12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбачёва Марина Юрьевна163765
Учитель русского языка и литературы. Высшая категория. В школе работаю 40 лет
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Всероссийская проверочная работа по русскому языку, 5 класс. Вариант 13

Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс, Вариант 13 Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга

1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Ж..вёт(3) у нас в лесу птица. Сама ч..рная с белыми п..стринками(2) а на затылк.. у неё перышки яркие красные. Называет..ся эта птица — дятел(1). Летом дятел целый день (по)лесу лета..т еду себе разыскивает. Сядет на дер..во но не на ветку а прямо на ствол и б..жит вверх (по)нему, как (по)лесенк.. . Б..жит а сам клюв..м (по)дер..ву (по)стукива..т. (До)стан..т (из)под к..ры л..чинку или жуч..ка и с..ест. Но пришла зима. Д..леко (по)прят..лись все нас..комые.(4) Чем же дятел зимой кормит..ся? Вот на снегу (под)дер..вом много с..сновых шишек валяет..ся. А что это за дер..во? Это ду(п,б). Откуда же (под)ним с.сновые шишки вз..лись? Вдру(к,г) (под)летел к дер..ву дятел а в клюв.. с..сновая шишка.

2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. – фонетический разбор (звуко- буквенный) (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор

3 Поставьте знак ударения в следующих словах: Зубчатый, полила, каталог, черпать. 4 Над каждым слово напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении. Клесты стайками перелетают из леса в лес.

5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены). 1)Что за прелесть эта весна 2)Голубь сказал что он строит гнездо для своих маленьких деток 3)Большой урожай получился радовались ребята 4)Пора тебе чиж петь

6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую \ запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Всю середину нашей родины широко опоясывают леса, тайга и весёлые рощи. 2)В сумраке леса живут завирушка, соловей-красношейка славка-черноголовка. 3)В дуплах деревьев находят себе приют разные птицы зубастые крохали, мандаринки, гоголи. 4) На высоких деревьях мы видим гнёзда соколов, орлов, цапель.

7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Причудливый узор мороза лёг на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов. 2)Буран бушевал всю ночь и весь следующий день. 3)Мы бродили по лесам обошли все знакомые места. 4)По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз.

Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)Можно ещё много писать о Мещёрском крае. (2)Можно на­писать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. (3)Но я нарочно не пишу об этом. (4)Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно ис­пользовать для нашего благосостояния! (5)Не только за это мы любим родные места. (6)Мы любим их ещё за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны.

(7)Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (7)Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (8)На первый взгляд это тихая и немудрая земля под неярким небом. (9)Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. (10)И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

8 Определите и запишите основную мысль текста. 9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствуют о богатстве Мещёрского края? Запишите ответ 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-4 текста. Запишите ответ.

11 В предложении 1-4 найдите слово со значением «достаток, благосостояние, средства существования». Выпишите это слово. 12 В предложениях 8-9 найдите синоним к слову «тусклый» и выпишите его.

Ответы: Живёт у нас в лесу птица. Сама чёрная с белыми пестринками, а на затылке у неё перышки яркие, красные. Называется эта птица — дятел. Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, но не на ветку, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, как по лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест. Но пришла зима. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Вот на снегу под деревом много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб. Откуда же под ним сосновые шишки взялись? Вдруг подлетел к дереву дятел, а в клюве сосновая шишка.

2 Фонетический разбор д-[д’]-согласный, звонкий, мягкий. я-[а]-гласный, ударный. т-[т’]-согласный, глухой, мягкий. е-[и]-гласный, безударный. л-[л]-согласный, звонкий, твёрдый. 5 Букв, 5 звуков, 2 слога.

Морфемный разбор ‘Пестр’-корень. ‘инк’-суффикс. ‘ами’-окончание.

Морфологический разбор живёт (птица) 1)Живёт (птица)- глагол ,обозначает действие предмета: птица (что делает?) живёт; 2)Начальная форма- жить; несоверш.вид, невозвр., 1 спр.; наст.вр., 3-е лицо, ед.ч.; 3)В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор Далеко попрятались все насекомые. Предложение повествовательное, невоскл., простое, распространенное. Грамматическая основа: насекомые(подлежащее); попрятались(сказуемое) Второстепенные члены: (насекомые) все – определение, (попрятались) далеко- обстоятельство.

3 Зубчатый, полила, каталог, черпать. 3 Зубчатый, полила, каталог, черпать. 4 Клесты(сущ.) стайками(сущ.) перелетают(гл.) из(предл.) леса(сущ.) в(предл.) лес (сущ.). 5 «Большой урожай получился!»- радовались ребята «П!»-а. 6 В дуплах деревьев находят себе приют разные птицы зубастые крохали, мандаринки, гоголи. Это предложение с обобщающим словом при однородных членах <или> обобщение <или> Обобщающее слово находится перед однородными членами предложения.

7 Мы бродили по лесам, обошли все знакомые места. 7 Мы бродили по лесам, обошли все знакомые места. Это простое предложение с однородными членами <или> в предложении два однородных члена соединенных с помощью интонации. 8 Мещёрский край прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно <или> Рассказчик любит Мещёрский край; готов защищать этот клочок земли, научивший видеть и понимать прекрасное.

9 Мещёрский край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. 9 Мещёрский край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. 10 Рассуждение. 11 Благосостояния. 12 Неярким.