Театр времён Евгения Онегина
Автор публикации: А. Павлецова, ученица 9А класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №109
Индустриального района г. Перми
Исследовательская работа
«Театр времён Евгения Онегина»
Выполнила:
ученица 9 А класса
Руководитель: Макаренко И.В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №109»
Пермь
2016
Содержание
Введение
Театр в романе «Евгений Онегин».
Отношение к театру Евгения Онегина и людей, принадлежащих к разным социальным группам.
Отношение автора романа к театру.
Театр, в который мог ходить Онегин (архитектура, внутреннее устройство, репертуар, художественное содержание).
Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского (мог ли Евгений Онегин посещать наш театр).
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Введение
Тема моей работы: «Театр времени Евгения Онегина». Я выбрала именно эту тему для исследования, потому что много вопросов возникло после прочтения строк о театре в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Что означает «ложи блещут», что такое «раек»? Неужели Онегин был так плохо воспитан, что мог позволить себе прийти в театр с опозданием? Почему герой носит лорнет1, хотя он молод и здоров? Кто такие Истомина2 и Дидло3? И много других вопросов.
Работая по образовательному маршруту «День с героем (Евгений Онегин)» в г. Петербурге, я получила ответы на многие из этих вопросов. После этого меня заинтересовало и устройство театра времен Евгения Онегина, и как общественное мнение влияло на жизнь театра и актеров, которые служили в театре.
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что на уроках литературы ученики 9 класса изучают роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". И моя работа может служить своеобразным путеводителем по театру времени Евгения Онегина. Также изученный по данной теме материал может помочь мне при написании итогового сочинения по русскому языку и литературе в 11 классе.
Объект исследования – произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин», материалы интернета, литература по истории театра.
Основная цель работы – найти ответы на вопросы, составить словарь терминов, имён, которые встречаются при описании театра.
Задачи работы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подобрать иллюстрации к строчкам из романа "Евгений Онегин"
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы.
2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
3. Анализ стихотворений.
Театр в романе «Евгений Онегин»
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел»
«Ложи блещут; партер и кресла, всё кипит», - читаем мы у Пушкина. Театр был полон зрителей, в ложах находились дамы и мужчины, принадлежащие к светскому обществу. Дамы в лучших своих нарядах, в украшениях из драгоценных камней, мужчины в смокингах и в орденах, блистали в ложах.
Отношение к театру Евгения Онегина и людей, принадлежащих к высшему свету
«Все хлопает. Онегин входит, идет меж кресел по ногам, Двойной лорнет скосясь наводит На ложи незнакомых дам» - хорошим тоном считалось входит в зал в последнюю минуту, а близорукость являлась признаком щегольства. Зрители ходили по залу и приветствовали друг друга, поход в театр не был для них чем-то непривычным, особенным и интересным, они не приходили для того, чтобы посмотреть новый спектакль или вновь насладиться старым, «В большом рассеянье взглянул, отворотился — и зевнул, И молвил: «Всех пора на смену; Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел».
Необычно было и положение актрис в театре: «Онегин полетел к театру, где каждый, вольностью дыша, Готов охлопать entrechat4, Обшикать Федру5, Клеопатру6, Моину7 вызвать (для того, чтоб только слышали его)». Успех актрис зависел от числа их покровителей, поэтому некоторым из них громко аплодировали, а других «охлопывали» и «обшикивали» - проявляли свою неприязнь. «Еще амуры, черти, змеи на сцене скачут и шумят; Еще усталые лакеи на шубах у подъезда спят; Еще не перестали топать, Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать; Еще снаружи и внутри Везде блистают фонари; Еще, прозябнув, бьются кони, наскуча упряжью своей, и кучера, вокруг огней, Бранят господ и бьют в ладони — А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он.» - Онегину, как и многим дворянам в то время, нужно было ходить в театр только для «галочки», он, не дождавшись конца спектакля, уезжал домой.
Однако не у всех посетителей театра было такое к нему отношение. «В райке8(где были самые дешевый билеты) нетерпеливо плещут» - зрители, принадлежащие к низкому сословию, дорожили походами в театр, порой отказывали себе в необходимых вещах, чтобы попасть туда.
Устройство театра
На самом деле, партера не было, были только кресла перед сценой, они абонировались вельможами, за ними люди смотрели спектакль стоя – билеты были дешевыми. В театр публика входила (в зависимости от достатка и сословия) с разных входов. На иллюстрации мы видим, что выходы располагались со всех сторон театра, и малоимущая публика не могли пересечься с публикой богатой. В театре не было гардероба («ещё усталые лакеи на шубах у подъезда спят»), лакеи ждали хозяев и грели их одежду. Как говорилось ранее, на второй иллюстрации мы видим, что зрители смотрят спектакль, стоя, потому что партера не было.
"Кучера, вокруг огней, бранят господ и бьют в ладони" - были случаи, когда кучера замерзали от холода во время ожидания хозяев, стояли рядом с входом в театр и грели их одежду, поэтому рядом с театром начали разжигать костры для обогрева. Было несколько входов в театр, чтобы зрители разных сословий не встречали друг друга. Спектакли начинались в 6 вечера.
Отношение Пушкина к театру
А.С.Пушкин в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существует сама по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней. Благодаря высказываниям автора о театре «Мои богини! что вы? где вы? / Внемлите мой печальный глас: / Всё те же ль вы? другие ль девы, / Сменив, не заменили вас? […] Иль взор унылый не найдет / Знакомых лиц на сцене скучной, / И, устремив на чуждый свет / Разочарованный лорнет, / Веселья зритель равнодушный, / Безмолвно буду я зевать / И о былом воспоминать», мы понимаем, что не все дворяне скучали на спектаклях в театре и интересовались больше игрой актеров и актрис, чем светскими пустыми разговорами. Пушкин всю молодость провел в театре. «Там, там под сению кулис / Младые дни мои неслись.». Театр был его «волшебным краем», о котором он мечтал в ссылках.
Театр, в который мог ходить Онегин
Почитав о театрах Петербурга, изучив их историю, я пришла к выводу, что Евгений Онегин, должен был ходить в Мариинский театр оперы и балета, который был основан в 1783 года и назывался Большим театром. В нем Шарль Дидло, известный успешный артист балета, оказывал большое влияние на петербургский театр, а сам Александр Пушкин был завсегдатаем этого места, было бы неудивительно, если он запечатлел его в своих произведениях. Нужно заметить, что Мариинский театр находится недалеко от набережной реки Фонтанки, где прогуливался Евгений Онегин.
В Петербурге мы видели этот театр, он очень изменился внешне со времен Онегина, также у него появились дополнительные корпуса, размещенные в разных местах города.
Мог ли Евгений Онегин посещать Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского
Евгений Онегин не мог посещать Пермский театр, потому что он был основан в 1870 году, только в 1926 году прошла первая балетная премьера. Внутреннее устройства театра не менялось с его основания, это значит, что в отличии от Мариинского театра Евгения Онегина, в нем сразу же был и гардероб, и партер, а также только один вход. В Пермском театре оперы и балета были поставлены все произведения Чайковского.
Заключение
В начале 19 века театралами считали не только людей, часто посещавших театр и любивших его, а также людей, которые поддерживали дружеские отношения с актерами и ухаживали за актрисами, гордились с ними любовными связями за кулисами и становились причиной сплетен. Популярность актрис зависела именно от этих сплетен, а не от их таланта играть роли. Конечно, были те, кто действительно ценил актерскую игру. Однако основную массу театралов составляли люди, для которых принципиальные вопросы искусства отступали на второй план перед закулисными интригами.
Современный театр очень отличается от театра времени Евгения Онегина, отношение зрителей и само устройство театра очень поменялись. Но не все театры того времени подошли бы для походов Евгения Онегина.
Список литературы:
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Ресурсы интернета.
Информация с экскурсий г. Санкт-Петербурга.
Лорнет - складные очки в оправе с ручкой.
Авдотья Ильинична Истомина - легендарная танцовщица Санкт-Петербургского балета.
Карл Людовик Дидло - шведский, французский, английский и российский танцор балета и балетмейстер.
Еntrechat - в хореографическом искусстве прыжок вверх с перебоем ног.
Пушкин имеет в виду актрис играющих роли:
Федра - в древнегреческой мифологии дочь критского царя Миноса и его супруги Пасифаи.
Клеопатра - последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев.
Моина – героиня трагедии В. А. Озерова «Фингал».
Раек - верхний ярус в зрительном зале театра.