12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воронцов Артур Артурович20
Беларусь, г. Минск, г. Минск
2

Особенности употребление кофеинсодержащих напитков учащимися 10-11 классов Государственное учреждение образования "Гимназия №30 г.Минска имени Героя Советского Союза Б.С.Окрестина"


ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Гимназия N 30 г. Минска

им. героя Советского Союза Б.С.Окрестина»









Научно-исследовательская работа

Особенности употребление кофеинсодержащих напитков учащимися 10-11 классов

ГУО «Гимназия № 30 г. Минска»














Исследовательская работа

учащиеся 9 «Г» класса

ГУО «Гимназия № 30 г. Минска»

Шмат Михаил Валерьевич

Дадян Эльвира Сергеевна



Руководитель –

магистр педагогических

наук, педагог социальный

А.А. Воронцов







Минск, 2019


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Употребление кофеинсодержащих напитков в юношеском возрасте. Теоритически аспект. 4

1.Кофеинсодержащие напитки: классификации, эффекты. 4

1.1.Классификация психостимуляторов 4

1.2.Психостимуляторы 4

1.3.Психомоторные 5

1.4.Кофеинсодержащие напитки. 5

1.5.Фармакологический эффект. 7

1.6.Побочные эффекты 7

2. Употребление кофеинсодержащих напитков и саморегуляция в юношеском возрасте. 8

2.1.Юношеский возраст 8

2.2 Саморегуляция: основные направления и принципы исследования 9

2.4.Как кофеин влияет в юношеском возрасте 10

Глава 2. Особенности употребления кофеинсодержащихх напитков учащимися 10-11 классов ГУО «Гимназия N 30 г. Минска». Эмпирический аспект. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Проблема злоупотребления кофеинсодержащих напитков подростками всё чаще становится проблемой, так как само потребление напитков, не всегда осознаётся в юношеском возрасте как риск. Не известно и многим взрослым о том, что кофеин, главный компонент кофеинсодержащих напитков в соответствии с классификациями психстимулятов, относится к стимуляторам ЦНС. Так же кофеин относится к психоактивным веществам, к группе пурины, что обосновывает взгляд на кофеин, как средство воздействия на химию мозга, что изменяет поведения многих несовершеннолетних. Но у многих в юношеском возрасте есть проблемы саморегуляции, что обосновывает мнение, что кофеин содержащие напитки могут не только влиять на здоровье, но и на формы поведения, которые из-за низкого саморегуляции могут быть очень рискованными.

Цель исследованияИзучить особенности употребление кофеинсодержащих напитков учащимися 10-11 классов ГУО «Гимназия № 30 г. Минска»

Задачи исследования:

1) Обозначить систему классификации , психостимуляторов , в которую входят кофеинсодержащие напитки

2) Проанализировать особенности протекания юношеского возраста

3) Рассмотреть особенности воздействия употребления кофеинсодержащих напитков в подростковом возрасте.

4) Исследовать особенности употребления кофеинсодержащихх напитков учащимися 10-11 классов ГУО «Гимназия N 30 г. Минска»

Объект исследования: Употребление кофеинсодержащих напитков в подростковом возрасте

Предмет исследования: Особенности употребление кофеинсодержащих напитков учащимися 10-11 классов ГУО “ Гимназия N 30 г. Минска ”

Для реализации целей и задач был использован комплекс методов исследования:

теоретические методы: изучение и анализ научной литературы, обобщение, анализ, обобщение, индукция, дедукция;

эмпирические методы: анкетирование (Анкета приложение 1);

База исследования: ГУО «Гимназия № 30 г. Минска»






ГЛАВА 1 Употребление кофеинсодержащих напитков в юношеском возрасте. Теоритически аспект. 1.Кофеинсодержащие напитки: классификации, эффекты. 1.1.Классификация психостимуляторов

Стимуляторы ЦНС

Стимуляторы ЦНС условно подразделяются на 4 большие группы:

1. Психостимуляторы

а) психомоторные:

- кофеин;

- фенамин;

- сиднокарб.

б) психометаболические (ноотропы):

- ноотропил (пирацетам);

- церебролизин;

- гамалон и др.

2. Аналептики

а) прямого действия:

- бемегрид;

- этимизол и др.

б) рефлекторного действия:

- цититон и др.

в) смешанного действия:

- кордиамин и др.

3. Стимуляторы спинного мозга

- стрихнин;

- секуренин и др.

4. Общетонизирующие средства (адаптогены)

а) растительного происхождения:

- препараты женьшеня, элеутерококка, аралии, золотого корня, маральего корня, бальзам Биттнера и др.

б) животного происхождения:

- пантокрин и др.

1.2.Психостимуляторы

Психостимуляторы (или психотоники, психоаналептики, психомоторные стимуляторы) повышают настроение, способность к восприятию внешних раздражений, психомоторную активность. Они уменьшают чувство усталости, повышают физическую и умственную работоспособность (особенно при утомлении), временно снижают потребность во сне (средства, взбадривающие утомленный организм, получили название "допинг" - от англ. to dope - давать наркотики).

В отличие от средств, угнетающих ЦНС, стимуляторы имеют менее важное значение, так как они лишены избирательности действия. Кроме того, стимулирование ЦНС сопровождается последующим ее угнетением.

К психостимуляторам относят разнообразные по структуре вещества, которые уменьшают чувство усталости, сонливости и повышают умственную работоспособность.

Психостимуляторы делятся на 2 группы: психомоторные и психометаболические стимуляторы.

Наиболее употребительными и мягко действующими психомоторными стимулирующими средствами являются чай, кофе, кофеин. Отчетливое стимулирующее действие на кору головного мозга оказывают фенилалкинамины: фенамин, его производные: сиднофен, сиднокарб и др.

К психометаболическим стимуляторам относят производные гамма-аминомасляной кислоты (ноотропил, пирацетам).Психостимулирующее действие оказывают многие другие вещества: пиридрол, меридил.


1.3.Психомоторные

Психомоторными стимуляторами называют лекарственные средства, которые повышают психическую и физическую работоспособность, биоэлектрическую активность мозга, условно-рефлекторный ответ, стимулируют центры продолговатого мозга, могут уменьшать некоторые виды торможения.


1.4.Кофеинсодержащие напитки.

Кофе

Психомоторные стимуляторы известны уже давно, с тех пор, как пастух по имени Калдим в горной местности Каффа, в юго-западной части современной Эфиопии, заметил, что козы, поедающие листья кофейных деревьев, становятся особенно бодрыми. Пастух приготовил из ягод кофейного дерева ароматный напиток, выпив который, почувствовал прилив бодрости. Об этом он рассказал настоятелю монастыря и тот (а впоследствии и монахи) испытали действие напитка. Напиток снимал усталость и позволял проводить ночные молебны. На Аравийском полуострове по разным данным кофе появился в период между 575 и 850 годами нашей эры, постепенно проникнув в Европу.

Другим, до недавнего времени часто используемым психостимулятором, является фенамин, синтезированный в XX в. после Первой мировой войны и ставший частично заменой кокаина для наркоманов.


Чай

Чай - это продукт, полученный из листьев чайного растения, которые подвергаются специальной обработке и используют для приготовления из них напитков.

Состав: главными составными частями, от которых зависят основные свойства напитка чая, являются дубильные и ароматические вещества, кофеин и витамины.

Дубильные вещества чая представлены танином и катехинами. Они придают напитку терпкий, приятно вяжущий вкус и красивый цвет. Количество дубильных веществ в черном чае составляет 8-12%, в зеленом – около 20%.

Кофеина содержится в чае от 2 до 4%. Это алкалоид, обладающий приятным горьким вкусом и тонизирующим свойством на нервную систему и деятельность сердечной мышцы. Однако избыток кофеина может вызвать бессонницу, учащенное сердцебиение и даже отравление.

Ароматические вещества в чае находится до 0,02%. Это эфирные масла, которые состоят более чем из 30 компонентов.

Витамины чая – каротин, B1, B2, PP B и C. Наиболее ценно в чайном листе большое содержание витамина P. В организме человека этот витамин повышает прочность и снижает проницаемость капиллярных кровеносных сосудов, а также способствует накоплению в организме витамина C.

Чай стимулирует жизнедеятельность организма, усиливает работоспособность, бодрит, снимает усталость. Утоляя жажду и помогает пищеварению, чай повышает энергию человека и в этом смысле действует также как средство, утоляющее голод. Чай прекрасно помогает бороться с остеопорозом, часто сопровождающим менопаузу, и другими заболеваниями костей. Лечит некоторые виды аллергии и снижает риск заболевания раком.

Энергетические напитки

Современные энергетические напитки зачастую называют напитками «третьего тысячелетия». Однако, на самом деле это далеко не так – идея создания напитка, способного стимулировать психоэмоциональную и физическую активность человеческого организма, придавать силы и помогать сконцентрироваться в ответственные моменты, была воплощена в жизнь ещё несколько тысячелетий назад. Люди пользовались природными стимуляторами с древнейших времен. На Ближнем Восток это был кофе, в Юго-Восточной Азии и Китае – чай, в Индии пили и чай, и кофе, в Южной Америке – мате, в Африке – орехи кола. На Дальнем Востоке, в Сибири и Монголии и сегодня популярны такие стимулирующие растения, как лимонник китайский, элеутерококк, женьшень, аралия. Были и сильные стимуляторы, например, эфедра – в Азии, кока – в странах Южной Америки [1]. Энергетические напитки содержат тонизирующие вещества, чаще всего кофеин (в некоторых случаях вместо кофеина в составе заявляются экстракты гуараны, чая или мате, содержащие кофеин, или же кофеин под другими названиями: матеин, теин, хотя, фактически, все это тот же кофеин) и другие стимуляторы: теобромин и теофиллин (алкалоиды какао), так же являющиеся гомологами кофеина, а также нередко витамины, как легкоусваиваемый источник энергии – углеводы (глюкозу, сахарозу) и т. д. В последнее время добавляется таурин. Алкалоиды – группа азотосодержащих органических соединений природного происхождения (чаще всего растительного), преимущественно гетероциклических, большинство из которых обладает свойствами слабого основания [2].

1.5.Фармакологический эффект.

В большей степени в ЦНС кофеин влияет на кору головного мозга. Психостимулирующее влияние характеризуется повышением умственной и физической работоспособности: препарат устраняет усталость, снижает потребность в сне, способствует концентрации внимания. Действие кофеина зависит от типа нервной деятельности и дозы препарата. У некоторых лиц при повышении дозы усиливается протекание определенных процессов (например, сонливость), у людей пожилого возраста прогрессирует забывчивость.

В целом препарат активирует положительные условные рефлексы, укорачивая время рефлекса. Аналептическое действие кофеина связано со стимуляцией дыхательного центра (учащение, углубление дыхания) и сосудодвигательного центра, что может нормализовать и повысить артериальное давление, однако следует принимать во внимание периферическое действие препарата на сосуды.

Кофеин стимулирует непосредственно деятельность миокарда действие. Вместе с тем следует отметить его прямое возбуждающее действие на центр блуждающего нерва, что может вызвать брадикардию и замедлить дыхание.

На тонус сосудов кофеин действует неоднозначно: расширяет сосуды сердца и почек, сужает — брюшной полости и кожи. Сосуды мозга препарат обычно тонизирует, возможно, после расширения, что используют для купирования болевого синдрома во время приступа мигрени. Кофеин расслабляет гладкие мышцы бронхов, желчных путей, может повышать секрецию желудка, снижать агрегацию тромбоцитов. Препарат оказывает умеренное диуретическое действие вследствие стимуляции гемодинамики и угнетения реабсорбции электролитов в почечных канальцах.

Кофеин стимулирует основной обмен, гликогенолиз, бета-липолиз, повышает содержание жирных кислот и глицерола, увеличивает концентрацию катехоламинов в плазме крови, мозговой ткани.

1.6.Побочные эффекты

Побочные эффекты: беспокойство, возбуждение, бессонница, тахикардия, аритмии, повышение артериального давления, тошнота, рвота. При длительном применении возможно возникновение некоторой лекарственной зависимости и толерантности (образование новых аденозиновых рецепторов). По этой же причине при внезапном прекращении приема кофеина усиливаются процессы торможения ЦНС, что сопровождается сонливостью и депрессией.

При приеме сиднокарба и меридила могут возникать головная боль, раздражительность, беспокойство, инсомния, снижение аппетита вплоть до анорексии, повышение АД, аллергические реакции. Следует учесть возможность развития психической зависимости при длительном применении этих препаратов.

2. Употребление кофеинсодержащих напитков и саморегуляция в юношеском возрасте. 2.1.Юношеский возраст

Юношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возраст исторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития [3;223].

Юношеский возраст – период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.) [3;224].

Юношеский возраст разделяют на ранний и поздний. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, так как терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. Никто не назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего – подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других — к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17 – 21 годом для юношей и 16 – 20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22 – 23 годам у юношей и 19 – 20 годам у девушек[3;229]. В связи с явлением акселерации, границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10 – 11 до 14 – 15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность-это старший школьный возраст – 15 – 17лет. В это время вырастающий ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). Позднюю юность относят к 20 – 23 годам. [4;278]

Таким образом, юношеский возраст – период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16 – 17 лет до 22 – 23 лет. Таким образом учащиеся 10-11 класса это представители раннего юношеского возраста.


2.2 Саморегуляция: основные направления и принципы исследования

Саморегуляция – это целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Это один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. [6]

В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» и родственные понятия – самоуправление, самоорганизация, самообучение, самопрограммирование и др. – трактуются по-разному. Широкий диапазон различий объясняется прежде всего разной степенью общности процессов, которые описываются этими понятиями. Среди основных подходов к сущности саморегуляции выделяются несколько.

Саморегуляция - это:

·Особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения.

·Управление человеком своими эмоциями, чувствами и переживаниями.

·Целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом.

· Целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий.

· «Внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;

· Взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.

Саморегуляция – это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Она осуществляет оптимизацию психических возможностей, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности. [5;7] Она обеспечивает также целевое и смысловое соответствие действий субъекта этим событиям, своевременность, пропорциональность действий и т.д.

Юноши с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя в коллективе сверстников, в оценке их окружающими, причем такой, которая по возможности соотносится с самооценкой. Мотивировка поступка становится более дифференцированной. На третьей стадии в развитии юношей определяющее значение имеет саморегуляция поведения как составная часть самовоспитания, а мотивировка поступков служит в этом случае регулятором поведения и деятельности личности. Таким образом, юношеский возраст является важным этапом развития саморегуляции в юношеском возрасте, что приводит к переоценке значимости употребления кофеинсодержащих напитков в юношеском возрасте.


2.4.Как кофеин влияет в юношеском возрасте

Кофеин может замедлить развитие ребёнка. Ученые PLOS One обнаружили, что молодые крысы, которые потребляли эквивалент кофеина размером с крысу в трех или четырех чашках кофе, испытывали снижение глубокого сна и задержку развития мозга.

Кофеин может нарушить формирование ключевых связей в мозге. В подростковом возрасте, когда мозг имеет больше нервных связей, кофеин может сделать сеть менее эффективной.

Кофеин сильно сказывается на сне учащихся в юношеском возрасте. Лишение же сна в юношеском возрасте может повлиять на их образование, психическое здоровье и физическое здоровье.

Кофеин также может вызвать потерю кальция в организме. Потребление слишком большого количества кофеина может привести к потере костной массы с течением времени. Питье содовой или энергетических напитков вместо молока может также поставить подростка на более высокий риск развития остеопороза.

Кофеин также может усугубить основные проблемы со здоровьем, такие как проблемы с сердцем. Это может также взаимодействовать с определенными лекарствами или дополнениями.

Кофеин может по-разному влиять на мальчиков и девочек в юношеском возрасте.

Исследователи обнаружили, что кофеин влияет на мальчиков и девочек одинаково до полового созревания. Однако после полового созревания существуют некоторые гендерные различия в том, как кофеин влияет на организм.

В целом, мальчики-подростки демонстрируют большую реакцию на кофеин, чем девочки-подростки. ЧСС у мужчин уменьшается больше в ответ на кофеин по сравнению с девочками.

У девочек наблюдается большее повышение диастолического артериального давления, чем у мальчиков после приема кофеина.

Исследователи продолжают оценивать психологические факторы, гормональные различия и психосоциальные факторы, которые могут составлять гендерные различия [9].

Глава 2. Особенности употребления кофеинсодержащихх напитков учащимися 10-11 классов ГУО «Гимназия N 30 г. Минска». Эмпирический аспект.

Для решения задач исследования было проведено эмпирическое исследование, целью которого явилось изучение особенностей Особенности употребления кофеинсодержащихх напитков учащимися 10-11 классов ГУО «Гимназия N 30 г. Минска».

В исследовании приняли участие учащиеся учреждения образования «Гимназия N 30 г. Минска» 11 класса (n=54) и учащиеся учреждения образования «Гимназия N 30 г. Минска» 10 класса (n=46)

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция.

Эмпирические: наблюдение, опрос, анкетирование (Анкета (Приложение 1).

Методы обработки результатов исследования:

А) качественные методы: описание, классификация, сжатие информации, кодирование, категоризация, схематизация, эвристика.

Б) количественные методы: упорядочивание, статистическое группирование данных, ранжирование, измерение, количественный анализ.

t1571855111aa.gif

Рис.1 Распределение учащихся по употреблению горячих кофеинсодержащих напитков

Исходя из материалов видных на диаграмме (Рис. 1), можно понять, что учащиеся 11 класса употребляют кофе напитки чаще чем учащиеся 10 класса. Это связано с тем, что 11 - это выпускной класс и им нужно гораздо больше времени для подготовки домашнего задания и подготовки к выпускным экзаменам, которое они могут взять только из времени сна. А чтобы бодрствовать было легче они и употребляют кофе, которое даёт ощутимый бодрящий эффект. В то время как учащиеся 10 класса больше употребляют чая. Однако есть учащиеся из 11 класса которые не употребляют ни чая ни кофе. Поэтому создаётся иллюзия, что учащиеся 11 класса меньше употребляют кофеинсодержащие напитки, но это является таковым для горячих кофеинсодержащих напитков.

t1571855111ab.gif

Рис.2 Распределение учащихся по частоте употребления горячих кофеинсодержащих напитков

По представленным данным (Рис.2) видно, что большого разрыва между учащимися 10 и 11 классов нет. Большинство учащихся употребляют кофеинсодержащие напитки с частотой 1-2 чашки в сутки. Это 61% среди учащихся 10 классов и 67% среди учащихся 11 классов. Что подтверждает повышение интенсивности потребления учащимися в период обучения в 11 классе.


t1571855111ac.gif

Рис.3 Распределение учащихся по кол-ву употреблеяемых кофеинсодержащих напитков (ч.л./ 1 чашку)

В данном распределении (Рис.3) ситуация сложилась уже по другому. Некоторые учащиеся 11 класса добавляют по 4 ч.л., в то время как среди учащихся 10 классов таких людей вообще нет. Это обусловлено тем, что в 11 классе учащимся нужно более мощное действие кофеина, чтобы бодрствовать большее количество времени, что сообщает нам не только о повышении интенсивности, но и повышении количества употребляемого кофеинсодержащего напитка за один раз. Хоть и есть такие различия, большинство мнений среди 10 и 11 классов все равно совпало, в основном учащиеся добавляют по 2 ч.л. в чашку. Это 50% среди учащихся 10 классов и 44% среди учащихся 11 классов.

t1571855111ad.gif

Рис.4 Распределение учащихся по употреблению энергетических напитков.

На этой диаграмме (Рис.4) мы видим , что большинство учащихся что в 10 классах, что и в 11 классах не употребляют энергетики – это 58% среди учащихся 10 классов и 45% среди учащихся 11 классов. Разница между учащимися 10 и 11 классов опять же таки обусловлена большей потребностью во времени и в энергетических напитках соответственно учащимися 11 классов. Хотя половина учащихся и предпочитает не употреблять энергетические напитки , так же есть и т , кто охотно занимается этим. Самым популярным энергетиком среди учащихся 10 и 11 классов является "Dynamit". Это 33.(3)% среди употребляющих учащихся 10 класса и 36,(36) среди употребляющих 11 класса.

t1571855111ae.gif

Рис.5 Распределение учащихся по частоте употребления энергетических напитков

На этой диаграмме (Рис.5) видно, что хоть половина учащихся и употребляют энергетические напитки , большинство учащихся делает это раз в месяц. Так ответило 75% употребляющих среди учащихся 10 классов и 63% употребляющих среди учащихся 11 классов. Тут мы снова видим, что учащиеся 11 классов употребляют энергетические напитки чаще, что связано с повышением интенсивности обучения несовершеннолетними в 11 класса.

Исходя из выше изложенного, несовершеннолетние проблему нехватки времени, решают в первую очередь повышением употребления кофеинсодержащих напитков, что имеет физиологические, психологические и социальные последствия для несовершеннолетних.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кофеи́н (также матеин (от мате), теин, гуаранин) — алкалоид пуринового ряда, бесцветные или белые горькие кристаллы. Является психостимулятором, содержится в кофе, чае и многих прохладительных напитках. Кофеин может замедлить развитие ребенка. Учеба в PLOS One обнаружили, что молодые крысы, которые потребляли эквивалент кофеина размером с крысу в трех или четырех чашках кофе, испытывали снижение глубокого сна и задержку развития мозга. Кофеин может нарушить формирование ключевых связей в мозге. В подростковом возрасте, когда мозг имеет больше нервных связей, кофеин может сделать сеть менее эффективной. Кофеин сильно сказывается на сне подростка. Каждые 10 миллиграммов кофеина, которые потребляет 13-летний мальчик, снижает его шансы на 8,5 часов сна на 12 процентов. Лишение сна у подростков может повлиять на их образование, психическое здоровье и физическое здоровье. Кофеин также может вызвать потерю кальция в организме. Потребление слишком большого количества кофеина может привести к потере костной массы с течением времени. Питье содовой или энергетических напитков вместо молока может также поставить подростка на более высокий риск развития остеопороза.Кофеин также может усугубить основные проблемы со здоровьем, такие как проблемы с сердцем. Это может также взаимодействовать с определенными лекарствами или дополнениями.

Юношеский возраст разделяют на ранний и поздний. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, так как терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. Никто не назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего – подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других — к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17 – 21 годом для юношей и 16 – 20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22 – 23 годам у юношей и 19 – 20 годам у девушек[3;229]. В связи с явлением акселерации, границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10 – 11 до 14 – 15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность-это старший школьный возраст – 15 – 17лет. В это время вырастающий ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). Позднюю юность относят к 20 – 23 годам. [4;278]

Саморегуляция – это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Она осуществляет оптимизацию психических возможностей, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности. [6;7] Она обеспечивает также целевое и смысловое соответствие действий субъекта этим событиям, своевременность, пропорциональность действий и т.д.

Исходя из всех материалов учащиеся 10 классов употребляют реже, меньше кофеинсодержащих напитков чем учащиеся 11 класса. Тем самым подтверждается опасение что учащиеся 11 класса, чаще всего изымают свободное время из времени сна, что ведёт к физиологическим изменениям учащихся, с возможными побочными эффектами, так же употребление кофе, как компенсация сна снижает уровень саморегуляции у учащихся 11 класса, что приводит к возможным негативным социальным последствиям недостатка саморегуляции у учащихся.












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Воронов, А. Мустафина, Н. Рынок энергетических напитков в России – Электронный ресурс: http://www.foodsmarket.info

Харкевич, Д.А., Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004, 2005, 2009.

Alkaloids IUPAC. Compendium of Chemical Terminology, 2nd ed. (the «Gold Book»). Compiled by A. D. McNaught and A. Wilkinson. Blackwell Scientific Publications, Oxford (1997). XML on-line corrected version: http://goldbook.iupac.org (2006-) created by M. Nic, J. Jirat, B. Kosata; updates compiled by A. Jenkins. ISBN 0-9678550-9-8. doi:10.1351/goldbook

Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издательский центр «Академия»; Раритет.-1997.-704с.

Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 464с.

Гульдан, В.В. Мотивация преступного поведения психопатической личности // Криминальная мотивация. — М.: Наука, 1986. — С. 189–251.

Круглов, Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. М.,1993. С.4-15.

Шостакович, Б.В. Классификация психопатий // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1988. — Т. 88, вып. 11. — С. 1875–1884. 

Петров, А.М., Гиниатуллин А.Р. Нейробиология сна: современный взгляд: Учебное пособие / Петров А.М., Гиниатуллин А.Р. – Казань: КГМУ, 2012 – 109 с.







Приложение 1

Анкета

1) Пьёте ли вы кофе или чай?

А) кофе Б) чай В) кофе и чай Г) не пью ни то, ни другое

2) Как часто пьёте кофе и(или) чай?

А) 1-2 чашки в сутки Б) 4-5 чашек в неделю В) 2-3 чашки в неделю

Г) 1 чашку в неделю

Д) свой вариант: _____________________________________________

3) Сколько ложек кофе (чая) добавляете в 1 чашку?

А) 1 ч.л. Б) 2 ч.л. В) 3 ч.л. Г) 4 ч.л.

Д) свой вариант : _____________________________________

4) Пьёте ли вы энергетики, если да, то какие ?

А) Не пью Б) Burn В) Adrenalin rush Г) Red bull Д) Monster Е) Dynamit Ё) Свой вариант: ______________________________________________

5) Как часто вы пьёте энергетики ?

А) Каждый день выпиваю по банке Б) 2-3 банки в неделю

В) раз в неделю точно

Г) могу купить бутылку раз в месяц

Д) Свой вариант: ________________________________




Авторы материала: М. Шмат (10 класс), Э. Дадян (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.