12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сербина Виктория Владимировна1929
Россия, Краснодарский край, Анапа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АНАПСКИЙ КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ»





ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине по русскому языку ОУД.01

 

 

 

43.01.09 Повар, кондитер

 

 

Тема: Языковое манипулирование в сфере рекламы


 










Выполнил:

студент группы ПК-14-22

Низамутдинова Камила Рустамовна

Проверил:

Сербина Виктория Владимировна

преподавательГБПОУ КК «АКСУ»

 



г-к Анапа, 2023г.



Оглавление





Введение ........................................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты феномена языковой манипуляции…………………………………………………………………………………………..5

1.1 Язык как средство воздействия на общество …………………………………….5

Глава 2. Практическая часть….........................................................................................7

2.1 Лингвистический аспект восприятия рекламы ………………………………..7

Заключение …………………………………………………………………………………………….8

Список литературы ………………………………………………………………………………..9

Введение

С появлением современных средств массовой информации (газет, журналов, радио- и телевещания, Интернета) вырос масштаб влияния на человека языкового манипулирования. Однако сразу нужно отметить, что восприятие человеком рекламы зависит не только от информационного воздействия на него, но и от имеющихся у потребителя доминирующих взглядов или стереотипов.

Языковое манипулирование — это отбор и использование таких средств языка, с помощью которых можно воздействовать на адресата речи. Как правило, языковое манипулирование предполагает такое воздействие на потребителя, которое тот не осознает и воспринимает как часть объективной информации. Несмотря на то, что языковое манипулирование используется практически во всех сферах применения языка, особенно часто оно применяется в политике, психотерапии и рекламе [6].

Ни для кого не секрет, что реклама является достаточно мощным орудием для манипуляции сознанием потребителя. Функция рекламы предполагает не только информирование людей о товарах или услугах, но и попытки повлиять на выбор потребителя в пользу товара. Из-за этого реклама может быть признана практически целиком манипулятивной сферой приложения языка. Суть языкового манипулирования в рекламе заключается в следующем: рекламная информация подается таким образом, чтобы потребитель на ее основе самостоятельно сделал определенные выводы. Так как потребитель приходит к этим выводам сам, он автоматически принимает такое знание за свое собственное, следовательно, относится к информации менее критично и с большим доверием[5].



Теоретическая неразработанность проблемы и практические потребности позволяют говорить об актуальности исследования явления манипуляции.

Гипотеза: ни один покупатель не был силой рекламного воздействия принуждён к покупке.

Цель:  изучить особенности  языкового манипулирования как средства воздействия на окружающих. Выявить сущность языкового манипулирования в сфере рекламы.


Задачи:

познакомиться с функциями языка как средства манипуляции;

дать понятие языковому манипулированию;

выявить речевые формулы, наиболее влияющие на сознание потребителя;

познакомиться с функциями языкового манипулирования в рекламе.

Материалом для исследования послужили тексты, чьё манипулятивное воздействие наиболее очевидно, - рекламные слоганы. Источником фактического материала стали современные СМИ - глянцевые журналы, газеты, телевизионные каналы и Интернет-ресурсы.

Объект исследования: явление языковой манипуляции.

Предмет исследования: воздействие речевой манипуляции в сфере рекламы на потребителя.

Методы  исследования: изучение учебной литературы по данному вопросу, систематизация, анкетирование и анализ.




Теоретические аспекты феномена языковой манипуляции

Феномен манипуляции не нов для человечества, при этом среди всех способов манипуляции исторически самым «популярным» является языковая манипуляция. Проблема манипулирования сознанием и поведением человека была поставлена как отечественными, так и зарубежными исследователями в разных гуманитарных областях. В наши дни она является объектом внимания социологов, политиков, журналистов, специалистов по теории коммуникации, психологов, лингвистов. Наряду с информированием человека о состоянии мира, язык оказывает мировоззренческую функцию, оказывает непосредственное влияние на весь строй человеческого мышления, на тип культуры.

1.1Язык как средство воздействия на общество

Язык как важнейшее средство человеческого общения тесно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе, пользуясь языком широко и разнообразно. Язык влияет на общество, поскольку он формирует менталитет человека.

Основополагающей функцией языка является общение. Общение (коммуникация) – это передача от одного лица другому какой-либо информации с той или иной целью. Оно осуществляется в результате коммуникативной деятельности двух или нескольких лиц. Можно сказать, что общество имеет такой язык, какой им и создан, и использует язык так, как умеет. Общество влияет на язык, но и язык, в свою очередь, влияет на общество, участвуя в различных областях жизни и деятельности людей [2]. Влияние языка на сферы общественной жизни усиливается вместе с развитием самого общества. Язык участвует в организации труда, в управлении общественным производством, в осуществлении процесса образования и воспитания членов общества, в развитии литературы и науки.

Речевое воздействие - это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной цели [1].

Существуют некоторые сферы жизни, в которых речевое воздействие, а часто и подлинное языковое манипулирование практикуются особенно часто и играют очень важную роль.

Это две обширные сферы, всегда привлекавшие к себе повышенное общественное внимание и лучше всего изученные с интересующей нас точки зрения. Это, с одной стороны, политическая, а с другой - рекламная коммуникация. Они весьма близки, а в некоторых своих формах почти совпадают (в случае политической рекламы, которая во многом строится по образу и подобию коммерческой; существует также и такая специфическая сфера, как социальная реклама).

Многие могут сказать, что воздействие (манипуляция) в общении – это обман, ложь, подача заведомо недостоверной информации. Манипуляция – это, скорее, система игр, стиль жизни.

Например: Покупатель выбирает товар в магазине, нерешительно рассматривает вещи из разных ценовых категорий. И здесь появляется продавец-консультант, который помогает выбрать товар:

- Эта модель лучше, но она, пожалуй, дороговата для вас.

На что покупатель:

- Вот её-то и возьму!

На внешнем уровне продавец констатировал правдивые факты: высокое качество вещи и невысокие финансовые возможности покупателя. Но скрытым смыслом этого воздействия является расчет на желание покупателя хотя бы перед продавцом выглядеть респектабельно. Покупатель взял дорогую вещь, побаловав свое самолюбие и утерев (как ему кажется) нос продавцу.

2.Практическая часть

Лингвистический аспект восприятия рекламы

Итак, мы уже выяснили, что в рекламных текстах очень часто (едва ли не всегда) используются различные виды языковых манипуляций. Более того, рекламный текст изначально, уже по своей сути манипулятивен. Необходимо понимать, что вопрос о языковом манипулировании непростой, поскольку трудно предложить объективные критерии для оценки того, может конкретная реклама ввести в заблуждение потребителя или нет. Нередко оказывается, что вводят в заблуждение не сведения, содержащиеся в рекламе, а как раз те самые «недомолвки», «двусмысленности» и другие способы косвенной передачи сообщения. Тем самым приходится оценивать не то, что буквально сказано в рекламе, а умозаключения, которые некий потенциальный потребитель может вывести на основе рекламного сообщения. А это уже сугубо субъективная сфера. Помочь в таких случаях может только знание типовых ложных умозаключений, которые нормальный (то есть лингвистически неискушённый) человек строит под воздействием языкового манипулирования.

Сам язык устроен таким образом, что даёт возможность человеку по-разному описывать действительность. И человек пользуется этой возможностью даже в повседневной жизни. Одни и те же языковые приемы в определенных случаях служат, для того чтобы с их помощью умело вводить в заблуждение, а в других - для того чтобы смягчить категоричность неприятного сообщения или просто, для того чтобы сделать сообщение более выразительным, придать ему экспрессию.

Заключение

Очевидно, что потребители склонны воспринимать как попытку воздействия только явно поданную манипуляцию. Скрытые, завуалированные методы воспринимаются ими как прямое, «честное» сообщение». Кроме того, ещё ни один покупатель не был силой рекламного внушения принуждён к покупке. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается на практике на основе проведенного опроса.

Проведя описанную выше работу, мы установили следующее. Рассмотренные нами авторы (И. Беляева, П. Паршин и др.) характеризуют манипуляцию как негативное явление, «разрушающее личность и общество». Однако как бы то ни было, рекламный текст - заведомо манипулятивен, речевое воздействие в его рамках - это профессиональный инструмент специалистов по рекламе. И в этом отношении термин «манипуляция» не должен нести негативной окраски. Но более важно скорее то, как воспринимают манипуляцию сами потребители. Собранные данные показали, что респонденты в целом оценивают её отрицательно, что в сущности предсказуемо и закономерно: процент доверия к рекламе очень невысок. Тем не менее, большинство затрудняется назвать примеры рекламы с манипуляциями; это лишний раз доказывает, что скрыто поданная информация критически не оценивается и как манипулятивная не воспринимается. Кроме того, ещё ни один потребитель только лишь рекламным воздействием не был принуждён к покупке, и респонденты отражали это в своих ответах. То есть не существует такой речевой ситуации, в которой человек полностью лишён свободы воли. Значит, манипуляция в рекламе не является незаконной или ограничивающей потребительский выбор.



Список литературы

Беляева, И.В. Речевая манипуляция: лингвопрагматический аспект / Язык профессиональной коммуникации: функции, среды, технологии. Материалы Международной научно-практической конференции 19 июля 2008 г. / Под ред. В.Р. Саркисьянца, В.И. Тузлуковой. Ростов н/Д, 2008. - 144 с.

Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности / М.: Эксмо. - 2007. - 365 с.

Полетаева Т.В. Речевое манипулирование в рекламе / М.: ИНФРА-М. - 2006. - 216 с.

Давтян А. «Правильные» и «неправильные» рекламные тексты // Реклама. Теория и практика. - 2009. - №1. - с. 56-66.

Шашурин С. Рефиллинг - язык реактивной рекламы // Реклама. Теория и практика. - 2006. - №4. - с. 282-286.

Studfiles.net

Nsportal.ru

Статья Сергея Николаевича Литунова, кандидата технических наук, доцента кафедры дизайна, рекламы и технологий полиграфического производства Омского государственного технического университета. www.marketing.spb













Автор материала: К. Низамутдинова (1 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.