опыты: его арестовали. Дальнейшая судьба В. М. Вальневой неизвестна. А работу с катаплазмами по бюрократическим и политическим мотивам вскоре запретили. 

Во время работы в военном госпитале в Красноярске, Валентин Феликсович разработал новые операции и, в частности, резекцию суставов. Разработанная им новая хирургическая тактика при остеомиелите крупных суставов — резекция сустава с исходом в анкилоз, распил пяточной кости и другие — спасала конечности солдат. Его деятельность была отмечена грамотой и благодарностью Военного совета Сибирского военного округа. 

В Тамбовском военном госпитале его нагрузка была колоссальной: в 67 лет он писал по восемь-девять часов в сутки и делал четыре-пять операций ежедневно. В Крыму его не сразу допустили к работе в больнице. Администрация и коллеги были недовольны тем, что Владыка под медицинским халатом носил рясу и крест. Ему не позволили читать лекции в Крымском мединституте. Его доклады в Хирургическом обществе на двух съездах врачей имели большой успех. Но это многим не понравилось, ему ясно дали понять, что делать доклады в архиерейском виде он больше не должен. Так он совсем перестает бывать в хирургическом обществе. 

«Очерки гнойной хирургии», были написаны по наблюдениям предшествовавших 30 лет (1916—1946), когда отсутствовали антибиотики и основным методом лечения флегмон являлся хирургический радикализм, обеспечивающий удаление гнойных масс и дренаж раны. Анатомический анализ фасциально - клетчаточных щелей, основа которого была заложена еще Н. И. Пироговым, остается руководящим принципом в распознавании путей распространения гнойных процессов в клетчатке, возможных их осложнений и выбора разрезов для дренирования гнойников. Хотя частота этих заболеваний значительно снизилась в результате внедрения в практику антибиотиков и хорошей организации медицинского обслуживания населения, однако флегмоны клетчаточных пространств занимают еще видное место в инвалидизации больных. Поэтому в наше время к анатомическому анализу должны предъявляться более высокие требования, чем в период земской медицины, из которой черпал свои наблюдения Войно-Ясенецкий. 

 

Достижения в богословии. Требования примирения науки и религии 

За годы священства Лука произнёс 1250 проповедей, из которых 750 записано. 

Написал двухтомный трактат, где обосновывал единство науки и религии. Утверждал, что открытия, сделанные в конце XIX - начале XX векадоказывают неисчерпаемость наших представлений о жизни и позволяют пересмотреть многие идей естествознания. В первом — «Дух, душа и тело» он рассматривал движения, соединения и свойства элементарых частиц в человеческом организме, обосновывая, что они могут составлять человеческую душу: 

Невидимая глазом часть солнечного спектра составляет 34 %. И только весьма незначительная часть из этих 34 % — ультракрасные, ультрафиолетовые, инфракрасные лучи — исследована, и поняты те формы, которые лежат в их основе. Но что можно возразить против предположения, даже уверенности в том, что за многочисленными фраунгоферовыми линиями скрывается много тайн, неведомых нам форм энергии, может быть, еще более тонких, чем электрическая энергия? 

 

"Дух, душа и тело" 

Утверждал, что душа человека находится в сердце: 

"Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются вмозг и оканчиваются в клетках его сенсорных центров все чувствительные нервные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения. А не делать различий между ощущениями и чувствами значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку. "

Автор приводит примеры передачи духовной энергии от человека к человеку (врач и больной, мать и ребенок, единение симпатий или гнева в театре, парламенте, "дух толпы", поток храбрости и отваги) и спрашивает: "Что же это, как не духовная энергия любви?" .Войно-Ясенецкого не удовлетворяет объяснение памяти теорией молекулярных следов в мозговых клетках и ассоциативных волокнах. Он убежден, что "кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти". Таковым он считает "дух человеческий, в котором навеки отпечатываются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функции мозга".Считая, что "мир имеет свое начало в любви Божией" и людям дан закон "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный", Войно-Ясенецкий убежден, что должна быть дана и возможность осуществления этой заповеди, бесконечного совершенствования духа — вечное бессмертие. Подтверждал это многочисленными ссылками на Священное Писание. 

Второй трактат на эту тему — «Наука и религия» — был опубликован только в 2000 году. Там профессор отстаивал теологическую теорию создания мира, обличал субъективизм человеческого познания: 

Вообще, мы не видим предметы, как они есть, а усматриваем их согласно личному углу зрения, из которого их наблюдаем. Тем более мы не можем постигнуть своими научно-познавательными способностями то, что за вещами, то есть их сущности, а еще более — Первосущность, то есть Бога. Уже потому наука не может отвергать бытие Бога, ибо эта тема лежит вне ее компетенции, как и вся область сущностей.

 

«Наука и религия» 

Выступал в защиту христианских и Евангельских ценнностей, обличал антихристианские мифы: 

"Иногда говорят, что христианская мораль будто бы построена на принципе индивидуализма: каждый за себя, один Бог за всех, и что, например, наиболее нравственным является не тот, кто, жертвуя своей жизнью, выносит из горящего дома ребенка, а тот, кто смиренно молится о спасении погибающих, не ударяя палец о палец, чтобы спасти их жизнь. Но ведь как раз все это наоборот." 

Приводил доказательства бытия Христа (Ссылался на Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Тацита, Светония), утверждал, что именно вера в Бога помогает науке — в общем, выступал против всех тезисов, господствовавших в советской исторической науке: 

"Так называемый «научный» атеизм действительно противоречит религии, но он есть лишь предположение некоторых образованных людей, недоказанное и недоказуемое. Попытка атеистов доказать недоказуемое невольно наводит на воспоминание стихов Пушкина: Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ним бессмысленно чертит." 

В этой работе он постоянно приводил религиозные высказывания Сократа, Ньютона, Канта, Гёте, Пастера, Владимира Соловьёва, Пушкина, Чехова, Репина и других известных людей. 


6. Последние дни жизни.

В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса.

Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Власти сделали все, чтобы похороны не стали «церковной пропагандой»: подготовили к публикации большую антирелигиозную статью; запретили пешую процессию от собора до кладбища, сами подогнали автобусы для провожающих владыку и велели ехать по окраине города. Но случилось непредвиденное. Никто из прихожан не сел в приготовленные автобусы. На дышащего злобой и угрозами уполномоченного по делам религии никто не

______________________________________________________________

Поповский М. А, «Жизнь и житиё святителя Луки Войно.- Ясенецкого архиепископа».


обращал внимания. Когда катафалк с гробом двинулся прямо на верующих,

регент собора, Анна, крикнула: «Люди, не бойтесь! Он нас не задавит, они не пойдут на это — хватайтесь за борт!» Люди тесным кольцом обступили машину, и она смогла тронуться только с очень небольшой скоростью, так что получилась пешая процессия. Перед поворотом на окраинные улицы женщины легли на дорогу, так что машине пришлось ехать через центр. Центральная улица наполнилась народом, движение прекратилось, пешая процессия продолжалась три часа, люди всю дорогу пели «Святый Боже». На все угрозы и уговоры функционеров отвечали: «Мы хороним нашего архиепископа»…(1)



7.Заключение

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – доктор медицины, профессор, духовный писатель, архиепископ Русской Православной Церкви Лука,

11 июня 1961 г. умер святой, чья история жизни меня поразила. На всю жизнь запомнились слова о том, что "у врача не может быть случая, у него есть только живой, страдающий человек".

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой.… Его мощи, были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомученников и исповедников Российских XX века.

В 2016 году празднуется 20-летие обретения честных мощей Святителя Луки Крымского (в миру В.Ф. Войно - Ясенецкого).

Всем кто заинтересовался историей жизни Святителя Луки Крымского (в миру В.Ф. Войно - Ясенецкого) прочитать книгу Поповского М. А, «Жизнь и житиё святителя Луки Войно.- Ясенецкого архиепископа»….

У вас нет времени? Вы не любите читать? Посмотрите в интернете замечательный фильм «Излечить страх». Первая художественная лента о святителе Луке Крымском. Фильм создан по благословению Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а также митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. В основу сюжета легла книга протодиакона Василия Марущака «Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно - Ясенецкого)».
Над картиной работали кинематографисты Украины, России, Беларусии. Режиссер Александр Пархоменко. В ролях: Виталий Безруков, Андрей Саминин, Екатерина Гусева, Виктория Малекторович, Алексей Шевченков, Александр Яцко, Владимир Гостюхин и др. Продолжительность фильма 110 минут.

С удовольствием посмотрела « Целитель Лука » документальный фильм в этом фильме люди рассказывают о помощи святителя Луки в наше время. Больным он помогал при жизни и продолжает исцелять после смерти.

«Святой Врач» - фильм Ксении Симоновой она мастер песочной анимации. Песочная история заинтересует детей.


t1707294400ab.jpg


Он избавил и избавляет людей от страданий, а сам прошёл муки ада в лагерях и ссылках.













8. Литература

1. Журнал «Фома»: № 7 (99) июль 2011 Михайлова (Посашко) Валерия


2. Поповский, М.А. «Жизнь и житиё святителя Луки Войно- Ясенецкого архиепископа», Санкт – Петербург 2002.


3. Фомин. А.В. Составитель, Лекарство от греха. Притчи. «Новая мысль» Москва, 2010.


4. http://www.med.rechitsa.by/ru/religion/491-2012-09-12-10-54-44





Автор материала: П. Железцова (9 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.