- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Алена Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Проверьте, пожалуйста свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник, рабочая тетрадь и лист исследователя.
А сейчас давайте посмотрим видеоролик.
(включаю видео про погоду)
Ребята, про, что было это видео?
Верно, а какая она?
Да, за окном у нас сегодня чудесная погода. И начнем мы наш урок радостно рассказывая о погоде.
Здороваются с учителем.
Проверяют готовность к уроку.
Смотрят.
Про погоду.
Отвечают.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробномдействии.
Словесный.
Наглядный (презентация).
На предыдущем уроке вы рассмотрели тему: «Что такое погода?»
Давайте с вами вспомним эту тему.
Ребята, из чего складывается погода?
Верно, а что такое температура воздуха?
А какие осадки вы знаете?
Молодцы, каким бывает ветер?
Верно, а что такое погода?
Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.
А сейчас давайте составим мини-рассказ на тему «Какая сегодня погода?»
Посмотрите на слайд, этот план поможет вам составить рассказ.
Первое, что мы должны назвать это сегодняшнее число и день недели. Затем описываем погоду по плану.
План:
1. число, месяц, день недели
2. Облачность (ясно, пасмурно, переменно)
3. Температура воздуха
4. Ветер
5. Осадки.
6. Явления природы
Готовы? (Спрашиваю, слушаю несколько ребят)
Молодцы!
Из температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.
Это когда холодно, тепло или жарко.
Дождь, снег, град.
Может быть слабым или сильным.
Отвечают.
Слушают.
Отвечают.
Рассказывают.
Научатся владеть диалогической речью – к.
3. Выявление
места и
причины
затруднения.
Наглядный (растение и камень, презентация).
Словесный.
Ребята, сегодня мы, не покидая класса отправимся с вами в гости, а к кому вы узнаете после того как посмотрите видео.
(Включаю видео)
Ну, что ребята, догадались к кому в гости мы сегодня отправимся?
Верно, а по каким призракам вы определили, что это осень?
Да, и тема нашего сегодняшнего урока: «В гости к осени»
Слушают.
Смотрят.
К Осени!
Отвечают.
Учащиеся научатся владеть диалогической речью – к.
Учащиеся научатся определять учебную задачу – р.
У учащихся будет сформирован интерес к изучению осенних явлений в неживой и живой природе.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Словесный.
Наглядный (презентация).
-Чтобы определить цель нашего урока, прочитайте, что написано над красной чертой в учебнике на стр. 40.
-Какая цель нашего сегодняшнего урока?
А что бы достигнуть этой цели, что мы должны сделать? Какие вопросы перед собой поставить?
Узнаем о чём?
Научимся объяснять, что?
Определим, что?
- Эти пункты и будут планом нашего урока.
Цель: узнать об осенних явлениях в неживой и живой природе.
Задачи:
1) Узнаем об осенних явлениях в неживой и живой природе.
2) Научимся объяснять, как связана неживая и живая природа.
3) Определим от чего зависят все изменения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий – р.
5.Реализация построенного проекта.
Словесный.
Наглядный (презентация).
Практический (лист исследователя).
Словесный.
Практический (задание с карточками).
Наглядный (карточки).
Давайте с вами посмотрим какие изменения с наступлением осени произошли в неживой природе.
Летом солнце поднимается высоко в небе, поэтому земля получает много тепла. Осенью солнце поднимается не так высоко, дни становятся короче и холодает.
Ребята, обратите внимания на слайд?
Что вы видите?
Давайте вспомним, как мы ходили летом?
Верно, а с приходом осени, что изменилось?
Да, а почему? Что это значит?
Верно, высота Солнца осенью уменьшается относительно горизонта. Летом находится выше всего над горизонтом, зимой ниже всего. От высоты зависит продолжительность дня, летом самые длинные дни, зимой — короче. Осенью дни становятся короче, Земля прогревается меньше, от этого температура понижается. С каждым днем восход солнца происходит все раньше, а заход солнца все позже.
(На доске картинки времен года. И распологаем солнца по высоте к каждому времени года)
Давайте с вами возьмем лист исследователя и посмотрим с вами на второе задание.
Давайте нарисуем расположение солнца смотря какое время года.
Готовы? Молодцы.
Ребята, а какие осадки бывают осенью?
Верно, давайте посмотрим, чем отличается летний дождь от осеннего.
(включаю аудиозапись летнего и осеннего дождя)
Ребята, чем летний дождь отличается от осеннего?
Верно, давайте поиграем в оркестр.
Отлично, а что может быть еще осенью кроме дождя?
Давайте с вами посмотри видео и скажем.
Снег правильно.
А как вы думаете, о чем нам говорит первый снег?
Самый главных признак снега, говорит о том, что скоро начнется зима.
Кроме тех осадков, которые летят высоко с неба, есть и приземный вид осадков.
Однажды вы проснулись, выглянули в окно и увидели…
(на слайде появляется картинка инея)
Отлично, а вы знаете что такое иней?
Иней – это приземный вид осадков, в виде кристалликов льда, снега, который лежит на траве.
Иней бывает при первых заморозках.
Посмотрите на картинку, как вы думаете, что это такое?
Отлично, а знаете ли вы что такое туман?
Туман- это когда в воздухе скапливается большое количество водяных паров, нарушающее видимость окружающего пространства.
(на слайде картинка ледостава)
Ребята, обратите внимание на слайд, что вы видите?
Это ледостав, а ледостав- это когда лужи, реки и озера порываются льдом.
Интересный факт, ребята: Любой водоём начинает замерзать с краёв.
А сейчас давайте с вами откроем рабочую тетрадь на странице 28 и выполним первое задание, первого варианта.
Наша задача найти ошибку в утверждении и зачеркнуть её.
К осенним явлениям в неживой природе относятся:
Похолодание, листопад, первые заморозки, ледостав.
Ребята, похолодание относится к явлениям неживой природы?
Верно, значит не зачёркиваем, а листопад относится к явлениям неживой природы? Почему?
Первые заморозки?
Ледостав?
Получается, к явлениям неживой природы у нас не относится только листопад.
Слушают.
Детей.
В шортах, футболках!
В куртках, штанах.
Потому что похолодало.
Температура стала ниже.
Слушают.
Выполняют.
Дождь.
Интенсивный осенью моросящий
Смотрят видео
Иней
Слушают.
Туман.
Отвечают.
Отвечают.
Да, относится.
Нет, потому что деревья живые организмы, а листья растут на деревьях.
Учащиеся научатся владеть диалогической речью – к.
Учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов - п.
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи.
Словесный.
Наглядный (картинки).
А теперь давайте с вами узнаем, как изменения в неживой природе влияет на живую природу.
Как вы думаете почему происходит листопад? Почему листья желтеют и опадают?
Отлично. (включаем звук перелетных птиц)
Ребята, что это за звуки?
Верно, это звуки перелётных птиц.
Но к сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг.
Ребята, как называются такие птицы?
Верно, а каких перелётных птиц вы знаете?
(На слайде фотографии птиц)
Обратите внимания на слайд.
Эту птицу называют Стриж.
Стрижи – удивительные птицы, которые не умеют ни ходить, ни плавать, зато в полете им нет равных. Питаются они в высоких слоях атмосферы. Но под конец лета насекомые летают ближе к земле, т.к. от солнца уже не исходит то тепло, которое было ранее.
И что сделают стрижи в таком случае?
Верно, стрижи улетают в тёплые края уже в конце августа.
А вот ласточки – летают низко к земле и питаются тоже насекомыми.
Значит какими они полетят? Верно, они улетают после стрижей. В начале сентября.
А грачи у нас питаются не только насекомыми, ещё и плодами, и семенами. Но как мы с вами знаем, в начале осени мы собираем урожай, подготавливаем поля к зиме. Поэтому грачам нечем питаться, и они улетают.
Ребята, как вы думаете, когда они улетают?
Верно, грачи улетают в тёплые края в середине-конце сентября.
Ребята, а где у нас обитают цапли?
Верно, лягушки уже спрятались, а насекомые исчезли. Болота подмёрзли и начали покрываться льдом. Поэтому цаплям больше нечем питаться, и они покидают наши края. В начале октября уже не встретишь этих прекрасных птиц.
А вот утки покидают нас самыми последними. Они улетают только тогда, когда полностью замерзают водоёмы и реки.
Ребята, так почему птицы улетают на юг?
Верно, птицы улетают в тёплые края, потому что с приближением осени становится меньше корма. Насекомые исчезают, а травянистые растения увядают.
С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края - туда, где есть корм.
А что происходит в жизни человека осенью?
Потому что дни становятся короче, и корневая система не усваивает воды.
Птиц.
Перелётные.
Цапля, Стриж, Утка-кряква, Ласточки, Грач.
Улетят!
Вторыми.
В середине сентября.
В болоте.
Потому что им нечем питаться.
Люди собирают урожай, готовятся к зиме.
Учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов – п.
Учащиеся научатся владеть диалогической речью – к.
Учащиеся получат возможность осознавать роль живой и неживой природой в жизни человека.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Словесный.
Практический (лист исследователя).
Наглядный (презентация).
Давайте самостоятельно на странице 28 в рабочей тетради сделаем первое задание из второго варианта.
Ваша задача найти ошибку в утверждении и зачеркнуть её. Подобное задание мы уже делали на уроке.
Готовы?
Ребята, что из перечисленного не относится к живой природе?
Слушают.
Выполняют задание.
Проверяем.
Учащиеся получат возможность научиться составлять связь между живой и неживой природой.
Учащиеся получат возможность составлять рассказ по результатам – к.
8.Включение в систему знаний и повторений.
Словесный.
Наглядный (демонстрация учителя).
Ребята, сегодня мы многое с вами узнали. Давайте повторим.
Мы сегодня узнали, что бывает живая и неживая природа в какое время года?
Какая неживая природа бывает осенью?
А живая природа?
Осенью
Учащиеся научатся владеть диалогической речью- к.
Учащиеся получат возможность осознавать роль живой и неживой природой в жизни человека.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Наглядный (видео).
Словесный.
Вот и подошёл к концу наш урок.
Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?
Выполнили ли мы план, намеченный в начале урока?
Поднимите руки те, кто- отлично работал на уроке и получил от него удовольствие!
А теперь те, кто- недоволен своей работой на уроке. В следующий раз обязательно добьетесь успеха.
А сейчас давайте запишем домашнее задание. Стр.28 рабочей тетради, задание №2 первый вариант.