12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хабалова Наталья Асламбековна85



Гуманитарные открытые Шёгреновские ученические чтения


СЕКЦИЯ: социология



Тема: “Детская беспризорность в России”


Авторы работы:

Бизикова Валерия Сослановна




Место выполнения работы

МОУ СОШ № 38, 6 класс

г. Владикавказ







Научный руководитель

Хабалова Наталья Асланбековна

учитель русского языка

и литературы








Владикавказ-2020




Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

1.Истоки вопроса беспризорности в России

1.1 Определение беспризорности 1.2 Сироты в годы Гражданской войны 1.3 Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы ………………………………………………………………………………………..4

2.Факторы детской беспризорности и пути их решения

2.1 Решение проблемы беспризорности в XXI веке 2.2Социальный портрет беспризорника. 2.3 Социальные программы и фонды оказания помощи беспризорным
………………………………………………………………………………………..7


3.Анализ причин ухода детей из дома……………………………………………..16

4.Открытие Центра реабилитации беспризорных детей «Свои? Чужие?

Дети так не делятся!»……………………………………………………………….17

5.Заключение………………………………………………………………………...18

6.Вывод………………………………………………………………………………19

7. Библиографический список …………………………………….......................... 21























Введение

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам[20]

Гипотеза :возможно беспризорность подростков - это следствие обвального ухудшения экономической и духовной жизни российского народа и оно может привести к деградации подрастающего поколения и представляет угрозу национальной безопасности страны.

Цель исследования: выяснить причины ухода детей из семьи,провести социологического анализ состояния современной общественной жизни, качество и образ жизни детей и подростков, их поведение и социализацию в обществе.

Задачи исследования:
1.     Дать понятие беспризорности.
2.     Описать социальный портрет беспризорника.
3.    Выявить факторы детской беспризорности и пути их решения.
4.     Охарактеризовать меры борьбы государства с беспризорностью.
5. Выяснить причины ухода детей из дома.
6.
Дать анализ результатам исследования динамики отношения населения к проблеме детской беспризорности.

7. Разработать программу PR-сопровождения открытия Центра реабилитации беспризорных детей «Свой? Чужой? Дети так не делятся» в г. Владикавказ.
Объект: беспризорность несовершеннолетних как социальное явление и один из значимых факторов, представляющих угрозу национальной безопасности России.

Актуальность работы видится в распространении информации среди сверстников.

Предмет исследования: предметом исследования является процесс социализации беспризорных детей и подростков, их адаптация в современном обществе.

Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение); эмпирические (изучение и анализ литературных источников по теме, анкетирование, интервьюирование).











1.Истоки вопроса беспризорности в России
1.1 Определение беспризорности
Первое определение беспризорности, дается в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 году. Это определение цитируется в статье [19] Е.Г.Слуцким. Евгений Георгиевич отмечает, что беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Далее автор продолжает: «Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными» [17, с.117-121].
В другом источнике информации [с.561-562] говориться, что в 1930 годы термин «безнадзорность» Большая Советская Энциклопедия не содержала, так как он входил в смысл общего понятия детской беспризорности. Таким образом, в 30-е г.г. ХХ века различия между понятиями «беспризорность» и «безнадзорность» практически не было.
Таким образом, в соответствии с законом, в двух выше указанных понятиях имеются отличительные особенности, которые состоят в отсутствии места жительства. В последнее время в ряде публикаций понятия «беспризорность» и «безнадзорность» смешиваются.

1.2 Сироты в годы Гражданской войны
Из источника информации [1], мы узнали, что октябрьский переворот окончательно разрушает зарождавшуюся в России систему призрения беспризорных.

Отдельную проблему составляют дети репрессированных. Их отправляют  к родственникам, но тем тоже часто приходится туго, и они не всегда могут позаботиться о ребенке или - что довольно часто случалось - про детей забывали вовсе.
Автор статьи [1] приводит статистические данные, в которых по переписи земских врачей на 1913 год, полные сироты составляют не более 25%, а к 1918 году полные сироты среди беспризорных составляют уже 40-45%, и таким образом в беспризорной среде снова превалируют сироты, лишившиеся родителей из-за войны, голода и революционных репрессий.
С первых лет Советской власти вся работа по защите прав детей, включая и борьбу с беспризорностью, была возложена на Совет защиты  детей. Однако Совет защиты детей Наркомпроса в эти годы - скорее номинальная организация, не располагающая сколько-нибудь реальными силами и возможностями.
   Из статьи А.Ю. Рожкова [14] мы выяснили, что  к 20-му году рост беспризорности достигает апогея и приостанавливается. К этому времени сироты среди беспризорных составляют уже более 60%, но точных данных по-прежнему нет, так как не  ведется даже грубого учета. Однако ситуация уже осознана, и  предпринимаются первые попытки регулярной борьбы с беспризорностью силами государства, но пока они больше похожи на борьбу не с беспризорностью, а с беспризорниками.
И тут возникают новые обстоятельства. Компания Советской власти по продовольственному обеспечению - продразверстка 1920 года, последовавшая за ней засуха и неурожай, бестолковое управление продовольственным снабжением, создают крайне тяжелую ситуацию на селе.
Дети массово теряют родителей и сами  гибнут от голода. По дорогам бродят сотни голодных детей, они занимают крыши вагонов поездов южных направлений, штурмуют рынки и продовольственные пристани, ютятся на чердаках, в колодцах.
Автор статьи продолжает, что за два года (1920 - 1922) количество беспризорных выросло на порядок,  и снова меняется их социальный состав. Дети-сироты составляют 70-60% от общего числа, и большинство их происходит из крестьян (до 40%). Среди беспризорных все больше становится детей из зажиточных семейств кулаков, инженеров и дворян. Но главная проблема заключается в том, что на фоне всеобщего обнищания, голода, отсутствия элементарных предметов потребления, неэффективности денежного обращения основными способами добывания пропитания становятся криминальные. К этому моменту срок  неэффективной работы с беспризорностью (с 1915 по 1920 год) уже составляет 5 лет. Этого времени более чем достаточно, чтобы сформировалась новая устойчивая система беспризорного быта, хорошо структурированная, со своим языком, традициями и нравами. За это время часть детей просто выросла в криминальной среде, помня о своем беспризорном опыте, активно вовлекают в них уличных детей.
Положение складывается настолько тяжелое, что 10 февраля 1921 года создается специальная, всем известная, Деткомиссия ВЦИК. Начинают создаваться первые специализированные детские учреждения для беспризорных детей: детские дома, колонии, специализированные школы и ремесленные училища.
Бродяжнический образ жизни держит крепче наркотика, многие дети за это время успели объехать полстраны, беспрестанно мигрируя, как перелетные птицы.
1.3 Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы
В литературном источнике [1] говориться, что в годы Отечественной войны количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей  –  сирот, вывезенных из  фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков.
В сентябре 1942 года было принято постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось  проявление заботы о детях-сиротах.
Впервые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для  эвакуации детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков открывались «специальные» детские дома.
Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники - распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись  на работу.
В 1944 году в детских домах было 534 тысячи детей (в  1943 году - 308  тысяч), в большинстве детских домов были открыты учебно-производственные мастерские.
Широкий размах, во время войны приняло усыновление детей.
К концу 1945 года только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17 тысяч детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.
Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4  тысячи детских домов содержалось за счет колхозов.
В 50-е годы в стране открылись несколько детских домов для одаренных детей – сирот, куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались условия для индивидуальных занятий таких ребят. Выпускники музыкальных училищ чаще всего  определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.
В 1959 - 1965 г.г.  детские дома были преобразованы в школы-интернаты.
Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших решений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они наравне с взрослыми перенесли все ее тяготы, сотни тысяч из них остались сиротами [2], [4], [14].













































2. Факторы детской беспризорности и пути их решения

2.1 Решение проблемы беспризорности в XXI веке
Прошли годы. Сегодня мы живем в XXI веке. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
Тяжелое социально-экономическое положение, в котором оказалась Россия в результате проводимых в последнее десятилетие "реформ", одним из своих последствий имеет колоссальный рост числа беспризорных детей. А.Д. Данилов в своей книге [2] приводит данные Генеральной прокуратуры РФ. Он утверждает, что сейчас в России насчитывается 2 миллиона беспризорников, 530 тысяч детей-сирот, 1миллион детей-инвалидов, 300 детей ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей.
В чем же причина столь страшного социального явления?
Автор книги [2] пишет, что одной из основных причин беспризорности и безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
Так же он отмечает, что на самом деле, 90% беспризорных детей – это социальные сироты, имеющие родителей, к которым они могли бы вернуться. Но эти дети бежали из дома именно потому, что их к этому вынудила сложная ситуация в семье. У кого-то из них нет  родителей. У других родители потеряли жилье и сами являются бездомными.
А.Д. Данилов приводит статистические данные (2007 – 2008 г.г.), что сотрудниками правоохранительных органов столицы в городе было выявлено около 9 тысяч беспризорников, однако лишь 2% из них - москвичи. В Москве около 50 тысяч бездомных детей. Большая часть из них приехала из провинции, чтобы пожить в столице. Этих детей можно увидеть на скамейках в метро: грязных бездомных маленьких россиян, уставших от холода, недосыпания, токсикомании. В ряде случаев бегство детей из дома следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности подростков, отсутствия контроля за их время препровождением. Озабоченность взрослых проблемой   удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между  детьми и родителями – одна из причин детской безнадзорности. 
Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Усиление занятости родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить существование членам семьи также ведет к увеличению детской безнадзорности, повышают риск их бегства из дома.

Причины детской безнадзорности могут быть разными, но результат общий - отмечается резкий рост социальной дезадаптации детей: ранняя алкоголизация и наркоманизация, бродяжничество, аморальное поведение подростков, проституция, противоправные действия. Дети-беглецы становятся легкой добычей криминальных структур. Подростковая  преступность отличается особой жестокостью и цинизмом.
В другом литературном источнике [5] указывается, что практически все  дети - беглецы имеют отставание в психическом, физическом и интеллектуальном развитии, ослабленное здоровье. Не редко они страдают  хроническими заболеваниями. Ощущая свою ненужность, эти подростки часто склонны к суицидным действиям.
  Дополнительным фактором риска  стала и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами. Свертывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций обедняет  досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие.
Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.
Создание целостной системы профилактики и реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков, в число которых входят и дети-беглецы, является сегодня проблемой государственной значимости.
На мой взгляд, нашему государству необходимо усилить уголовное преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Закон на защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в отношении родителей пока не сложилась. Практически сегодня бездействует 156 статья Уголовного кодекса Российской Федерации (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), да и ряд других. Любое преступление должно быть наказано, в особенности против детей. И, конечно же, надо усилить уголовную ответственность в отношении лиц, вовлекающих детей в преступную деятельность, занимающихся сексуальной эксплуатацией детей и подростков.
Результаты прокурорского надзора показывают широко распространенное несоблюдение российского законодательства по вопросам, связанным с беспризорностью. Следствием всех вышеперечисленных проблем является рост детской преступности. Как известно, уже на протяжении довольно большого периода времени наблюдается рост общей преступности в целом, что, безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних. Беспризорные дети, являясь так называемой «группой риска», не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. И как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников [3], [8], [13].
Изучив исторические аспекты можно сделать следующие выводы: В 20-е, 30-е и 40-е годы Россию буквально захлестнула волна беспризорности. Но тому были объективные причины: революция, голод, Гражданская и Великая Отечественная войны. Процент социальных сирот, т.е. детей имеющих обоих родителей был мизерный, в основном в беспризорной среде преобладали дети, лишившиеся обоих родителей. Молодое Советское государство всеми силами старалось вести борьбу с беспризорностью. Но оно не располагало сколько-нибудь реальными силами и возможностями для этой работы. И все-таки государство прилагало колоссальные усилия для того, чтобы «вырвать» этих детей из цепких лап криминальной среды.


2.2.Социальный портрет беспризорника.
Основная масса беспризорников имеет папу или маму, а достаточно часто - и того, и другую. Так что сейчас нет ничего страшнее для современного ребенка, чем его собственные родители, которые бывают пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными. Убегают от побоев, издевательств, голода.

Приватизация жилья тоже внесла свою лепту в увеличение количества беспризорников: это когда вконец обезденевшие родители продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммуналку, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире совсем новые лица и записку в дверях: "Поживи у соседей". Такие случаи уже были в Москве, Уфе и Новгороде.

И дети изменились совсем . Они стали жестче, злее, хитрее, врут больше, чем даже три года назад, все какие-то спитые, сексуально озабоченные. Очень много стало детей с психическими нарушениями, просто нервных, с умственной задержкой, некоторые даже не могут вспомнить как их зовут и кто они такие. Вши, гепатит, гонорея - с одной стороны, деньги тысячами при задержании - с другой.

Отличительные черты и внешний вид

Эти наблюдения вы можете сделать и самостоятельно, побывав пару раз на железнодорожном вокзале или же пройдясь по районам перестроек и реконструкций. Это огромно поле деятельности для журналистов и иных бытописателей, благодатное и невозделанное.

Один из них был в рваных детских пижамных штанах, другой - в почему-то солдатских брюках, подпоясанных солдатским же ремнем, третий - в тренировочных штанах и в рубашке навыпуск, четвертый - в шортах. А на улице были зима. И лишь только один, пятый, был одет прилично и по погоде: в куртку, валютные джинсы и меховые полусапожки. Он радостно матерился, здоровался со всеми окружающими, и сообщил всему вокзалу, перевесившись через перила балкончика, что он вернулся навсегда, поскольку дом ему, мягко говоря, надоел.

Вот и попробуй определи внешний вид. Нынешний беспризорник, как правило, одет по необходимости: лишнюю, мешающую свободно передвигаться одежду выкидывает, а необходимое приворовывает тут же. Если нужно "выезжать в город" - появляется куртка с чужого плеча и шапка. А вообще, беспризорники - большие модники: верхнюю одежду могут менять по несколько раз в неделю, чего не скажешь про рубашки и земляного цвета майки. Так что особенно не удивляйтесь, если на зачуханном восьмилетке увидите пуховик размера на четыре больше.

Какие-то общие закономерности во внешнем облике беспризорника отсутствуют. Это зависит от его возраста, стажа кочевой жизни, и от профессии[18]. Самых старших, которых можно застать на вокзале только поздно ночью, вообще трудно отличить от обычных детей, если не приглядеться и не усмотреть во взгляде что-то особенное: заторможенное и решительное одновременно.

Девицы одеваются по-особому, в соответствии с профессией: ярко, с килограммами косметики на не всегда чистом лице, но издалека или спьяну производят пробирающее впечатление.

Побирушки предпочитают одеваться жалостливее и не мыться, остальные худо-бедно за собой смотрят, особенно те, что работают на выезде. Они умываются достаточно часто и иногда моют голову, что привело бы в праведный гнев беспризорников двадцатых, а если появляются насекомые - могут отстегнуть парикмахеру за стрижку под ноль. Ходить с длинными ногтями считается не совсем приличным, поэтому их обкусывают.

В отличии от беспризорников двадцатых, за собаками они не ухаживают, потому что собак у них нет, а если бы и были, они, скорее всего, их бы мучили. Из "домашних животных" у них есть вокзальные бомжи и сумасшедшие, предназначенные для забав.

Любимая еда

Безусловно - "Сникерс", "Марс", мороженное и "Пепси". На эти продукты повседневного спроса денег не жалко.

Питаться предпочитают в одиночку, закупать продукты в дальнем киоске, чтобы никто не мог сопоставить съеденное с той суммой, которая, возможно, осталась.

На таком рационе можно протянуть ноги, поэтому иногда с большим удовольствием поедаются холодные котлеты и разные булочки. Суп почти не едят, не потому что не любят, а потому, что с ним много возни: в случае опасности с собой не унесешь.

Манеры

Свистеть, громко смеяться, танцевать и надоедать прохожим беспризорники не любят. Они напрочь лишены демонстративности, достаточно ненавязчивы и мечтают только об одном, чтобы к ним не приставали. Это очень рациональные люди.

Они не боятся никого, спокойно, хотя и без радости, общаются с журналистами, особенно если их кормят. На вопрос, что будете есть, без зазрения совести заказывают много и выбирают самое дорогое.

Это только так кажется, что беспризорники бедны, как церковные крысы. Беспризорник, выпущенный на свободу из детской комнаты милиции, через полтора часа может попасться вновь с тремя тысячами рублей в кармане. Но этот-то, конечно, из разряда самых ушлых. Новички перебиваются, как могут, потому что делиться, сострадать и помогать здесь не принято.

Беспризорники любят нехорошие анекдоты, ножи и всякие хлопушки. Не лишены тщеславия и иногда могут себе позволить развернуть перед физиономией какого-нибудь командировочного, давящегося жалкой котлетой, пачку "Винстона".

Беспризорники очень «уважают травку». После пары затяжек становятся очень добрыми, и их тянет любить всех. Они бродят по залу, вгоняя в краску теток преклонных лет, несносно к ним приставая. Спиртное пьют не все.

Времяпрепровождение

Основное в их жизни - это, конечно, "работа". Но об этом ниже. Кроме сна, а спят они утром и днем в укромных уголках (вокзальные могут, согнувшись в три погибели, устроиться в креслах), беспризорники любят есть.

Единственное место, где беспризорника можно взять тепленьким - "лежбище".

12 часов ночи - время "Ч". Беспризорники стекаются к кафе и начинается самое интересное - охота на бомжей. Бомжи - это почти люди, они очень нужны беспризорникам, чтобы постоянно сравнивать себя с ними, и понимать, что у них самих не все еще потеряно, и испытывать по этому поводу чувство превосходства и гордость[19]. Бомжей можно: бить, пинать, обливать водой и оплевывать, особенно смешно, когда бомжи пытаются догонять обидчиков, поскольку сделать они этого все равно не смогут никогда, а только машут костылем и плюются. Здесь бомж теряет точки опоры и его можно поддеть, опрокинуть и пробежаться взад и вперед по его дохлому тельцу.

Когда бомж умирает, спорят: как скоро его уберут.

В грязи и нечистотах вокзальной жизни есть и островок счастья - игральные автоматы. На внешний вид они тоже не очень презентабельные, но здесь можно забыться. Все основные средства тратятся именно на них. Ребят не гоняют, потому что с владельцами автоматов они связаны тесными рабочими узами. Это наплевать, что автоматы не дают никакой прибыли, зато сверкают, в отличие от всего остального.

Можно также сходить на "видик": в темном видеозале очень хорошо спать, разлегшись под экраном на сцене вповалку. Смотреть беспризорники любят только фантастику, поскольку мордобоев хватает и в реальной жизни, а порнография существует под боком в виде их беспризорных подружек или банды глухонемых девиц.

Иногда можно походить по киоскам, прицениться, поглазеть на танцующих под звуки оркестра сумасшедших, поиздеваться над человеком с крестом и в белых одеждах, вещающего что-то про рай и ад, попинать вокзальную семью, выискивающую друг у друга насекомых или посмотреть телевизор. Очень многие из них смотрели "Богатые тоже плачут", смотрели в одиночку, чтоб никто не видел, как они реагируют.

Язык. Привычки. Обычаи

Речь беспризорника не отличается буйством фантазии. Говорят, как правило, мало, даже между собой, но многозначительно. Правда, попадаются и болтуны, которым важен сам процесс. От нервов и простуд голоса резкие и сиплые, и потому беспризорники напоминают чаек над вокзалом-помойкой. Они очень много ругаются.

Если послереволюционные беспризорники, которые отличались несколько более романтичной натурой, создали-таки свой язык, то нынешним - более практичным - хватает того, что уже есть - полублатного жаргона и "общепринятой" лексики.

Зовут друг друга вовсе не по кличкам, а в основном: "эй", "эй ты", или просто - никак, потому что имена помнят редко. Если клички и придумывают, то, скорее по некоторым физическим данным или внешним отличительным признакам:"Рыжий", "Толстый", "Морда". Любой уменьшительно-ласкательный суффикс, которыми их могут "обложить" впечатлительные пассажиры, или просто ласковое слово, воспринимается как личное оскорбление или опасность и вызывает немедленный отпор.

Надо сказать, что сами беспризорники себя конечно же так не называли. На Урале жили "кайдаки", в Москве, Питере и Ташкенте - мужики и пацаны (те, которые помладше). Девчонки почти повсеместно звались "марухами".

Сленг беспризорников двадцатых годов неповторим и не изучен, хотя в современных блатных вариантах слышны отголоски прошедших времен: "чинаши" - окурки, "шамовка" - еда, "сламщики" - друзья и далее до бесконечности[20].

Беспризорник был существом сентиментальным: обожал жалостливые песни про бездомных собак и про самих себя:

"По притонам я с детства скитался,

Не имея родного угла,

Ах, зачем я на свет появился,

Ах, зачем меня мать родила ."

Любимым музыкальным инструментом были "зубари", т.е. не чищеные, как правило, беспризорничьи зубы. Дети бывших интеллигентов ухитрялись выстукивать на них даже ноктюрны Шопена.

Алкоголь был в почете, наблюдатели отмечали крайнюю степень истощения и испитости детских физиономий, ко всему прочему - курили (как впрочем и сейчас) травку, пользовались кокаином и болели сифилисом. Отзывались на клички (сейчас это не очень распространено): "Медвежонок", "Крыса", "Воробей". Настоящие свои имена, не говоря уже про фамилии и отчества, никто и не помнил. Жили коллективно, но люди в стае постоянно менялись. Питались из "общака", хотя каждый имел и свою заначку.

Очень любили всяческие происшествия: особенно мордобои и смертоубийства, которые можно было наблюдать, подавая комментарии с соседних крыш. Иногда резвились сами, но в меру: разве что играя прохожим в футбол или вырезая из дамской шубки всю филейную часть. Опять-таки - карты, пристеночки, камушки, в которые проигрывалось все, даже свои и чужие жизни. Короче, с колокольни прожитых лет и в сравнении с нынешним поколением обитателей вокзалов, исторические беспризорники производили несколько ироничное и в целом доброе впечатление.

Способы существования

Кражи: мелкие и покрупнее, в зависимости от возраста и габаритов исполнителя, кто постарше - потихонечку начинал грабить, девицы занимались проституцией, а самые маленькие дети - в основном попрошайничали и крали пирожки с рынков. Это сейчас у беспризорников может быть несколько десятков профессий на выбор.

Рано или поздно беспризорники вырастали, просыпались однажды в каком-нибудь подвале и понимали, что так больше жить нельзя, хватит - и покатила жизнь воровская по "малинам" и ГУЛАГам.
2.3 Социальные программы и фонды оказания помощи беспризорным
В настоящее время предлагаются социально-педагогические програм
мы, которые оказывают социальную, психологическую помощь несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы (работы), жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи. Принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Содержат несовершеннолетних, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних в соответствии с образовательными программами, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
Например, следует отметить и такое важное событие: при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и наркомании» открыт приют для бездомных детей. Дети приходят сюда сами. Могут уйти. Здесь их кормят, одевают, оказывают медицинскую помощь. Учат читать и писать. Помогают обрести душевное спокойствие [7].
Часть брошенных детей, находящихся в детприемниках, усыновляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на отношении этого малыша - будущего родителя к своим детям. Видимо, правы специалисты, считающие, что отвращение, ненависть к собственному ребенку - это такое явление, которое имело место в прошлом, есть и настоящем и, вероятно, будет и в будущем. Попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает  пока лишь небольшой процент беспризорных детей.
Существуют и фонды, которые оказывают помощь беспризорным детям в России.
Из российских одним из известных является Санкт-Петербургский региональный общественный благотворительный фонд  “Содействие”.
Он создан 18 декабря 1991г. группой граждан, обеспокоенных положением детей-сирот в Санкт-Петербурге.
Целью Фонда “Содействие” является безвозмездная поддержка детей сирот и семей их опекунов и попечителей.
Задачами Фонда “Содействие” являются:
. содействие детям сиротам в получении образования, проведение отдыха,
услуг по лечению;
. содействие в правовой защите детей сирот;
. организация поездок детей сирот для отдыха и лечения за пределы
России;
. содействие государственным организациям в защите прав детей сирот;
. привлечение добровольных пожертвований;
. установление и развитие связей с аналогичными организациями а
Российской
Социальные программы Фонда “Содействие” являются: "Правовая защита".
Цель программы - организация бесплатной правовой и юридической помощи детям-сиротам, опекунам детей, многодетным семьям, матерям одиночкам инвалидам детства. Программа предусматривает создание Юридического представительства Фонда "Содействие" с привлечением к работе в нём профессиональных юристов.
«Ночлежка».
Цель программы: профилактика беспризорности и правонарушений,
совершенных детьми, привлечение общественности и средств массовой
информации к обсуждению и решению проблем беспризорных детей.  Программа предусматривает создание приютов для беспризорных детей, оказание помощи уже существующим приютам, привлечение иностранных благотворительных организаций для реализации этой программы.
Помощь беспризорным детям оказывает и Русская Православная Церковь. Она создаёт детские дома и приюты на базе приходов и монастырей, социальные станции, где дети могут пообедать, пройти медосмотр и санобработку, получить психологическую помощь. Главная задача церковных организаций - подготовить детей к самостоятельной жизни, помочь им обрести духовную и нравственную опору через приобщение к церкви.
Священники посещают детдома и приюты, беседуют с детьми «за жизнь», рассказывают им о вере и Церкви, желающих крестят. К церковным праздникам для детей устраивают праздничные представления, привозят подарки. Организуются экскурсии в монастыри, храмы, православные святыни, иногда удается пристроить детей работать при храмах или принять в воскресную школу.
А так же существует семейный детский дом (приемная семья).
Семейный детский дом (приемная семья) - форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Впоследствии получила название " приемная семья". Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются "приемными детьми", а такая семья - "приемной семьей". Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители- воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по представлению органов опеки и попечительства. Направление в семейный детский дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. В настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся на статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор в соответствии с «Положением о приемной семье». «Положение приемной семье» было разработано по инициативе Детского фонда Министерством образования совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829. В России насчитывается 386 приемных семей, в которых воспитывается более 2,3 тыс. детей. Однако в последние годы из-за сложной социально- экономической ситуации в стране число приемных семей заметно сокращается, а новых почти не создается.
Детские деревни
Детские деревни - SOS (СОС-киндердорф)- это особый гуманный тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 г австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 cтpaнax мира. Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы:
мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение;
в детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам - воспитательниц, но, прежде всего, это общество единомышленников;  руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.
Временная приемная семья
Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения его проблем или до определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя, прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовки; оплата услуг деятельности такой семьи; время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа приемных родителей происходит в их собственном доме.
В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности и безнадзорности. Чаще всего этим занимаются негосударственные учреждения: различные фонды и приюты [7].
На наш взгляд, дети «улиц» больше доверяют свои проблемы подросткам. Это зависит от того, что подростки думают, что взрослые их не понимают, ведь детские проблемы, как им кажется, самые глобальные и трудно решаемые.
Нам бы хотелось предложить, чтобы были такие организации, где бы с беспризорниками работали не только квалифицированные педагоги, специалисты, общественники, а также несовершеннолетние волонтеры, добровольцы, которые бы больше вовлекали ребят в такие организации как: «Юность», «Даешь добро», «Горячие сердца» и волонтерские движения и другие.


3. Анализ причин ухода детей из дома

В ходе выполнения работы, мы провели социологический опрос со старшеклассниками, студентами, задав им следующий вопрос:

1.В чем Вы видите основные причины ухода детей из семьи?

Анализируя данные опроса, мы выяснили, что большинство опрошенных подростков - 46%, считают основной причиной ухода детей из дома - плохое обращение  с ними в семье. 40% респондентов в качестве причины называют алкоголизм родителей. 7%- считает, что на побег из семьи детей толкает низкий материальный достаток. Желание познать мир «зовет» в дорогу 5% подростков, и 2% респондентов, считают, что подростки убегают из дома, стремясь вырваться из-под строгой опеки родителей. Результат опроса представлен в заключении.
Следовательно, делаем вывод: главная причина беспризорности коренится в семье. Чувствуя безразличие к своей судьбе самых дорогих людей, родителей, дети уходят из дома и пытаются решить свои проблемы самостоятельно, зачастую криминальными и жестокими способами.
Таким образом, проведя опрос учащихся школы, находящихся в группе риска и интервьюирование людей, которые работают с «детьми улиц», мы пришли к выводу, что главной проблемой ухода детей из дома в настоящее время является непонимание родителей, чрезмерная опека, их безразличное отношение к собственному ребенку, т.е. на первое место выходят проблемы в семье. На основе полученных данных мы смогли описать примерный портрет беспризорника: грязный, одет неопрятно, исходит неприятный запах, замкнут, не идет на контакт при общении или слишком раскован, иногда агрессивен.

Сделав определенные выводы по данной теме, мы пришли к идее создания в нашем городе центра реабилитации беспризорных детей.























4. Центр реабилитации беспризорных детей «Свои? Чужие? Дети так не делятся!»

Нами составлен бюджет-проекта.

Расходы на:

- разработку необходимой документации;

- приобретение земельного участка под строительство Центра;

- строительство Центра;

- поиск квалифицированных кадров для работы в Центре;

- приобретение необходимого оборудования, мебели и автотранспорта для Центра;

- открытие Центра реабилитации беспризорных детей в городе Владикавказ «Свой? Чужой? Дети так не делятся» Финансирование проекта будет осуществляться за счет:

- привлечения средств спонсоров и благотворителей как юридических, так и физических лиц;

- привлечения органов региональной власти с целью получения государственного финансирования данного проекта;

- привлечения региональных общественных благотворительных организаций к совместной реализации данного проекта;

- проведения PR-акций с целью привлечения необходимых для реализации проекта средств.

























5.Заключение

Беспризорность в стране достигла таких масштабов, что справиться с ней можно лишь всем вместе, когда ни один гражданин не останется равнодушным при виде беспризорного ребенка, поможет вернуть его в школу, окажет содействие неблагополучной соседской семье, вмешается, когда ребенку плохо.

Семья потенциально беспризорного ребенка и решение ее проблем должны быть на первом месте. Поэтому необходимо укрепление семьи, повышение ее статуса как основного звена гражданского общества. Экономическая и моральная помощь семье, стимулирование формирования здоровой семьи должно стать приоритетным направлением развития социальной политики государства. Наряду с государственными органами и ведомствами должны перестраиваться и средства массовой информации. Надо активно пропагандировать положительный опыт здоровых семей, семейных детских домов, создавать и восстанавливать в стране семейные

Нам всё-таки стоит обратить внимание, какой путь мы выберем. Для родителей всё-таки стоит опомниться, как будет себя вести ребёнок в той или иной ситуации при общении с ними. А для детей хочу сказать, пусть не покидают свой дом в любой ситуации. Ведь не имея дом, вы ничего не будете иметь кроме «вещей левого» (моя цитата)

Следовательно, делаем вывод: главная причина беспризорности коренится в семье. Чувствуя безразличие к своей судьбе самых дорогих людей, родителей, дети уходят из дома и пытаются решить свои проблемы самостоятельно, зачастую криминальными и жестокими способами.
Таким образом, проведя опрос учащихся школы, находящихся в группе риска и интервьюирование людей, которые работают с «детьми улиц», мы пришли к выводу, что главной проблемой ухода детей из дома в настоящее время является непонимание родителей, чрезмерная опека, их безразличное отношение к собственному ребенку, т.е. на первое место выходит проблемы в семье. На основе полученных данных мы смогли описать примерный портрет беспризорника: грязный, одет неопрятно, исходит неприятный запах, замкнут, не идет на контакт при общении или слишком раскован, иногда агрессивен.

















6.Вывод

В ходе исследования я доказала свою гипотезу о причинах ухода детей из дома, используя свои методы исследования.

Изучив данную тему, можно сделать следующие выводы. Первая мировая и гражданская войны, экономическая разруха и последовавший за ним голод, постигший значительную часть советского государства на этапе его возникновения и становления, были причиной появления массовой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране. Обитая на вокзалах, ютясь в подвалах, беспризорники пополняли криминальный мир, попрошайничали. Особенно много их скапливалось на крупных железнодорожных узлах в столице и региональных центрах.
В первое время проблему беспризорности пытались решить силами государственных органов управления образованием, педагогов и общественности. Опыт прошлых лет борьбы с детской беспризорностью говорит, что традиционные меры профилактики беспризорности, которую проводила Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов, колоний, ремесленных училищ), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносили ожидаемых результатов. Только постепенное совершенствование деятельности Наркомпроса, привлечение общественных организаций, создание специальных фондов помогло выработать эффективные методы работы
с беспризорными детьми.

В ходе выполнения работы выяснили, беспризорные де­ти не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необхо­димого ухода, систематического развивающего обучения и воспитания. В большинстве случаев беспризорность связана с противоправным поведением. Проституция, воровство, мошенничество, нищенство, становясь способом выживания, часто определяют дальнейшую судьбу беспризорных детей. Большое число несовершеннолетних, брошенных родителями и обществом на произвол судьбы, превращаются в бомжей. Многие дети становятся объ­ектом насилия и торговли, вовлекаются в наркотический оборот, становясь жертвами наркотического зелья.
Из интервью, которое проводилось в процессе выполнения работы, делаем вывод, что в настоящее время, большинство детей, уходящих из дома, можно поделить на две группы. К первой отнесем детей в возрасте 9 - 14 лет из неблагополучных семей, с низким уровнем жизни, в которых родители судимы, пьянствуют, не работают, ведут аморальный образ жизни.
Ко второй группе отнесем уходящих из дома подростков в возрасте 13-16 лет. Это дети из внешне благополучных семей, часто имеющих достаток выше среднего, в которых родители свои функции видят только в том, чтобы одеть, обуть, накормить и дать на карманные расходы. К этой группе можно отнести несовершеннолетних, чьи родители занимают высокие должности или успешно делают карьеру и не уделяют детям достаточного внимания. Подростки, не выдерживают чрезмерных требований, сталкиваются с непониманием и несправедливостью со стороны взрослых. Они нередко неплохо учатся или учились, пока это удавалось им без особых над собой усилий, следят за своей внешностью, общительны, имеют много знакомых, часто с завышенной самооценкой. Следовательно, главной проблемой ухода детей из дома в настоящее время является непонимание родителей, чрезмерная опека, их безразличное отношение к собственному ребенку, т.е. на первое место, на наш взгляд, выходят проблемы в семье.
Изученные нами информационные источники, проведенный опрос учащихся и интервьюирование людей, чья деятельность тесно связана с данной категорией подростков, подтвердили нашу гипотезу о том, что основной причиной ухода детей из дома является недостаточное внимание или чрезмерная опека со стороны родителей к несовершеннолетним.
Цель и задачи, которые мы ставили, в начале работы выполнены.
Социальный портрет беспризорных и безнадзорных детей, который мы рассматривали, в начале работы очень изменился. Он стал многовариантным, так как мы осознали, что в каждом конкретном случаи существует целый комплекс причин ухода детей из дома. Основными мерами для профилактики беспризорности на сегодняшний день нам кажется, должно быть, усыновление, опека или попечительство. Если нет возможности обеспечить ребёнку семейного воспитания, ему могут предложить проживать в учреждениях, которые способны создать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, приюты и др.). Ликвидировать проблему беспризорности способно только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности.
На сегодняшний день актуальность работы видится в распространении информации среди сверстников, так как данная тема мало изучена в их среде, поэтому мы провели серию классных часов в старших параллелях нашей школы.



























Библиографический список
1. Большева К.А. Детская агрессия. М.: Огонек, 2007.
2. Данилов А.Д. Беспризорник. М.: Удмуртия,1998.
3. Дулин Р.С. Детская беспризорность, ее понятия и принципы. М.: Москва,1999.
4. Константинова В.М. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Знания,1993.
5. Малышевский А.Ф. Введение в философию. М.: Просвещение, 1995 .
6. Под ред. Н. В. Шаповалова. Педагогическая энциклопедия. — М.: Наука, 1964. – Т.1
7. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. – 288 с .
8. Лиханов А.А. Возвысим голос и дела. Актуальные проблемы современного детства. // Аргументы и факты. – 2007. – № 8 – С. 4 – 5.
9. Нестеренко Р., Перков А. Детская беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения.// Жизнь. - 1997 № 5 - С. 83-85.

11. Озеров В.А. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Аналитический вестник. - 2002.- № 46.
12. Поддубная Т. Н. Управление системой социальной защиты детства/ Т. Н. Поддубная, А. А. Поддубный.- Ростов-на-Дону. // Феникс. - 2005.- С. 347- 348.
13. Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение. - 2002. - № 12.
14. Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории.- 2000. - № 11.
15. Рудов Алексей «Беспризорная Россия».// Индекс- 2007
16. Скобцев А.К. В России — третья волна беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков. //Вместе– 2005. - № 4.- С. 37 – 40.

18. 10. Нечаева А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление. // Государство и право - 2001 http://www.science-community.org/node/1200 17. http://ecsocman.edu.ru/text/18313859 / Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998 . - № 3. – С. 117 – 121.
http://revolution.allbest.ru/law/00002829_0.html,1997. Абышевский Ю.Т. Беспризорность после войны. М.: 2007.
19.
http://www.ovsem.com/user/oobdp
20.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободный словарь Википедия.
21. http://
www.mvd.ru/- Дети улиц.
22. http://www
.straybaby.ru - Психология детей улиц.
23. http://www.stressov.net.ru - Как можно им помочь.
24.
http://www.tula.net/tgpu/Bschool/Forms/forms3.htm - Они хотят есть.
25.
http://www.Kuzbass.com/news/lenta/2001/04/24/4.htm - Наши новости.
26.
http://crimealine.tik.com.ua/2004/02/0303.html - Все страшнее и страшнее.
27.
http://school-sector.relarn.ru/efim/4mistakes/2001/Kop_2001_042.htm - Они такие как мы.

21


Автор материала: В. Бизикова (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Абаева Дзера Сослановна, 29.11.21 в 05:15 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная работа !
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.