12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смолина Марина Николаевна519
Россия, Иркутская обл., г. Саянск
Материал размещён в группе «Юный исследователь»

XIII городская научно – практическая конференция

                        обучающихся 2 - 4 классов                     

  «Я – исследователь»







В мире бумаги






Автор: Рунец Павел Алексеевич,

2 «Б» класс, МБОУ «СОШ № 7»

Руководитель: Смолина Марина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 7»













г. Зима, 2019 год


Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. (основная часть……………………………………………………………………... 4 -5

1.1. Основные сведения о происхождении бумаги …………………………………... 4

1.2. Предшественники бумаги…………………………………………………………. 4

1.3. Виды бумаги …………………………………………………………………..... 4 - 5

1.4. Использование макулатуры для производства бумаги ………………………….. 5

Глава 2. (практическая) ……………………………………………………………………... 5 - 7

2.1. Изучение свойств бумаги …………………………………………………………. 5

2.2. Анкетирование, результаты анкетирования ………………………………….. 6 - 7

2.3. Изготовление изделий из макулатуры ………………………………………….... 7

Заключение……………………………………………………………………………………… 7

Список использованных источников …………………………………………………………. 8

Приложения ………………………………………………………………………………..  9 - 11


 








Введение

Цель: изучить историю возникновения бумаги.


Задачи:

  • Развитие исследовательских действий и интереса к познанию истории возникновения бумаги.
  • Распространение информации об истории появления первой бумаги и о современном её производстве среди одноклассников.
  • Развитие умения работать с бумагой.


Гипотеза: появление современной бумаги прошло долгий исторический путь.

Объект исследования: бумага.

Методы: анализ литературы, информационных ресурсов, эксперимент, анкетирование, практическая работа.


Простой бумаги свежий лист!

Ты бел, как мел. Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронута рука.

Чем станешь ты! Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

С.Я. Маршак


Жизнь без бумаги невозможна для современного человека. Бумага используется для письма, графических работ, создания художественных и бытовых изделий. Но больше всего бумага нужна для печатания книг, газет, журналов. Благодаря этому между людьми быстро распространяется различная информация, знания, которые хранятся на бумаге и передают опыт человечества новым поколениям.

На земле практически не осталось такого уголка, где бы, не использовалась бумага. Часто мы не замечаем, насколько она важна в нашей жизни. Значение бумаги для человека велико и многообразно.

Основная часть

    1. Основные сведения о происхождении бумаги

Бумага занимает важнейшее место в жизни людей. Появившись однажды в человеческой жизни, бумага прочно утвердилась в ней.

 Из информационных источников мы узнали, что оказывается, раньше бумагу изготавливали вручную. Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки в воде, пока не получалась каша без комочков. Потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в неё крахмал.

Изобрел бумагу Цай Лунь в Китае примерно в 105 году нашей эры. Именно он нашёл способ делать бумагу из внутренней части коры дерева. Секрет изготовления бумаги из дерева подсказали ему осы, которые разжевывают древесные крошки и строят из этой клейкой массы свои гнезда. И вот наконец-то в жизни людей появилась бумага – самый простой, самый доступный материал, который приготовлен из сырья растительного происхождения. Появление бумаги произвело в человеческом обществе очень большие перемены.


    1. Предшественники бумаги


До появления бумаги, было много её предшественников. Так, например, глина, камень, кость, дерево, кожа, береста, металл, воск, пергамент и папирус. Эти материалы в различные исторические эпохи использовали, как материалы для письма. Но все они имели свои недостатки. Какие-то материалы были слишком тяжёлыми, какие-то, наоборот, слишком хрупкими, а третьи очень дорого стоили. Их обработка требовала достаточно больших усилий, которые обычно не всегда оправдывались.


    1. Виды бумаги


Современная бумага насчитывает множество видов (печатная, декоративная, писчая, упаковочная или обёрточная, светочувствительная и т.д.).

Печатная бумага предназначена для печатанья чего – либо. Изготавливают различных размеров (форматов – А 4, А 3 и т.д.).

Декоративная бумага. Этот вид представляет собой бумагу, имеющую окрашенную гладкую поверхность, а также поверхность, которая похожа на бархат или кожу.

Писчая бумага.  Это бумага для черчения, рисования, цветная бумага, тетрадная, ватман и другие.

Упаковочная и оберточная бумага. К этому виду относиться бумага для упаковки продуктов, бумага для чая, оберточная бумага.

 Светочувствительная бумага. Сюда можно отнести такую бумагу, из которой изготавливают фотографии.


    1. Использование макулатуры для производства бумаги

Современную бумагу изготавливают из древесины. Альтернативный вариант изготовления бумаги составляет макулатура. Макулатура (нем. Makulatur, латинс. – makulo – пачкаю) – это отработанный материал бумажного происхождения. 1 тонна макулатуры сберегает от вырубки 17 больших деревьев. Раньше школьники принимали участие в акциях по сбору макулатуры.


Глава 2. (практическая часть)


2.1 Изучение свойств бумаги


Изучив историю возникновения бумаги, познакомившись с её видами, мы решили узнать какими свойствами обладает бумага. Для этого провели опыты с целью узнать:

1. Бумага – материал волокнистый?

Мы взяли в руки несколько листов различных видов бумаги в руки и разорвали их. Рассматривая кромку края бумаги по линии разрыва, увидели, что края получились мохнатые, ворсистые. При рассматривании бумаги через лупу, хорошо видно, что волокна беспорядочно перепутаны, спрессованы и склеены.       

Выяснили, что бумага – волокнистый материал.       

2. Бумага легко мнётся?

Для того чтобы это определить, мы взяли несколько видов бумаги. Салфеточная и гофрированная бумага мялись легко. Альбомную бумагу сложнее было смять. Это зависит от плотности бумаги. А картон (плотный вид бумаги) плохо поддаётся деформированию, требует больше усилий. Затем мы распрямили скомканную бумагу, стараясь придать ей первоначальный вид. Но этого сделать не удалось. С помощью утюга (воздействия тепла) попытались выпрямить лист. Бумага стала ровнее, но следы сгиба всё же остались. А выпрямить лист бумаги нам удалось только тогда, когда его прогнали через лазерный принтер.

Пришли к выводу: бумага – материал, который легко мнется. Сильно смятой бумаге невозможно вернуть прежний вид, для этого требуются современные технологии.

3. Бумага при увлажнении увеличивается?

Мы увлажнили с помощью пульверизатора несколько видов бумаги. Салфеточная бумага сразу же размокла. Гофрированная бумага стала линять и окрашивать рядом лежащую бумагу. Обычная бумага «встала волнами», немного увеличилась в размерах.

Вывод: при увлажнении бумага увеличивается в размерах.

Интересно, а как увлажненная бумага поведёт себя при проверке на прочность? Мы взяли увлаженную бумагу и разрывали ее. Салфеточная бумага разорвалась, как только мы ее стали брать, гофрированная разрывалась легко, так же, как и обычная бумага.

Вывод: при увлажнении прочность бумаги уменьшается. Заметили, что увлажнённая бумага легко приобретает любую форму. А при высыхании эту форму сохраняет. Это свойство использовали для изготовления изделия вазы в техники папье-маше.

4. Бумага непрозрачная?

Мы проверили разные виды бумаги на свету. Большинство из них непрозрачны.

Вывод: бумага – материал непрозрачный.

Наши открытия:

  • Бумага – материал волокнистый.
  • Бумага – материал, который легко мнётся. Выпрямить можно применив современную технику.
  • При увлажнении бумага увеличивается в размерах, она принимает легко любую форму, при высыхании её сохраняет. При уменьшении плотности прочность бумаги уменьшается.
  • Бумага – материал непрозрачный.


2.2. Анкетирование

А чтобы понять насколько, мои одноклассники знакомы с тайнами бумаги, мы провели анкетирование по этим вопросам.

И вот, что выяснили: из 24 опрошенных, 18 человек не знают, что такое макулатура. 9 человек не знают, что бумагу изготавливают из дерева. Лишь 10 человек знают, где впервые появилась бумага.  Все заинтересовались этой темой и хотят узнать больше.


2.3. Изготовление изделий из макулатуры

На праздник 8 Марта решили сделать подарок учителю. Было решено что изделие будем делать из бумаги (макулатуры). В ход пошли материалы: картонные коробки, туалетная бумага, инструменты – ножницы, клей, кисточки, краска. Я был помощником у мамы. Сначала мы вырезали и склеили картонные формы – детали вазы. Затем обмотали вазу туалетной бумагой, смачивая слои и промазывая клеем.  Высушив вазу, мы приступили к окрашиванию. Для этого использовали специальные краски для создания металлического цвета. Очаровательная ваза получилась!


Заключение


В результате работы гипотеза подтвердилась, что появление современной бумаги прошло долгий исторический путь. Сейчас производство бумаги занимает значительно меньше времени, чем в древние времена. Бумагу можно сделать в домашних условиях, но качество её всё, же значительно отличается от профессионально изготовленной бумаги.

В наш век современных технологий большое количество информации хранится как в книгах, так и на электронных носителях: электронная книга, флешки и так далее. Может быть в будущем, бумага будет вытеснена, потому что встанет вопрос об охране лесных природных богатств.

Мы должны бережнее относится к использованию бумаги в нашей жизни и по возможности помогать заменять древесину вторсырьём (макулатурой), для того чтобы сохранить наши леса.

Впереди, меня ждут ещё очень интересные опыты и открытия, потому, что у меня появился огромный интерес к разным исследованиям, я понял, что на любой вопрос можно найти ответ, если очень постараться!

И в заключении мне хочется сказать, что почти половина той древесины, которая заготавливается в нашей стране, уходит на изготовление бумаги.  Поэтому, не выбрасывайте старую бумагу. Из нее можно сделать очень много полезного. А это сбережет жизнь наших лесов.


Список использованной литературы

1.Интернет, сайт http://www.tehno.claw.ru/shared/kinder/1000.htm

2. Интернет, сайт http://strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/5434-sdelat-bumagu-doma.html 

3 Энциклопедия «Кругосвет», с. 85, «На чём писали наши предки».

4 Энциклопедия «Мир вокруг нас», с. 138, «В мире бумаги».

5 Энциклопедия «Неизвестное об известном», с. 54, «Первая бумага в России»

6 Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

7 Филипп Моррисон, История книгопечатания в Китае, 2013 г.























Приложение №1.

Исследование свойств бумаги


1.

Бумага – материал волокнистый.

2.

Бумага – материал, который легко мнётся.

3.

Бумага - при увлажнении увеличивается в размерах, а прочность уменьшается.

4.

Бумага – материал непрозрачный.


Приложение №2.

Анкета для учащихся

Вопрос

Варианты ответов

Могут ли учащиеся начальных классов спасти лес?

да

нет

Не знаю

Что такое макулатура?

Опилки, щепки

Старая, ненужная бумага

Не знаю

Сколько кг макулатуры может спасти одно дерево?

1 кг

50 кг

100 кг

Из каких пород деревьев делают бумагу для тетрадей?

сосна

береза

другое

Что изготавливают из деревьев?

мебель

бумагу

дрова

Сколько лет растет дерево?

1-2 года

5-10 лет

50-100 лет

Где впервые появилась бумага?

Россия

Китай

Америка

На чем писали люди до того как появилась бумага?

На глиняных дощечках

На коре деревьев

На шкурах животных

Верите ли вы, что есть рисовая бумага?

верю

Не верю

Затрудняюсь ответить

Как вы дома используете ненужную бумагу?

Выбрасываем на мусор

Сжигаем в печи (растопка печи)

Сдаем в макулатуру

Для чего нужно беречь бумагу и экономно ее использовать?

Экономия денег

Бережное отношение к деревьям

Не задумывался над этим вопросом

                                                                                                                 

Приложение № 3.

                                                    Результаты анкетирования

                                                                                                                                                     

                                                                                                                             




                                                               Приложение № 4.

                                                            Изделие из макулатуры (фотографии)

Ваза (техника папье-маше)

Автор материала: П. Рунец (2 класс)
Опубликовано в группе «Юный исследователь»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.