12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лачугина Наталья Степановна111
47 лет работаю в системе образования. Главный принцип моей работы -учиться постоянно. в том числе и у своих студентов.
Россия, Сахалинская обл., пгт.Шахтерск

Об этом стихотворении хочу рассказать…

Ерохов Влад – обучающийся II курса
ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»

научный руководитель – Лачугина Н.В.

В своей работе я попытался выяснить, в чем феномен знаменитого стихотворения Ф.И. Тютчева. Оно короткое. Состоит всего из 4 строк. Вы догадались, о каком стихотворении идёт речь? Это знаменитое

Умом - Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить

Почему на протяжении полутора веков (а оно написано в 1866 году) мы обращаемся к этим четырем строкам? Почему они не теряют своего значения?

Из бесед с нашими студентами и преподавателями мы выяснили, что 85% студентов знают это стихотворение и цитируют строки. 100% наших преподавателей знают это стихотворение, помнят его наизусть и считают, что оно очень современно и злободневно.

В чем залог бессмертия этих строк?

В течение всей своей истории России постоянно приходилось отстаивать свою независимость. И часто даже тогда, когда, казалось, шансов выжить нет. Но страна наша каждый раз возрождалась как птица Феникс - из пепла. К сожалению, в настоящее время снова России приходится защищать свой образ жизни, отстаивать свою независимость, право жить по своим, славянским законам, где главными являются: сочувствие, сострадание, уважение к другим нациям, где недопустимы однополые семьи, где не калечат детей родители, по своему усмотрению определяя их пол, где мирный труд – основа жизни людей.

Россия не похожа на другие мировые государства. Её судьбу пытались понять многие писатели и поэты. Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» сравнивал Россию с тройкой лошадей: «Эх, тройка! птица тройка. Кто тебя выдумал? Куда же несешься ты? Дай ответ». А.С. Пушкин в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» выражает гордость за свою страну, восхищается ее славными победами.

А.А. Блок в 1908 году размышляя о судьбе Родины, обратился к событиям Куликовской битвы:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

В этом неостановимом беге степного коня залог будущих побед и процветания России.

Ф.И. Тютчев – все - таки больше дипломат, чем поэт (он 22 года прожил за границей) хорошо знал европейские страны, менталитет народов, населяющих их. Он всегда сравнивал Россию с этими странами, пытаясь постичь русскую душу. Он считал, что Россия - это особенная страна, ее невозможно оценить по европейским меркам. Это особенное место, где живут особенные люди, с особенной душой. Итогом многолетних размышлений о своей Родине и стало стихотворение «Умом Россию не понять». Весь уклад русской жизни Ф.Ю. Тютчев передал в одной фразе, из которой следует, что только русский человек способен выстоять под тяжелейшими ударами судьбы и не сломаться.

Вспомним Андрея Соколова из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Во время Великой Отечественной войны он выдержал нечеловеческие испытания: немецкий плен, потери сначала жены и дочерей, потом сына. Что же помогло ему преодолеть эти испытания? Он всегда верил в победу, ни на минуту не забывал о своих близких, верил, что его ждут, что он нужен им. Перед лицом смерти в нравственном поединке с фашистским офицером полуживой, истощенный Соколов отказался выпить за победу немецкого оружия. Тем самым удивил силой русского характера жестокого эсэсовца Мюллера. Война отняла у Андрея все, но надежды отнять не смогла. Там, в фашистском концлагере, этот простой русский солдат под дулом пистолета отказался от немецкого «угощения»: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». После войны Андрей не очерствел, большая часть души его осталась открытой для сострадания, помощи такому же осиротелому, как и он, мальчику Ванюшке. И мы уверены, что Андрей научит этого мальчика тому, что делает человека человеком и что этот ребенок вырастет таким же сильным духом, как и его названый отец. А когда будет нужно, он встанет на защиту родной страны и сможет все преодолеть на своём жизненном пути.

Об особенностях русской души писал Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Вспомним слова М.И Кутузова под Красным, где он, увидев замерзших, обессилевших пленных французов, говорит: «А вот теперь их и пожалеть можно, тоже ведь и они люди…» Это он о тех, кто пришел захватить нашу землю, кто разорил нашу священную столицу Москву, кто убил, ограбил сотни тысяч русских людей! Вот такая она, русская душа, такой он, русский человек, которого не может расчеловечить ни одно самое страшное испытание.

Но как же Ф.И. Тютчеву в таком коротком стихотворении удалось создать точный и яркий образ русского народа? Рассмотрим поэтику этого произведения.

Итак, тема стихотворения – особая роль России в мире, в истории. Тютчев свято верил в ее избранность, поэта удивлял резкий контраст между жизнью людей в Европе и на его Родине. Сытый сравнительно обеспеченный европейский человек ведет пресный, монотонный образ жизни. Он не умеет радоваться, жить так, как это делают русские люди. Нищая, неразвитая Россия, тем не менее, дала миру множество выдающихся людей, гениев, уникальных личностей, об этом удивительном парадоксе говорит поэт в четверостишии с любовью и восторгом. Вера в Россию – самая важная в этом произведении.

По композиции стихотворение состоит из одной строфы, состоящей из 4 стихов, каждое слово здесь имеет особый смысл, ценность. Глубокий подтекст делает стихотворение удивительно мудрым и проницательным, по – философски. В последней строке этой монострофы содержится идея этого произведения: «В Россию можно только верить!»

Фразеологический оборот «мерить на свой аршин» Тютчев переосмыслил, преобразовав во вторую строку миниатюры. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

По жанру – это элегия. Антитеза является главным средством выразительности: понятие веры в Россию и невозможности понять её суть, оценить, подогнать под общие стандарты. Инверсия дает возможность интонационно выделить те части, которые автор считает наиболее значимыми. Слово «стать» играет особую смысловую роль в образе России. Она не может быть «под стать» кому-то, она особенная. Каждое слово в стихотворении подобрано, выверено и оправдано, поэтому оно стало бессмертным. Стихотворение построено на ярком олицетворении: душа России – живая, она мыслит, чувствует, имеет свой характер, особый нрав, особую стать.

Современно это стихотворение звучит и в настоящее время, когда Россия снова одна против множества враждебных стран, встала на защиту своих нравственных ценностей, своей правды, своей православной веры, права на жизнь на своей земле. Наверное, никогда не понять американцам, европейцам, почему российские солдаты, рискуя жизнью, прикрывают собой мирных жителей? Почему попавшим в плен врагам, на совести которых жизни многих людей, оказывают медицинскую помощь, создают человеческие условия содержания?

Почему? Да потому, что русский человек никогда не превратится в кровожадного зверя. Русская душа всегда открыта любви и сочувствию. В этом и заключается секрет силы русского народа. Понять нашу душу не в состоянии те, кто живет за пределами нашего государства. Поэтому Тютчев сказал, тогда еще, в 19 веке: «Умом Россию не понять», в нее можно только верить. И пока наша вера крепка – нам не страшны никакие испытания.


Автор материала: В. Ерохов (2 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.