12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
долженко54
3

Тема Организация занятости несовершеннолетних старшего подросткового возраста во внеурочное время как одно из средств профилактики правонарушений

БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»















Учебно-исследовательская работа

«Организация занятости несовершеннолетних старшего подросткового возраста во внеурочное время как одно из средств профилактики правонарушений»










Выполнила:

Бахтина Анастасия Дмитриевна

9 класс

Руководитель:

Долженко Елена Владимировна



2022







СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….2


ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста………..3

1.2. Противоправное поведение: понятие, сущность, виды……………………5


ГЛАВА II ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАРСКОЙ ГИМНАЗИИ №1


2.1. Состояние правонарушений среди несовершеннолетних в Тарском муниципальном районе……………………………………………………….…7

2.2. Анализ результатов анкетирования……………………………………..…9

2.3. Организация внеурочной деятельности в Тарской гимназии №1 им. А.М. Луппова как средство профилактики правонарушений………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...15

ПРИЛОЖЕНИЕ






















ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом увеличивается число подростков, совершавших правонарушения. Причин отклоняющегося поведения много, но прежде всего мы видим их во внешних факторах: просмотр телепередач, фильмов, транслирующих агрессию, злость; интернет ресурсы, склоняющие к деструктивному и суицидальному поведению; внутрисемейные конфликты, психическое состояние современных детей и многое другое.

Современные дети отличаются от сверстников десятилетней, двадцатилетней давности. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни; они смелее и самоувереннее. Они лучше развиты интеллектуально, но вместе с тем более инфантильные, менее управляемые и более возбудимые, подростки часами могут проводить за телефонами и ноутбуками, но совершенно не знают интересных игр на улице, в которые играли их родители. Встречаясь с друзьями на улице, они бесцельно бродяжничают по городу, совершая различные правонарушения.

Подростки хорошо знают свои права, но забывают про свои обязанности. Склонность несовершеннолетних к постоянным разрушительным эмоциональным реакциям, вызывают соответствующие формы поведения. Это и упрямство, замкнутость, негативизм, бродяжничество, деструктивные поступки и преступления.

В настоящее время, как никогда актуальна организация внеурочной деятельности подростков как профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Чем больше подросток будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

Вопросами профилактики правонарушений и преступлений занимались многие педагоги и психологи: Б.Н.Алмазов, Г.Г.Бочкарева, В.Н. Волков, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковского, Н.И. Ветров др.1 По их мнению, причина противоправного поведения подростков заключается в их социально-педагогической запущенности.

Однако в целом проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних относится к недостаточно разработанной в юридической в педагогической литературе.

Объект исследовательской работы: процесс профилактики противоправного поведения несовершеннолетних старшего подросткового возраста.

Предмет исследовательской работы: организация внеурочной деятельности, как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних старшего подросткового возраста.

Цель: изучить организацию занятости несовершеннолетних старшего подросткового возраста во внеурочное время как одно из средств профилактики правонарушений в Тарской гимназии №1 им. А.М. Луппова.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста.

2. Рассмотреть противоправное поведение, его понятие, сущность, виды.

3. Выяснить состояние правонарушений среди несовершеннолетних в Тарском муниципальном районе.

4. Провести и проанализировать анкетирование среди девятиклассников Тарской гимназии №1.

5. Провести анализ работы Тарской гимназии №1 им А.М. Луппова по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних старшего подросткового возраста во внеурочной деятельности.

Методы исследования: теоретические – анализ, сопоставление,

систематизация, обобщение; эмпирические – анкетирование, беседа, анализ документации, обработка данных.

База исследования: БОУ «Тарская гимназия №1 им.А.М. Луппова»

Главная проблема исследования правонарушений школьников – как использовать внеурочную деятельность в профилактике правонарушений в школе.

Гипотеза: грамотно организованная образовательным учреждением занятость несовершеннолетних старшего подросткового возраста во внеурочной деятельности, является залогом успешной профилактики правонарушений.


ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности. В этот период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности. Подростковый возраст традиционно определяется как один из самых сложных и противоречивых периодов формирования личности.

Д. Б. Эльконин, советский психолог, считал, что подростковый возраст длится с 11 до 17 лет. Он выделял два периода: младший (12-14лет) и старший (15-17 лет).1 Современная психология считает подростковый период с 10 до 18 лет2.

Подростковый возраст самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Именно в этом возрасте стабилизируются черты характера, формируются социальные установки, нормы поведения, осознание положения в обществе. Мнение окружающих подвержено негативным реакциям, чувство собственного достоинства занимает главное место.

В период взросления происходят физиологические изменения: меняется тело подростка, его рост, вес, внешний вид. Ребенок чувствует себя угловатым, неуклюжим, неловким. Активно развивается мышечная система, которая не наилучшим образом сказывается на сердечно-сосудистой системе, кровоснабжении мозга. Соматические изменения уменьшают работоспособность, подросток подвержен быстрой утомляемости, резким перепадам настроений.

Новый облик не всегда радует, поэтому подростки пытаются изменить стиль одежды, красят волосы в яркие цвета, делают татуировки и пирсинги.

Стабилизируются физиологические изменения к 16 - 17 годам, тело становится, как у взрослого человека. Но психологическое взросление не заканчивается. Подростки не умеют контролировать свои эмоции. Из-за нестабильной психики проявляются такие черты характера, как грубость, нетерпение, возбудимость, конфликтность, импульсивность, склонность к депрессии. Поведение подростков становится неуправляемым, они не редко совершают необдуманные рискованные поступки1.

По мнению психологов, в подростковом возрасте возникает чувство взрослости, но родители и педагоги не признают этого, нередко это приводит к конфликтам2. Подростку кажется, что взрослый не понимает его, не слышит и недооценивает, проявляются попытки выйти из-под контроля родителей, пытаются пересмотреть их требования и установленные правила, отстаивать собственное мнение и права. Заметно увеличивается количество сложных ситуаций общения, которые часто заканчиваются повышенной тревожностью, агрессией и конфликтами.

Общение в кругу друзей приобретает особую значимость. В кругу сверстников подростки чувствует себя на равных, они имеют общие потребности, интересы, взгляды на жизнь. Подросток нуждается в близком друге, с которым он может разделить свои секреты и тайны, который не подведет и в трудную минуту протянет руку помощи. Советы друзей и их мнение становятся намного важнее советов педагогов и родителей.

Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и определяющих состояние правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

 Таким образом, можно сказать, что подростковый возраст самый трудный и сложный этап из всех периодов в онтогенезе человека. Именно этот период является самым ответственным в становлении личности. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

1.2. Противоправное поведение: понятие, сущность, виды

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с противоправным поведением.

Противоправное поведение - это поведение, нарушающее норму права независимо от того, знал или не знал правонарушитель о неправомерности своего поведения. Такое поведение выражается в виде противоправного действия или противоправного бездействия1.

Противоправное поведение обладает рядом характерных свойств:1) Противоправное поведение регулируется правовыми нормами - законами и нормативными актами. 2) Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, так как угрожает общественному порядку.

3) Противоправное поведение личности однозначно осуждается и наказывается.2

Причины отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей3. Формированию отклоняющегося поведения в различной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни, такие как развод родителей, смерть любимого человека, рождение нового ребёнка в семье и переключение внимания родителей на малыша, различные формы насилия в семье и т.д.

У подростков с противоправным поведением не сформированы важнейшие социальные качества личности. Они характеризуются как неуспевающие ученики, систематически не выполняющие домашние задания и работу в классе, пропускающие уроки и нарушающие дисциплину. На уроках такие подростки пассивны, медлительны, невнимательны. У них слабо развиты произвольное внимание и память, ослаблены волевые процессы. Подростки с противоправным поведением выделяются своими яркими индивидуально-психологическими особенностями - капризностью, упрямством, заносчивостью, болезненным самолюбием, высоким самомнением и уровнем притязаний1.

Противоправное поведение имеет две формы - правонарушение и объективно-противоправное деяние.

Объективно - противоправное деяние - это противоправное социально

вредное деяние (действие либо бездействие) личности, не является составов

правонарушения, однако обретает негативное реагирование государства в виде принудительных мер2.

В своей работе мы более подробно остановимся на правонарушениях младших подростков.

С точки зрения Мардахаева Л.В. «правонарушение – это вид действий, противоречащих правовым нормам. Проявляется как проступок или преступление и является обычно результатом низкого уровня правоправных способностей и делинквентных ситуаций»3 Любое правонарушение есть деяние, то есть действие или бездействие. Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запретов, ясно указанных в законе, в подзаконных актах либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона4.

Правонарушение - это социально вредный виновный поступок дееспособного субъекта, противоречащее условиям правовых норм5.

Признаки правонарушения:

1) Правонарушение – это акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение). 2) Правонарушения зависят от воли и сознания участников, исполняемые ими по собственной воле. 3) Правонарушением признается только такое деяние, совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно. 4) Правонарушение – это действие противоправное, нарушающее требование норм права. Это либо нарушение запретов, либо неисполнение обязанностей. 5) Правонарушение всегда социально вредно6.

Итак, противоправное поведение является одной из форм девиантного поведения, которое нарушает как моральные, так и правовые нормы и приводит к серьезным негативным последствиям для общества. Существует две формы противоправного поведения: правонарушения и объективно-противоправное деяние.

ГЛАВА II ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАРСКОЙ ГИМНАЗИИ №1

Опытно-поисковая работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних старшего подросткового возраста проводилась в несколько этапов:

1. Беседа с заместителем председателем Комитета по образованию Тарского муниципального района, Заместителя председателя КДН и ЗП администрации Тарского муниципального района Кинас Людмилой Павловной по вопросам состояния правонарушений среди несовершеннолетних в Тарском муниципальном районе.

2. Анкетирование несовершеннолетних старшего подросткового возраста в Тарской гимназии №1 им. А.М. Луппова.

3 Анализ документации (устав школы, программа воспитательной работы школы, правила внутреннего распорядка, рабочая программа дисциплин).

2.1. Состояние правонарушений среди несовершеннолетних в Тарском муниципальном районе

Тарский муниципальный район – самый большой район в Омской области. В нем проживает более 45000 жителей, из них более 10000 детей1. 4635 детей являются школьниками ОУ2.

Изначально, с целью определения причин и условий, способствующих совершению подростками правонарушений и преступлений, нами был проведен анализ информации, находящейся в Комитете по образованию Администрации Тарского муниципального района.

Из беседы со специалистом нами было выяснено, что на внутришкольном контроле в образовательных организациях на территории Тарского района состоят 57 подростков, которыми были совершены общественно опасные деяния, преступления, а так же дети, в отношении родителей которых зарегистрировано неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. (Ст. 5.35. КоАП РФ).

На учете в ПДН ОМВД «России по Тарскому району состоят 43 подростка, совершивших общественно опасные деяния, преступления.

По итогам 2021 года произошел значительный рост подростковой преступности. В 2020 году несовершеннолетними было совершено 6 преступлений, 3 преступления школьниками (учащимися Тарской СОШ №5, Тарская вечерняя школа, Вставская СОШ), в 2021 году совершено 18 преступлений, 7 преступлений обучающимися школ (Екатерининская СОШ, Междуреченская СОШ, Вставская СОШ, Атирская СОШ, Заливинская СОШ, Тарская вечерняя школа).

В структуре подростковой преступности основную долю составляют кражи чужого имущества, незаконное проникновение в жилище.

Увеличилась криминальная активность несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности. В 2020 году совершили общественно опасные деяния 12 подростков. (Тарская СОШ 4, Тарская вечерняя школа, Тарская СОШ 5, Тарская гимназия № 1, Тарская СОШ 3, Михайловская СОШ, Заливинская СОШ, Орловская СОШ, Тарская СОШ 3, Тарская СОШ 2, Кольтюгинская СОШ). В 2021 году совершено 15 ООД (21 несовершеннолетний). Самыми распространенными являются кражи шоколадок, чипсов, коктейлей из супермаркетов.

В состоянии алкогольного опьянения 2021 году были замечены 12 подростков (обучающиеся Тарской гимназии № 1, Тарской СОШ № 2, Тарской СОШ № 3, Тарской вечерней СОШ). В 2020 году были замечены трое несовершеннолетних обучающихся в школах. Чрезвычайным происшествием стало то, что в августе 2021 года в состоянии алкогольного опьянения были замечены 8 несовершеннолетних.

Наиболее часто встречающиеся случаи с правонарушающими компонентами касаются неконструктивных способов общения среди подростков (передача искаженной информации, недопонимание смысла высказывания в адрес учащегося, нетерпимость к личностным особенностям некоторых учащихся со стороны одноклассников и др.). Ответной реакцией, как правило, являются драки, назначение «стрелок», взаимные оскорбления «В Контакте» и других социальных сетях.

Среди негативных факторов, влияющих на рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их соучастии, а также повторной преступности, можно выделить: отсутствие контроля со стороны родителей за времяпровождением детей, устойчивое противоправное поведение несовершеннолетних, отрицательное влияние взрослых лиц, негативное влияние средств массовой информации, несвоевременность организации межведомственной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом.

Из общего количества несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном контроле в районе (57 подростков), организован досуг во внеурочное время у 41 несовершеннолетнего, что составляет 72 %. 16 подростков (28%) кружки и секции не посещают (Тарская СОШ № 3 - четыре подростка досуг не организован, Тарская ООШ № 5 – один подросток досуг не организован, Тарская СОШ № 2 - пять подростков досуг не организован, Тарская гимназия № 1 - один подросток досуг не организован, Вечерняя школа – четыре подростка досуг не организован, Атирская СОШ – один подросток досуг не организован по причине проживания в другом селе).

В Тарской гимназии №1 обучается 786 обучающихся. Из них на внутришкольном контроле состоят 3 подростка, досуг не организована у 1 несовершеннолетнего.

Таким образом, можно сделать вывод о росте случаев противоправного поведения подростков в Тарском районе. Чаще всего это кражи чужого имущества, незаконное проникновение в жилище, неконструктивные способы общения. У 30% несовершеннолетних правонарушителей не был организован досуг.

2.2. Анализ результатов анкетирования

С целью выяснить, знают ли подростки о формах и причинах правонарушений, а так же узнать о занятости подростков и организации их свободного времени нами было проведено анкетирование.

В качестве респондентов выступали несовершеннолетние старшего подросткового возраста (15-16лет). Подростки этой возрастной группы чаще всего совершают противоправные действия, так как считают себя уже достаточно взрослыми, но, при этом, не всегда контролируют и адекватно оценивают своё поведение.1 Все респонденты являются девятиклассниками Тарской гимназии №1 им. А. М. Луппова. Учащимся в количестве 54 человек было предложено ответить на вопросы разработанной нами анонимной анкеты. (Приложение 1)

База исследования: Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова. Период исследования: октябрь-ноябрь 2021 года.

Самыми распространенными ответами на первый вопрос «Какие формы поведения вы назвали бы противоправным?» среди респондентов были (возможны несколько вариантов ответов): - употребление алкоголя, наркотических веществ – 54 респондента, что составило 100 %; - кражи – 54 респондента, что составило 100 %; - хулиганство – 47 респондентов, что составляет 87 %; - драки, нанесение телесных повреждений – 43 респондентов, что составляет 80 %. Среди других вариантов можно назвать:

- нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) – 15 респондента, что составило 28 %; -побеги из дома – 35 респондентов, что составило 65 %. Таким образом, мы можем говорить о том, что несовершеннолетние старшего подросткового возраста знают основные формы противоправного поведения подростков.

На вопрос «Почему, по вашему мнению, подростки совершают правонарушения», мы получили следующие ответы: стремление получить сильные впечатления – 8 респондентов, что составляет 15%; много свободного времени – 31 респондент, что составляет 57 %; непонимание ответственности за совершенные действия – 15 респондент, что составляет 28 %. Таким образом, мы можем сделать вывод: девятиклассники понимают, что наличие ничем не занятого большого количества свободного времени может стать причиной противоправного поведения. Именно безделье, отсутствие интересных дел приводят несовершеннолетних в различные преступные группировки. Подростки в поисках «приключений» незаметно попадают под влияние людей, ведущих асоциальный образ жизни: потребление спиртных напитков, наркотиков и криминальную деятельность.

На вопрос «Как ты организуешь своё свободное время?», мы получили следующие ответы: занятия в кружках, секциях; посещение Северного драматического театра, кинотеатра; компьютерные игры; «зависание» в телефонах; прогулки на улице с друзьями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у 52% гимназистов внеурочная деятельность организована: ребята посещают кружки, секции, ходят в кино и театр. Однако вызывает опасение то, что часть девятиклассников в свободное от учебы время предоставлены сами себе. Многие бездумно проводят время в интернете, гуляют без дела по улицам.

Таким образом, подводя итог проводимого анкетирования, мы пришли к следующим выводам: респонденты понимают, что противоправное поведение, в целом, не соответствует культурным нормам общества. Подростки единогласно считают, что употребление алкоголя и наркотических веществ является самой выраженной формой отклоняющегося поведения. Несовершеннолетние не в полной мере осознают, что несут правовую ответственность за совершенные поступки, недостаточно осведомлены о своих обязанностях. В свободное время большая часть подростков организованы в кружках и секциях по интересам, однако есть девятиклассники, которые еще не включены во внеурочную деятельность.

2.3. Организация внеурочной деятельности в Тарской гимназии №1 им. А.М. Луппова как средство профилактики правонарушений

Администрация и коллектив Тарской гимназии ясно понимает, что организация внеурочной деятельности несовершеннолетних старшего подросткового возраста является одной из важнейших задач. Это хорошо прослеживается по количеству подростков, которые заняты во внеурочной деятельности, организованной гимназией и другими дополнительными образовательными учреждениями. К тому же, количество подростков, которые совершили правонарушения, среди тарских гимназистов минимальное количество.

Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования направлены на передачу школьникам социально значимых знаний, развивают их любознательность, позволяют привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества.1

Как же организована внеурочная деятельность в Тарской гимназии №1?

На базе гимназии функционирует большое количество кружков и секций по различным направлениям: общекультурное; общеинтеллектуальное; физкультурно-спортивное; военно-патриотическое и др.

Для обучающихся все занятия проводятся бесплатно в удобное для них время, что создает необходимые условия для реализации способностей подростков.

Важным направлением профилактической работы с подростками и пропаганды здорового образа жизни является формирование интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. На базе гимназии функционируют различные секции физкультурно-спортивной направленности: баскетбол, волейбол. В соответствии с календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий для подростков проводится большое количество спортивных мероприятий. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа среди подростков является одним из приоритетных направлений, не только как важнейшее средство укрепления здоровья, но и как средство, способствующее воспитанию подростков и профилактике правонарушений.

Очень обширно представлено в учебном заведении общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности для старших подростков: это и кружки для углубленного изучения различных предметов, и кружки по подготовки к ОГЭ, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

К общекультурному направлению относятся кружки: редакционный клуб «Классная Жизнь»; мастерская «Сувенир»; «Литературная гостиная»;

театральная студия «Веселые ребята»; вокальный ансамбль и др.

Туристско-краеведческая деятельность представлена курсами внеурочной деятельности и дополнительного образования. Они направлены на воспитание у подростков любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Это организация деятельности Музея воинской и трудовой славы, поискового отряда «Поиск» (5-8 класс), «Занимательная география Омской области», «Природа родного края».

Курсом внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленным на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду является клуб «Цветик - семицветик» (7-9 класс), деятельность обучающихся по озеленению рекреаций гимназии, уход за растениями, в летний период организуется деятельность трудового отряда подростков по уборке территорий в черте города Тары. (Приложение 2)

С 2018 года в гимназии действует волонтерское движение «Шаг навстречу» под руководством социального педагога Антоновой А.А. Цель волонтерской деятельности является пропаганда идей добровольческого труда на благо общества, а также вовлечение подростков, склонных к совершению антиобщественных действий в активную жизненную позицию, пропаганда здорового образа жизни, профилактика социально вредных явлений. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю и делятся на теоретические и практические. Практические занятия проводятся в форме игр, в работе с населением, экологические десанты и др. В текущем году волонтерским движением были проведены акции «Неделя доброты», «Подари друг другу сердце» и др.

На базе Тарской гимназии уже несколько лет функционирует «Точка роста», которая активно участвует в организации внеурочной деятельности несовершеннолетних старшего подросткового возраста. Так, с целью пополнения и обобщения знаний детей о правилах поведения в экстремальных ситуациях, развития познавательной активности, формирования навыков самостоятельного мышления функционирует кружок «Школа выживания». Программа кружка дает специальные знания по основам безопасности жизнедеятельности: учит подростков тому, как выжить не только в условиях природы, но и в городской среде, как не поддаться панике, уметь сказать «нет», как избежать драки, как поступать в незнакомом коллективе и др.

Помимо этого в «Точке роста» действует ряд образовательных программ разной направленности: «Школьный квадрокоптер», «Дизайн и конструирование», «Канзаши», «Деревянная мозайка», «Фотография для всех», «Газетное дело», «Шахматы для начинающих», «Программирование», «3D моделирование», «Основы электроники». Педагогами «Точки роста» систематически проводятся всевозможные мероприятия, акции, конкурсы. (Приложение 3)

Для современных детей разрабатываются и проводятся инновационные мероприятия – интеллектуальные игры, видеолектории, дебаты, причем акцент делается на развитие навыков позитивного взаимодействия внутри группы с целью формирования у подростков опыта конструктивного взаимодействия, работать совместно, вести диалог, быть толерантным.

Кроме традиционных методов и форм работы Тарская гимназия использует инновационные технологии работы с подростковой аудиторией. А именно, подростки 8 - 11 классов принимают активное участие в культурно-образовательном проекте «Своя территория», реализованным Северным драматическим театром им. М.А.Ульянова. Проект направлен на работу с подростками, где театр рассматривается как среда, в которой обсуждаются острые социальные темы, посредством спектаклей и других культурно-образовательных мероприятий, позволяющих формировать у подростков правильную модель поведения. Просмотр спектаклей, в которых поднимаются темы толерантности, внутрисемейных, в том числе детско-родительских отношений, жестокости, социально опасных привычек и др., последующее их обсуждение с психологом, помогут развить у подростков способности к принятию рациональных, конструктивных решений по отношению к себе, к своей жизни, здоровью, к окружающим людям.

В октябре, ноябре 2021 года обучающиеся 9 классов приняли участие в просмотре пяти спектаклей «Наташина мечта», «Немножко осени. Октябрь», «Кричи «Волк!», «Море. Звезды. Олеандр», «Убийца». После просмотра каждого спектакля педагогами-психологами проводилось обсуждение с детьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Тарской гимназии №1 выстроена четкая и разносторонняя система внеурочной деятельности. Большинство учащихся гимназии заняты в различных направлениях, кружках, что является одним из лучших средств профилактики правонарушений несовершеннолетних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня является поиск путей и решения снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних подростков и повышенная эффективность их профилактики.

В рамках темы проведённого исследования нами были поставлены и решены пять задач. В ходе решения первой задачи, нами были изучены психолого-педагогические особенности подросткового возраста, выделены и охарактеризованы два периода этого возраста.

В рамках решения второй задачи нами было рассмотрено противоправное поведение, его понятие, сущность, виды. Более подробно нами было рассмотрено правонарушение, как форма противоправного поведения.

В ходе решения третей задачи, нами была организована и проведена встреча с представителем Комитета по образованию Тарского муниципального района. В личной беседе мы выяснили состояние правонарушений среди несовершеннолетних в Тарском муниципальном районе. Важно, что процент правонарушителей из числа тарских гимназистов не высок.

В ходе решения четвертой задачи, нами было проведено анкетирование среди девятиклассников Тарской гимназии №1 с целью выяснить, знают ли подростки о формах и причинах правонарушений, а так же узнать о занятости подростков и организации их свободного времени. При анализе анкетирования было выявлено, что большинство гимназистов знают, что такое правонарушение, каковы причины этого явления. Важной информацией является то, что у большинства девятиклассников организована внеурочная деятельность, в том числе и за счет организации занятости силами и возможностями гимназии.

В ходе решения последней задачи, нами был проведён анализ работы Тарской гимназии №1 им А.М. Луппова по организации внеурочной деятельности. Оказалось, что в данном учебном заведении на достаточно высоком уровне осуществляется этот вид деятельности. Представлены всевозможные направления внеурочной деятельности, которые являются актуальными и востребованными среди несовершеннолетних старшего подросткового возраста.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что грамотно организованная образовательным учреждением занятость несовершеннолетних старшего подросткового возраста во внеурочной деятельности, является залогом успешной профилактики правонарушений, полностью подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

Рабочая программа воспитания БОУ «Тарская гимназия №1 им А.М. Луппова» на 2021-2022 год.

Литература:

1. Алексеев С. А. Профилактика противоправного поведения. - СпБ.: Питер, 2009, 58 с.

2. Алмазов Б. Н. Психология проблемного детства. Пособие школьному психологу и педагогу. - М., Дата-сквер, 2009.;

3. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: «Педагогика», 1972;

4. Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. Издательство: Юрид. лит. - М. 2008;

5. Волков В.Н. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения у несовершеннолетних в группах. - М., 2009;

6. Джанибекова Н. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних / Н. А. Джанибекова, Ш. А. Зарипов. // Молодой ученый, 2013, № 7;

7. Калинина К.А. Профилактика девиантного поведения младшего школьника. - М.: Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016, №1 81 с.;

8. Колесов Д.В. Предупреждение противоправного поведения. - М., 2009. 267 с.;

9. Корельский В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. /Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - М.: НОРМА, 2000, 424 с.;

10. Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Профилактика

предупреждения преступности. Вопросы борьбы с преступностью. - М., 2009.;

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001, 464 с.;

12. Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей. - СПб.: Автореф. Канд. Дисс. - Л., 1981, 248 с.;

13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереоти. - М.: Издательский центр «Академия», 2012, 656 с.;

14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., 1996, 325 с.;

15. Психология развития. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - Москва, 2001.;

16. Рожкова Е. М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. - 2014. №5. 102 с.;

17. Словарь по социальной педагогике: учебное посбие/авт., сост. Л.В. Мардахаев. - М., 2002, 218 с.;

18. Щелин И. Профилактическая и коррекционная работа с подростками правонарушителями. - М., 2003, 192 с.;

19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. - 1971, № 4.












































приложение



































Приложение 1

Анкета

1. Какие формы поведения вы назвали бы противоправным?



2. Почему, по вашему мнению, подростки совершают правонарушения?

а) Стремление получить сильные впечатления

б) Много свободного времени

в) Непонимание ответственности за совершенные действия



3. Почему, по вашему мнению, подростки совершают правонарушения?

а) Стремление получить сильные впечатления

б) Много свободного времени

в) Непонимание ответственности за совершенные действия





























Приложение 2

Фt1647756709aa.jpgt1647756709ab.jpg отоотчет внеурочной деятельности в Тарской гимназии №1 им.А.М. Луппова





















t1647756709ac.jpg

















t1647756709ad.jpg











t1647756709ae.jpgt1647756709af.jpg











t1647756709ag.jpgt1647756709ah.jpg

t1647756709ai.jpgt1647756709aj.jpg



t1647756709ak.jpg

t1647756709al.jpg







Приложение 3

Фотоотчет с мероприятий, проводимых «Точкой роста» на базе Тарской гимназии №1

t1647756709am.jpg



t1647756709an.jpgt1647756709ao.jpgt1647756709ap.jpg


1 Алмазов Б. Н. Психология проблемного детства. Пособие школьному психологу и педагогу. – М., Дата-сквер, 2009.; Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: "Педагогика", 1972 и др.

1 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. - 1971, № 4. 6с.

2 Психология развития. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - Москва, 2001.

1 Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001, 464 с.

2 Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., 1996, 325 с.; Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереоти. - М.: Издательский центр «Академия», 2012, 656 с.

1 Щелин И. Профилактическая и коррекционная работа с подростками правонарушителями. - М., 2003, 192с.

2 Алексеев С. А. Профилактика противоправного поведения. - СпБ.:Питер, 2009, 58 с.

3 Калинина К.А. Профилактика девиантного поведения младшего школьника. - М.: Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016, №1 81 с.

1 Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей.- СПб.: Автореф. Канд. Дисс. - Л., 1981, 248 с.

2 Корельский В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - М.: НОРМА, 2000, 424 с.

3 Словарь по социальной педагогике: учебное пособие/авт., сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002, 218 с.

4 Там же.

5 Калинина К.А. Профилактика девиантного поведения младшего школьника. - М.: Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1 81 с.

6 Там же.

2 Там же.

1Джанибекова Н. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних / Н. А. Джанибекова, Ш. А. Зарипов. // Молодой ученый, 2013, № 7.


1 Рабочая программа воспитания БОУ «Тарская гимназия №1 им А.М. Луппова» на 2021-2022 учебный год

Автор материала: А. Бахтина (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 20.03.22 в 09:31 0Ответить Пожаловаться
Со списком литературы что то не так, разберитесь, пожалуйста

Отредактировано 20-03-2022 09:31

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.