12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сысоева Юлия Сергеевна348
Россия, Карелия респ., Ильинский Карелия Россия

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа»







От гусеницы к бабочке

Исследовательская работа





Работу подготовил:

Васильев Захар,

ученик 2 «б» класса, 8 лет,

МКОУ «Ильинская средняя

общеобразовательная школа»


Руководители:

Сысоева Юлия Сергеевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Ильинская средняя

общеобразовательная школа»

Васильева Наталья Александровна,

Мама Захара













Введение


Лето – моё любимое время года. Я всегда с нетерпением жду тёплых летних деньков, чтобы чаще бывать в природе и наблюдать за растениями и животными.

Больше всего меня интересует жизнедеятельность насекомых. Одни из самых ярких представителей насекомых – это бабочки. Они поражают и завораживают своей красотой и легкостью.

Уже до школы я знал, о жизненном цикле бабочек. И мне стало интересно, а сможем ли мы в домашних условиях вывести бабочку из гусеницы? Данная тема показалось нам интересной и достаточно актуальной, так как бабочки оказывают влияние на жизнь природы всей Земли: являются опылителями и составляют рацион питания других живых организмов на планете.

В Карелии обитает большое разнообразие этого отряда насекомых. В своей работе мы остановились на бабочке-крапивнице.

Цель: выведение бабочек-крапивниц в домашних условиях.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

собрать и изучить информацию о бабочках-крапивницах;

выяснить, какие необходимы условия для превращения гусеницы в бабочку в домашних условиях;

провести эксперимент по превращению бабочки-крапивницы из гусеницы в домашних условиях.

Объект исследования: гусеница бабочки-крапивницы.

Предмет исследования: процесс превращения гусеницы в бабочку.

Методы исследования:  анализ, сравнение, опыт, наблюдение.

Гипотеза:  предположим, что вырастить  бабочек у себя дома возможно при соблюдении определенных условий.

Методы работы или исследования: поиск информации, наблюдение, эксперимент.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1.1. Литературный обзор

Бабочка Крапивница  – это дневное насекомое из семейства Нимфалид, которое насчитывает около двадцати родов и более пятисот различных видов.

Питание

Питается бабочка в зависимости от стадии ее развития. Взрослая бабочка довольствуется нектаром, а ее гусеница питается листьями крапивы. Поскольку благодаря крапиве происходит развитие бабочки, ее и назвали крапивницей. [1]

Среда обитание

Бабочка-крапивница наиболее распространена в средней полосе России. Увидеть ее можно не только в поле, но и в лесах, парках, скверах и на городских тихих улочках. Крапивница предпочитает жить в нешумных местах, хорошо укрытых от сильных ветров. [2]

Описание

Бабочка крапивница выглядит очень нарядно. Ее красновато-бурые крылья покрыты эффектными черными пятнышками, а внешние края крыльев украшены небольшими зубчиками и обрамлены яркой голубой каемкой. Размах крыльев крапивницы достигает до 5 см. Самки крапивницы практически ничем не отличаются от самцов. [3]

Из истории бабочки

Учёные долгое время не могли понять, что гусеница и бабочка – это одно насекомое. Только в 17 веке было научно доказано, что гусеницы – это стадия развития бабочки. [1]

Жизненный цикл. Развитие

Любая бабочка в течение жизни проходит четыре фазы развития: яйцо, гусеница, куколка,

взрослая бабочка.

Каждая фаза ничем не похожа на предыдущую. Такое развитие насекомого - бабочки, называют развитием с полным превращением, или как ещё говорят учёные метаморфозом.

Яйца

Яйца взрослое насекомое откладывает группками по сто-двести штук и делает это исключительно на нижнюю часть листьев крапивы. Яйца имеют желтый цвет.

Гусеница

Появившиеся из эмбрионов гусеницы крапивницы имеют небольшие шиповидные наросты, которые сплошь укрыты мелкими короткими щетинками. Личинки имеют темную, почти черную окраску тела и две желтые полоски сбоку. На протяжении всего периода роста гусеницы проходят несколько стадий развития, благодаря чему несколько раз линяют, и с каждой новой фазой все, более и более увеличиваясь в размерах.

Куколка

Как только взрослая гусеница достигает соответствующего возраста и размера, она перестает питаться и ищет либо какое-то укрытие, либо окукливается прямо на кормовом растении, где и сооружает кокон из выделяемых особыми железами тонких нитей.

Куколка имеет угловатое строение тела, цвет ее темный бурый цвет с золотыми вкраплениями. Она прикрепляется к основанию в укромном месте и висит вниз головой, прицепившись к стеблям растений, к штакетникам на заборе, к стенам хозяйственных построек. Для того чтобы надежно закрепиться в своем укрытии, куколка выделяет специальное клейкое вещество, благодаря которому крепко удерживается на месте.

Стадия куколки продолжается примерно две недели, после чего происходит метаморфоз и последующий вылет взрослого насекомого (имаго).

Бабочка

Крапивница относится к зимующим бабочкам. Самцы крапивницы осенью погибают, а оплодотворённые самки зимуют в различных укрытиях (чаще всего на чердаках домов, в не отапливаемых помещениях), где находятся в состоянии оцепенения, чтобы ранней весной, с наступлением первого тепла проснуться и начать свой лет.

В период зимовки при сильных морозах тело бабочки может полностью промерзать, но насекомое, тем не менее, не гибнет, и с наступлением тепла оживает. [1]


1.2. Практическая значимость

Данная работа может быть использована на уроках «Окружающий мир» в начальных классах при изучении темы «Насекомые».


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Условия для превращения гусеницы в бабочку в домашних условиях

1. Аккуратно и бережно относиться к гусенице, так как они легко травмируются. Не берите их руками.

2. Для корма использовать ту растительность, на которой вы нашли гусеницу.

3. Постоянно менять корм, не допуская высыхания и гниения листьев.

4. Не пугайтесь, если гусеница перестала питаться, она просто готова к окукливанию. 

5. Контейнер должен стоять на свету.

5. Куколкам необходима, чтобы не было сквозняков и постоянная температура, влажность 60-90%, иначе они могут засохнуть и погибнуть, или бабочка вылупиться неполноценной. Поэтому не забывайте периодически увлажнять.

6. Сделайте в контейнере возвышение из веточек, ведь бабочки нужно будет расправлять свои крылья.

2.2. Описание эксперимента

Эксперимент длился две недели с 10 июня 2019 г. по 14 июня 2019 г. Моим помощником была мама.

2.2. Дневник наблюдений

Дата

Объекты исследования

Этап 1. Отбор объектов для исследования

10 июня

- нашли на листьях крапивы гусениц бабочки-крапивницы;

(Приложение 1., Рис. 1)

- аккуратно, чтобы не повредить гусениц, переместили их в контейнер.

(Приложение 1., Рис. 2)


- в контейнере семь гусениц


Этап 2. Уход за гусеницами

10 июня

Создали благоприятные условия для жизнедеятельности гусениц

- дома поставили контейнер в светлое место;

- добавили свежих листьев крапивы;

- положили две веточки (место для окукливания гусениц);

- неплотно прикрыл контейнер крышкой, чтобы гусеницы не уползли

(Приложение 1., Рис. 3-4)


Гусеницы вели себя активно. Хорошо ели.

11 июня

Положил гусеницам свежие листья крапивы

(Приложение 1., Рис. 5)

Гусеницы оказались очень прожорливые – за ночь съели почти все листья.

12 июня

Положили свежие листья крапивы.

У гусениц хороший аппетит.

13 июня

Отсутствие аппетита сначала нас озадачило. Потом мы предположили, что пришло время окукливания.

(Приложение 1., Рис. 6)

Гусеницы перестали есть. Стали активно ползать по контейнеру.

14 июня

Наблюдали за процессом окукливания.

Веточки, которые мы положили в начале эксперимента, гусеницы не воспользовались.

(Приложение 1., Рис. 7-8)


- Две гусеницы окуклились: одна на крышке контейнера, вторая на стенке.

- Четыре гусеницы прикрепились на крышке контейнера вертикально, калачиком и не двигались. Головы была чуть поджата вниз. Начался процесс окукливания.

- Одна гусеница все ещё ползала по листьям.

15 июня

Наблюдали за куколками

Окуклилась последняя гусеница.

Этап 3. Уход за куколками

16-17 июня

Готовясь к эксперименту, мы узнали, что в природе куколки крепятся к веткам для того, чтобы бабочке было куда взбираться, пока она полностью не расправит крылья. Иначе насекомое будет неполноценным или погибнет.

(Приложение 1., Рис. 9)

Куколки крепко прикрепились к крышке и стенке контейнера, висели вертикально и не падали.

18 июня

Чтобы нашим бабочкам было удобно вылезать из оболочки, мы перевесили их на ветку:

- аккуратно отлепили куколок от крышки контейнера,


- ниткой подвязали куколку на веточку.

На дно контейнера положили вату, смоченную водой, для увлажнения.

(Приложение 1., Рис. 10-11)

Куколки без изменений.

19-21 июля

Ежедневно следили:

- за температурой воздуха,

- за увлажнением (чтобы вата всегда была влажной)

Куколки без изменений.

Этап 4. Появление бабочек

8.30 ч.

22 июня

Появление первой бабочки, которая окуклилась на стенке контейнера.

(Приложение 1., Рис. 12)



Через полчаса выпустили первую бабочку на свободу.

- Одна бабочка вылезла из оболочки, она ещё не могла летать, так как её крылья не окрепли.

- Остальные куколки изменили цвет – стали более прозрачные.



8.36 ч.

23 июня

Наблюдали за молодыми бабочками

(Приложение 1., Рис. 13)


- На следующий день появились ещё пять бабочек.

- Осталась одна куколка

Этап 5. На волю

8.56 ч.

23 июня

Выпустили бабочек в природу

(Приложение 1., Рис. 14-15)

Когда крылья окрепли, бабочки улетели.

24 июня

Выпустили бабочку в природу

(Приложение 1., Рис. 16)


Появилась последняя бабочка

7. При появлении бабочки из куколки, ни в коем случае не касайтесь крылышек. Это может нанести вред, и бабочка не сможет летать.

Выводы

По результатам работы я сделал следующие выводы:

1. Я выяснил, какие необходимы условия для превращения гусеницы в бабочку в домашних условиях.

2. Вывел бабочек-крапивниц из гусениц в домашних условиях.

Выдвинутая гипотеза подтверждена: вырастить бабочек у себя дома возможно при соблюдении определенных условий.

Заключение

Мне было интересно выполнять исследовательскую работу. Я узнал, много познавательного о бабочках-крапивницах и мой эксперимент удался.


Список интернет источников и литературы


https://agrostory.com/info-centre/knowledge-lab/butterfly-urticaria-description-of-view/

https://www.syl.ru/article/204553/new_babochka-krapivnitsa-opisanie-jiznedeyatelnost-i-razmnojenie

http://wildfrontier.ru/babochka-krapivnitsa-opisanie-foto-video/ 

Насекомые. Полная энциклопедия / Под ред. Ананьева Е. – Москва. : Издательство Эксмо, 2015. – 590 с.

Приложение

Приложение 1

Фотографии выполнены Васильевой Н. А., мамой Захара.

Этап 1. Отбор объектов для исследования

Рис. 1.

Рис. 2.

t1667756986aa.jpg

t1667756986ab.jpg

Этап 2. Уход за гусеницами

Рис. 3

Рис. 4

t1667756986ac.jpg

t1667756986ad.jpg

Рис. 5

Рис. 6

t1667756986ae.jpg

t1667756986af.jpg

Рис. 7

t1667756986ag.jpg

Рис. 8

t1667756986ah.jpg

Рис. 9

t1667756986ai.jpg

Этап 4. Уход за куколками

Рис. 10

t1667756986aj.jpg

Рис. 11

t1667756986ak.jpg


Этап 3. Появление бабочек

Рис. 12

t1667756986al.jpg

Рис. 13

t1667756986am.jpg

Этап 5. На волю

Рис. 14

t1667756986an.jpg

Рис. 15

t1667756986ao.jpg

Рис. 16

t1667756986ap.jpg



8



Автор материала: З. Васильев (2 класс)
Опубликовано


Комментарии (3)

Варенцова Вера Анатольевна, 13.11.22 в 17:12 2Ответить Пожаловаться
Захар - способный ученик! Браво руководителям!
Соколова Елена Борисовна, 13.11.22 в 17:20 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал! Отлично подобран, а, главное, адаптирован для ребёнка научный материал, проведён эксперимент, всё зафиксировано. Захару, наверняка, было очень интересно. Огромная благодарность его помощникам - маме и педагогу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.