Творческое сочинение-исследование «Творчество поэта и священника отца Леонида Сафронова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа №4 города Мценска
Творческий проект
Творчество поэта и священника о. Леонида Сафронова
Автор: Новикова Полина, ученица 11 класса
Руководитель: Александрова М.А., учитель русского языка и литературы
Мценск
2015
Протоиерей Леонид Сафронов – номинант Патриаршей литературной премии 2015 года, настоятель Свято-Никольской церкви посёлка Рудничный Верхнекамского района Кировской области. В этом поселке, куда были высланы из Нижегородской губернии его дедушка, обе бабушки и будущие родители, он родился и вырос. Сменил много профессий, объездил немало мест, нашел себя в поэзии. Духовные искания привлекли Леонида Сафронова к православию. Он автор тринадцати поэтических книг, член Союза писателей с 1989г.; лауреат литературных премий журналов «Москва» и «Наш современник»; лауреат двух Всероссийских литературных премий: имени Николая Заболоцкого (2005) и имени Александра Невского (2010). В 2011 году по его творчеству в МПГУ была защищена диссертация.
О. Леонид родился 19 октября 1955г. в п. Рудничный Верхнекамского района Кировской области. После окончания школы учился в медицинском училище, а после в культпросветучилище. Служил в армии, где начал публиковать свои стихи в армейских газетах. По путёвке комсомола уехал в г. Норильск, работал в тресте "Норильскгазпром" Его стихи публиковались в газетах "Заполярная правда", "Красноярский рабочий", в журналах "Енисей" и "Красноярские огни", а также в московском журнале "Студенческий меридиан". Несколько стихотворений Леонида Сафронова было опубликовано в сборнике "Встреча" (Красноярское издательство, 1982"), а также в кировском одноимённом сборнике 1988 году после возвращения на родину. Батюшка Леонид Сафронов – настоящий большой русский поэт.
В 1989г. Леонид Александрович (ему было уже 33 года) со всей своей семьёй принимают православное Крещение. Сафроновы становятся постоянными прихожанами Покровской церкви в г. Кирсе.
Поэзия Леонида Сафронова многомерна. В ней звучит голос простого русского человека, сына своих родителей, наследника истории и культуры родной земли:
За окном те же клены и дряхлые липы,
Та же осень грустит, опершись на забор,
Шаг ступлю – под ногой заколышатся скрипы:
Половицы ведут про меня разговор.
В то же время, отец Леонид обращается к совершенно мирским темам, высвечивая детали и силуэты, окружающие каждого человека. В его текстах угадываются предметы крестьянского обиходы, ситуации из жизни простого деревенского человека, воспоминания из детства, родного и такого уже далекого от нас:
У косоротого колодца
Поставлю грузный чемодан,
И тихо сердце шевельнётся,
Как тот запечный таракан.
Абсолютное приятие радостей и тягот жизни, красная нить памяти о предках и наследие их, запечатленное в уроках, рассказах, письмах из прошлого – все это дорого для поэта, этим живет его лирический герой. Леонид Сафронов из тех поэтов, которые корнями своими вросли в нашу культуру, традиции и не мыслят себя без них:
Вот и умер дед Корней –
Золотые руки.
И остались без корней
Сыновья и внуки.
Предельно трогательное стихотворение «Дед Корней» раскрывает проблему сохранения памяти и преемственности поколений. В образе Деда Корнея воплотилось и православное представление о прародителе, давшем жизнь физическую и духовную детям, внукам, целому народу. В его незатейливых делах («Никаких особых дел // И не делал вроде: // На завалинке сидел, // Думал о природе. // Целый день курил табак, // Сладкий, как горошек, //В окружении собак // Да бродячих кошек) широта русской души, человечность, миролюбие и искренность в отношении с окружающим миром. И уже вся деревня почитает его за чудака, привыкнув к его чудачествам. Но срок приходит всякому, вот и умер Дед Корней, а «будто в душах белый свет с краюшка задули».
Оттого ли, что был тот Дед «человечьим корнем», отчего ли иного, только свет в душах окружающих не всякий способен зажигать. Чтобы светить другим, самому нужно быть наполненным светом – светом любви, доброты. Такой свет дает вера в Бога и в людей.
Поэт не только создает родные и понятные нам образы, но и говорит с читателем на простом, образном, ярком языке. Его речь вобрала в себя подлинную народность, она роднится с речью Н.А. Некрасова и С.А, Есенина. Язык и образность завораживают своей простотой, но не упрощенностью. Так, в стихотворении «Деревня» слышится тоска по умирающей, уходящей в прошлое русской деревне, гибнущей под натиском больших городов. Когда-то Сергей Есенин тосковал и оплакивал быстроногого жеребенка, смешного дуралея, пытавшегося угнаться за железной конницей:
И шорох таится мышиный
По мёртвым забитым складам...
А мимо несутся машины
К далёким большим городам.
Наряду с житейскими темами и образами, органично вплетенными в канву повествования, в творчестве Сафронова особое место занимает религиозная тема.
Леонид Сафронов не потерял ощущение того, что русский язык изначально имеет поэтическую природу, уничтожаемую машинным прогрессом. Он ищет в поэзии былинное начало. о. Леонид пытается вернуть языку его Божественные свойства. Он один из ярчайших представителей современной духовной поэзии, хотя священство считает главным служением, а дар творчества видится ему в том, чтобы «через литературу приводить людей к пониманию Бога». Духовые стихи занимают значительную часть его поэзии. Их тематика – события Ветхого и Нового завета, жития и покровительство святых, повествования о чудотворных иконах. Поэт не вещает, не поучает, а приглашает к совместному размышлению, открывает светлый облик Святой Руси, живое православие, приглашает войти в русский храм. Национальная идея для поэта очерчена четко: Вера, Родина, Семья.
В стихотворении Л. Сафронова «Симеон» (2001) не воин, а аскет предстает исполином духа, героем-богатырем, потому что автор видит в нем воина Христова, который побеждает, преодолевает свое немощное естество, самого себя.
Симеон стоит середи столпа.
Неземного семени он.
А вокруг столпа голосит толпа:
«Помолись за нас, Симеон!»...
...На главе его свил гнездо орёл,
На груди - лежат облака.
Всякий место в нём и на нём обрёл,
Кто на вечность, кто - на века.
Посреди небес он стоит, как дуб,
Все святые вокруг - толпой.
И трещит земли ослабевший пуп
Под могутной его стопой
Симеон изображается как народный герой, богатырь духа. Автор XXI века как бы «сближает» свое произведение с теми, что создавались и пелись народом в достопамятные времена и дошли до нас, сохраненные благодарной, молитвенной памятью потомков. В символическом плане в приведенных духовных стихах Л. Сафронова герой-титан Симеон-столпник передает живую эстафету святости русскому богатырю-монаху Илье Муромцу (мировая литература - ни письменная, ни устная - не знает подобного случая причисления реального прототипа фольклорного, эпического героя к лику святых (через 455 лет после кончины). Этот факт сам по себе принадлежит к числу исторических).
Образ Симеона словно вырастает из былин о богатырях и житий русских князей, вторит традиции Н.А. Некрасова, выписавшего-воспевшего образ Савелия-богатыря святорусского, и расширяется над действительностью в подлинное представление об истинном русском человеке. Одухотворенность и готовность к самопожертвованию, поиск Бога в себе и умение видеть божественное в окружающем – это в образе Симеона является главным.
Житийные стихи Леонида Сафронова написаны в основном в сказовой манере и напоминают, с одной стороны, жанр стихотворной новеллы или исторической баллады, а с другой, - лирическую и историческую поэму. Тема русского богатырства особенно близка автору:
Могучей рукой, прикипевшей к мечу,
И взмахом решавшую битвы,
Из воска пудовую ладит свечу
И в келью спешит на молитвы
Литература XIX века, золотой век, оказала огромное влияние на творчество Сафронова. Не случайны в его творчестве поэтические переклички с И.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Ф.И. Тютчевым, А.К. Толстым; Н.В. Гоголем, Н.С. Лесковым, И.С. Тургеневым.
Следование классической традиции слышно, например, в таких строках:
Блещут воды в Иордане.
Мул впотьмах гремит уздою.
Сладко дышит мирозданье
Под Рождественской звездою
В творчестве Леонида Сафронова мы сталкиваемся со своеобразной поэтической летописью человечества - осмыслением проблем мироздания и всей человеческой истории в библейском контексте, от изгнания из рая первых людей:
В страхе землю озирая
У истоков древних рек,
Бродит, изгнанный из рая,
Самый первый человек
В этом стихотворении четко звучит идея автора о неразрывной связи-ответственности человека за свои деяния. Эта ответственность ложится на всю его дальнейшую жизнь подчас фатальными последствиями (изгнание из Рая как символ крушения надежд, перелома в сознании) и, в конечном итоге, является ответственностью перед Богом:
И, споткнувшись, вязнет в дверце
Рыжих пойменных болот
И в тоске срывает сердце –
С древа жизни райский плод.
Потерей сердца (души бессмертной) грозят нам наши пороки, потакание страстям и отказ от следования христианским ценностям, нарушение заповедей Божьих.
Автора глубоко волнует все, что связано с историей русского Средневековья и Святой Руси. Его поэзия отражает постижение им самим и открывание современному читателю православной культуры. Перед поэтом стоит задача понять и художественно выразить смысл человеческой жизни, высший смысл происходящего в истории России. Сами стихи Леонида Сафронова учат детей добру, любви, состраданию, взаимопомощи; учат видеть и ценить красоту и гармонию Божьего мира («Колокольчик синий-синий», «Светлячок», «Лосята» и др.). Также немаловажен аспект послушания («Послушание»), предложенный поэтом; понимание детьми родительских трудов не только для блага семьи, но и для пользы Отечества («Ночное светило»). В стихах для маленьких много детски-комического.
Я считаю, что творчество о. Леонида раскрывает важнейшие духовные процессы, которые способны в духовно-нравственном отношении изменить к лучшему русскую действительность. Одухотворенность, которая присуща творчеству поэта, осознание неразрывности связей между прошлым и настоящим, между мирским и божественным, между человеком и Богом – та связующая нить, которую русский человек не так давно чуть не утратил, но которая так необходима ему сейчас.
Русский человек сегодня все еще находится на распутье: так много искушений ведут по ложным путям и отвращают от истинных ценностей. Поэзия отца Леонида может и должна служить проводником по пути познания себя и Бога, воспитывать любовь к родной вере, традициям, Отечеству:
С неба месяц сбился, как подкова,
Что нас ждёт, не видно впереди...
Жизнь прожить, как поле Куликово
За Россию в битве перейти.