12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Анастасия Романовна30

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия

«Синяя птица» имени Иштриковой Т.В.»








Научно-исследовательская работа





Удивительная соль










Выполнила: Демакова Алиса,

обучающаяся 2 класса

ГБОУ Республики Марий Э

«Гуманитарная гимназия «Синяя птица»

им. Т.В.Иштриковой»

Научный руководитель: Смирнова

А.Р., воспитатель

ГБОУ Республики Марий Э

«Гуманитарная гимназия «Синяя птица»

им. Т.В.Иштриковой»




Йошкар-Ола

2022




Оглавление



Введение……………………………………………………………………………3

1. Теоретическая часть……… ………………………………………………..…..5

1.1.  Соль в истории человечества………………………………..…………….5

1.2. Добыча соли…………………………………………………..……….……6

1.3. Какая бывает соль и где ее применяют………………………..…………..7

1.4. Опасна ли соль для человека и окружающего мира….…….……………8

2 Практическая часть………………………………………………….………...…10

2.1 Социологический опрос ……………………………………………...……10

2.2 Экспериментальная часть ………………...………………………………..13

2.2.1. Опыт 1. Кристаллы из соли……………..……………………………13

2.2.2. Опыт 2. Плотность воды………………………………...……………14

2.2.3. Опыт 3. Соль – борец с гололедом…………...………………………15

2.2.4. Опыт 4. Засаливание почвы……….……….…………………………16

Заключение………………………………………………………….………………18

Список использованной литературы……………………………………….……..20

Приложение…………………………………………………………………………20



















Введение


Наука все время стремится открыть и познать что-то новое. Но зачастую ею забывается то, что находится рядом с человеком, без чего он не можем обойтись, и использует ежедневно.

Например, вода, свет, сахар… Без таких, казалось бы, элементарных на сегодняшний день вещей, люди уже не смогут жить привычной жизнью. К этим «незаменимым» вещам можно отнести и самую обычную соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее. Я много слышала о пользе и необходимости соли в жизни человека. При этом мы часто слышим, что «Соль — это белая смерть», «Соль – это белый яд». И дома и в школе мне не разрешают досаливать пищу, говорят, что это вредно. Как же так? Действительно ли соль так вредна, или же она несет больше пользы? Я задалась вопросом и определила этим актуальность исследования.

Научная новизна работы заключается в представлении рекомендаций по потреблению соли, которые способствуют повышению уровня знаний и здоровья обучающихся класса. А также составление перечня возможных способов непищевого применения соли, что позволит повысить уровень интереса обучающихся, их активности и самостоятельности.

Цель исследования: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.

Задачи исследования

Определить, что такое соль.

Изучить исторические сведения о соли в жизни человечества.

Доказать, что соль — это необходимый продукт в питании человека.

Провести опрос среди учащихся, который выявит уровень знаний о соли и способах ее применения.

Найти способы непищевого применения соли в жизни человека и их влияние на окружающую среду.

Проанализировать полученные результаты.

Объект исследования: поваренная соль.

Предмет исследования: свойства соли и способы применения соли в жизни человека.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы и приемы исследования:

Изучение литературы и источников в сети Интернет.

Опрос учащихся 2-3 классов

Опыты с солью

Проведение демонстрации непищевого применения соли

















Теоретическая часть


Соль в истории человечества


Слово "соль" произошло от латинского "sal", которое происходит от греческого термина "hals" - означающего "море". Соль — это минерал, являющийся основным питательным веществом для существования жизни, а также одним из важнейших промышленных сырьевых минералов. Соль или хлористый натрий является необходимым компонентом пищи человека.

Заглядывая в историю, можно убедиться насколько ценным была соль для человека. На протяжении долгих столетий она была очень ценным товаром. Из-за соли разгорались войны, образовывались и разрушались государства. В Древнем Риме караваны с солью шли по главной дороге – «Соляному пути». Караваны сопровождали отряды воинов, охраняя соль, как одно из драгоценных сокровищ. В древности соль ценилась на вес золота. Торговцев соли облагали большим налогом. Это положило начало воинам, и даже стало причиной основания городов, например, Мюнхена в 1158 году. Нехватка соли вызывала и народные волнения (соляные бунты). Такой бунт произошел в 1648 году в Москве.

Соль служила источником пополнения казны. Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы. Венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Китай в 1286 году, описал использовавшиеся там монеты из кристалликов соли. В Эфиопии стандартные куски соли были в ходу в качестве денежной единицы. Римским воинам нередко жалованье выплачивали солью. Отсюда и произошло слово «солдат». Также ученые считают, что именно с этим связано происхождение итальянского слова «сольди» (мелкая монета). В Римской империи легионерам платили жалование солью.

В старину славяне клялись перед тем, как давать показания, съев хлеб с солью: «Хлеб-соль ешь, правду режь». Хлеб-соль в знак дружбы подносили гостям: «Надо хлеб-соль помнить...» Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава», «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой», «съесть вместе пуд соли». С давних пор считалось: полная солонка - признак богатства и почета. «Вы – соль земли» – говорил Христос своим ученикам, имея в виду их высокие нравственные качества.

Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол в признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши».

К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.



1.2. Добыча соли


Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.

В древности ее добывали с помощью выпаривания морской соли. В жарком сухом климате она выпаривалась естественным способом. Люди это заметили и стали применять этот способ, подогревая воду, чтобы она выкипала и в осадке оставалась соль. На Руси издавна соль добывали вручную из рассолов выпариванием морской воды. Люди по колено стояли в воде босиком, соль разъедала кожу человека. Это был очень тяжелый труд.

Сегодня поваренную соль добывают из отложений соляных озер и на месторождениях каменной соли - галита. Машины отсасывают из озера воду, потом ее выпаривают, и остается белый порошок, который мы каждый день видим в солонке.


1.3. Какая бывает соль и где ее применяют


Наиболее дорогим видом соли является высококачественная вакуумная соль, она в несколько раз дороже выпаренной и каменной соли. Солерастворы – самый дешевый вид соли, которая используется в промышленности, так же, как и низкокачественная соль, используемая для борьбы с обледенением дорог.

Самая распространенная – поваренная соль. Именно ее люди используют в пищу. Она хорошо растворяется в воде любой температуры и является очень важным веществом для нормальной и здоровой работы организма человека.

Соль - это единственный минерал, используемый человеком в пищу в «естественном» виде, практически без переработки.

Очень широко люди используют соль в быту, при консервировании и солении пищевых продуктов: рыбы, мяса, овощей, грибов и т. д. Дело в том, что соль имеет уникальное свойство - убивать бактерии и микробы, которые вызывают гниение и порчу продуктов. На этом же свойстве основано производство мясных и рыбных консервов. Такие продукты очень долго не портятся, долго хранятся и могут применяться в пищу даже через несколько недель после их приготовления.

Однако, применение соли не ограничивается только кулинарией. Соль полезна и с медицинской стороны. В поваренную соль добавляют минеральное вещество йод, и получается йодированная соль. Ее используют для профилактики недостатка йода в организме, которое может привести к заболеваниям щитовидной железы. В последнее время стало еще принято добавлять в соль другое минеральное вещество – фтор (фторирование соли). Ее применение является хорошей профилактикой кариеса. Наверное, многие слышали, а кое-кто и на собственном опыте знает, что поваренная соль - чудесный лекарь. Благо, что почти всегда под рукой и в любых количествах. Итак, попробуйте полечиться солью от различных заболеваний, особенно простудных.

Многие люди любят принимать ванны с солью. Для ванн, как правило, используется морская соль. Такие процедуры хорошо очищают кожу и тонизируют ее. Морская соль хорошо влияет на нервную систему человека.

Кроме приготовления пищи и лечения некоторых недугов, соль может пригодиться и в хозяйстве. В первую очередь - это отличное чистящее средство. Смесь соли и скипидара избавит ванну и раковину от желтых пятен, смесь соли и уксуса вернет прежний блеск меди и жести, смесь лимонного сока и соли очищает пятна ржавчины. Крепкий соляной раствор, слитый в раковину, предотвращает накопление жира на стенках водопроводных труб на кухне и избавляет от неприятного запаха. Соль также является товаром, который широко применяется в промышленности. Она является основой для производства химических продуктов, на базе которых изготовляется множество пластмасс, алюминий, бумага, мыло, стекло. Соль используют при обработке мехов и кож, при изготовлении солевых батареек и всевозможных фильтров.


1.4. Опасна ли соль для человека и окружающего мира


Почему соль называют «белой смертью»? Мрачное и несправедливое определение «белая смерть» для соли никак не годится. Да, большое количество соли запросто может загубить сердечно-сосудистую систему, выделительную систему и преждевременно привести человека к смерти, но злоупотребление любым продуктом чревато тяжкими последствиями, и всякие излишества вредны, в том числе и излишки соли. Просто следует соблюдать в потреблении соли золотую середину и тогда соль пойдет исключительно на пользу и полностью оправдает словосочетание «соль жизни».

Единого мнения по норме суточной потребности человека в соли пока нет. Однако Всемирноая организация здравоохранения считает, что норма потребления для взрослого человека составляет 5 г в день.

Многие народы на Земле живут почти без соли. Эскимосы и чукчи, например, употребляют в среднем 4 г соли в сутки, а вот в северной Японии одна из самых высоких в мире суточных доз поваренной соли, она доходит до 40 г в день.

Прочитав про то, насколько соль полезна и важна в жизни человека, я задумалась – есть ли опасное воздействие на природу у такого продукта, как соль?

Рассмотрим ситуацию- гололёд.. Сугробы люди расчищают специальной техникой, а с гололедом борются с помощью песко-соляной смеси, которую рассыпают на дороги для того, чтобы снег не превращался в лед. Почему именно соль? Потому что температура замерзания соленой воды гораздо ниже ноля градусов. Поэтому мокрый снег не замерзает, а превращается в «кашу», которая легко счищается с дорожного полотна.

Казалось бы, опять польза. Но дело в том, что для таких смесей используется техническая соль, соль самого низкого качества, с большой долей ядовитых химических примесей. Вред, который они причиняют, ярче всего проявляется весной, когда снег начинает таять. Ядовитые вещества впитываются в почву и постепенно засоляют ее. А полезные вещества не усваиваются корнями. Именно по этой причине деревья, растущие вдоль дорог, имеют жухлый вид, а трава и цветы практически не растут.

Вместе с талыми водами соль и примеси попадают в городские водоемы. Это приводит к тому, что жить в такой отравленной воде становится невозможным ни рыбе, ни растениям.

Песко-соляная смесь разъедает автомобильные шины и портит металлические части машин. Металл ржавеет, машину приходиться часто ремонтировать. Подобным образом портится и наша обувь.







II. Практическая часть


2.1 Социологический опрос 


Узнав многое о соли из литературы мне захотелось поинтересоваться у учащихся гимназии о том, что они знают о соли (Приложение 1)

С руководителем мы составили вопросы для анкеты. В опросе участвовали 36 человек, учащиеся 2 и 3 классов.

Цель: выявить знания сверстников о полезных и вредных свойствах соли.

Результаты анкетирования представлены на диаграммах

t1653335283aa.gif

Диаграмма 1. Что такое соль? (%)

53% детей не могут объяснить, что такое соль, а 47% ответили, что соль – это вещество.

t1653335283ab.gif

Диаграмма 2. Откуда берется соль? (%)


56% детей считают, что соль человек добывает из воды, 9% считают, человек добывает соль в специальных местах. И 35% не знают, где соль добывается человеком.

t1653335283ac.gif

Диаграмма 3. Может ли человек прожить без соли? (%)


63% опрошенных считают, что человек не может прожить без соли, 34% считают, что может. И лишь 3% участников опроса не знают может ли человек обойтись без соли в своей жизни.

t1653335283ad.gif

Диаграмма 4. Влияет ли соль на здоровье человека? (%)


87% детей считают, что соль влияет на здоровье человека и 13% опрошенных считают, что соль никак не влияет на здоровье человека

t1653335283ae.gif

Диаграмма 5. Вредна ли соль? (%)


57% опрошенных отметили, что соль вредна для человека и 10% отметили, что соль невредна. Стоит отметить, что 33% опрошенных отметили, что соль вредна, если ее употреблять много, и невредна при ее умеренном потреблении.

t1653335283af.gif

Диаграмма 6. Всегда ли человек употреблял соль? (%)


58% детей считают, человек не всегда употреблял соль, 19 % ответили. Что человек употреблял соль всегда. И 23% опрошенных не знают о потреблении соли человеком в его истории.


t1653335283ag.gif

Диаграмма 7. Как используется соль человеком? (%)


63% детей отметили применение соли в пищу, 15% о ее применении в быту и 10% знают о применении соли в медицине. К сожалению, 15% опрошенных не смогли дать ответ на данный вопрос.

Результаты, проведенного мною анкетирования, показали, что большая часть моих сверстников не знают, что такое соль, а также не знают многих полезных и вредных свойств соли, плохо знают историю применения соли. В дальнейшем я постараюсь заинтересовать их темой своего исследования.



2.2.  Экспериментальная часть 


С целью выявления полезных и вредных свойств соли, а также привлечения внимания сверстников к данной теме совместно с моим руководителем было проведено несколько простых экспериментов в рамках кружка внеурочной деятельности «Школа экспериментов».


2.2.1. Опыт 1. Кристаллы из соли


Данный опыт был выбран с целью наглядно показать сверстникам один из способов добычи соли.

Каркас из проволоки поместили в ёмкость с перенасыщенным соляным раствором.

На 2 день на поверхности проволоки стали появляться кристаллы соли, а количество воды стало уменьшаться за счет испарения. С испарением воды мы периодически добавляли перенасыщенный соляной раствор.Опыт продолжался 2 недели.

Результаты опыта представлены на фотографиях.

t1653335283ah.jpg

Фотография 1. Начало опыта

t1653335283ai.jpg

Фотография 2. День 2

t1653335283aj.jpg

Фоторграфия 3. День 14.


Вывод: в результате испарения воды соль, предварительно растворенная в воде, начинает выпадать в осадок на дне емкости, ее стенках и остается на предметах, находящихся в воде. Таким образом, мы наглядно показали один из способов добычи соли из морской воды. Также в ходе обсуждения результатов со сверстниками нами был сделал вывод, что также соль остается на вещах и обуви, если пройтись по улице, посыпанной реагентами с солью.


2.2.2. Опыт 2. Плотность воды


Взяв 2 прозрачные емкости, мы наполнили их водой. В первую мы добавили 2 столовые ложки поваренной соли и растворили соль в воде. Вторую емкость мы оставили без изменений, то есть с простой водой.

Положили сырое яйцо в емкость с чистой водопроводной водой – яйцо опустилось на дно стакана.

Опустили яйцо в воду с солёной водой – яйцо плавает на поверхности воды.

Данный опыт доказал, что соль повышает плотность воды, чем больше в воде соли, тем сложнее предмету опуститься в соленой воде на дно. Этот эффект мы можем наблюдать при нахождении в морской воде, причем чем выше концентрация соли. тем сложнее утонуть (например, Мертвое море).

t1653335283ak.jpg

Фотография 4. Плавающее яйцо


2.2.3. Опыт 3. Соль – борец с гололедом


Взяв 1 кг соли, мы вышли на улицу и стали посыпать ее обледенелые участки дорожки. Через некоторое время стали заметны маленькие углубления во льду. А через 10 минут некоторые участки практически полностью стали очищенными ото льда и снега.

t1653335283al.gif

Фотография 5. Соль-борец с гололедом


2.2.4. Опыт 4. Засаливание почвы


Для проведения эксперимента мы посадили газонную траву в горшки.

Один горшок был выбран контрольным, второй стал экспериментальным.

Трава в контрольном горшке поливалась умеренно простой водой, в экспериментальном горшке вода была в том же количестве, но это в нее предварительно добавили небольшое количество соли.

Полив растений производился в течение 10 дней. В начале эксперимента трава в обоих горшках была одинаковой, через 3 дня стала заметно увядание травы в экспериментальном горшке, а через 10 дней трава в нем полностью пожухла.

t1653335283am.jpg

Фотография 6. День 3


t1653335283an.jpg

Фотография 7. День 10


Таким образом, можно сказать, что применение соли в качестве средства борьбы с гололедом зимой пагубно влияет на растения.

Во время проведения эксперимента, нами также было замечено, что в контрольном горшке образовалось небольшое количество плесени у корней растений. В экспериментальном же горшке, который поливали слабым соляным раствором, плесени не было.

Мы доказали способность соли к обеззараживанию – способности убивать плесневые грибки.

Вывод: применение соли в качестве средства борьбы с гололедом зимой пагубно влияет на растения. А также соль обладает способностью обеззараживать – способностью убивать плесневые грибки.









Заключение


Соль… Что в ней загадочного и необычного?

При более внимательном изучении соли мы поняли, что знаем о ней мало. Много важного и интересного мы нашли в энциклопедиях, интернет - источниках. Из литературных источников мы узнали о соли:

- соль – это минерал, на который мы почти не обращаем внимания в современности, в прошлом был очень ценным, даже ценнее золота;

-узнали, что поваренная соль - это единственное минеральное вещество, которое человек употребляет в чистом виде. Область применения соли очень широка;

-узнали, что соль необходима человеку и окружающему миру, как друг. Не смотря на нужность и важность, соль иногда может быть опасной, как враг, причиняя вред здоровью человека и окружающему миру;

Результаты анкетирования показали, что, большая часть моих сверстников не знают многих полезных и вредны свойств соли, плохо знают историю применения соли.

В результате проведенных опытов мы смогли:

- показать один из способов добычи соли человеком;

- наглядно показать влияние соли на плотность воды;

- показать сверстникам способы непищевого применения соли в жизни человека;

- доказать пагубное влияние соли на растения при ее использовании как средства борьбы с гололедом;

- доказать способность соли к обеззараживанию.

Проведенные опыты и эксперименты помогли увидеть различные свойства соли.

Оказалось, что соль используется не только, как приправа для блюд, а широко  используется  в промышленности, быту, медицине, сельском хозяйстве, на дорогах, в косметологии. Она всегда рядом с нами и «честно нам служит».

Цель нашего исследования была достигнута: мы изучили особенности соли, её свойства, качества и применение.

В заключение хотелось бы сказать, что в результате проделанной работы я получила навыки исследовательской деятельности, узнала много нового о истории и свойствах соли. Действительно, без соли обойтись очень трудно, особенно в нашем современном мире. Своими исследованиями хотим поделиться со сверстниками и в дальнейшем продолжить работу по изучению других свойств соли.





















Список использованной литературы


1. Аксёнов А. В. Соль Илецкая. – Оренбург, 1969.

2. Детская энциклопедия «Всё обо всём».

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006.

4. Иванова А.И. «Живая экология». -  М., 2006.

5. Энциклопедия для детей. Том 17 Химия. / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2000.

6. www. nguide ru/data 

7. www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html

8. www. nguide ru/data

9. www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html

10. www.ja-zdorov.ru/blog/polza ин
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник

1. Что такое соль?

2.Откуда берется соль?

3. Может ли человек прожить без соли?

Да

Нет

4. Влияет ли соль на здоровье человека?

Да

Нет

5. Вредна ли соль?

Да

Нет

6.Всегда ли человек употреблял соль?

7. Как используется соль человеком? ­­­­­­­


Спасибо за участие!



21


Автор материала: А. Демакова (2 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.