12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ефимова Алена96



Содержание

Лист

Введение

3

1

Биография Джона Рональда Руэла Толкина

5

2

Особенности творчества Джона Толкина

6


2.1 Хоббит, или туда и обратно

9


2.2 Особенности сюжетной линии повести «Хоббит, или Туда и обратно»

9

3

Другие работы писателя

13

4

Признание писателя в кинематографе

14

Заключение

15

Список использованных источников

17


Введение

Творчество Джона Рональда Руэла Толкина (18921973) представляет собой культурный феномен, соединивший традиции древнего и современного искусства, выходящий за рамки существующей системы литературных жанров и, следовательно, требующий всестороннего изучения. Сущность данного явления может быть, на наш взгляд, раскрыта лишь в контексте общего процесса художественного мифотворчества, теоретическое осмысление которого является одной из важных задач современного литературоведения.

Hа протяжении последних двадцати лет произведения Толкина, и особенно его мифологическая эпопея «Хоббит, или Туда и Обратно» (1936), привлекают к себе внимание многочисленных зарубежных исследователей (П. Кочера, Х. Карпентера, Р. Hоэль, Р. Хелмса, К. Килби и др.); однако в современном литературоведении творчество писателя практически не изучалось. Исключение составляют статьи С. Л. Кошелева и биографический очерк В. Гакова, намечающие самые общие подходы к проблеме. При этом ни отечественные, ни зарубежные исследователи не рассматривали произведения Толкина как художественномифологическую систему. Попытка такого рассмотрения предпринята в данной работе.

Выдвинута версия о том, что Дж.Р.Р. Толкин в повести «Хоббит, или Туда и Обратно», используя аллегорию, пытался предостеречь народы от той опасности, которая таится в фашизме. Произведена систематизация фантастических образов по их происхождению (указан источник заимствования).

Цель проектаознакомиться с биографией и произведениями Джона Рональда Руэла Толкина.

Задачи проекта:

Познакомиться с биографией и творчеством Джона Толкина.

Определить особенности сюжетной линии повести «Хоббит, или Туда и обратно».

Познакомиться с другими работами писателя.

Проанализировать признание писателя в кинематографе.


Объект исследования – биография и творчество Джона Рональда Руэла Толкина.

Предмет исследования – значение произведений Джона Рональда Руэла Толкина.

Гипотеза исследования – творчество Джона Рональда Руэла Толкина оказало широкое влияние на развитии мирового искусства и мировой литературы.

Практическая ценность данной работыданную работу можно использовать в образовательных целях.


Основная часть 1 Биография Джона Рональда Руэла Толкина

Толкин, Джон Рональда Руэла.английский писатель, доктор литературы, художник, профессор, филологлингвист. Один из создателей Оксфордского словаря английского языка. Автор сказки Хоббит (1937), романа Властелин колец (1954), мифологической эпопеи Сильмариллион (1977).

Родился 3 января 1892 в Блумфонтейне (Южная Африка).

Отец Артур Руэл Толкин, банковский служащий из Бирмингема, переехал в поисках счастья в Южную Африку. МатьМэйбл Саффилд. В январе 1892 у них родился мальчик.

Большое влияние на изначальное формирование личности Джона оказал и его дед Джон Саффилд, гордившийся своей родословной умельцев граверов. Мать и дед всячески поддерживали ранний интерес Джона к латыни и греческому языку.

В 1896 Мэйбл вместе с детьми перебирается из Бирмингема в деревушку Сэрхоул. Именно в окрестностях Сэрхоула Толкин заинтересовался миром деревьев, стремясь распознать их тайны. Не случайно незабываемые, интереснейшие деревья появляются в творениях Толкина. А могучие великаны Листвены поражают воображение читателей в его трилогии – Властелин колец.

Не менее страстно увлекается Толкин эльфами и драконами. Драконы и эльфы станут главными персонажами первой сказки, сочиненной Рональдом, в семь лет.

В ближайшие несколько лет в жизни Толкина происходят три важных события. Вопервых, он оканчивает Оксфорд и получает степень бакалавра. Во вторых, в мире начинается Первая Мировая война, а с ней и добровольная запись будущего писателя в ряды английской армии. В–третьих, в эти годы он пишет свое первое небольшое произведение «Путешествие Эарендела», которое, как считают исследователи, кладет начало его мифологическому миру.

Из важных событий второй половины 20х годов стоит отметить рождение последнего ребенка Джона, первой и единственной дочери Присциллы, а также начало написания детской сказки «Хоббит» («Хоббит, или Туда и обратно»). Самое интересное заключается в том, что Толкиен писал эту историю для своих детей, однако популярность книжки вышла далеко за пределы семьи. В какое то время Джон Рональд даже подумал, что отныне его будут считать не профессором лингвистом, а детским писателем. Издательство, выпустившее «Хоббита», в свою очередь, просит у Толкиена продолжение истории о забавных маленьких человечках, а на предложение писателя издать «Сильмариллион» только машет руками, заявляя, что читателям непременно нужны хоббиты. Поняв, что от него хотят, он начинает работу над трилогией «Властелин колец».

Ближайшие 17 лет Джон Рональд выдумывает и пишет историю о Среднеземье. В основу книги он положил выдуманный им еще в студенческие годы мир, населенный мифическими существами, мир со своими языками и странами, со своей многотысячелетней историей и необыкновенной детализацией. По мере написания книга пополнялась множеством героев и событий, ее объем выходил за рамки, которые устраивали издателей. Так книга превратилась в трилогию. Изначально печатать «Властелина колец» Толкиен планировал в том же издательстве, что и «Хоббита», однако их отказ печатать «Сильмариллион» обидел писателя, и он обратился в издательство «Коллинс». Там его ждало разочарование. В результате он вернулся к своим первым издателям.

Уже в 60 е Толкиен стал известен во всем мире. Более всего в Англии и США. Трилогия выпускалась во многих странах огромным тиражом. Так, например, только в США в 1965 году с прилавков было сметено миллион экземпляров. Основную массу читателей составляли студенты, которые начали организовывать фанклубы. Трилогия вышла практически на всех известных языках.

Этот человек создал жанр фэнтэзи в том виде, в котоpом мы знаем его сегодня. Ему мы обязаны общепринятыми представлениями об Эльфах, Гномах, магах, и многом другом. Все основные расы и профессии персонажей из ролевых игр серии "Подземелья и Драконы" основаны на книгах "Хоббит" и "Властелин Колец". Он пpидумал хоббитов, и его книги написаны с таким мастеpством, что хочется читать их бесконечно.

Толкин создал хоббитов «невысокликов» обаятельных, подкупающе достоверных существ, похожих на детей. Сочетающих в себе стойкость и легкомыслие, любознательность и ребяческую лень, невероятную изобретательность с простодушием, хитрость и доверчивость, отвагу и мужество с умением избегать неприятности.

В первую очередь, именно хоббиты придают такую достоверность толкиновскому миру.

В журнале «Эсквайр» было опубликовано интервью Толкина, в котором он поделился заметками своей жизни и ее правилами. Вот некоторые из них.

Я самый абсолютный хоббит , только ростом повыше.

Первое свое произведение я написал в семь лет, и речь в нем шла о драконе. Мама, прочитав мой опус, заметила, что надо писать не «зеленый большой дракон», а «большой зеленый дракон». Честно говоря, я не понял, почему она так считает, и не понимаю до сих пор.

Человеческое сердце гораздо лучше человеческих поступков, и уж тем более слов.

Я написал «ХОББИТА» в стиле, который сейчас назвал бы плохим — как будто ктото пытается говорить с детьми на одном языке. А дети больше всего такой язык ненавидят. Они инстинктивно невзлюбили в «Хоббите» все то, что делало его книгой для детей. И я со временем тоже это невзлюбил. И один человек не может судить о собственной святости.

Лучшая форма для длинного произведения — это путешествие.

Верно подобранное имя доставляет мне большое удовольствие. Когда я пишу, я всегда начинаю с имени. Вначале имя — потом история, а не наоборот.

Я стал менее циничным , чем был, потому что помню собственные грехи и глупости.


2 Особенности творчества Джона Толкина

Творчество Толкина привлекает внимание исследователей не только своей поразительной популярностью и необычностью, но и жанровым своеобразием, по поводу которого до сих пор не утихают дискуссии среди исследователей.

И в западном, и в российском культурном пространстве сформировалась так называемая «толкинистика». При этом как на Западе, так и у нас в стране произведения Дж. Толкина анализируются не только в рамках различных литературоведческих школ, но время от времени используются теории из других областей знаний. Однако, несмотря на разнообразие и индивидуальность существующих подходов, они поддаются определенной систематизации.

И здесь пришло время дать слово непосредственно автору, который сам разъясняет читателю специфику своего творчества. В 1938 в университете святого Эндрюса он прочитал лекцию «О волшебных сказках», легшую в основу одноименного эссе. Особенностью волшебных историй он считал сотворение вторичного мира с помощью фантазии. Вторичный мир, волшебная страна обладает при этом овеществленной конкретностью. Это абсолютное условие, иначе собственно волшебная история («фэнтези») может оказаться притчей или философской аллегорией, то есть просто принадлежать другому жанру. Толкин отстаивает жанровую самостоятельность фэнтези как явления литературы. Он выделил три ее основные функции: восстановление душевного равновесия, уход от механической цивилизации и счастливый конец (утешение). Восстановление душевного равновесия помогает человеку избавиться от стереотипов общественного мышления и увидеть вещи вокруг себя такими, какие они есть. Фактически, это возвращение к ясности видения цельного сознания индивида. За ним следует уход от механической цивилизации как возвращение к естественности, поэзии и сказке.

Счастливым концом он называл способность вызывать просветление человеческой души, ее очищение в процессе соприкосновения со сказкой и соучастии в фантазии. Изложив в эссе основы своей художественной позиции, Толкин в своем творчестве на практике реализует собственные идеи.


2.1 Хоббит, или Туда и обратно

Хоббит, или Туда и обратно— повесть английского писателя Джона Р. Р. Толкина, написанная в жанре фэнтези и впервые опубликованная в 1937 году. Имеет продолжение в виде трилогии «Властелин колец».

«Хоббит…» родился из сказки, сочинённой Толкином для своих детей. Он настолько увлёкся ей, что не только записал сказочную историю, но и вместе с сыновьями нарисовал карты вымышленной страны — Средиземья. История осталась незаконченной, Толкин лишь перепечатал рукописный текст в одном экземпляре и давал его иногда читать своим друзьям. Одна из учениц Толкина в разговоре с редактором издательства Allen & Unwin Сьюзен Дагнэл с восторгом отозвалась о книге. Дагнэл, прочитав «Хоббита…», обратилась с письмом к Толкину, где просила его закончить сюжет. Однако директор издательства Стэнли Ануин, сомневаясь, будет ли книга иметь успех, отдал её на рецензию своему десятилетнему сыну. По мнению мальчика, маленьким детям книга должна была понравиться.


2.2 Особенности сюжетной линии повести «Хоббит, или Туда и обратно»

Хоббиты — весёлый, но в то же время основательный маленький народец. Они совсем как люди, только ростом вполовину меньше нас, и ноги у них заросли волосами, и живут они не в домах, а в «норах» — удобных жилищах, выкопанных в земле. Их страна называется Шир, вокруг неё селятся и люди, и эльфы — очень похожие на людей, но благородные и бессмертные. А в горах обитают длиннобородые гномы, мастера по камню и металлу. Так вот, нашего хоббита зовут Бильбо Бэггинс; это состоятельный хоббит средних лет, гурман и слагатель песен. В один прекрасный день его друг, добрый и могущественный волшебник Гэндальф, выдав его за профессионального вора, посылает к нему тринадцать гномов с тем, чтобы он помог гномам отнять их сокровища у огнедышащего дракона. Много лет назад дракон захватил их пещерный город и залёг там на груде драгоценностей; неизвестно, как подобраться к нему, да и дорога в дальние горы трудна и опасна, её стерегут гоблины и тролли гиганты.

И что ещё хуже, эти свирепые и бесконечно жестокие существа подчиняются могущественному владыке Тёмного царства, врагу всего доброго и светлого.

Почему волшебник послал кроткого Бильбо в столь опасное путешествие? Сдаётся, что хоббиты избраны провидением для борьбы с Темным царством — но это откроется много позже, а пока экспедиция во главе с Гэндальфом отправляется в путь. Гномы и хоббит едва не гибнут, встретившись с троллями; Гэндальф спасает их, обратив разбойников в камень, но следующая засада в пещере гоблинов — много опасней. Дважды, трижды свирепые гоблины атакуют компанию, гномы бегут из подземелья, оставив Бильбо лежащим без сознания во тьме.

Здесь и начинается настоящая история, которая будет продолжена в трилогии «Властелин колец». Бедняга Бильбо приходит в себя и ползёт по туннелю на четвереньках не зная куда. Рука его натыкается на холодный предмет — металлическое колечко, и он машинально кладёт его в карман. Ползёт дальше и нащупывает воду. Здесь, на острове посреди подземного озера, уже долгие годы обитает Голлум — двуногое существо размером с хоббита, с огромными светящимися глазами и подобными ластам ногами. Голлум питается рыбой; иногда ему удаётся поймать гоблина. Рассмотрев во тьме Бильбо, он подплывает к хоббиту на лодочке, они знакомятся. Увы, Бильбо называет своё имя... Голлуму хотелось бы съесть Бильбо, но тот вооружён мечом, и они начинают играть в загадки: если хоббит выиграет, Голлум проводит его к выходу из подземелья. Оказывается, они оба любят загадки. Бильбо выигрывает, но не совсем честно, спросив: «Что у меня в кармашке?»

Кольцо, лежащее в его кармане, потерял Голлум. Это волшебное Кольцо власти, творение владыки Тёмного царства, но ни Голлум, ни Бильбо о том не ведают. Голлум знает только, что любит «свою прелесть» больше всего на свете и что, надев её на палец, он становится невидим и может охотиться на гоблинов. Обнаружив пропажу, Голлум в ярости кидается на Бильбо, а тот, убегая, случайно надевает Кольцо. Становится невидим, ускользает от Голлума и догоняет свою компанию.

Они движутся дальше к горам. Гигантские орлы, друзья волшебника, спасают их от погони гоблинов, вскоре после этого Гэндальф оставляет гномов и Бильбо — у него свои дела, а без него компания раз за разом попадает в передряги. То их едва не съедают гигантские пауки, то берут в плен лесные эльфы, и всякий раз всех выручает Бильбо: надевает кольцо и становится невидимкой. Воистину домоседхоббит оказался для гномов находкой... Наконец, после многих приключений компания поднимается в горы, к утерянным владениям гномов, и начинает искать потайную дверь, ведущую в подземелье. Ищут долго, безуспешно, пока Бильбо по наитию не обнаруживает вход.

Настаёт время идти внутрь, на разведку, причём осторожные гномы хотят, чтобы это совершил Бильбо, сулят ему богатую долю добычи и он идёт. Не изза денег, думается, а изза проснувшейся в нем тяги к приключениям.

Во тьме подземелья рдеет багровый свет. Огромный, красноватозолотистый дракон возлежит в пещере на грудах сокровищ, храпит, испуская дым из ноздрей. Он спит, и отважный хоббит похищает огромную золотую чашу. Восторгу гномов нет предела, но дракон, обнаружив пропажу, в ярости выжигает окрестности их лагеря, убивает их пони... Что делать?

Бильбо снова лезет в пещеру, заводит — из безопасного укрытия — разговор с драконом и хитростью выясняет, что алмазный панцирь чудовища имеет прореху на груди. А когда он рассказывает об этом гномам, его слышит старый мудрый дрозд.

Между тем дракон в ярости изза назойливых приставаний хоббита. Он снова взмывает в воздух, чтобы выжечь единственный людской город, оставшийся у подножия гор. Но там его поражает чёрной стрелой Бард, капитан лучников, потомок королей этой страны: мудрый дрозд успел пересказать капитану слова Бильбо.

События на этом не кончаются. Вздорный предводитель гномов изза пустяков ссорится с Бильбо, Бардом и даже с Гэндальфом, дело едва не доходит до битвы, но в это время начинается нашествие гоблинов и волков оборотней. Люди, эльфы и гномы объединяются против них и выигрывают сражение. Бильбо наконецто отправляется домой, в Шир, отказавшись от обещанной ему четырнадцатой доли сокровища гномов, чтобы переправить такое богатство, понадобился бы целый караван и войско для его охраны. Он увозит на пони два сундучка с золотом и серебром и отныне может жить поживать в совершенном уже довольстве. И при нем остаётся Кольцо власти.

3 Другие работы писателя

Толкин писатель, который подарил миру замечательный роман эпопею «Властелин колец». Это его главное и самое популярное произведение. Оно было написано одной книгой, но изза больших объемов пришлось разделить роман на три части. Сейчас в продаже можно найти как единый том, так и отдельно истории трилогии.

Не менее популярной стала история, которая вышла ранее. Она связана с сюжетом «Властелина колец» и называется «Хоббит, или Туда и обратно». Уже после смерти автора было опубликовано его произведение «Сильмариллион». «Властелин колец»

Сейчас это одна из самых известных и популярных книг прошлого века. Она переведена на 40 языков. По роману снят художественный фильм. Сюжет книги используется в настольных и компьютерных играх. Он связан с ранее опубликованной повестью «Хоббит, или Туда и обратно». В трилогии история повествует о хоббите Бильбо. Он уходит на покой и оставляет своему племяннику Фродо волшебное кольцо. Это украшение делает каждого своего носителя невидимым, но при этом наносит ужасный вред сознанию.

Позже маг Гэндальф рассказывает, что это Кольцо Всевластья, которое способно подчинить все прочие кольца. Темный властелин Саурон пытается его раздобыть. Он стремится вернуть себе власть с помощью этого кольца. Поэтому украшение нужно уничтожить.

Занимался Толкиен переводами. В 1920х годах он работал над «Беовульфом». Уже к 1926 году поэма была готова, но он ее не опубликовал. Дело довел до конца его сын, который отредактировал произведение и опубликовал в 2014 году.

Толкин продолжил работу над «Беовульфом». В свое время он прочитал известную лекцию, которая подняла множество вопросов, касающихся этого произведения. Весь ученый совет разделился на два лагеря. Одни утверждали, что произведение можно отнести к детским битвам с монстрами. Другие полагали, что поэма описывает реалистическое сражение племен.

4 Признание писателя в кинематографе

Произведения автора не могли остаться без внимания режиссеров. Благодаря их стараниям многие видели фильмы по книгам Толкиена. Самой яркой экранизацией стала работа Питера Джексона «Властелин колец». Это один из самых крупных проектов в истории кино. На его реализацию пришлось потратить 8 лет. Все фильмы были отсняты в Новой Зеландии.

Фильм «Властелин колец» получил 30 номинаций на «Оскар», из которых выиграл 17 статуэток. Последняя серия была номинирована на 11 «Оскаров» и забрала все 11 премий. Голлум стал первым персонажем, которого создали с помощью технологии захвата движения.

На этом Питер Джексон не остановился. Он решился на экранизацию «Хоббита». Эту историю он разбил на три части, которые выходили с 2012 по 2014 года. Это вольная экранизация, которая оказалась не менее интересной, хотя и не получила такую популярность, как «Властелин колец».

Стоит отдельно упомянуть и американский фильм, посвященный английскому писателю, который называется «Толкин». Эта биографическая драма рассказывает о профессоре, филологе и писателе Джоне Толкине. На главную роль пригласили английского актера Николаса Кэрадока Холта. Мировая премьера фильма состоялась 3 мая 2019 года в Финляндии, Великобритании и Ирландии. В Украине фильм выйдет в прокат 12 сентября 2019 года. Пока неизвестно, когда это произойдет в России.

Отдельно стоит сказать, что сценаристы и режиссеры не обращались к родственникам писателя. Об этом последние сразу же сообщили в СМИ. Разгорелся скандал. Многие посчитали, если родственники не участвовали в съемках, значит, достоверность киноленты можно взять под сомнение.


Заключение

ТолкиенДжон Рональд Руэл, английский писатель, доктор литературы, художник, профессор, филолог–лингвист. Один из создателей Оксфордского словаря английского языка. Автор сказки Хоббит (1937), романа Властелин колец (1954), мифологической эпопеи Сильмариллион (1977).

Самые знаменитые книги Толкиена неразрывно связаны между собой. Хоббит и Властелин колец писались, в общей сложности, с 1925 по 1949. То есть 24 года... Все началось с ежедневной сказки для детей профессора Толкиена... «В земле была вырыта нора. А в этой норе жил да был хоббит»,–написал Толкиен на чистом листе бумаги... А до того в мифологической вселенной Толкиена никаких хоббитов не было. Но вот он явился-родился – этот обаятельный народ (вернее, народец), неизвестно откуда взявшийся в Средиземье. Хоббиты – «невысоклики» – веселые и проворные сладкоежки, любознательные и толстоватые. Неуловимо схожие с детьми... Главный герой первой истории Хоббит Бильбо Бэггинс имеет такие же возможности для самовыражения в огромном и сложном мире, как ребенок-первооткрыватель. Бильбо постоянно рискует, чтобы выбраться из водопада угрожающих приключений. Он должен быть все время изобретательным и смелым. Замыслив именно таким Бильбо Бэггинса, Толкиен, как бы ненароком, подсказывает детям о безграничности их возможностей.

Писатель Джон Рональд Руэл Толкиен, чей дар многократно помножен на знания выдающегося филолога, подарил нам свой неповторимый толкиеновский, мир. Завораживающе-безмерный, великолепный и подчас ужасающий, высвеченный сияниями множества неведомых измерений.

Сказка получает премию издательства «Нью–Йорк Геральд Трибьюн», как лучшая книга года. Хоббит становится бестселлером. И не только для детей... Но и для тех мыслящих читателей, кто увидел в книге пролог к проникновению в иные миры.

В июне 1972 Джон Рональд Руэл Толкиен получает самый большой подарок-звание доктора литературы от Оксфордского университета. А в 1973, в Букингемском дворце сама Королева Елизавета вручает писателю и ученому орден Британской империи второй степени.

У книг Толкиена нет конца. Они бездонны, как величайшие книги человечества... Чем глубже в них входишь, тем больше видишь, слышишь и чувствуешь их бесконечность. Ибо они созвучны Вселенной.

Отстаивающее идеи человечности, готовности к подвигу и самопожертвованию во имя Родины, культурного единения народов, выявить функции и роль творчества Д. Толкина в пространстве литературы. Актуальностью темы является истинное понимание Добра и Зла в произведениях Толкина, которое помогает людям правильно ориентироваться в жизни.



Список использованных источников

Хамфри Карпентер. Дж. Р. Толкин. Биография и творчество. М. 1999

Сольвоева О. Дж. Р. Толкиен. Мир Средиземья. М. 2004

А. Голубин, Н. Кистяковский. Толкин: тексты, биография, критические статьи.

А. Голубин. Толкин: Биография. Книгография. М. 2004

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец» Азбука классика 2001

Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит» Астрель 2000

Дж. Р. Р. Толкин «Кузнец из большого Вуттона» Монолог 1994

Журнал  Детская литература 1983

Послесловие к "Властелину Колец" в переводе М.Каменкович и В.Каррика, Терра Азбука 1995




Автор материала: А. Суринов (1 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.