12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Таланкина Наталья Сергеевна24

Презентация «Исторические сюжеты в творчестве СуриковаPPSX / 2.35 Мб

/data/files/t1695805039.ppsx (Презентация «Исторические сюжеты в творчестве Сурикова)Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №56»









Реферат на тему:

«Исторические сюжеты в творчестве Василия Сурикова»





Автор: Сустин Арсений,

ученик 6 «А» класса

Руководитель: Таланкина

Наталья Сергеевна










Новоуральск, 2022 г.

Оглавление




Введение

Цель реферата – изучить исторические мотивы в творчестве Василия Сурикова.

Я выбрал данную тему реферата, так как очень увлекаюсь русской историей и меня заинтересовало, как художник представил исторические сюжеты в своем творчестве.

Василий Иванович Суриков – выдающийся русский живописец, мастер исторического жанра, академик и профессор живописи. Он родился 12 января 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора. В XVI веке предки Василия Сурикова с Дона пошли с казаками Ермака в поход на Сибирь, после чего осели на новых землях. Их считают одними из основателей города Красноярска.

В роду Сурикова по отцу, Ивану Васильевичу, были казачьи атаманы, есаулы и сотники, а по линии матери, Прасковьи Федоровны – торговые казаки Торгашины. В честь деда Сурикова назван остров Атаманский на Енисее. Василий Иванович писал: «В Сибири народ другой, чем в России, вольный, смелый». Художественное влияние на Василия оказала его мать Прасковья Фёдоровна. Она мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах.

Мощь и величавость человеческого духа покорителей Сибири, бескрайние просторы вокруг Красноярска, звучный голос строгого отца и его любовь к песням, немногословность матери, ее вышивки и кружева, домашние сундуки, наполненные старинными вещами, мундирами, оружием, казачьи полковые смотры и публичные казни – все это окружало в детские годы Сурикова, формировало его характер и особое отношение к истории.




«Утро стрелецкой казни» (1881 год)

«Утро стрелецкой казни» стало первым большим произведением Сурикова на тему русской истории. Вместе с двумя другими полотнами 80-х годов XIX века – «Меншиков в Берёзове» и «Боярыня Морозова» – картину «Утро стрелецкой казни» иногда объединяют в историческую трилогию Василия Сурикова, посвящённую драматическим событиям российской истории XVII–XVIII веков.

Картина «Утро стрелецкой казни» была завершена в 1881 году, работа над произведением длилась около трех лет. Картина посвящена событиям 1698 года, когда стрельцы захотели возвести на престол царевну Софью вместо Петра I, но потерпели поражение под Ново-Иерусалимским монастырём, и стрелецкое восстание было подавлено. Многих стрельцов отправили в ссылку, около 2000 человек было казнено.

Работая над картиной, Василий Суриков серьёзно изучал исторические и литературные источники, описывавшие историческое и культурное развитие России конца XVII – начала XVIII века. Он знакомился с особенностями жизни и обстановки того времени, зарисовывал костюмы, оружие, другие предметы быта и обихода. Много времени художник проводил в Оружейной палате и в Историческом музее.

На картине Суриков изобразил не саму казнь, а её ожидание. Действие происходит в раннее осеннее утро на Красной площади в Москве, на фоне церкви Василия Блаженного и части Кремлёвской стены. Небо затянуто облаками, от долгого дождя площадь покрыта грязью. Яркие цвета, использованные в оформлении церкви, приглушены, а её купола, верхушки которых срезаны верхним краем полотна, выглядят «обезглавленными». На фоне одной из кремлёвских башен установлены виселицы. Над башней кружат вороны, предвещая скорое начало казни. Таким образом, пейзаж полотна передает тревожное ожидание наступающей трагедии.

На площади изображено большое количество людей. В толпе выделяются осуждённые стрельцы в печали, гневе и отчаянии, они одеты в белые рубахи. Приговоренные к казни окружены членами их семей – жёнами, матерями, детьми. Справа народной массе противостоят разгневанный Пётр I, небольшая группа вельмож рядом с ним, а также еле заметная шеренга солдат-преображенцев в глубине картины. Вся картина построена на противопоставлениях Старой Руси и нового мира, который строил Пётр I.

Илья Репин советовал Сурикову изобразить на картине казнённых стрельцов, но художник считал, что его произведение не должно вызывать ужаса у зрителей. Он хотел передать торжественность последних минут, чувства людей, а не сам процесс казни. Проведённая впоследствии рентгенограмма картины показала, что повешенные стрельцы были изображены в правой части полотна в одной из ранних версий композиции картины.

Картина была показана на 9-й выставке передвижников в марте 1881 года и куплена Павлом Третьяковым, создателем Третьяковской галереи. Сейчас картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

«Меншиков в Берёзове» (1883 год)

Картина «Меншиков в Берёзове» силой изобразительного искусства раскрывает историческую глубину драматического события, когда великий князь Александр Данилович Меншиков после смерти своего покровителя Петра I был сослан в Сибирь новым императором Петром II.

На картине изображена полутёмная бревенчатая изба с земляным полом, на котором постелена медвежья шкура. Маленькое окно, покрытое льдом, едва пропускает тусклый свет. Комната погружена в полумрак. Чувствуется стужа, проникающая в это бедное жилище. Оранжево-красноватые отсветы слабого огонька лампады слегка золотят оклады икон. От этого усиливается впечатление оторванности ссыльных от всего мира.

За небольшим столом сидит ссыльный князь Меншиков, около него трое детей. Могучая фигура Меншикова в тёмно-сером тулупе с большой головой и резко очерченным профилем выделяется на фоне стены. Он сидит неподвижно, в думе. Сосредоточенное лицо с крупным носом, резко выступающим подбородком, сжатыми губами говорит о воле и силе этого человека. Острый взгляд глаз под нахмуренными бровями отражает то, что происходит в душе светлейшего князя: ненависть и гнев к тем, кто обрёк его на жалкое и постыдное существование. Меншиков не смирился, в нём растёт ожесточение, но он чувствует своё бессилие. Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости. Но нет уже в герое прежней силы, и фигура его вселяет предчувствие гибели, на которую обречён этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе.

Рядом с ним две дочери и сын-подросток, разделившие судьбу отца. Прижавшись к его коленям, на низкой скамейке сидит старшая дочь, шестнадцатилетняя Мария – бывшая невеста императора Петра II. Её бледное прекрасное лицо полно неизбывной, затаённой печали. Она умрёт в том же году, что и отец, пережив его чуть более месяца.

В центре картины изображен сын Александр. Лицо тринадцатилетнего подростка не по-детски серьёзно и печально. Его слегка склонённая голова опирается на правую руку. Другой он механически снимает с подсвечника воск. В этой позе и жесте чувствуются уныние и беспомощность, ещё больше подчёркивающие скрытую силу в фигуре старшего Меншикова. Сыну Александру помилование и возвращение княжеского титула дарует Анна Иоанновна в 1731 году. Александр Меншиков младший вступит в Преображенский полк прапорщиком гвардии, будет неоднократно награжден за боевые заслуги, а после восшествия на престол императрицы Екатерины II получит звание генерал-аншефа.

Младшая дочь Александра читает книгу и, видимо, поглощена её содержанием. Чувствуется, что девушка на время забыла об окружающей её убогой обстановке. Одета Александра наряднее всех: голубая парчовая юбка с бледно-розовыми цветами и тёмно-коричневая телогрейка, опушённая белым мехом. Создается ощущение, что девушка стремится сохранить воспоминание о былом блеске и нарядах. После окончания ссылки, в 1732 году Александра выйдет замуж за генерал-аншефа и гвардии майора Густава Бирона.



«Боярыня Морозова» (1887 год)

Впервые историю о стойкой последовательнице старообрядчества Василий Суриков услышал ещё в юности от своей крёстной, Ольги Матвеевны Дурандиной. Чёткий замысел будущей картины сформировался через 10 лет.

В XIX веке раскол русской церкви был вызван реформой, объявленной патриархом Никоном. Были изменены русские тексты Священного Писания и других книг. Двуперстное крещение (двумя пальцами) заменено на трёхперстное, крестные ходы стали проводить в направлении против солнца, слово «аллилуйя» произносить не дважды, а трижды. Старообрядцы называли это ересью, за что сторонники новой веры, в том числе и царь Алексей Михайлович, предали их анафеме.

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была из высшей аристократии того времени. После смерти мужа и отца она стала распоряжаться огромным состоянием. Узнав о её поддержке старообрядцев, Алексей Михайлович поначалу пытался через родственников вразумить боярыню, но безуспешно. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, её заточили в Псково-Печерском монастыре. Имущество было конфисковано, братья отправлены в ссылку.

Перед началом работы Суриков изучил исторические источники, в частности, житие боярыни. Для полотна он выбрал именно этот эпизод, когда её везли на допрос. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырём, она постоянно крестилась двуперстным знамением, полагая, что царь видит её в этот момент. Тем самым она демонстрировала приверженность к старой вере. Сани с боярыней разделяют толпу на сторонников и противников церковной реформы. Морозова изображена как образ противостояния. Чтобы передать многочисленные цветовые рефлексы и игру света, художник ставил натурщиков на снег, наблюдая, как холодный воздух меняет цвет кожи.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895 год)

Работа над картиной началась в 1891 и завершилась в 1895 году. Сюжетом картины является решающее сражение между казаками Ермака и воинами хана Кучума в 1582 году. Ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби и в Тобольске, рисовал этюды с эвенков и остяков. В 1892 году он выезжал на Дон собирать типажи для образов казаков, также там была сделана зарисовка большой лодки. На реке Немире художник рисовал старого шамана. В этнографической коллекции Минусинского музея он делал зарисовки с одежд туземцев, украшенных бисером и необычными узорами.

Центр и нижнюю половину левой части полотна занимает казачье войско. В центре казачьей массы сам Ермак, изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой. Это крепкая фигура в стальном шлеме, прочно стоящая обеими ногами на палубе. Над ним и его соратниками развиваются флаги с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия.

Пёстрое по составу войско Кучума заполняет центр правой половины картины, на лицах его воинов можно увидеть панику. Нос ладьи Ермака врезается в плотную татарскую массу, подчёркивая, что она уже в смятении и готова обратиться в бегство. За спинами у сибирских татар обрывистый берег со скачущими всадниками и вздымающими вверх руки шаманами, символически противостоящими конному Святому Георгию на казачьем знамени. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение. В трактовке художника это событие представлено как подвиг русского народа.

Масштабное батальное полотно стало заметным на выставке Товарищества передвижников, было приобретено Николаем II и в 1897 году передано Русскому музею, где экспонируется по настоящее время.




«Переход Суворова через Альпы» (1889 год)

Художник Василий Суриков выбрал для своего полотна один из самых драматичных моментов швейцарского похода российского войска во главе с полководцем Александром Суворовым – спуск с хребта Паникс в швейцарских Альпах. Этот перевал был последним и наиболее тяжёлым. Армия преодолевала его около суток, уже уставшая после других горных переходов и многочисленных сражений. Военным приходилось бросать провиант и орудия. Погибло множество солдат и ещё больше французских пленных.

Живописец изобразил российское войско в едином порыве – несмотря ни на что идти вперёд. Суворов был гениальным полководцем и заботился о солдатах, а они в свою очередь были готовы следовать любому его призыву. В картине художник запечатлел самые разные эмоции воинов. Кто-то сосредоточен на спуске, кто-то мрачно-серьёзен, в задних рядах преобладает тревога и даже страх. Командир на белом коне спокоен, с юмором подбадривает войско. Суриков сам называл свою картину «подвигом под шутку полководца».

Для живописца важнее всего было раскрыть моральное состояние участников события. Он мастерски передал атмосферу благодаря разнообразию мимики, жестов и поз спускающихся по льду людей. Картина производит впечатление той самой удали русской армии, которой боялись противники на протяжении столетий.

Ради этого Суриков пренебрёг некоторыми историческими деталями. Василий Верещагин, художник-баталист и знаток военного дела, осудил автора за ошибки. Так, солдаты не могли съезжать с горы с оголёнными штыками, конь не стал бы подходить так близко к пропасти. Но Василий Суриков сознательно уходил от реалистичности ради художественной правды.

Композиция полотна оригинальна для живописи XIX века. Такие масштабные работы со множеством персонажей всегда писали горизонтально, но художник перевернул холст, чтобы усилить ощущение неудержимого движения вниз. По той же причине он обрезал края, показав лишь фрагмент общего действия.

Суриков работал над картиной около 4-х лет. Он прорабатывал черты персонажей, писал этюды со своих современников, ездил в Швейцарию, где делал эскизы. Художник сам проходил небольшие перевалы в Альпах и пробовал скатываться со склонов, чтобы понять, что испытывали участники перехода.

В 1899 году живописец завершил полотно – ровно через сто лет после швейцарского похода Суворова. В том же году картину купил Николай II для Русского музея.




«Степан Разин» (1906 год)

Последняя историческая картина художника Василия Сурикова изображает эпизод из жизни атамана. Степан Разин – донской казак, предводитель крестьянского восстания, охватившего в 1669-1671 годах все Поволжье. Восстание было жестоко подавлено, а атаман публично казнен в Москве. Личность Степана Разина оставила глубокий след в народной памяти – о нем создавались песни и сказания, с ним были связаны мечты о лучшей и свободной жизни, поэтому неудивительно, что художник выбрал этот сюжет для своего творчества.

На картине «Степан Разин» изображена ладья, плывущая по глади реки. Посредине ладьи на коврах лежит сам атаман, погруженный в думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. Вокруг него казаки: кто на веслах, кто спит, кто играет на музыкальном инструменте. Условно они разделены на 2 части: те, что на корме, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу; на носу – гребцы, объединенные общим делом, напряженные и уставшие. 

Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете. Атмосфера утренней тишины передана за счет белой дымки над водой и отблеска солнечного света, покрывающего реку. Картина выдержана в темноватых тонах и создает впечатление наполненной тревогой.

Первый вариант картины Василия Сурикова «Степан Разин» был показан публике в 1906 году, в период, названный впоследствии Первой русской революцией. «В самую революцию попал», замечал автор. Актуальна времени идейная суть картины – судьба людей, выступивших против власти. Это не призыв к действиям и не буйный протест, а размышления о судьбе народа в переломные исторические эпохи на примере допетровского времени.



Заключение

Я был знаком с творчеством Василия Ивановича и раньше, но многое не знал про его картины. Например, что картина «Утро стрелецкой казни» сшита из двух полотен или факта, что Сурикова вдохновила на написание картины «Боярыня Морозова» ворона с оттопыренным крылом на снегу.

Стоит отметить, что большинство его исторических картин написано в тёмных тонах. Из этого можно сделать вывод, что история России казалась художнику мрачной, он переживал за судьбу своего народа, которая могла кардинально измениться много раз. При этом Суриков высоко ценил подвиги русского народа, его сильный дух и свободолюбие.

Как это обычно бывает, часть современников Сурикова долгое время критиковали его произведения за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Но выпускник петербургской Академии художеств доказал, что его работы способны пройти испытание временем, и что он достоин звания настоящего мастера масштабных исторических полотен.




Источники

https://culture.wikireading.ru/45758

https://portrets.ru/hudozhniki-peredvizhniki/surikov/stepan-razin-kartina-surikova.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Суриков,_Василий_Иванович

https://ru.wikipedia.org/wiki/Утро_стрелецкой_казни

https://www.culture.ru/materials/166406/letopis-zemli-russkoi-sem-istoricheskikh-figur-v-kartinakh-vasiliya-surikova

https://www.samara.kp.ru/daily/26185.4/3073736

https://zen.yandex.ru/media/id/5bcf96a6ba083000aa051e16/istoriia-odnogo-shedevra-9-surikov-vasilii-ivanovich-menshikov-v-berezove-1883-g-5d1e2e37ef033f00ae2474aa


Автор материала: А. Сустин (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.