12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Довбня Светлана Александровна517

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Кулундинского района Алтайского края










ПРОЕКТ

«ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК С ИНФОГРАФИКОЙ»










Руководитель: Довбня Светлана

Александровна,

учитель начальных классов


Участники проекта: Онипко Лев










Кулунда







































ВВЕДЕНИЕ


Как показывает мой ученический опыт, русский язык для учащихся начальных (и не только) классов является одним из самых непростых в освоении предметов. Большое количество правил, а также не меньшее количество исключений непросто запомнить, так как зачастую они представлены исключительно в виде большого по объему текста.

Ввиду этого, нам представляется, что наиболее творческое преподнесение материала в виде инфографических проектов поможет ученикам наиболее успешно усваивать правила русского языка.

Цель проекта: доказать, что использование электронной презентации с приемом инфографики в изучении темы по русскому языку в начальной школе способствует освоению материала.

Задачи проекта:

изучить суть инфографики и особенности ее создания;

изучить необходимый материал для создания графического способа подачи информации;

создать графический материал с помощью приема инфографики по русскому языку;

ознакомить учащихся 2 «А» класса с темой «Слово и слог» классическим способом (рассказ) и провести проверку знаний по пройденному материалу;

ознакомить учащихся 2 «А» класса с темами «Язык и речь», «Текст» с помощью графических материалов с приемами инфографики и провести проверку знаний по пройденному материалу;

сравнить результаты проверки знаний по темам, изученным различными способами;

провести опрос учащихся 2 «А» класса на тему: «Как легче усвоить теоретический материал по русскому языку?»;

подготовиться к защите проекта.

Новизна заключается в том, что инфографика может использоваться не только специалистами в компьютерной сфере, а также школьниками Такое использование может носить не только развлекательный характер, но и познавательный.

Сфера применения: использование результатов проекта возможно как педагогами при проведении занятий, так и учащимися при подготовки докладов и выступлений.


1. ИНФОГРАФИКА И ЕЕ СУТЬ


На просторах сети можно встретить большое количество вариантов определения инфографики. Нами были выбраны наиболее удачные, полно отражающие суть понятия.

Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна.

Инфографика - визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом. Средства инфографики помимо изображений могут включать в себя графики, диаграммы, блок-схемы, таблицы, карты, списки.

Инфографика способна не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции.

Особенности инфографики:

графические объекты;

полезная информационная нагрузка;

красочное представление;

внятное и осмысленное представление темы.

Составляющие успеха инфографики:

своевременность;

привлекательность, понятность;

плавный, красивый, эффективный дизайн;

учет целевой аудитории;

внутренняя целостность;

эмоциональные цвета и изображения;

выбор важнейших тезисов, фактов;

визуализация;

упрощение;

авторитетность и надежность источников.

3 столпа хорошей инфографики:

Полезность (практическая ценность) — насколько достигаются поставленные цели коммуникации.

Пригодность — наличие смысла для зрителей и читателей, насколько полно, достоверно, интересно содержание.

Красота — качество формы и дизайна преподнесения информации.

По способу отражения инфографика делится на следующие виды:

статичная инфографика — одиночные изображения без элементов анимации;

динамическая инфографика — инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации.


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Этап 1. Для проведения первого занятия по русскому языку для учащихся 2 «А» класса была выбрана такая тема, как «Слово и слог».

Учащимся для восприятия и запоминания была предоставлена следующая информация.

Слово и слог.

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: дом – 1 слог, у-рок – 2 слога, ма-ши-на – 3 слога.

Перенос слов.

Слова переносятся по слогам, но одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку. Например: слово урок перенести нельзя.

Ударение.

Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов. Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Остальные слоги или слог безударные. В русском языке ударение свободное - может находиться на любом слоге слова: овощи, бумага, магазин; подвижное – может переходить с одного слога на другой при изменении слова, при образовании новых слов: гора - горы. Правильное произношение слов и постановку ударения можно проверить в орфоэпическом словаре.

Вышеуказанный материал был рассказан учащимся устно, с редким использованием ученической доски для пометок.

После освоения учениками 2 «А» класса данной темы им было предложено пройти тестирование следующего содержания.

Тест.

1. Согласно правилу, сколько в слове слогов?

а) на один меньше, чем гласных звуков;

б) столько же, сколько гласных звуков;

в) на один больше, чем гласных звуков.

2. Как переносятся слова?

а) как захочется;

б) после любой согласной буквы;

в) по слогам.

3. Как называются слоги, на которые не падает ударение?

а) неударные;

б) слоги без ударения;

в) безударные.

4. Где можно проверить правильное произношение слов и постановку ударения?

а) в орфоэпическом словаре;

б) в орфографическом словаре;

в) спросить у соседа по парте.

Результаты тестирования были следующими. Из 22 учащихся 2 «А» класса:

правильно ответили на 4 вопроса – 4 человека;

правильно ответили на 3 вопроса – 5 человек;

правильно ответили на 2 вопроса – 7 человек;

правильно ответили на 1 вопрос – 6 человек.

Этап 2. Для проведения второго занятия по русскому языку для учащихся 2 «А» класса была выбрана такая темы, как «Язык и речь», «Текст».

Учащимся для восприятия и запоминания была предоставлена следующая информация.

Язык и речь.

Русский язык – государственный язык нашей страны, Российской Федерации.

Устная речь – это речь, которую мы слышим или произносим. Слово «устная» образовалось от слова «уста»: устами называли в старину губы.

Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.

Речь про себя (внутренняя речь) – когда мы думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.

Диалог и монолог.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

В диалоге слова каждого лица (реплика) пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.

Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

Текст.

Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений.

Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу.

Текст имеет свою тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

Части текста – начало как бы готовит читателя к чтению, основная часть – говорится о том главном, о чём хотел сказать автор, концовка завершает текст.

Каждая часть текста пишется с красной строки.

Типы текстов:

повествование: рассказывается, сообщается о чём-либо (что? где? как? когда произошло?);

описание: описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие (какой? какая? какое? какие?);

рассуждение: объясняется, доказывается что-либо, говорится о причинах явлений, событий (почему?).

Вышеуказанный материал был рассказан учащимся устно, однако в отличии от первой темы, при преподнесении вышеуказанного материала использовался графический материал со следующими приемами инфографики.

t1674559876aa.png


t1674559876ab.png

t1674559876ac.png


После освоения учениками 2 «А» класса данной темы им было предложено пройти тестирование следующего содержания.

Тест.

1. Какие виды речи вам известны?

а) устная, письменная;

б) устная, письменная, внутренняя;

в) устная.

2. Что такое диалог?

а) речь лица, обращенная к слушателям;

б) разговор двух или нескольких лиц;

в) мысли вслух.

3. Из чего состоит текст?

а) одно или несколько предложений;

б) два или несколько предложений;

в) три или несколько предложений.

4. Какие типы текстов существуют?

а) повествование и описание;

б) повествование и рассуждение;

в) повествование, описание и рассуждение;

г) описание и рассуждение.

Результаты тестирования были следующими. Из 22 учащихся 2 «А» класса:

правильно ответили на 4 вопроса – 6 человека;

правильно ответили на 3 вопроса – 7 человек;

правильно ответили на 2 вопроса – 5 человек;

правильно ответили на 1 вопрос – 4 человек.

Этап 3. После изучения обеих тем и подведения итогов нами был проведен опрос учащихся 2 «А» класса, который содержал один вопрос:

«Какую тему Вам было легче запомнить?

а) первую;

б) вторую;

в) обе одинаково легко;

г) обе одинаково сложно».

По результатам опроса из 22 учащихся 2 «А» класса:

ответили «а» - 1 человек;

ответили «б» - 15 человек;

ответили «в» - 3 человека;

ответили «г» - 3 человека.





















ВЫВОДЫ


Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, с тестированием по первой теме справилось на «5» и «4» - 9 человек, на «3» - 7 человек, не справилось - 6 человек. Когда по второй теме на «5» и «4» ответило 13 человек, на «3» - 5 человек, а не справилось 4 человека.

Такие данные могут свидетельствовать о том, что освоение материала по предмету «Русский язык» с помощью графического материала с использованием приема инфографики продвигается более успешно, чем без него.

Наш вывод подтвердил и опрос учащихся. Из 22 учеников 15 считают, что освоение материала с помощью приемов инфографики легче и интереснее, чем без них.

Таким образом, наша цель достигнута, а задачи выполнены.



























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Инфографика. Крупный план [Электронный ресурс] // Инфографика в примерах. URL: http://infoanalyze.blogspot.ru/2010/06/blog-post.html

https://artalto.com/articles/infographics_for_business /

https://semantica.in/blog/chto-takoe-infografika.html






Автор материала: Л. Онипко (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.