12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Слугина Ольга Владимировна882
Россия, Иркутская обл., Ангарск
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Внеклассное мероприятие

по теме: «Сказание о тундровой Земле»


возрастная группа – 7 класс


(вариант 1)

Цели:

Обобщить, систематизировать знания обучающихся по теме «Тундра»; закрепить знания о растительном и животном мире тундры. Познакомить обучающихся с национальным жильем жителей тундры – чумом. Закрепить знания о природных богатствах, погодных условиях, природном ландшафте.

Коррегировать мыслительную деятельность обучающихся через работу с загадками-описаниями. Развивать связную устную речь, внимание, мышление и память обучающихся.

Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру тундры. Прививать интерес к предмету. Совершенствовать экологическое образование обучающихся; формировать экологическую культуру.

Способствовать активизации детского творчества.

Оборудование: национальная одежда народов, населяющих тундру (костюмы), маски-шапочки (к инсценировке сказки), предметы обстановки чума, декорация чума, демонстрация полярного сияния (на мультимедийной установке), сказка «Растения лесотундры», дидактический материал к игре «Четвертый лишний», коллекция полезных ископаемых.


Ход внеклассного мероприятия


Действующие лица: бабушка, внук, геологи, деревья лесотундры.


Бабушка (учитель): Вот вы и очутились в безграничном, снежном краю – в тундре. Да, самое неприятное время, когда бушует пурга, особенно если она свирепствует несколько суток подряд. Во время пурги очень легко потерять ориентировку в пространстве. Идти против сильного ветра невозможно. Морозный ветер обжигает лицо, грозит моментальным обморожением. Кожу колют острые кристаллики сухого снега, а ветер пронизывает насквозь, забираясь в мельчайшие отверстия одежды.

Вот и вы, гости дорогие, попали как раз в такую пургу. Хорошо, что вам на пути встретился мой чум. Зима у нас холодная, длится 8 – 9 месяцев. А с середины зимы наступает полярная ночь – солнце перестает показываться из-за линии горизонта, а на небе – только луна да звезды. Морозы такие трескучие, иной раз доходят до – 50-60 градусов.

Поверхность тундры зимой напоминает застывшие беспорядочные морские волны.

Вы уж, гости дорогие, замерзли то шибко в пути, вы к огоньку поближе садитесь, будьте как дома.


1 –ый геолог (ученик): Вот сколько сижу у вас, все мне интересно узнать, и как это в вашем доме так тепло и уютно?


Бабушка (декорация шума): А, жилище моё необычное, называется оно чум. Это жилище типа шалаша. Вместо стенок у моего дома – шесты, покрытые оленьими шкурами. Посередине круглого шатра горит костер, дым уходит в отверстие наверху. Внутри оленьими шкурами выгорожена квадратная комнатка. Здесь мы едим, спим. А за пологом у нас кладовка и кухня. Чум очень устойчив, выдерживает сильные ветра, которые иногда срывают крыши с обычных домов. Дождь скатывается со шкур, ветер их не продувает. Такой чум легко собрать, уложить на нарты – легкие деревянные сани и перевезти на новое место. А переезжать с места на место нам необходимо, потому что олени съедают корм вокруг и надо искать новое пастбище.

А помогает мне пасти оленей мой внук, родители его живут в поселке в обыкновенном деревянном доме и нередко бывают у нас в гостях.

А ты мне вот что скажи, милок, и что же вы все в наших краях то ищите? (обращается к геологу)


2-ой геолог (ученик): А ищем мы, бабушка, разные полезные ископаемые. Ведь недра вашей земли таят в себе много богатств. Добываем мы и апатиты, и никель, и железную руду, золото, газ, каменный уголь, ртуть, олово (демонстрация коллекции полезных ископаемых) – всего и не перечислишь.


Бабушка: Так-то оно так. Тундра действительно очень богата, но ведь вы губите поверхностный слой почвы, когда ведете свои разработки, да ещё пугаете своими газопроводами северных оленей. Ведь у нас это знает каждый ребенок. Взять, к примеру, моего внука.


Внук (ученик): Да, это правда. Вот представьте. Лавиной катится оленье стадо по своему извечному кочевому пути. Вдруг преграда – недавно проложенный газопровод. Все оленям нипочем: широкие реки – переплывут, высокие горы – одолеют. А через какую-то трубу перепрыгнуть боятся: все новое, непривычное страшно. Задние напирают на передних – давка, обезумевшие животные топчут друг друга.


3-ий геолог (ученик): Технический прогресс на месте не стоит. Вот и сейчас стальные гусеницы на вездеходах заменили на широченные, мягкие как подушки, припущенные шины. Такие мох не портят. А вот как примирить трубопроводы и оленей, пока еще не придумали.


Бабушка: Что-то волки нынче распелись! Совсем близко к жилью подступают. Видно голодно и холодно им в такую пору. Ведь для оленей полярный волк – враг номер один.

А вы чайку то отведайте с нашей заполярной ягодой – морошкой. Много в этой ягоде витаминов, ведь недаром её называют ягодой космонавтов. Первое место занимает она среди болотных ягод. Обогнала она даже бруснику и клюкву.

Да, самым важным в нашем хозяйстве – это – конечно же олень. Это сильное, выносливое животное. Оленей впрягают в длинные сани – нарты. Без оленей не было бы у нас меховой одежды и меховых сапог (унтов). А без теплой меховой одежды в этом холодном краю плохо. Много оленей – есть одежда, вволю еды – вкусной оленины, оленье молоко и чум всегда теплый. Одежда получается теплой, легкой, красивой. День-деньской работает олень, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребет копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им олени и питаются.


1-ый геолог: Погодка нынче разыгралась, что и нос на улицу показать страшно. Не уж-то тундра всегда так встречает своих гостей?


Бабушка: Бывают, конечно, солнечные, теплые дни, но их так мало. С приходом весны повсюду шумят ручьи, со всех сторон доносятся крики и песни птиц, появляются тундровые цветы. Летом солнце ласково греет, и круглые сутки заливает тундру ярким светом. Но это самое приятное время года отравлено комарами. Их такое количество, что иногда, из-за тучи, солнца за ними не видно, зато для птиц раздолье, очень много корма.

Да, хорошо конечно думать о теплых деньках, но и зимой тоже есть свои красоты, редко, но можно любоваться полярным сиянием. А случалось ли вам, гости дорогие, уже любоваться северным сиянием?


3-ий геолог: Да, нам уже выпало счастье увидеть одно из самых величественных и красивых явлений природы. Яркие краски, причудливые формы, постоянная изменчивость и неожиданность появления очень нас восхитила. А потом все постепенно меркнет и вновь погружается в темноту (демонстрация полярного сияния на мультимедийной установке).


Бабушка: Неспроста полярное сияние сравнивают с шепотом звёзд. Тундра продолжает удивлять нас каждый день. А сейчас уже на дворе ночь, пора нам готовиться ко сну.

Каждый вечер я рассказываю своему внуку разные интересные сказки, про нашу землю-матушку. Вот и сейчас я вам хочу рассказать сказку, про растения лесотундры. А поможет мне лиственница Неженка, елочка Зеленушка, березка Веселушка, карликовая березка Малышка, ольха Скромница, ивушка Хохотушка, рябинка Краснощечка.

Итак, слушайте.


Растения лесотундры (экологическая сказка)

Инсценировка сказки обучающимися

Ведущий: Жили-были на пригорке деревца – подружки. Дружба их была крепкой-крепкой. Берегли деревца друг дружку, потому что непросто расти в суровом климате лесотундры. Звали подружек лиственница Неженка, елочка Зеленушка, березка Веселушка, карликовая березка Малышка, ольха Скромница, ивушка Хохотушка и рябинка Краснощечка. Жили они- не тужили: радовались недолгому полярному солнышку, прятались от ветра и мороза в суровую зимнюю пору, помогали друг другу во всем.

Слава о такой верной дружбе разнеслась по всей тундре и дошла, наконец, до злой волшебницы Ойоки. От досады лишилась волшебница сна и аппетита и стала думать о том, как разрушить эту дружбу. Но сделать это злое дело она задумала так, чтобы никто о ней дурного слова не смог сказать. Решила она угостить подружек свои колдовским зельем – настоем для хвастовства.

Ничего не подозревающие деревца испили этого настоя и сразу принялись хвастаться одно перед другим, перебивая друг друга.

Заглянем на полянку и послушаем, что там за спор происходит.


Лиственница Неженка: Лучше меня деревца вы не отыщете. Посмотрите, какие у меня красивые мягкие хвоинки. Не то что у ели! Растут мои светло-зеленые хвоинки пучками, по 20 – 60 хвоинок вместе. Вот поэтому я такая пушистая и красивая. И для людей я самая ценная, потому что моя древесина в воде не гниет. Из меня даже мосты строят. Вот такая я красивая и нужная!


Елочка Зеленушка: Вы только посмотрите на неё! Да разве лучше меня, ели, вы найдете? Ты, Неженка, осенью свои иголки сбрасываешь, а я всю зиму зеленая. Люди даже загадку про меня сочинили: «Зимой и летом одним цветом». А иголочки свои я меняю постепенно , через каждые 5 – 7 лет. Меняю не все сразу, а по очереди, поэтому и остаюсь всегда зеленой.

А на Новый год какое дерево люди домой приносят? Вот то-то же! Еще бумагу из меня делают – это раз, искусственный шёлк – два; дома строят – это три, музыкальные инструменты делают – четыре. Вот поэтому я считаю себя намного лучше и нужнее всех вас.


Березка Веселушка: А, о ком стихи и песни люди сочиняют? Вот послушайте:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

Красиво звучит? А ствол мой белоснежный, не то что у вас. Почками березы лечатся люди от простуды, настоем натирают суставы, чтобы не болели. Дрова березовые дают много тепла. Люди делают из меня мебель, лыжи, получают деготь. Выходит, что я – самое прекрасное дерево в тундре.


Карликовая березка Малышка: Ну и что, что я маленькая и похожа на кустарничек. Зато мои листочки, как маленькие монетки, покрытые слоем воска. Я не боюсь погибнуть от жажды в тундре, ведь вода здесь холодная, и пить много я не могу. Да и людям без меня не прожить, ведь расту я даже на самом Крайнем Севере. Мои ветки едят олени, а зимой люди топят ветками свои чумы. Осенью мои красные листочки лучше всех украшают тундру. Как же в тундре без меня прожить? Вон посмотрите на ольху, ей и похвастаться нечем.


Ольха Скромница: Что ж вы так расхвастались? Я вот до самых морозов с зелеными листочками остаюсь. Вы же меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Посмотрите сюда. Вот мой корешок, а на нем оранжевые клубеньки. Как вы думаете, что это? Это лучистые грибы. Они живут на моих корнях и помогают мне из воздуха переносить в почву азот. Это очень полезно всем растениям тундры и мне, конечно. А древесина у меня приятного апельсинового цвета и из нее тоже мебель неплохая получается. И тепло мои дрова дают, и древесина моя тоже почти не гниет, а листья, кора и «шишки» лечат людей от простуды и разных недугов. Так что у меня есть все ваши особенности. И я не хуже всех вас. А от тебя, ива, какая польза?


Ивушка Хохотушка: Хоть я и карликовая, похожая скорее на кустик, чем на дерево, но польза от меня немалая. Да и по красоте я вам не уступлю. Посмотрите на мои листочки. Сверху они гладкие, а снизу пушистые, приятные на ощупь. А весной что может быть прекрасней моих пушистых сережек? И людям я тоже очень нужна. Из моей коры готовят множество лекарств от самых разных болезней. Вот какая я нужная!


Ведущий: Дошла очередь и до рябины.


Рябина Краснощечка: Сколько бы вы ни хвастались, а я вот что скажу: стройнее и изящней меня дерева не найдете. Я родня яблони. И когда осенью одеваю свой желтый наряд, мои гроздья ягод видны издалека. В ягодах – уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Они любят лакомиться моими ягодками. Вот как!


Ведущий: Этот спор между деревьями не кончался много дней. Уже все растения вокруг стали забывать о былой дружбе заполярных деревьев. Но тут случилось вот что.

У мальчика Димы заболела бабушка. Стали болеть у нее ноги. А лекарств подходящих дома не оказалось. Сел Дима на скамейку около дома и заплакал.

Пролетала мимо птичка-невеличка, Трясогузка. Спросила мальчика, о чем он плачет. Дима ей все рассказал.


Трясогузка: Нужно пойти тебе в тундру. Там есть полянка, на которой растут деревья-подружки. Они тебе обязательно помогут.


Дима: А, как мне найти эту полянку?


Трясогузка: А, ты поспрашивай у животных и растений, они тебе подскажут. Найти её нетрудно.


Ведущий: Собрал Дима рюкзак и отправился на поиски деревьев-подружек. Долго искать не пришлось. Все отправляли мальчика на полянку, но предупреждали, что подружек там теперь нет, а есть только хвастушки. Наконец, нашел Дима полянку, обрадовался. Обратился мальчик к деревьям за помощью, но ни одно из них не удостоило его своим вниманием. Все были заняты спором между собой. Сел Дима посреди полянки и расплакался. И вдруг – о чудо! – от слез мальчика колдовство злой волшебницы Ойоки исчезло. Деревца стали, как и прежде: добрыми и приветливыми. Береза и ольха дали Диме настои почек, коры, листьев, чтобы бабушка натирала ими свои ноги. Рябина поделилась ягодами, в которых так много витаминов. А остальные деревца пожелали бабушке скорейшего выздоровления.

Поблагодарил Дима всех и поспешил домой. Скоро бабушка поправилась, и зажили они лучше прежнего. А деревца-подружки дружат в тундре и по сей день. И никакое колдовство не нарушает теперь их крепкую дружбу.

Бабушка: Понравилась ли вам, гости дорогие, моя сказка?

Подходит к концу наша беседа и сейчас мой внучек проверит на сколько хорошо вы ориентируетесь в «Тундре».

Обучающимся предлагается дидактическая игра «Четвертый лишний» по теме «Тундра»:

Климат – суровый, холодный, арктический, тропический;

Растения тундры – пальма, ягель, морошка, карликовая ива;

Животные – песец, морж, верблюд, северный олень;

Население – чукчи, французы, ненцы, русские;

Реки – Амударья, Печора, Лена, Енисей;

Занятия населения – ловля рыбы, выращивание винограда, оленеводство, охота;

Что везут с Севера? – пушнину, рыбу, полезные ископаемые, яблоки;

Время, отведенное для проведения занятия, к сожалению, подходит к концу. Настал момент подвести итоги нашего занятия.

Итог занятия (рефлексия): обучающимся предлагается закрасить определенными цветами смайлики: если занятие понравилось – красным цветом; если не понравилось – зеленым цветом.

В ходе занятия все убедились, насколько остро стоят перед людьми экологические проблемы и как много вопросов нам предстоит решать и воплощать в жизнь.

Ребята, начинается новая минута космического времени. От нас зависит, станет ли она периодом гибели и разрушения или временем созидания и жизни.

Большое спасибо за участие, за плодотворную работу всем участникам нашего занятия.

Автор материала: Е. Грищенко (4 класс)
Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.