12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Вострякова188
Моё педагогическое кредо: « Расскажи мне — и я забуду, Покажи мне — и, может быть, я запомню, Но вовлеки меня, и я пойму»
Россия, Самарская обл., Самара











ПРОЕКТ

«Современное восприятие романа А.Пушкина "Евгений Онегин»













Автор: Хусяинова Динара, 9Б класс

Руководитель: Вострякова Т.Н.

учитель русского языка и литературы






















Самара, 2022


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3

А.С. Пушкин и роман «Евгений Онегин»:……………………………………………………....5

история написания романа………………………………………………………………....5

жанр романа и его замысел………………………………………………………………...6

Отношение современного читателя к Онегину. Социологическое исследование………………………………………………………………………………………....10

Заключение……………………………………………………………………………………….11

Список использованной литературы……………………………………………………………..13

Приложение………………………………………………………………………………………14


























Введение.

Невозможно представить себе нашу жизнь без А.С. Пушкина. Прекрасно сказал Аполлон Григорьев о роли творчества поэта в русской литературе: «Пушкин - наше всё».

Роман в стихах «Евгений Онегин» является центральным пушкинским творением. Трудно найти человека, не знающего этого произведения. Здесь читатель увидел все стороны русской жизни: «золотую молодежь» и дворянство, нравы и вкусы поколения 20-х годов XIX века, их пристрастия и занятия, ценности, цели. Роман «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, где «отразился век и современный человек». Произведение «Евгений Онегин» является достоянием русской литературы, которое известно далеко за пределами нашей страны. Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой культуры.

Как истинные патриоты мы должны знать героев своей страны, а в частности, поэтов и писателей, которые создали произведения, прославившие нашу страну. Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что, выступая со своей работой перед публикой, я привлекаю внимание общества к культурным ценностям (в частности, к имени Пушкина и к его знаменитому произведению «Евгений Онегин»), доказываю актуальность проблем, поставленных поэтом в произведении в нынешнее время, ведь, не зная прошлого, нельзя понять настоящее.

Когда в девятом классе мы впервые открыли страницы романа на уроках литературы, главный герой показался мне далеким, ничего общего с его поведением и поведением современных людей я не нашла. Я считала, что герой жил в другое время, в другую эпоху, да и вообще, мысль о сравнении жизни главного героя с жизнью моих современников в тот момент не приходит мне в голову. Почти двести лет нас разделяют, два века! изменились ли молодые люди? А какими они были раньше? Какое воспитание и образование они получали, о чем мечтали, чем увлекались, как любили? И вообще, что значила для них любовь, первое признание? Эти вопросы послужили основой для моей исследовательской работы.

Цель работы:

Содействовать привлечению внимания людей к имени Пушкина и его произведению.

Узнать о том, как воспринимают главного героя романа «Евгений Онегин» современные читатели.

Выявить ценности современного читателя.

Доказать актуальность романа в современном обществе.

Для достижения поставленной цели, мною были определены следующие задачи:

Собрать информацию об истории романа, его замысле и сюжете.

Провести социологический опрос среди учащихся старших классов и МБОУ «Баргузинская СОШ»

Провести сравнение черт характеров, поведения, нравов, отношения к любви, учебе, природе и искусству людей времени Онегина с нынешним поколением.

Объект исследования: герой романа «Евгений Онегин» и современный читатель

Предмет исследования: ценности-цели молодого человека XIX-XXI веков.

Гипотеза: Если современное общество будет больше читать классическую литературу, изучать историю своей страны, мы научимся ценить будущее, своих близких, свою жизнь.

Методы исследования:

Изучение специальной литературы по теме исследования

Социологический опрос учащихся 10-11 классов

Интервьюирование участников опроса.
























А.С. Пушкин и роман «Евгений Онегин»

Вот уже 200 лет наш национальный характер связывают с веселым, громким именем Пушкина! Именно он научил нас любви к Отечеству, родной истории.

Пушкин всеотзывчив на любое явление русской жизни. Его творчество не только определило основные тенденции развития русского литературного языка и литературных жанров, но и стало поистине объединяющим для россиян всех сословий, национальностей, вероисповеданий.

Роман1 в стихах «Евгений Онегин» является центральным пушкинским творением. Именно в этом произведении Александр Сергеевич как «поэт действительности» встал в полный рост. Трудно найти среди нас человека, не знающего этого произведения. В нашей повседневности можно постоянно вести индивидуальный диалог с Онегиным , цитируя отдельные строчки, а то и целые строфы.

Действие романа «Евгений Онегин» развивается в 1819-1825 годы. Именно в это время, насыщенное политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Черты характера главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты, типичные для целого поколения молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие беспорядочное воспитание и образование. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые люди - более умные, чуткие и благородные - испытывали неудовлетворенность и недовольство собой. Они резко выделялись, казались в обществе какими-то странными, но сами продолжали вести пустую светскую жизнь, хорошо понимая её бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных страданий.

В романе читатель увидел все стороны русской жизни: петербургскую «золотую молодежь» и провинциальное дворянство, нравы и вкусы поколения 20-х годов XIX века, их пристрастия и занятия. «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, где «отразился век и современный человек».

История написания романа.

Лишь немногие из тех, кто так или иначе знаком с романом, знают историю его создания. Оказывается, она очень необычна (роман создавался около 7 лет!) и содержит в себе много познавательных моментов...

Работу над своим романом в стихах Пушкин начал во время южной ссылки, в Кишиневе, в 1823 г. Последняя, восьмая глава романа бы написана в Болдине в 1830 г. В своем окончательном виде роман вышел в свет в 1833 г. Лучшие годы жизни Пушкин отдал своему роману.

Хронология работы Пушкина над «Евгением Онегиным».

Часть первая

I глава – Кишинев

II глава - Одесса, 1824

III глава - начата в Одессе, закончена в Михайловском

Часть вторая

IV глава песнь - Михайловское. 1825

V глава -Михайловское. 1825-1826

VI глава -Михайловское. 1826

Часть третья

VII глава - с осени 1827 г. и до осени 1828, Москва и Петербург

VIII глава-Москва, Павловск., 1829, Болдино.

IX глава — Болдино.

Кроме того, Пушкиным были написаны в 1829-1830 гг. «Отрывки из Путешествия Онегина». Тогда же начата десятая глава, в которой большое место занимает тема декабристов. Эту главу в 1830 г. Пушкин сжег, и до нас дошли лишь отрывки из нее в зашифрованном виде.

«Евгений Онегин», таким образом, писался в течение 7 лет, и даже более - если учитывать поправки, которые Пушкин вносил в текст после 1830 г. За это время многое менялось и в России, и в самом Пушкине. Все эти перемены не могли не отразиться в тексте романа. Роман писался как бы «по ходу жизни». С каждой новой главой он все более становился похож на поэтическую хронику русской жизни, на ее своеобразную поэтическую историю. Белинский недаром назвал роман «Евгений Онегин» «историческим».

Жанр романа и его замысел.

В пору начала работы над романом, 4 ноября 1823 г., Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница. Вроде «Дон-Жуана».

Событийная основа романа проста. В кратком пересказе она сводится к следующему: юная героиня встречает героя, которого она давно ждала в своих мечтах. Она влюбляется в него, но тот остаётся холоден и не отвечает на ее чувство. Позднее, спустя годы, герой и героиня снова встречаются, причем героиня уже вышла замуж за другого. На этот раз влюбляется герой, а героиня, хотя и продолжает его любить, отказывается следовать голосу чувство и изменить тем обетам верности, которые она дала мужу и самой себе.

Все это просто, обыкновенно и обыденно. Такое часто встречается в жизни. Вот и появляется первая цепочка, объединяющая время Пушкина с нашим временем. Мы регулярно слышим подобные истории по телевидению, в газетах и журналах.

Евгений Онегин мне интересен потому, что он «добрый приятель» автора, хотя автор признается:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Итак, главный герой романа — молодой дворянин Евгений Онегин.

Мы видим его на первых страницах романа юным и расстаемся с двадцатишестилетним Евгением, познавшим горечь жизни.

Воспитание и обучение Евгения были типичными для дворянских детей того времени:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Отношение к Онегину противоречиво и меняется по мере развития сюжета. Онегин-эгоист, скучающий в первых главах романа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает негодование. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие? Но, по мере того, как в душе Онегина происходит обновление, отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Крушение всех его надежд, его личное несчастье — справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь.

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом, ценности-цели2 XIX века. Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творчества, поэзии, неспособен он к возвышенной любви. Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина — невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обществе, которое так несправедливо устроено. Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он оторвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. "Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры... но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла", — писал об Онегине В. Г. Белинский3.

Общество, окружение всегда оказывали огромное влияние на формирование характера и личности человека. Оно может, как возвысить человека, так и уничтожить его. Это происходило во времена Онегина и происходит сейчас. Взять, к примеру, телевидение. Многочисленные сериалы, реалити - шоу, боевики не только развлекают нас, но и оказывают отрицательное воздействие на нашу психику, а выпуски «Новостей», научные передачи, исторические фильмы, напротив, воспитают патриотизм, пополняют наши знания.

Проследим всю жизнь Онегина от юности до зрелости.

Юный Онегин близок нам, мне понятно его желание блеснуть, выделиться в свете, быстрее стать свободным. Удивительная перекличка времен! Разве мы не спешим чувствовать и не торопимся жить?

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет...

Посмотрите на молодых людей, «вырвавшихся» из школы. Светская жизнь, головокружительный успех у девушек, разные забавы... Но голос мудрого Пушкина предостерегает:

Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

«Уединенный кабинет» восемнадцатилетнего Евгения – предмет зависти молодых людей. Но здесь никакого намека на труд интеллектуальный! (О физическом и речи быть не может). Для среднего рядового человека эта жизнь, возможно, и интересна. Но не таков наш герой, человек с «резким, охлажденным умом» и «неподражательной странностью». «Однообразная и пестрая жизнь» ему наскучила. «Русская хандра им овладела» (современном мире - синдром хронической усталости). Он пытается заняться полезным трудом, и первый удар, полученный им от недостатка воспитания:

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его.

Евгений Онегин отправился в деревню к умирающему дяде. Та же скука преследует его. Но в Онегине есть желание что-то изменить, провести реформы в деревне:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменял.

Он отличается от Петушковых, Буяновых, Скотининых с их разговорами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Здесь он чужой, и этим он мне нравится.

Герой проходит испытание дружбой и любовью. И хотя Онегин и Ленский более «различны меж собой», чем «лед и пламень», они подружились. Споры молодых людей и их размышления очень напоминают сегодняшние жаркие споры: о судьбе народа, о жизни и смерти, о прошлом и будущем. А.С. Пушкин пишет:

Меж ними все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло...

Теперь совершенно по-другому выглядит и кабинет Онегина. Здесь и «груда книг», и «лорда Байрона портрет», и «столбик с куклою чугунной». Ему интересны книги, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно». Это уже не легкомысленный человек, который знает только «науку страсти нежной». Он пытается разобраться в себе, в своем «озлобленном уме», «кипящем в действии пустом».

Нам интересно знать, какие мы, все хотят на заре юности не пустого действия, а прославить себя и Отечество. «Мы все глядим в Наполеоны». Но есть и тревога. Нужны ли мы обществу, государству? Не превратимся ли мы в «лишних людей»?

Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком); в-третьих, любовь — как красота духа, его высокое стремление.

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Теперь сравним критерии ценностей нынешнего поколения с поколением Пушкина:

Стремление к личной и общественной свободе наблюдается в «наше» время (хотя, безусловно, свобода века Пушкина была более ограниченна, чем в наше демократическое время).

Стремление к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства так же присутствует у нашего поколения (мы продолжаем читать книги, смотреть художественные фильмы, ходить в картинные галереи).

«Любви все возрасты покорны» - эта пословица знакома каждому, любовь - вечное чувство.

3. Отношение современного читателя к Онегину.

Социологическое исследование.

Нами было проведено социологическое исследование по данной теме среди учащихся нашей школы в возрасте 15-17 лет (10-11 классы), учителей истории, русского языка и литературы. Всего приняло участие 89 человек. Им был предложен следующий опросник (см. Приложение). Ответы учащихся приведены в диаграммах.

1 вопрос (Знакомо ли вам произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и когда впервые познакомились с произведением):

t1642135388aa.gif

2 вопрос (Ваше отношение к Онегину и находите ли вы что-то общее между вами и героем произведения):

t1642135388ab.gif

Итак, все опрошенные утверждают, что знакомы с произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин», и в основном познакомились с произведением в старших классах.

31 человек утверждают, что им нравится Онегин, но они не находят какое-либо сходство между ними и Евгением. Также велико количество людей, которым нравится Онегин, но они не задумывались о сходстве с ним. Среди десятиклассников нашлись и люди, которым Онегин не нравится, но они находят в нем сходство в отношении к дружбе, природе, искусству. Большинство опрошенных считают, что и в современном мире можно найти немало людей, похожих на Онегина («лишних людей» в обществе).

3 вопрос (На основе данной таблицы выберите три наиболее важные для вас ценности и «присвойте» им 1,2,3 место.): обрабатывая и анализируя эту часть опроса, получилось, что на первое место и 10, и 11 классы ставят здоровье (20 чел.) и счастливую семейную жизнь (14 чел.). На втором месте наиболее преобладают хорошие и верные друзья (30 чел.), на третьем – любовь (22 чел.).

Итак, все опрошенные утверждают, что знакомы с произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин», и большинство познакомились с произведением в старших классах.

27 человек (большинство) утверждают, что им нравится Онегин, но они не находят какое-либо сходство между ними и Евгением.

Мнение участников опроса о Евгении Онегине (интервью):

«На мой взгляд, Онегин принадлежит к поколению незаурядных представителей дворянского общества. Он начал преодолевать, под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие), свой эгоистический подход к людям. В финале романа герой взволнован встречей с Татьяной, что показывает его как человека, способного чувствовать» - Суворова Елизавета, 10 класс

«Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мне очень понравился. В образе Онегина я вижу разочаровавшегося аристократа того времени: цинизм, духовную пустоту, апатию…Я думаю, что в современном мире много людей, похожих на Онегина» - Валиулин Андрей, 11 класс.

«По моему мнению, Евгений Онегин ещё с детства обречен на бездействие. Он не способен любить, дружить. Прекрасные способности, такие, как ум, благородность, способность глубоко и сильно чувствовать, были подавлены той средой, в которой он вырос. И в этом виноват не он, а общество, в котором он рос» - Молчанова Татьяна, 9 класс.

Заключение.

Объять необъятное невозможно, как нельзя затронуть сразу все стороны жизни героя, работа получилась бы достаточно объемной. В своем исследовании я затрагиваю лишь самые интересные для меня моменты из жизни Онегина. Роман «Евгений Онегин» явился своеобразным «мостиком» между веком Онегина, Татьяны и нынешним XXI. Это величайшее творение мастера не потеряло значения и в наши дни. Поэт обращается непосредственно к каждому поколению: «Я с вами знал все, что завидно для поэта: забвенье жизни в бурях света, беседу сладкую друзей».

Говоря о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” в целом, Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества. Критик считает “Евгения Онегина” поэмой исторической, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Глубокое знание обиходной философии, которым обладал Пушкин, сделало “Онегина” произведением оригинальным и чисто русским. “Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию...— отмечает Белинский.— “Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху”.

"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”,— утверждает Белинский. Он указывает на “народность” как характерную черту данного романа, считая, что в “Евгении Онегине” народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении.

По моему мнению, я достигла всех целей, поставленных мною в начале работы. Выполнив данную работу, я пополнила свои знания в области литературы, истории, психологии. Выступая перед публикой, я привлекаю внимание слушателей к творчеству А.С. Пушкина, его произведению, тем самым способствую воспитанию патриотизма, культуры, интереса к прошлому, возможно, заставляю участников опроса и слушателей моего выступления по-новому взглянуть на произведение «Евгений Онегин».

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы настоящего исследования могут быть использованы в разработке классных часов, уроков литературы, обществознания.





















Список использованной литературы

Белинский В. Г. / Сочинения Александра Пушкина, Статьи восьмая и девятая. - Полн. Собр. Соч., т. VII. М., 1955.

Бонди СМ./ О романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Предисловие). Работа Пушкина над «Евгением Онегиным» и изменения в плане романа. - М.: Дет. лит., 1983. - 304 с., ил.

Коровина В.Я. / Литература: 9 кл.: учеб. - хрестоматия для общеобразоват. учреждений -11-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 479., ил.

Коровина В.Я., Коровин В.И. / А.С. Пушкин. Шк. энцикл. слов. - М.: Просвещение, 1999.- 776 с, ил.

Лебедев Ю.В. / Русская литература XIX века. 10 кл. учеб для общеобразоват. учреждений. В 2 ч., 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. – 320 с: ил.

Лихачев Д.С./ Русская литература: Кн. для учащихся 8 кл. - М.: Просвещение, 1984. - 304 с, ил

Лотман Ю.М. / Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Пособие для учителя. - Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.

Маранцман В.Г. / Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 159 с.

Поспелов Г. / «Евгений Онегин» как реалистический роман. - Пушкин. Сб. статей. М., 1941.

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Изд-е. 4-е.Т.5.Л.,1978.

Приложение.

Опросник

Знакомо ли вам произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (да, нет) и когда впервые познакомились с произведением (в старших классах, в младших классах, не помню)?

Ваше отношение к Онегину (нравится, не нравится)и находите ли вы что-то общее между вами и героем произведения (да, нет, не задумывался) ?

Какие вопросы возникают при чтении романа?

На основе данной таблицы выберите три наиболее важные для вас ценности и «присвойте» им 1,2,3 место.

Место

Список ценностей


Активная, деятельная жизнь


Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом)


Здоровье (физическое и психологическое)


Интересная работа


Красота природы искусства ( переживание прекрасного в природе и искусстве)


Любовь


Материально-обеспеченная жизнь


Хорошие, верные друзья


Спокойная, благополучная обстановка в стране, в нашем обществе


Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников)


Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)


Равенство (братство, равные возможности для всех)


Самостоятельность, как независимость в суждении и оценках


счастливая семейная жизнь


творчество (возможность творческой деятельности)


уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).


Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)



1 Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой.(М.И. Мещерякова / Литература в таблицах и схемах – 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2003 - 224 с.)

2 Ценности - набор стандартов и критериев, которым человек следует в жизни.

Ценности - это представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях жизни, труда, а также о средствах достижения целей. (Словарь психологических терминов)

3 Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)-русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ-западник (http://ru.wikipedia.org/)



Автор материала: Д. Хусяинова (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.