12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабетдинова Зумрат Даминовна161
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
1

«Образы семьи, дома, рода в произведениях русских писателей 19 века (на примере повести С.Т.Аскакова «Детские годы Багрова-внука» и «Капитанской дочки» А.С.Пушкина)».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №46» г. Набережные Челны







Исследовательская работа

Секция 2: "Семья - это лучшее, что может быть в жизни любого человека..."

Тема: «Образы семьи, дома, рода в произведениях русских писателей 19 века (на примере повести С.Т.Аскакова «Детские годы Багрова-внука» и «Капитанской дочки» А.С.Пушкина)».

Автор работы: Уткин Иван, 9 класс, МБОУ «СОШ №46»



Руководитель:

Хабетдинова Зумрат Даминовна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

2018год.



Содержание



Введение …………………………………………………………………………………...…….3

ГЛАВА I. Семья: сущность, структура и функции. ………………………...………………...5

ГЛАВА II Семья и семейные ценности в современном мир. …………………..…………..6

ГЛАВА III. «Мысль семейная» в русской литературе 19 века. …………..............................8

3.1. Понятия «семья», «дом», «род» в повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». ……………………………………………………………………………………...…….9

3.2. Идея дома и семьи в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». ……………………9

Заключение ………………………………………………………………………………..…..11

Список использованной литературы……………………………..…………………………...12

Приложения …………………………………………………………………...………………..13

Введение

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.

А. С. Макаренко

Семья – это первое общество, в которое попадает человек. Именно здесь он впервые учится общаться с людьми, вести совместное хозяйство, строить отношение с людьми разного возраста. В семье он впервые сталкивается с традициями, правилами и обязанностями. Здесь закладываются нравственные и духовные основы человека. Именно от близких людей, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер зависит, каким вырастет человек - добрым или злым, великодушным или алчным, героем или трусом.

Актуальность работы заключается в том, что проблема семьи и воспитания подрастающего поколения важны для любого времени. Семья всегда воспринималась как центр нравственной жизни человека, как первая общественная ступень, направляющая сознание, волю, чувства ребенка. Изученный теоретический материал является практическим руководством для работы с учащимися по привитию им семейных ценностей.

Объект исследования: семейное воспитание в повести «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова и «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

Предмет исследования: процесс воздействия семейных отношений на духовное развитие главных героев повести «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова и «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

Цель исследования: через исследование и анализ художественных произведений С.Т.Аксакова и А.С.Пушкина изучить возможности формирования семейных ценностей у обучающихся.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

    Рассмотреть сущность, структуру и функции семьи.

    Рассмотреть вопрос семьи и семейных ценностей в современном мире.

    Проанализировать художественные произведения, в которых поднимается проблема семейных ценностей, в частности повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

    Определить, прослеживается ли преемственность в раскрытии темы семьи в русской литературе.

    Выработать у учащихся на основе материала художественных произведений стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям.

    Провести анкетирование среди учащихся школы.

    Разработать памятки для родителей и детей, отражающие ценность семьи.

 В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: только в дружной и крепкой семье, в обстановке любви и согласии воспитываются настоящие граждане, патриоты нашей страны.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников и научной литературы, интерпретации художественного текста, наблюдение, анкетирование, анализ полученных данных, обобщение.

Методологической и теоретической основой работы послужили художественные тексты С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», А.С. Пушкина «Капитанская дочка», справочные материалы научно-популярных статей.

Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

В первой теоретической главе дано определение семьи, раскрыты функции семьи, которые выражают качество и развитие семьи. Функции подтверждают, что Семья веками почитается как большая ценность, именно здесь, человек находит поддержку, здесь он разделяет радость и находит любовь, покой и счастье.

Во второй практической главе перечислены семейные ценности. Все, что узнаешь в своей семье, становится системой ценностей, на основе которых формируются дальнейшие действия. Родители выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки в решении проблем, коллективном труде, общении и т.д. Они охраняют домашний очаг, своим примером доказывают важность семьи.

Основная часть работы посвящена изучению образа семьи, дома в произведениях русской литературы, в частности С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и А.С. Пушкина «Капитанская дочка». При этом выделены те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа.

В заключении обобщаются результаты исследования, подводятся итоги, формулируются выводы.

Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint, а также сбора статистических данных о семьях, обучающихся в нашей школе, форм анкет, проведенных среди учащихся 5-9 классов, и созданных памяток для родителей по формированию семейных ценностей у детей и их родителей.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал является практическим руководством для работы с подростками по привитию им семейных ценностей.

Практическая направленность работы состоит в возможности привития семейных ценностей учащимся через изучение, анализ художественных произведений. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и на классных часах.

Работа написана на основе 3-х типов источников:

    Письменные (статьи из газет, книги, словари).

    Изобразительные (фотографии).

    Электронные (Интернет – сайты).

























ГЛАВА I. Семья: сущность, структура и функции.

По определению, семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья - ячейка общества с организацией личного быта, ведущая общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи насыщена материальными и духовными процессами. Союз основан на кровных связях, где переплетены отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе. Функции семьи напрямую зависят от общественных отношений и уровня культурного развития общества. Из этого следует, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Развитие и качество семьи отражается в ее функциях, основными из которых являются:

1. рождение детей,

2. хозяйственно-потребительская функция,

3. воспитательная,

4. сексуальная,

5. поддержание здоровья и жизненного тонуса в семье.

Рождение детей, безусловно, одна из главных функций семьи. Для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50% семей имели 3 и более детей. Это будет способствовать приросту населения страны.

Хозяйственно-потребительская функция охватывает ведение домашнего хозяйства, формирование бюджета, управление семьей, трудоустройство каждого члена семьи.

В родном доме главным образом воспитываются дети. Здесь подрастающее поколение получает первые трудовые навыки. Оно учится ценить и уважать труд людей, заботиться о родных, учится разумному потреблению материальных благ, получает первый опыт общения с деньгами. Я считаю, что лучший пример - это пример родителей. И я, в чем то, являюсь отражением своих родителей. В своей семье я получаю опыт самовоспитания.

Восстановительная функция семьи состоит в организации досуга и отдыха. Каждый член семьи вправе рассчитывать на заботливое отношение родных. Общение играет огромную роль. Ведь близость в общении, доверие и разговоры на интересные темы способны сблизить людей сильнее физической близости. Пассивный и активный отдых приносит в семью здоровье и взаимопонимание. В этом и есть, на мой взгляд, смысл и роль семьи в жизни человека.

Славянская семья с незапамятных времен строится на установившихся веками традициях. Главным в семье считается мужчина, в его функции входит материальное обеспечение семьи, защита ее от внешних неблагоприятных факторов, сохранение в ней здорового морального климата; он обязан готовить себе смену, растить детей, достойных продолжателей рода, обучать сыновей тому ремеслу и делу, которым занимается он сам и его предки.

Женщина является хранительницей домашнего очага, продолжательницей рода, растит и воспитывает детей, учит домашнему хозяйству дочерей, готовит их выполнять предстоящую обязанность жены и матери. Несоблюдение этих традиций приводит к плохому воспитанию подрастающего поколения.

Семья веками почитается как большая ценность, именно здесь, человек находит поддержку, здесь он разделяет радость и находит любовь, покой и счастье. А счастливый человек - это благодарный человек.

В своем доме я нахожу опору в лице родителей, они - это зеркало, в которое я смотрю и перенимаю их жизненный опыт, друга - брата, хорошего собеседника и мастера на все руки - деда, добрую и все понимающую бабушку. Без них моя жизнь была бы серой, безрадостной.







ГЛАВА IIСемья и семейные ценности в современном мире.

Семья — это первая школа жизни для любого человека. Все, что узнаешь в своей семье, становится системой ценностей, на основе которых формируются дальнейшие действия. Я родился в счастливой семье. Это счастье требует затрат времени, сил, денег и энергии каждого члена семьи. Это одно из самых главных дел моих родителей.

Одной из важнейших семейных ценностей является чувство значимости и необходимости. Дома ты должен чувствовать, что тебя любят, ценят и в тебе нуждаются. Семья – это место, где тебе безопасно, куда ты можешь вернуться, где тебя выслушают и помогут.

Гибкость в принятии решений приводит к ощущению комфорта в семье. В каждом доме установлен свой порядок, режим дня, правила, которые должны быть согласованы со всеми её членами.

Одно из главных правил – проявлять уважение. Между уважением и чувством страха существует очень тонкая грань. Уважать - значит принимать мысли, предпочтения, чувства другого человека. Уважение переходит из семьи, в школу и в общественную жизнь.

Другая, не менее важная семейная ценность, – честность. Она образует сильную связь между членами семьи.

Большая ценность в семейных отношениях - научиться прощать друг друга. Жизнь многообразна. Все совершают ошибки, но простить, понять и жить дальше - это важно. Семья учит быть щедрыми на внимание, любовь, общение и материальные ресурсы.

Формирование ответственности в семье помогает вовремя и правильно выполнять работу. Семейные традиции – это то, что делает семью индивидуальной, они сплачивают всех членов семьи. Родители выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки в решении проблем, коллективном труде, общении и т.д. Они сохраняют домашний очаг, своим примером доказывают важность семьи.

Как жаль, что в современном мире для многих людей семья перестала являться такой ценностью, а большие дружные семьи стали редкостью. Растёт процент количества распавшихся семей, что очень прискорбно. Отношения в семье теряют доверие и понимание.

Изменились условия жизни. Современный человек в состоянии самостоятельно обеспечить себе свое существование. Технический прогресс облегчил домашний быт. А такие черты характера, как эгоизм, индивидуализм, потребительское отношение привели к тому, что человек перестал делиться с близкими и чувствами, и материальными ценностями. Ему комфортно одному, а эмоции он может получить и в виртуальном мире в виде лайков, репостов и т.д. Там его «не пилят», не требуют отчета и заботы о другом человеке. В Японии уже столкнулись с проблемой семьи. В моду вошли виртуальные жены, мужья и дети. Все это может привести к тому, что люди перестанут общаться в «живую», молодые люди не будут стремиться создавать свои семьи. Одной из бед современных родителей в том, что, зарабатывая деньги, обеспечивая материальное благо, они упускают самое главное - духовную сторону воспитания, что является «стержнем» каждой личности.

Проведя исследования в своей школе, я обнаружил, что в 2018г. из 1172 семей учащихся полные составляют 886 семей, неполные - 286. И это большая проблема для всего общества и нашего государства, в частности.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»1,- писал Л.Н.Толстой. И я полностью согласен с мнением русского классика. Именно воспитание в семье играет важную роль в формировании личности. Я счастлив в своей семье! Мама дает мне тепло и ласку, она вкладывает в меня базовые ценности; отец учит работать в команде; дедушка дает советы, непринужденно рассказывая о своей жизни; старший брат Максим помогает в решении вопросов подростка и проблем в учебе; бабушка окружает заботой и любовью. Все вместе они адаптируют меня в обществе и прививают мне положительные нравственные качества.





















































ГЛАВА III. Семейные ценности в русской литературе.

Тема дома, семьи и рода - одна из ведущих. Она нашла свое отражение на страницах многих художественных произведений. Каждый писатель, рассматривая проблему семейных взаимоотношений, исследует обстановку, в которой растет и развивается герой, пытается понять его.

3.1. Образы семьи, дома, рода в повести «Детские годы Багрова-внука».

 “Мысль семейная” прослеживается в литературе XIX века, свое яркое воплощение она нашла в трилогии С.Т. Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания». Писатель был первым в воссоздании повседневного семейного лада.

С.Т. Аксакова желал «написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе...», чтобы в ней «не было… намёка на нравственное впечатление».2 Эта мысль была осуществлена в повести «Детские годы Багрова-внука». В ней писателю удалось передать атмосферу «общего гнезда». Сергей Тимофеевич убеждает читателей, что воспитание ребёнка, формирование его духовного мира вне семейного окружения невозможно. Автор воссоздаёт жизнь провинциальной дворянской семьи, при этом особое внимание уделяет крепости семейных начал. Он считает, что на покорности авторитету старших может держаться семья.

Внешний мир в произведении показан глазами маленького мальчика - Сережи. Он целиком «погружён» в лоно собственной семьи, в которой окружен заботой и вниманием близких. Мать и отец для него центр вселенной. При чтении книги, ощущаешь постоянное присутствие родителей в жизни Сережи. Отношения в семье Багровых определяются одним словом - любовь, её герой чувствует с момента своего рождения. Родители постоянно подчеркивают, что он «желанный», «прошенный маменькой», и это создает у мальчика чувства безопасности. Маленький герой счастлив.

Страстная любовь матери, «мягкая доброта» отца способствуют пробуждению в душе мальчика аналогичных чувств. Сережа обожает свою младшую сестру. Это проявляется в его поступках: «Сестренку я любил сначала больше всех игрушек… любовь эта выражалась беспрестанным желанием ее видеть и чувством жалости:… я беспрестанно хотел одеть ее своим платьем и кормить своим кушаньем…».3

Багрову-внуку интересно все, что происходит вокруг него. Он научился понимать и любить природу, ценить незамысловатый мир Багрова. И этот интерес ненавязчиво привит родителями. Мать воспитывает любовь маленького Сережи к книгам. Он с четырех лет читает. «Я всякий день читал свою единственную книжку «Зеркало добродетели» моей маленькой сестрице… Эту детскую книжку я знал тогда наизусть всю…».4 Сергей не просто с увлечением читает, но и ощущает потребность поделиться прочитанным с окружающими. Так, сказки Шехерезады он с воодушевлением пересказывает тетушке и младшей сестренке, порой дополняя их придуманными им самим подробностями, удивляя всех пылкостью воображения с умением фантазировать.

В ходе чтения мы отмечаем любовь мальчика к природе. Следует заметить, что мать Сережи была равнодушна к ней, а вот отец с увлечением отдавался рыбалке, охоте, иногда с разрешения матери брал с собой сына. С.Т. Аксаков показывает, как природа обогащает человека духовно, формирует его поэтическое мироощущение, помогает сближению людей, оказывает влияние на нравственность. Природа – добрый учитель и воспитатель. «Не до чтения ли, до письма тут, когда душистые черемухи зацветают, когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором…»5 - вспоминает автор. А вот сцена рыбной ловли, которая привела мальчика в неописуемый восторг: «Уженье просто свело меня с ума! Я ни о чем другом не мог думать, ни

говорить… Удочка, дрожащий и ныряющий поплавок, согнутое от тяжести удилище, рыба, трепещущая на леске, приводили меня при одном воспоминании в восторг, в самозабвение».6

Разумеется, не стоит идеализировать отношения, сложившиеся в семье Багровых. Я понимаю, что в условиях крепостнического быта ребенку приходилось сталкиваться с несправедливостью, как и в любой семье, здесь были свои подводные течения: не всегда взрослые вели себя искренне, честно, достойно, и это доставляло Сереже сильные страдания. Нельзя не вспомнить отношение героя к своей бабушке. После смерти дедушки, мальчик пытается сблизиться с ней, но привычка женщины бить дворовых отталкивает ребенка. Воссоздавая миф о счастливом детстве, Аксаков проводит мысль о том, что жизненные уроки, полученные мальчиком в семье, не прошли даром. Он понимает, что есть люди добрые и злые, есть господа и слуги, есть любовь, уважение, сострадание, но есть и жестокость, предрассудки. Багров-внук рано стал взрослым и смог сказать о себе: «Голова моя была старше моих лет».

«Уважение – это застава, охраняющая отца и мать, столько же и детище; первых оно спасает от огорчений, последнего – от угрызений совести»,7- пишет О. де Бальзак. Именно этими словами хочется закончить рассказ об отношениях в семье Багровых.

3.2. Идея дома и семьи в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Русская литература второй половины XIX века представляет нам целую галерею произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Из них мы получаем опыт семейных отношений, опыт взаимодействия с родителями. “Семейным романом” можно назвать и повесть А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В своей книге автор немало внимания уделяет роду и семье, он видит в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, усматривает историческое значение семьи для развития государства в целом.

В книге А.С.Пушкина в центре внимания находятся две семьи: Гринёвых и Мироновых. Уклад жизни в этих семьях связан с лучшими традициями дворянской культуры: чувством долга, чести, человеческого достоинства. В них царит любовь, уважение, взаимопонимание. Молодое поколение воспитываются словом и делом, оно защищёно от подлости, жестокости, бесчестия.

Обратимся к семье Гриневых, все члены которой любят и заботятся друг о друге. Между мужем и женой царит согласие и взаимопонимание. Эта патриархальная поместная семья, где хранят «привычки милой старины”, в ней царит доброта, взаимопонимание, уют. Традиции этой семьи неразрывно связаны с чувством долга, чести, справедливости, понятия дома.

Андрей Петрович Гринёв - отец семейства. Он служил при графе Минихе, вышел в отставку и женился на Авдотье Васильевне Ю. Детей в этой семье было 9, но все, кроме Петруши, умерли ещё в младенчестве.

Семья сыграла непосредственную роль в формировании Петруши Гринева. С детства он чувствовал любовь и заботу родителей, которые учили его уважать старших, быть честным человеком, не совершать дурных поступков. Отец ему говорил: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Для семьи Гриневых честь превыше всего. Слово отца - закон, которому беспрекословно подчиняются все члены семьи. Гринев-старший видит сына офицером, защитником Родины. Петруше прививают морально-волевые качества, но мало уделяют внимание изучению наук. Родители влияют на поведение и мироощущения сына.

Авдотья Васильевна – мать Петруши, она очень любит сына, поэтому разлуку с ним переносит тяжело. Провожая его на службу, горько плачет и расстраивается. Её огорчает место службы Петруши - город Оренбург.

О Петруше заботятся не только его родители, с отцовской любовью к нему привязан простой мужик Савельич. Слуга находится возле Петруши с детства, оберегает его, дает наставления как старший по возрасту, следит за здоровьем и благополучием барина. Именно в нем Петруша находит поддержку, заботу, находясь далеко от дома. Так, по пути на службу Петр напивается, Савельич делает ему замечания, бранит, но опохмелиться дает, видя, что тот мучается. Савельич проявляет отцовские чувства к Петруше, он терпелив и внимателен.

На формирование взглядов Петра большое влияние оказывают родители. Именно они, воспитывая своего ребёнка, «строят» его характер, судьбу.   Искренняя любовь матери, строгое воспитание отца, общение со справедливым Архипом и близость к природе развили в нем чувство долга, чести, собственного достоинства. Он никогда не посрамит фамилию, будет хранить традиции своей семьи.

 С семьей Мироновых мы знакомимся в третьей главе романа, когда Пётр Гринёв приезжает в Белогорскую крепость. Глазами Гринева мы видим уклад этой семьи. Мироновы почитают патриархальные традиции. Живут тихо и мирно. Их дом - это русская изба, стены которой украшены лубочными картинками, «представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота». Глава семейства - Иван Кузьмич, необразованный и простой, но честный и добрый человек. Он комендант Белогорской крепости, выходец «из солдатских детей». В обращении с подчиненными сказывается его крестьянское происхождение.  Порой А.С. Пушкин иронизирует над жизнью простого провинциального офицера. Он показывает его «в колпаке и китайчатом халате». Капитан занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах, пытается быть нужным даже в отставке. В молодости он совершал боевые походы, имел награды и диплом, который весит на стене за стеклом в рамке. Хозяин семейства отличается гостеприимством, любит свою семью дочь и жену. Несмотря на капитанский чин, он дает возможность Василисе Егоровне командовать в семье и полностью вести все хозяйство. Капитан Миронов добрый по натуре человек. Однако в решающие моменты он проявляет мужество, стойкость, готовность отдать жизнь за родину. Для него патриотизм и честь являются важнейшими качествами.

Василиса Егоровна - жена Ивана Кузьмича, окружающие называют её «комендантша». Она прекрасная жены, мать и хозяйка. Во всех военных делах мужа она принимает активное участие. Для нее воинская служба мужа - «привычное дело». Василиса Егоровна добрая, смелая, преданная женщина, в опасных для жизни её близких ситуациях, она готова пожертвовать собой. Эта простая женщины разделила со своим мужем трагическую участь.

Маша Миронова – достойная дочь своих родителей, смелая и решительная. Ради своего любимого Петруши, девушка готова на безумные поступки. Так, не думая о последствиях, она едет к императрице на поклон.

Семьи Гриневых и Мироновых во многом похожи, они взаимно дополняют друг друга. Обе семьи объединяют вечные ценности – любовь, доброта, совесть, верность. Это те нравственные категории, на которых держится мир, которые передаются из поколения в поколение.

Заключение

Рассмотрев процесс воздействия семейных отношений на духовное развитие главных героев повести «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова и повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, мы пришли к выводу, что русской литературе прослеживается преемственность в раскрытии темы семьи, дома. Именно в семье закладываются основы нравственного и патриотического воспитания.

Дети в 19 веке растут в больших семьях. Они окружены заботой и любовью своих родителей. Мне показалось, что в этих семьях любовь не делится, а преумножается с каждым членом семьи. И это здорово! А вот современные семьи небольшие и общение в них незначительное.

Оба писателя показали, что семья – это главное, что есть в жизни отдельных людей и общества в целом. Для развития всесторонней личности семья играет главную роль. Только в любви можно вырастить внимательного и заботливого человека. И эту мысль подтверждают герои С.Т.Аксакова и А.С.Пушкина. На примере семьи Мироновых в «Капитанской дочке» мы видим, каких прекрасных и смелых детей могут воспитать добрые и заботливые родители. Багров-внук, Петруша Гринев, Маша Миронова выросли добрыми, чуткими, готовыми сопереживать ближнему. В своей жизни они руководствуются чувством долга, чести, собственного достоинства, понятием дома.

Следуя поставленной цели исследования, изучив формирования семейных ценностей на примере русской классической литературы, я выявил определенную специфику семейного воспитания:

1.Воспитание в семье отличается от воспитания в обществе. Оно основано на любви, нежности, ласке, заботе, чувстве долга или отсутствия иных.

2. Изучив произведения, я пришел вывод, что в семьях действуют свои правила, нормы, традиции, своя система поощрения и наказания.

3. В каждой семье существует своя система взаимоотношений:

-между мужем и женой;

-между родителями и детьми;

-между детьми.

4. В качестве правил и норм поведения вступают семейные традиции.

5. Благоприятное развитие личности ребенка связано с направлением его развития и формами их реализации.

6. Постоянное взаимоотношение всех членов семьи приводит к благоприятному формированию личности подрастающего человека. Именно на собственном примере прививаются первые навыки в поведении и труде.

Результаты исследования будут представлять интерес психологам, учителям, родителям и детям. Мне они помогли разобраться в функциях семьи, в ее ценностях. Художественные произведения выступили яркими примерами в подтверждении моей гипотезы. Разработанные памятки напомнят родителям и детям о значимости семьи в их жизни.

Анкетирование учащихся показало, что в современном мире люди меньше времени проводят в совместных играх, делах и на отдыхе. Как правило дети заняты собой, а взрослые - работой и домашними заботами. Результаты анкеты будут интересны для классных руководителей и психологов.

В семье ребенок растет, приобретает культуру материальных и духовных ценностей. Преемственность поколений рождает историю семьи и страны в целом. Только любящая и дружная семья воспитает будущего семьянина. Без собственного примера родителей, без наставлений ребенок теряет способность расти как личность. Отсутствие у подростка четкого представления о добре и зле, о пороках и добродетели толкают его на путь криминала, алкоголизма, наркомании и преступлений. Необходимо помнить, что духовное воспитание в семье - основа для воспитания и в обществе.



Список использованной литературы:

1. Аксаков Сергей Тимофеевич. ­ Русские писатели: библиогр. словарь. – М., 1971 год. 
2. Аксаков, Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / коммент. Е. И., Анненковой. – М.: Худож. лит, 1986 год. 
3. Лобанов М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков. — М.: Мол. гвардия, 1987 год (2­е изд., 2005). (Жизнь замечательных людей). 

4.А. С. Пушкин. «Сочинения в трёх томах», т. 1, т. 2, т. 3 – М.: «Художественная литература», 1986 год.

5. «Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» - М.: ООО «Уральский электронный завод», 2004 год.

6. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). 2014 год.

7. «Пушкин в школе». Учебное пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. М.: «РОСТ», 1999 год.
8. http:// www.aksakov.net.ru /lib/sb/book/2061 ...

9. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lotman/index.php

10.http://www.literaturus.ru/2018/03/kritika-pushkin-tvorchestvo-otzyvy-sovremennikov.html

11. http://az.lib.ru/a/aksakow_s_t/text_0020.shtml

Приложение 1

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ СЕМЕЙ


Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ


Приложение 3

Вопросы анкетирования

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

а) очень хорошими; б) хорошими; в) не очень хорошими; г) плохими; д) не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?

а) да; б) не совсем; в) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

а) ежедневно; б) по выходным дням; в) редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

а) решаете сообща жизненные проблемы;

б) занимаетесь семейно-бытовым трудом;

в) работаете на приусадебном участке;

г) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

д) обсуждаете вопросы учебы детей;

е) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

ж) каждый занимается своим делом;

з) допишите, что ещё ______________________________________

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

а) да; б) часто; в) иногда; г) редко; д) не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

а) непониманием членами семьи друг друга;

б) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.)

в) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

г) разногласиями в вопросах воспитания детей;

д) злоупотреблением алкоголем;

е) другими обстоятельствами (укажите) _____________________________________________________________________________________________

8. Какие способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

а) примирение;

б) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

в) прекращение конфликта на некоторое время;

г) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

д) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9.Как вы реагируете на семейные конфликты?

а) переживаю, плачу;

б) становлюсь на сторону одного из родителей;

в) пытаюсь помирить родителей;

г) ухожу из дома;

д) замыкаюсь в себе;

е) отношусь безразлично;

ж) становлюсь озлобленным, неуправляемым;

з) пытаюсь найти поддержку в других людях.

Приложение 4

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ



Приложение 5

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ (продолжение)



1 Л.Н.Толстой http://aforizm.org/aforizmy/3378-schastliv-tot-kto-schastliv-u-sebya-doma

2 Борис Бобылев «Жизнь русской семьи в изображении С. Т. Аксакова». https://www.proza.ru/2015/06/21/1602

3 С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

4 С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

5 С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

6 С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

7 Оноре де Бальзак https://tsitaty.com/цитата/148972

Автор материала: И. Уткин (9 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.