12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Орехова Наталья Сергеевна906 Учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Педагогический стаж - 28 лет. Люблю организаторскую деятельность. Россия, Хабаровский край, Хабаровск Материал размещён в группе «Научное общество в начальной школе» |
Исследовательский проект «Школьный ранец мой друг?»
Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевой центр образования»
Исследовательский проект
«Школьный ранец
мой друг?»
Авторы работы:
Маградзе Давид
ученик класса 2.10
Руководитель:
Орехова Наталья Сергеевна,
учитель класса 2.10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Глава 1. Каким должен быть школьный ранец? 1.1.История портфеля. 1.2.Характеристики школьного ранца. 1.3.Влияние тяжелого ранца на здоровье школьника. | 4 4 5 6 |
Глава 2. Исследование. | 8 |
Заключение Список литературы | 10 11 |
ВВЕДЕНИЕ
Портфели, рюкзаки, ранцы необходимы ребятам, чтобы носить всё нужное в школу.
Выбор портфеля или ранца для меня стал нелегкой задачей для моих родителей. Ведь от того, насколько удобно носить в нем книжки и тетрадки, зависят осанка и здоровье.
Каким же должен быть идеальный школьный ранец? Ранец или портфель?
Все врачи придерживаются единственного мнения — даже не слишком тяжелый «груз знаний» первоклашке надо носить за спиной. Это позволяет сохранить нормальную осанку и избежать чрезмерного утомления и даже травмирования мышц спины и плечевого пояса. А вот как будет называться этот предмет — рюкзак или ранец — не важно.
Для того, чтобы сохранить свое здоровье и помочь в этом моим одноклассникам, я решил провести своё исследование среди учащихся класса 2.10 и узнать, правильный ли выбор они сделали при приобретении своего ранца.
Объект исследования: ученики группы 2.10.
Предмет исследования: школьные ранцы учащихся группы 2.10.
Цель исследования: выяснить, безопасен ли для здоровья вес моего портфеля и вес портфелей моих одноклассников.
Гипотеза исследования: «Если правильно подобрать вес, форму, конструкцию ранца, то его ношение не повредит моей осанке и моему здоровью».
Задачи:
узнать, сколько должен весить ранец, провести взвешивание;
доказать, что тяжёлый ранец вредит здоровью;
разработать инструкцию к снижению веса ранца.
Методы исследования: опрос, наблюдение, эксперимент, сбор информации из интернета и других источников.
Глава 1. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ШКОЛЬНЫЙ РАНЕЦ ?
-
История портфеля.
Вы, как и я считаете, что у вас тяжелый портфель? Так знайте, что нам очень повезло. Если бы вы жили лет сто назад, то ходил бы с ранцем, сделанным из тюленьей кожи. Взвалить его на плечи было совсем не просто!
Ученики были во все времена, а история портфеля насчитывает чуть больше столетия. Почему? А вот представьте: давным-давно, тысячи лет назад люди писали на глиняных табличках. А «книжки» и «тетрадки» хранились в громадных сундуках или здоровенных глиняных сосудах. Какой уж тут портфель!.
Позже, когда в Древнем Египте изобрели папирус, его можно было склеивать в свитки. Выполнил домашнее задание, свернул свиток и положил в … нет, не в портфель. А в специальный круглый пенал, который носили на шнурке у пояса.
А потом китайцы изобрели бумагу. Из Китая 800 лет назад она попала в Европу. В Европе и была изобретена сумка для ношения бумаг – портфель. Тогда произносили «портфейль» , что буквально означает «носить листы бумаги».
А вот брат-близнец портфеля – ранец – пришел к нам вместе с немецкими солдатами, служившими у московских царей. Так назывался походный заплечный мешок. В XIXвеке ранцами стали называть ученические сумки, которые носили на лямках за спиной. Ранцы в России делались из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом. Набитый тетрадками и книжками, рюкзак становился почти неподъемным.
После первой мировой войны все чаще ученики собирали книжки и тетрадки именно в портфели. Хотя многие школьники ходили на уроки с полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников.
Долгое время портфели и ранцы были очень похожи и по цвету и по размеру. Сегодня школы пестрят ранцами всевозможных расцветок и форм: светоотражающие и ортопедические, с кучей кармашков и потайных отделений, с мультяшными героями и неоновыми вставками.
Сейчас ученые разрабатывают электронные школьные ранцы, которые смогут заменить учебники, тетради, дневники. В таком ранце можно хранить несколько десятков учебников с картинками, а весит он немногим более одного килограмма! Ведь такой ранец выглядит, как планшетный персональный компьютер.
1.2.Характеристики школьного ранца.
Ранец или портфель? Все врачи придерживаются единственного мнения — даже не слишком тяжелый «груз знаний» первоклашке надо носить за спиной. Это позволяет сохранить нормальную осанку и избежать чрезмерного утомления и даже травмирования мышц спины. Когда ребенок начальных классов идет в школу с ранцем за спиной - пусть даже и тяжелым - нагрузка на тело распределяется равномерно, и нарушения в развитии костно-суставной системы маловероятны; важно также и то, что у ребенка остаются свободными руки.
Мягкий или жесткий? Лучше, если рюкзак будет иметь внутренний каркас, хорошо сохранять форму и не падать, будучи поставленным на пол. Это позволит уберечь учебник и тетради от преждевременной гибели. Кроме того, это не даст жестким краям книг врезаться в спину ребенка и травмировать ее.
Натуральный или синтетический? Что только не делают младшие школьники со своими портфелями! Идеальный вариант школьного ранца сделан из плотной синтетической ткани, устойчивой к разрывам и истиранию и очень легко моющейся от любых загрязнений. Это позволит поддерживать его в чистоте и убережет ребенка от дополнительного источника инфекции.
Простой или анатомический? Если школьник будет носить свой рюкзак в школу самостоятельно, стоит подумать о покупке рюкзака с анатомической спинкой. Такая спинка должна состоять из нескольких независимых подушек, обтянутых сетчатой «дышащей» тканью, быть достаточно жесткой и плотно прилегать к спине малыша, даже если ранец сильно нагружен. Благодаря этому вес будет равномерно распределяться по всей спине ребенка. А анатомическая форма подушек поддержит правильную осанку.
Большой или маленький? Даже если велико искушение купить рюкзак «на вырост», не стоит забывать, что его верхний край не должен быть выше линии плеч, а нижний — поясницы. В таком случае даже самый тяжелый ранец не нарушит равновесие ребенка и не заставит его наклониться вперед, уходя от давления на поясницу, или прижать подбородок к груди, чтобы не касаться затылком верха ранца.
Безопасность. Отправляться даже в начальную школу и возвращаться из нее не всегда удается только в светлое время суток. Поэтому лучше, если на ранце будут нашиты светоотражающие элементы, позволяющие заметить невысокого ребенка на дороге в сумерках. Подобные нашивки должны быть со всех сторон — на лямках, клапане ранца и его боковых сторонах.
Вес ранца. Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями, которые утверждены постановлением руководителя Роспотребнадзора, главным государственным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко.
1-2 класс – 1,5 кг 3-4 класс -2,5 кг 5-6 класс – 3 кг
7-8 класс- 3,5 кг 9-11 класс- до 4 кг
Рекомендуемый вес ранца с принадлежностями не должен превышать 10% от массы тела, и вычисляется по формуле: раздели свой вес на 10.
Рекомендуемый вес самого портфеля 600-700г.
Однако существует и иное мнение коллег из Европы. По результатам исследований, проведенных ортопедами, неврологами, физиотерапевтами и специалистами в области биологии человека и спортивной медицины ортопедических клиник Германии, школьный ранец без наполнения может достигать веса 1300 гр., а школьный ранец со всеми принадлежностями не причинит вреда здоровью ребенка, если будет весить 15-20% от веса ребенка. При этом часть веса может и должна приходиться на сам ранец, а точнее его каркас.
Поэтому не стоит бояться, если ранцы имеют вес от 1кг до 1,3кг, если это достигается наличием у них пластикового каркаса. Так как только качественные ранцы с пластиковым каркасом способны равномерно распределять нагрузку, предотвращать давление содержимого ранца на детскую спину и фиксировать позвоночник ребенка в правильном положении, избегая его искривления. В то время как легкие ранцы с мягкой или даже уплотненной спинкой, неизбежно деформируясь со временем, могут нанести спине ребенка большой вред. Вследствие потери способности держать форму, у таких ранцев происходит смещение центра тяжести, что проявляется в увеличении усталости мускулатуры ребенка и возникновении вероятности нарушения осанки.
1.3.Влияние тяжелого ранца на здоровье школьника.
Процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет – самый важный период жизни для формирования осанки, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.
Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20-30».
Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это еще не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.
Поэтому школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры для того, чтобы сохранить здоровье позвоночника. А помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.
Даже самый дорогой ранец может не подойти. Определить это просто:
— при надевании и ношении рюкзака поза ребенка резко меняется,
— малыш с трудом поднимает и надевает рюкзак,
— ребенок пытается носить ранец в руках или на одном плече,
— школьник жалуется, что ранец «давит», «жмет» или его больно носить,
— говорит, что при ношении рюкзака у него покалывает в руках, или они немеют,
— вы замечаете красные следы на плечах, после того, как ребенок некоторое время носил рюкзак.
Правильно подобранный школьный ранец обязательно понравится самому школьнику и прослужит ему долго, сохраняя хорошую осанку, работоспособность и настроение ребенка.
Глава 2.ИССЛЕДОВАНИЕ
Результаты выборочного взвешивания ранцев детей класса 2.10.
№ | ФИО | Вес тела кг | Вес пустого ранца, кг | Лучший вес ранца для этого ученика по СанПин, кг | Реальный вес ранца, кг | Выводы |
1 | Инесса | 44 | 2.0 | 4.4 | 6.5 | Уменьшить на 2 кг 100 гр. |
2 | Анна | 29 | 1.2 | 2.9 | 3.4 | Уменьшить на 500 гр |
3 | Софья | 23 | 1.1 | 2.3 | 2.9 | Уменьшить на 600 гр. |
4 | Данил | 41 | 1.0 | 4.1 | 3.5 | Норма |
5 | Артем | 25 | 0.5 | 2.5 | 2.5 | Норма |
6 | Федор | 26 | 0.9 | 2.6 | 2.9 | Уменьшить на 300 гр.. |
7 | Максим | 32 | 0.9 | 3.2 | 2.9 | норма |
8 | Семен | 28 | 1.3 | 2.8 | 3.7 | Уменьшить на 900 гр |
9 | София | 26 | 0.6 | 2.6 | 4.6 | Уменьшить на 2 кг. |
10 | Карина | 32 | 1.0 | 3.2 | 4.0 | Уменьшить на 800 гр. |
11 | Виктор | 33 | 0,9 | 3.3 | 2.6 | норма |
12 | Ярослав | 36 | 0.9 | 3.6 | 2.4 | норма |
13 | Давид | 24 | 1.1 | 2.4 | 3.3 | Уменьшить на 1.1 кг. |
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ВЕСА РАНЦА В СВЯЗИ С РАСПИСАНИЕМ УРОКОВ
№ | День недели | Занятия | Вес ранца |
1 | Понедельник | Литературное чтение Математика Русский язык Окружающий мир Английский язык Физ-ра В мире профессий | 3500 |
2 | Вторник | Русский язык Математика Литературное чтение Экономика Творческие мастерские Английский язык Я - гражданин | 3200 |
3 | Среда | Творческие мастерские Физкультура Информатика Музыка Русский язык Математика Окружающий мир | 2600 |
4 | Четверг | Русский язык Математика Технология Английский язык Литературное чтение | 3200 |
5 | Пятница | Русский язык Математика Физкультура Литературное чтение Творческие мастерские ИЗО Тьюторский час
| 2500 |
ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Наше взвешивание показало следующие результаты:
По весу школьных ранцев пять человек из тринадцати соответствуют норме.
- Номинация «Самый легкий портфель» - Ярослав - 2.4 кг.
- Номинация «Унесу все и сразу» - Инесса – 6.5 кг.
- Номинация «Я купил самый тяжелый ранец» победила также Инесса – 2 кг.
- Номинация «Вес моего портфеля мне подходит» - Максим, Артем, Витя, Ярослав и Данил.
Внимательнее отнестись к содержимому ранца советую Анне, Феде, Семену, Карине, Соне.
Мой портфель также не соответствует норме, но существует особенность физического развития и следовательно, маленького веса тела. В данном случае рекомендуется поменять ранец на более легкий, но необходимо выбирать между простым ранцем и ортопедическим, так как ортопедические ранцы тяжелее простых из-за особенностей конструкции. Но при этом ортопедические ранцы правильно распределяют свой вес при ношении.
Как получается, что дети идут на одни и те же уроки, а вес школьных принадлежностей больше?
В ходе исследования я выяснил, что у некоторых учеников в ранце находятся лишние предметы: учебники и тетради по предметам, которых нет в расписании текущего учебного дня, журналы, раскраски, сканворды, конфеты, игрушки. Все эти лишние предметы значительно утяжеляют ранцы учеников. Получается, что многие носят портфель тяжелее, чем можно. А это очень вредно для здоровья.
Самый «лёгкий» учебный день – пятница;
Самый «тяжёлый» учебный день – понедельник.
По результатам исследования получается, что некоторые дети в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.
В помощь им я составил инструкцию «Как снизить вес портфеля»:
1.Заменить тяжёлый пенал лёгким.
2.Не носить в школу лишних вещей (игрушки, еду, журналы и т.д.), как показала практика, когда мы пришли в класс с весами и дети стали освобождать свои портфели на столах, чего только не было.
3.В нашем классе имеются персональные ячейки для хранения альбомов, пластилина, гуаши и т.д., поэтому необходимо следить, чтобы эти школьные принадлежности ученики выкладывали в ящик.
4.А в ближайшем будущем хотелось бы перейти на более современные технологические устройства, такие как электронный портфель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась, хотя и не полностью, так как вес некоторых портфелей учащихся класса 2.10 превышает норму, которую рекомендуют врачи. Но несмотря на это в здоровье ученика не наблюдается тенденция к ухудшению. В ходе исследования мы убедились, что при выборе ранца необходимо обращать внимание не только на его вес, но и на его характеристики и конструкцию.
Чтобы ещё и вес ранца соответствовал возрасту учащихся, нужно убирать все ненужные вещи и книги и чаще наводить в нем порядок. Наше здоровье зависит от нас самих.
Я считаю, что цели, которые я поставил перед собой в начале работы, достигнуты и задачи выполнены. Моя работа может быть использована как рекомендация родителям и ученикам при выборе ранца на следующий учебный год.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОГО МАТЕРИАЛА.
Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Издание официальное. – М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2003.
Как выбрать школьный ранец для ребенка? Советы врача-ортопеда. Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 34 25/08/2011
«Школа жизни.РУ»
Сайт молодых родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989