12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фомина Светлана Владимировна30



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 с углублённым изучением отдельных предметов







Проектно-исследовательская работа

«Влияние Интернета на русский язык»








Выполнила: ученица 7В класса

Захарова Мария

Руководитель проекта: Фомина Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы







Сургут, 2022 г


Содержание

Введение……………………………………………………….3

Глава I: Общение в интернете

1.1.Разговорная речь и сленг…………………………………...5

1.2. Грамотность пользователей сети Интернет……………….7

Глава II: Мнения ученых-лингвистов и ученых-футурологов о влиянии Интернета на русский язык………………………………..9

Глава III: Анализ данных проведенного анкетирования о влиянии Интернета на язык……………………………………………………12

Заключение………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………16

Приложения………………………………………………………17


Введение

Сегодня невозможно представить обычную жизнь без использования Интернета. Мы не только черпаем в нем информацию, но прежде всего, используем его как средство общения. Интернетом пользуются практически все. Ежедневно мы общаемся в сети с друзьями и коллегами. Зачастую язык, который мы используем в Интернете, отличается
от нормированного русского языка, люди часто не задумываются
о грамотности в Интернете. Среди пользователей есть те, кто в полной мере использует правила орфографии и пунктуации, так и те, чьи знания
в правописании не дотягивают до минимального уровня грамотного человека, это те, кто плохо освоил школьную программу, или возможно еще не успел изучить все правила.

В связи, с чем появляются и новые слова, в которых неверно используются правописание и падежные окончания, и слова, переделанные из иностранных слов.

Мнения учёных на этот счёт расходятся. Одни считают это нормой
и даже говорят о положительном влиянии Интернета
на русский язык, другие утверждают, что он влияет негативно.

Актуальность проекта связана с тем, что Интернет оказывает
всё большее влияние на русский язык. Сетевой язык активно приходит
в повседневную речь, как в устную, так и в письменную, в связи с чем, грамотность пользователей снижается.

Цель: выявить причины отрицательного влияния Интернета
на русский язык.

Гипотеза: Предположим, что Интернет оказывает отрицательное влияние на русский язык и при бездействии со стороны пользователей уровень грамотности понизится.

Задачи:

1. Изучить влияние Интернета на русский язык (речь и грамотность пользователей)

2. Познакомиться с точками зрения разных учёных

3. Провести анкетирование и проанализировать результаты опроса

Тип проекта: исследовательский.

Методы исследования: изучение, анкетирование, анализ и обобщение.

Объект исследования: сеть Интернет.

Предмет исследования: влияние Интернета на русский язык.

Новизна исследования состоит в том, что дано видение проблемы, подкреплённое мнениями ученых-лингвистов и ученых футурологов, обозначены положительные и отрицательные стороны влияния Интернета на русский язык, предложены варианты преодоления снижения уровня грамотности пользователей.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования при проведении уроков русского языка, литературы или других внеклассных мероприятий, направленных
на мотивацию школьников повышать грамотность речи.




Глава I

1.1 Разговорная речь и сленг

С распространением популярности Интернета в речи его пользователей появились новые слова и выражения, используемые при общении – это сленг или сетевой жаргон.

Сетевой сленг — это жаргон, используемый при общении через компьютерные сети, в первую очередь через самую большую из них: Интернет.

Под влиянием Интернета появляется много новых слов и новых значений. Например, слово «аватар» ранее употреблялось в философии индуизма, а теперь приобрело новое значение «изображение человека, представляющее его в Сети» и широко используется в новом качестве. Подверглись переосмыслению слова «профиль», «комментарий», «дневник» и др.

Мы наблюдаем распространение как в Интернет-переписке,
так и в повседневной разговорной речи, появление новых слов, произошедших от английских слов, это объясняется тем, что именно этот язык лежит в основе международного компьютерного языка, например: блог, браузер, клик, логин, загуглить и т.д. (Приложение 1).

Сегодня практически каждый человек понимает значение таких слов как «лайкнуть», «репостнуть». Одно слово заменяет целое предложение пояснений, они стали совсем обыденными, и мы пользуемся ими каждый день, хотя несколько лет назад никто бы не понял их значение.

В Интернет переписке пользователям неудобно использовать длинные слова, так как очень важна скорость набора сообщений. Поэтому пользователи часто сокращают слова, пытаясь сохранить их смысл (Приложение 1)

Несмотря на то, что сленг уместен больше в Интернет-переписке, многие используют его и в повседневном, «живом» общении. Это может негативно сказаться на словарном запасе, речь становится примитивной
и краткой. Из-за постоянного использования сленга школьники не могут ярко описать картину или написать интересное, красочное сочинение.

Интернет активно вытесняет художественную литературу
из повседневной жизни. Гораздо проще и удобнее взять в руки телефон или планшет, быстренько найти нужную информацию и прочесть
ее кратким незамысловатым языком с использованием сленга и жаргона. Тем самым мы сами не замечаем, что начинаем говорить односложно, перестаем использовать те уникальные слова русского языка, которые могут в точности предать картину происходящего и глубину наших чувств и переживаний.


1.2 Грамотность пользователей сети Интернет


В сети мы общаемся с друзьями, знакомыми, коллегами, семьёй и т.д.

Общение происходит с помощью электронной почты, конференцсвязи, чатов, форумов и блогов (Приложение 2).

Чаще всего мы общаемся с помощью программ для обмена быстрыми сообщениями (Приложение3), которые прижились в нашем языке под названием «Мессенджеры», гибридное слово от английского «message» (месседж) – сообщение. Мессенджеры стали заменять нам обычные телефонные звонки. В них очень удобно общаться сразу с несколькими пользователями в группах, нет необходимости пересказывать каждому свою мысль. Общение происходит в очень быстром режиме, и по времени написания текста практически не отличается от времени, которое бы затратили на голосовой вызов.

Несомненно, общение в Интернете влияет на грамотность
его пользователей. С одной стороны, при деловой переписке, обычно посредством электронной почты, прежде чем отправить письмо,
мы проверяем его грамотность с помощью встроенных программ
по проверке правописания, исправляем и, возможно даже, запоминаем ошибки. Но в переписке с друзьями в «мессенджерах», люди обычно
не сильно следят за орфографией и пунктуацией, ведь нужно как можно быстрее отправить сообщение. Кроме того, набор текста, как правило, происходит одним пальцем, а тут уж как получилось, мы даже порой
не успеваем посмотреть, что встроенная программа предложила грамотную автозамену.

Читая переписку в группах (Приложение 2), мы все меньше обращаем внимание на правильность написания слов и расстановку знаков препинания, главное, общий смысл. Так многие слова заменяются картинками, появляются случайные описки, которые потом становится модно употреблять в переписках и даже в обычной разговорной речи.

Так, например, появляются такие слова, как «превед», «штоле», «зачОт» и это считается нормой, а тот, кто их использует, считается
как бы современным человеком с чувством юмора. На мой взгляд, употребление подобного написания слов просто маскирует незнание человека об их правильном написании.

Ошибки, совершаемые в общении в Интернете, сказываются
на понимании людьми друг друга. Одно неправильно написанное слово или не поставленная запятая может исказить смысл сообщения,
и собеседник поймёт вас совершенно иначе.


Глава II. Мнения ученых-лингвистов и ученых-футурологов

о влиянии Интернета на русский язык


Для исследования влияния Интернета на русский язык, мы решили изучить мнения ученых-лингвистов и ученых-футурологов, размещенные на сайтах в сети Интерент и печатных изданиях [2, 4, 5, 6].

Ученые-лингвисты (М. Кронгауз, В. М. Лейчик, О. В. Лутовинова
и др.) наблюдают стирание границ между устной и письменной речью,
они делают выводы, что от влияния Интернета письменное высказывание создается по законам, характерным, скорее, для разговорной речи [4].

Лингвисты считают, что повод для беспокойства есть. Устная
и письменная форма русского языка всегда были различны. Письменная речь рассчитана на неторопливое чтение, позволяющее отследить
все грамматические связи в тексте, особенно это касается научного
и официально-делового стилей речи. Интернет развивает привычку
к быстрому «диагональному» чтению, в результате которого улавливается общий смысл. Отсюда возросшее число ошибок среди пользователей
в согласовании синтаксических оборотов в печатных текстах. Утрачиваются конструкции предложений с прямой и косвенной речью, пользователи бездумно используют цитирование реплик собеседника
или используют гиперссылки. В будущем это может привести
к упрощению синтаксической системы, вытеснению сложных конструкций в предложениях.

Максим Анисимович Кронгауз – доктор филологических наук, возглавляющий Институт лингвистики Российского государственного гуманитарного университета, говорит, что безграмотность, в конце концов, может быть грамотной, а грамотность – безграмотной. Главное – наблюдать и не ошибиться. Он считает, что со временем под влиянием Интернета многие словарные слова будут писаться иначе, например слово «парашют» будут писать через «у», поскольку большинство граждан
все равно не помнят слов-исключений
[6].

Мнения ученых лингвистов частично перекликается с мнениями ученых футурологов.

Футурология (от лат. Futurum — будущее и греч. Logos — учение) — наука прогнозирования будущего, в том числе путём исследования существующих технологических, экономических и социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций [2].

Ученые футурологи используют методы наблюдения и исследования в различных пропорциях. Они не являются экстрасенсами, не предсказывают будущего, а лишь составляют прогноз тенденций общества в будущем.

Учёные изучают и изменение русского языка, в том числе под влиянием Интернета. Они делают выводы о том, что грамотных людей всё-таки буде становится меньше. Большинство будет иметь смутное представление о правилах русского языка, даже не зная, как их применять.

Константин Фрумкин, координатор российской Ассоциации футурологов, указывает, что необходимость в грамотности будет зависеть от интересов производства. Взаимодействие «человек — машина»
не потребует знания грамотного русского языка.
Фрумкин считает,
что, скорее всего, грамотность отойдёт на второй план, в связи с большой затратой времени для современного пользователя информационных технологий. Буквы и слова уже заменяются смайликами. Поэтому особых правил для составления правильных синтаксических конструкций не будет. Важнее знать, как устроена информационная машина [7].

Футурологи, размышляя о развитии систем коммуникации
и информации, пришли к выводу, что многообразие компьютеров
в будущем изменит приоритеты наций. Это относится как раз
к «информационному языку», которым сейчас является английский. Вероятно, со временем человечество, рано или поздно, вынуждено будет прийти к необходимости введения в обиход одного, общего,
всем понятного средства общения. Футурологи считают,
что это положительный момент.

Следует отметить, что футурологи часто ошибаются,
иногда настолько сильно, что со временем их прогнозы выглядят,
как чья-то нелепая шутка. Однако, учитывая, что мнения футурологов основываются на наблюдении за действующими процессами в обществе,
к их прогнозам не следует относиться с иронией.

Хотя ученые говорят, что под влиянием Интернета написание многих словарных слов в будущем претерпит изменение, они считают, что молодому поколению необходимо прививать культуру речи и значимости знания истории русского языка, для того чтобы наша речь была не односложной и примитивной, а наполненной разнообразными словами, которыми богат русский язык.


Глава III. Анализ данных проведенного анкетирования о влиянии Интернета на русский язык.


Для получения более объективного представления о влиянии Интернета на русский язык, мы провели анкетирование среди пользователей социальной сети Вконтакте. В опросе приняло участие 50 человек.

Были заданы вопросы:

«Как вы считаете, какое влияние оказывает Интернет на язык?» (Приложение 4)

«Используете ли вы Интернет-сленг?». (Приложение 5)

«Соблюдаете ли вы грамотность в Интернете?» (Приложение 6)

«Считаете ли вы нужным соблюдать грамотность в сети?» (Приложение 7)

«Сокращаете ли вы слова в переписке?» (Приложение 8)

«Совершаете ли вы ошибки специально?» (Приложение 9)

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных считают влияние Интернета на язык нейтральным. Также большинство пользуется сленгом, но считает важным соблюдать грамотность в сети. Лишь меньшая часть респондентов пишет в Интернете безграмотно и совершает ошибки специально.

Но даже небольшой процент безграмотных пользователей заставляет задуматься, что заставляет их делать такие ошибки. В первую очередь, это незнание правил русского языка. Видимо, в школе русский язык был для них сложным предметом. Также ошибки совершаются и под влиянием сленга, который искажает написание слов. Ещё некоторые пользователи считают забавным специально неправильно написанные слова, например, «аффтар жжот».

Печально, что пользователи специально совершают ошибки в сети. Ведь легче сократить или переделать слово, чем вспоминать правила русского языка. Совершая замены слов в сети, пользователи
и не заметят, как их грамотность существенно понизится. Безграмотного человека никто не назовёт культурным и интеллигентным.


Заключение

Проведенные исследования о влиянии Интернета на русский язык подтверждают гипотезу о том, что Интернет оказывает негативное влияние на русский язык.

Хотя проведенный опрос показал, что большинство пользователей считает влияние Интернета на русский язык нейтральным, тем не менее, присутствуют ответы, в которых некоторые пользователи указывают,
что специально употребляют при общении в сети неверно написанные слова и не видят в этом ничего плохого.

Исследования показали, что основными причинами негативного влияния Интернета на русский язык являются:

Спешка в переписке.

Слияние устной и письменной речи.

Засорение языка словами из сленга.

Приход неправильной речи в повседневную жизнь (радио, телевидение).

Уменьшение уровня значимости культуры и истории языка среди пользователей Интернета

Если большинство из нас не будут следить за культурой своей речи в современном информационном сообществе, то, возможно, прогнозы футурологов о невостребованности знаний правил русского языка, могут сбыться. Тогда мы рискуем превратиться из человека разумного, умеющего доносить свои мысли с помощью неповторяющихся и имеющих глубокий смысл слов, в человека, который не может передать информацию
без смайлика и значков.

Учёные считают, что человек, хорошо владеющий русским языком, может добиться многого, в том числе и возможности получения глубоких знаний об истории и культуре нашего народа. Ведь кто не помнит историю, у того нет будущего.

Думаю, что не стоит указывать пользователям в переписке, что они употребляют слова с ошибками или используют модные сокращенные варианты слов. Нужно, прежде всего, делать это своим примером, может быть твой собеседник, читая сообщение, увидит правильное написание слова, запомнит его и ему не нужно будет больше маскировать свою безграмотность, используя сленг.

Можно дать и рекомендации пользователям:

Обращать внимание на исправление ошибок с помощью автозамены и запоминать правильное написание слов.

Читать больше художественной литературы.

Сравнивать свою речь с более грамотными пользователями.

Обращаться к словарям и сборникам русского языка.

Когда-то французский математик, механик, физик, литератор
и философ Блез Паскаль сказал: «
Величие человека в его способности мыслить».

Говоря красивым, наполненным грамотными словами языком, используя правильно выстроенные предложения, мы продолжаем мыслить и соответственно можем говорить о величии человеческой мысли.

Если же идти по пути наименьшего сопротивления, не запоминать правил русского языка, читать написанные простым, легко понятным языком, с ошибками и сокращениями, мы рискуем потерять самобытность и культуру своего народа.


Список литературы:


ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА, РЕЧИ И ИНФОРМАЦИИ [Электронный ресурс]//эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ.-2012.- URL:http://jarki.ru/wpress/2012/10/21/3124 /

Футурология [Электронный ресурс]//Викиучебник.-2018.-URL: https://ru.wikibooks.org/wiki /%D0%A4%D1%83%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Русский язык меняется, потому что меняется мир [Электронный ресурс]//Ставропольская правда.-2012.-URL: http://www.stapravda.ru/20120725/russkiy_yazyk_menyaetsya_potomu_chto_menyaetsya_mir_62386.html

Л.В. Дубина. Тенденции развития русского языка в условиях Интернет-коммуникации [Электронный ресурс]//КиберЛенинка.-2012.-URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-russkogo-yazyka-v-usloviyah-internet-kommunikatsii

Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. М.: Academia, 2000.

Кронгауз, М. Самоучитель Олбанского [Текст] / М. Кронгауз. – М., 2013

Полина Рыжова. Константин Фрумкин о том, каким будет мир наступившего завтра [Электронный ресурс]//Газета.ру.-2016.-URL: https://www.gazeta.ru/comments/2016/03/08_a_8105219.shtml #page6








Приложение 1


Гибридные слова и сокращения


блог — blog — дневник в Интернете;

блогер — blogger — человек, ведущий блог;

браузер — browser — поисковая система;

веб — web — сеть, от «world wide web» — всемирная паутина;

дефолтная (величина) — default (value) — величина по умолчанию;

Интернет — internet — межсеть;

клик — click — щелчок, подражание звуку, который издает мышка при нажатии клавиши;

онлайн — online— в сети;

оффлайн — offline— не в сети;

логин — login —имя учётной записи пользователя;

Загуглить – google – искать информацию в поисковой сети «Гугл»;

Спасибо – спс;

Привет – прив;

Как дела? – кд;

Что делаешь? – чд.



Приложение 2


Виды общения в интернете



Электронная почта

Самый простой и доступный способ общения в сети - это электронная почта. Первое электронное письмо было получено в 1971 году. Но, не смотря на такой почётный возраст, данная система занимает далеко не последнее место пользователей Интернета.

Преимущества электронной почты:

- скорость пересылки сообщений;

- возможность пересылки не только текстовой информации, но и программ, графики, звука в виде вложенных файлов;

- возможность доставки одного письма многим адресатам.

Чат

Чат, чаттер (англ. chatter - болтать) - средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств.

Форум

Форум предназначен для обсуждения какой-то одной темы. Скажем просто, что это как бы клуб с одними интересами. Форумы существуют для программистов, для дизайнеров, для любителей кошек и собак, для любителей музыки и т.д.

Блоги. Виртуальные дневники

Раньше все дневники, которые вели люди, были бумажными, а в настоящее время большая часть пользователей пользует виртуальные дневники. Имея под рукой Интернет, каждый человек может абсолютно бесплатно вести свой виртуальный дневник. В него люди пишут все, что хотят: свои мысли, взгляды на жизнь, свои переживания и т.д. Свои записи можно открыть для всеобщего обзора, а можно сделать закрытым.


Приложение 3


Программы для обмена быстрыми сообщениями

Viber

WhatsApp;

Telegram;

Facebook Messenger;

ICQ;

Мультифон;

Signal;

МТС Connect.






Приложение 4

t1696760150aa.png




















Пt1696760150ab.png риложение 5


























Пt1696760150ac.png риложение 6

























Приложение 7

t1696760150ad.png

























Приложение 8


t1696760150ae.png























Приложение 9

Совершаете ли вы ошибки специально?


t1696760150af.png












Автор материала: М. Захарова (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.